Что за школа без хора?
Наша школа открыла свои двери в ноябре 1989 года. Здание возводили хозспособом. Даже внешне видно, сколько заботы и любви вложили в свое детище строители, учителя, родители и ученики.
В школе учится 225 учеников, работает 20 педагогов. Три учителя имеют высшую квалификационную категорию, восемь — первую, еще трое педагогов награждены знаком “Отличник народного просвещения”.
Школа рассчитана на 624 места. Работает в одну смену. Санитарно-гигиенические условия соблюдаются. Имеется столовая, спортивный зал, актовый зал, медицинский кабинет, стадион, музей “Боевой и трудовой славы”, оформляются экологический зал. В учебный план внесены изменения. Так, в школе 1 ступени введены специальные курсы “Литература Ставропольского края”, “Культура речи”, “Живая этика”, “Человек и природа в народной культуре”, “Валеология”, на II ступени обучения — “Литература Ставропольского края”, “Экология”, “Фольклор народов Кавказа”; элективные курсы в 9 классе, в 10—11 классах “Экономика”.
Во второй половине дня работают клубы “Горизонт”, “Поиск”, “Милосердие”, “Эдельвейс”, “Меридиан”, КИД “Радуга”; кружки “Здоровье без лекарств”, “ЮИД”, “Архимед”, “Родничок”, “Умелые руки”, Совет старшеклассников “Колумбы собственного Я”, совет дружины “Алые паруса”, секции “Волейбол”, “Баскетбол”, “Футбол”, легкая атлетика.
В школе имеется пришкольный участок, на котором проводится опытно-производственная работа.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся нашей школы достаточно сложна. Отрицательно сказывается специфика местных условий: расположение Нефтекумского района в приграничной территории с Чечней, сложные климатические условия, крайне неблагоприятная экологическая обстановка. На здоровье влияют школьные перегрузки, дорогое питание, низкий материальный уровень семей, миграция населения.
Школа начала работать по данной проблеме с 1999 года. Провели исследование образовательных программ с 1-го по 11-й классы для выявления вопросов, связанных со здоровьем. Особое внимание уделили профилактике таких социально значимых заболеваний, как алкоголизм, курение, туберкулёз, СПИД, гепатит.
В 2001 году школа начала в эксперимент, стали работать над темой: “Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса образовательного учреждения”.
Вся работа педагогического коллектива по здоровьесберегающим технологиям строится в соответствии с концепцией, программой и планом ОЭР. Особое внимание в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий отводилось администрацией школы организационным и управленческим вопросам. Мы действуем по согласованному плану с отделом образования, учреждением дополнительного образования ЦВР Нефтекумска, СЭС, отделом здравоохранения, комитетом по физической культуре и спорту, ГИБДД ОВД Нефтекумского района.
Особое место в оздоровлении детей занимает работа по созданию фитодизайна помещений классов, школы, школьного двора. При этом подбор растений осуществляется с учетом их способности выделять фитонциды, поглощать экологически вредные выбросы.
Для экспериментальной работы созданы необходимые условия. В штатное расписание введены дополнительные единицы: психолог, социальный педагог, медицинская сестра, повар. Экспериментальный класс оснащен конторками, нестандартным оборудованием (массажные коврики, экологическое панно, сенсорные кресты, тренажер “восьмерка”, разного рода траектории), оборудован медицинский кабинет.
В первом классе обучались 22 ученика — 11 мальчиков и 11 девочек (смешанный класс). Класс занимался в первую смену в хорошо освещенном помещении. В течение учебного дня дети получали двухразовое горячее питание. В процессе обучения дети проходят обследование по состоянию здоровья, а также проводятся мониторинги их психического состояния.
Обучение в экспериментальном классе ведется с использованием всех доступных элементов и технологий, разработанных В.Ф. Базарным и учеными СКИПКРО. Занятия проводятся в режиме динамических поз. В течение 8-10 минут во время урока учащиеся работают стоя за специальными конторками с наклонной поверхностью, затем садятся за стол с горизонтальной поверхностью.
