Раздельное обучение спасает от “вторичного” стресса
С 1992 года наше школа занимается изучением и внедрением в практику учебно-воспитательного процесса гендерного подхода.
Идея раздельного обучения в школе определяется:
— потребностями и задачами оздоровления общества и личности, её полоролевым самоопределением и общечеловеческими ценностями;
— ныне существующими представлениями о полноценной жизнедеятельности современного человека и необходимым для развития мужчины и женщины потенциале (социальном, духовно-нравственном; физическим и психологическим);
— необходимостью прервать тенденцию к снижению физического и психического здоровья школьников;
— проблемой “феминности” многих юношей и “маскулинности” девушек, отрицательно сказывающейся на дальнейшей адаптации в обществе и семье;
— необходимостью учёта разных темпов формирования организмов девочки и мальчика с целью обеспечения комфортного здоровьесберегающего обучения;
— необходимостью учёта особенностей восприятия и усвоения материала девочками и мальчиками с целью повышения эффективности обучения;
— позитивным историческим опытом раздельного обучения в России и Европе;
— реальными возможностями системы образования в целом, московского образования, реализующего программу “Столичное образование-4” и образовательной ситуацией, сложившейся в школе № 343.
Анализируя деятельность школы за 12 лет, отзывы родителей и учащихся можно утверждать:
— из раздельных классов в жизнь выходят творческие, целеустремлённые, уверенные в себе, не обременённые комплексами люди, способные воспринимать как ценность семью и личность другого человека;
— обучение в раздельных классах выбирают родители, подсознательно чувствуя в них здоровьесберегающие компенсаторные возможности;
— в раздельных классах меньше миграция при прочих равных условиях, что говорит об удовлетворённости процессом обучения и учащимися, и родителями;
— раздельное обучение, спасая от “вторичного” школьного стресса, сохраняет здоровье, позволяет разумно использовать учебные нагрузки, исходя из периодов развития;
— обучаясь в раздельных классах, мальчики и девочки не утрачивают самоидентификации по полу, лучше понимают особенности и достоинства противоположного пола;
— при раздельном обучении удаётся соблюсти деликатность в условиях учебных неудач и тем самым избежать психологических травм и комплексов; формируется адекватная самооценка;
— в раздельных классах девочки и мальчики учатся лучше, так как формы и методы обучения сообразны их психологическим особенностям;
— раздельное обучение не ущемляет свободу общения полов, но способствует романтизации и чистоте отношений;
— раздельное обучение как альтернативная форма отвечает историческим особенностям образования в нашей стране, а также современным европейским тенденциям.
В работе педколлектива существенную консультативную помощь оказывают:
— ГУНЦ здоровья детей НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков;
— НЦ психического здоровья РАМН;
— центр социальной и психологической помощи населению “Исток”, Северное Измайлово ВАО;
Медицинское сопровождение осуществляют детская районная поликлиника № 20 и выше названные ГУНЦ и НЦ.
В пропаганде здорового образа жизни существенно помогают НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН, ПНД № 5 ВАО.
Педколлектив в целях здоровьесбережения использует:
В урочной деятельности | Во внеурочной деятельности |
1. Соответствие структуры урока требованиям здоровьесбережения (распределение учебной нагрузки в соответствии с физиологическими особенностями умственного труда учащихся по возрастным группам, учёт биоритмов).
2.Отбор форм и методов, соответствующих возрастным и полоролевым особенностям учащихся. 3. Включение в учебный процесс личностно-ориентированных и природосообразных технологий, обеспечивающих эффективное обучение каждого в соответствии с его психофизическими характеристиками. 4. Использование разнообразных видов деятельности с целью снятия статических нагрузок и обеспечения необходимого уровня двигательной активности. 5. Осуществление строгого контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм учебного труда. |
1. Планирование и организацию учебного дня на принципах полного развивающего.
2. Дозирование учебной и досуговой деятельности с целью снятия утомляемости. 3. Учёт биологических ритмов в продуктивности учебного дня. 4. Расширение объёма двигательной активности за счёт введения новых форм организации учебно-воспитательного процесса; профилактику нарушения осанки, остроты зрения, респираторных заболеваний. 5. Пропаганду здорового образа жизни. 6. Обучение бесконфликтному общению и снятию стрессов. |
Мониторинг результатов этой работы осуществляет:
— ГУНЦ здоровья детей НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков — здоровье репродуктивной сферы и стрессоустойчивости (три года по классам девочек и второй год по классам мальчиков);
— НИИ “Прикладная статистика” — по определению уровня тревожности и учебных перегрузок (на протяжении 7 лет);
— поликлиника № 20 — по заболеваемости учащихся (10 лет).
Существующий базисный учебный план не способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся и может быть улучшен за счёт внедрения индивидуальных учебных планов.
Учредители и местные власти относятся к работе педколлектива незаинтересованно, востребованности усилий педколлектив школы не ощущает.
Позиция родителей определяется востребованностью мер здоровьесбережения, предпочтением концептуальной идеи школы другим образовательным учреждениям, выбором раздельного обучения как средства сохранения здоровья в условиях современных учебных нагрузок.
Социологические опросы учащихся школы показали, что в раздельных классах отношение к заботе о своём здоровье как терминальной ценности более позитивное, чем в смешанных классах.
Насколько современное образование отвечает задачам свободного развития личности и проявления способностей, реализации интересов девочек и мальчиков, учитываются ли в нём особенности, приобретаемые в процессе социализации каждого пола, выходит ли оно за пределы полоролевых ограничений определяет образовательная культура и общества в целом, и каждого педколлектива в отдельности, тем более коллектива, взявшегося за сложную проблему раздельного обучения.
Корнеева Ж.А., директор средней школы № 343, г. Москва.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.