В течение урока проводятся 2—3 физкультурные паузы, в которые включаются упражнения для коррекции зрения. Сам процесс смены рабочей позы позволяет ученику отдохнуть, поменять положение своего тела в течение нескольких секунд.
Учебно-дидактический материал подается учителем в пространстве, что позволяет детям выводить своё тело из строгого положения “сидеть смирно, положив руки на стол”. Учителю приходится продумывать каждый этап урока так, чтобы сохранить интерес учащихся к получаемому материалу и одновременно сохранить тело ученика в постоянном движении.
Занимаясь по технологии В.Ф. Базарного, учителя начальных классов сделали вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, учитывается объём выполняемых работ в классе. Мозг маленького ребенка настроен на многоцветье, поэтому мы используем экологические панно, которые меняются с приходом нового времени года — осень, зима, весна.
Учителя, продумывая урок, планируют, где можно использовать материал экологического панно. Зрительно-пространственная активность в режиме школьного урока достигается за счет максимального удаления от глаз ученика дидактического материала. Для этого используем деревянные планки, подвешенные к потолку в углах класса, на планках расположен дидактический материал разных размеров. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это специальный тренажер, расположенный на потолке класса (“восьмёрка”), разного рода траектории, по которым дети “бегают” глазами.
В экспериментальном классе уровень оснащенности высокий, есть всё, что рекомендовано В.Ф. Базарным, кроме “бегущих огоньков”.
Расстояние от доски до первой парты (не менее 3-х метров) соблюдено.
Школа работает в одну смену. Количество больших перемен — две по 20 минут, количество динамических перемен — две по 10 минут.
Анализ расписания проводится по баллам, оно составлено с учетом требований СанПиНа, контролируется Госсанэпиднадзором. Хоровое пение введено в экспериментальном и контрольном классе. Создан хор мальчиков.
Уроки физической культуры — основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению организма, а также умственной и физической работоспособности, правильному физическому развитию и закаливанию учащихся, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Уроки физкультуры были включены в расписание равномерно: понедельник, среда, пятница. На этих уроках происходит укрепление межнациональной дружбы учащихся, ведется широкая пропаганда Олимпийского движения, повышается общая культура.
Уроки физкультуры часто проводятся на свежем воздухе, что положительно сказывается на здоровье учащихся во время эпидемий гриппа (болело всего около 2% учащихся школы).
Один раз в две недели в классе проводится Урок здоровья, на котором изучаются темы: гигиена тела; гигиена питания; мышцы, кости и суставы; как уберечься от простудных заболеваний, бегая и играя во дворе; как правильно вести себя, когда приходиться драться; как закаляться, принимать воздушные и солнечные ванны; игры на воде; осанка, избыточная и недостаточная масса тела; спортивные игры; основы личной безопасности и профилактика травматизма.
На протяжении эксперимента часто проводились родительские встречи: “Я — идеальный родитель”, “Я — реальный родитель”, “Что я запрещаю и что разрешаю себе и ребёнку”; и др. Дискуссии на темы: “Чувства и эмоции родителей: как быть с ними?”, “Что я хочу пожелать вам…”
С 2002/03 учебного года во всех классах начальной школы, в 5 и 10 классах составили паспорта здоровья. Мониторинг психосоматического развития и состояния адаптации проводили на 15 сентября, 15 декабря и 15 мая, с результатами знакомили родителей. Мы стремились к тому, чтобы родители изменили свое отношение к физической культуре, поняли, наконец, что и от них требуются определенные усилия, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми.
Учебный день в классах начинается с утренней зарядки на свежем воздухе, что является одним из непосредственных оздоровительных аспектов. На переменах учащиеся 1—4-х классов имеют возможность походить без обуви по дорожкам из гальки, каштана, коврикам с нашитыми пуговицами.
Школа накопила определенный опыт сотрудничества с родителями, используя разные формы работы: встречи и беседы в школе, родительские собрания, контакты по телефону, посещение на дому, совместную деятельность по совершенствованию школьной жизни.
Родители наших школьников, люди разных профессий, могут рассказать много интересного из своей жизни на встречах и вечерах. Их выступления ценны не только содержательной стороной, но и положительным влиянием на собственных детей, перед которыми открывается богатство личности родителей, появляется гордость за них.
Одной из задач, которые решают педагоги в работе с родителями, является распространение педагогических и психологических знаний. Психологическая грамотность позволяет родителям понять, что и почему происходит в сознании и психике ребёнка, чем объясняется то или иное поведение и развитие. Так, родители нередко испытывают большие трудности в общении с собственными детьми-подростками.
Без родительской поддержки невозможно качественно сформировать навыки здорового образа жизни у учащихся. Поэтому конструктивному взаимодействию с родителями в нашей школе уделяется большое внимание.
Каковы же результаты нашей работы?
Качество знаний по физической культуре составляет по школе 89%. В конце года все учащиеся 9-11 классов на более высоком уровне сдают нормативы. Повысился уровень самооценки у учащихся дигестивного типа телосложения, физическое здоровье и физическая подготовленность стали более высокими в общей шкале ценностей старшеклассников.
В каждом классе имеются Уголки здоровья. Оздоровительная программа реализуется совместно с семьей. Родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в школе, а учителя имеют лучший опыт семейного воспитания. Родители ознакомлены с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития. Родители обучены конкретным приемам и методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии).
Стали интереснее проходить совместные праздники.
Высокую оценку учащихся, родителей, бабушек получил кружок “Здоровье без лекарств”.
Особое место в оздоровлении учеников заняла работа по созданию фитодизайна кабинетов, рекреаций.
Наши ученики редко болеют гриппом, уже 3 года школа на карантин не закрывается.
Интересно проходит работа в летнем оздоровительном лагере “Светлячок”, в 2005 году 50% учащихся укрепили свое здоровье.
Снизился процент курильщиков среди учащихся 8-11 классов, всего курящих — 6 человек.
Нет правонарушений, но на внутришкольном учете стоит 20 учащихся.
Девиз наших ребят: “Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай!”
Создан клуб для взрослых “Здоровье” — направление “Как сохранить молодость”.
Каждый учитель определил для себя динамику трудовой активности, выработал свой комплекс утренней и вечерней гимнастики.
Активно формируют здоровый образ жизни учащихся учителя математики, русского языка, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения, ОБЖ, биологии, химии. Они включают полезную информацию о сохранении здоровья человека в темы уроков.
В школе есть хор. Все дети любят петь. Учащиеся занимаются в клубе межнационального общения “Радуга”, где учатся играть в разные игры народов России, учат элементы танцев, песни, пословицы, поговорки народов Кавказа, учатся дружить и любить свою Родину.
В школе проводится работа по профилактике заболеваний. Так в 5-11 классах написаны диктанты на темы: “Скажи “нет” гепатиту “В”, “Профилактика гриппа”, “Профилактика курения”, “Профилактика крымской геморрагической лихорадки”.
Для профилактики наркозависимости в настоящее время в основу работы взята “Рецензия экспертного совета на формы и содержание анти-наркотических, антиалкогольных программ, реализуемых в Ставропольском крае и рекомендации по профилактике наркомании, алкоголизма, токсикомании в детской, подростковой и молодежной среде”.
В начальной школе четыре года экспериментальный класс проучился по системе В.Ф. Базарного. Класс смешанный, не было раздельно-параллельного обучения, т.к. в школе нет параллельных классов, контрольный класс был из другой школы.
Коллектив нашей школы стремится к тому, чтобы ученики были здоровы, добры и счастливы.
Бабенко М.С., директор Зункарской средней школы № 5, пос. Зункарь, Ставропольский край.