Лучше один раз увидеть…
Слово “здоровье”, как и слова “любовь”, “красота”, “радость”, принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949 году, которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия — скорее лозунг, чем “работающее” понятие. Бесспорно, что здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Образование — это гармоничный процесс. Здоровье в широком смысле данного слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования и как средство достижения “высокой гармонии”, и к тому же как индикатор выбора правильности пути.
Наша школа — самая большая в районе (сегодня в ней обучаются 1007 человек в 50 классах). У нас всегда работали кружки, спортивные секции, мы периодически занимали призовые места в спортивных мероприятиях района, наши учащиеся становились призёрами на краевых и Всероссийских соревнованиях. Но всё это казалось таким малым по сравнению с тем, что в школу уже в первый класс стали поступать дети с хроническими заболеваниями, а к выпускным классам их количество увеличивалось в 3—5 раз. Такую неутешительную статистику мы получили, когда в 1999—2000 учебном году решили принять участие в краевом конкурсе инновационных проектов с программой опытно-экспериментальной работы “Развитие творческих способностей учащихся через формирование социокультурного и оздоровительного пространства”.
В школе с 1996 года по согласованию с отделом культуры и роно совместно с детской школой искусств были созданы культурологические классы. Дети всем классом посещали два учебных заведения. Они демонстрировали высокий уровень усвоения учебных программ, познавательную активность, способность за короткое время усваивать материал. Но обучение в двух школах одновременно вело к перегрузке, а следовательно, к нервно-психическим расстройствам и ухудшению здоровья, что и подтвердил проведённый мониторинг психического и личностного развития детей.
Полученные данные были неутешительными: уровень тревожности у детей из этих классов был намного (в 1,5—2 раза) выше, чем в контрольном классе. Ученики значительно чаще (по сравнению с контрольным классом) пропускали уроки по болезням: 64% против 53%. Эксперимент не был одобрен краевым экспертным советом, но это дало возможность нам серьёзно задуматься об ухудшении здоровья учащихся. Полученные данные были подтверждены и результатами диспансеризации детей, благодаря чему мы стали иметь возможность осуществить личностно-ориентированные подходы по отношению ко всем детям, с учетом их здоровья.
С 2000 по 2005 год школа стала работать над проблемой: “Формирование здорового образа жизни в условиях новой развивающейся образовательной среды”.
Школа вовлечена в экспериментальную работу. Три года итоговая аттестация выпускников 11 классов проводится в форме ЕГЭ по математике, русскому языку, биологии, физике, химии. Результаты сдачи ЕГЭ очень высокие: по русскому языку: 2005 году — 98% успеваемость, 87% качества; по математике: 2005 году — 87% успеваемость, 53% — качество. Психологическая служба школы подготовила психолого-педагогическую поддержку сдающим ЕГЭ, поэтому и результаты были столь высокими. С 2004 года школа вступила в эксперимент по предпрофильному и профильному обучению в 9-11 классах. В 9 классах ведётся курс психолога высшей категории В.Н. Смывиной по профильной ориентации учащихся, используются специальные тесты, помогающие детям сделать правильный выбор. Учителя начальной школы для дошкольников, не посещающих детский сад, проводят занятия школы “АБВГДейка”, что способствует быстрейшей адаптации ребят к школе, психологически готовит их к школьной жизни.
Школа получает реальную консультативную помощь, а также частичное медицинское сопровождение от органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, опекунского совета. Ежегодно проводится медосмотр детей узкими специалистами. В течение учебного года дети, нуждающиеся в физиотерапевтических процедурах, проходят их на территории поликлиники, находящейся в трехстах метрах от школы, без отрыва от учёбы. Два раза в год дети, имеющие проблемы с опорно-двигательной системой, имеют возможность проходить массаж и ЛФК у специалистов детской поликлиники. В школе работает опытный фельдшер, который осуществляет вакцинацию детей, следит за их состоянием здоровья и помогает в диагностировании учащихся по группам здоровья. Действует стоматологический кабинет, где проводится два раза в год осмотр и лечение всех детей школы.
Все ученики обеспечены горячим питанием, проводится С-витаминизация и йодирование питания, в период обострения вирусных инфекций поводится чесночная ароматерапия, что даёт очень низкий уровень заболеваемости и приводит к тому, что школа три года не закрывается на карантин во время пика заболеваемости гриппом. Все эти мероприятия проходят в тесном контакте с медиком школы, который ежедневно контролирует и качество питания, и поведение витаминизации и ароматерапии. Тесный контакт налажен с органами социальной защиты населения, опекунским советом района, которые помогают в обеспечении бесплатными путёвками в санатории. Во время летних каникул дети оздоровляются в лагере труда и отдыха “Сосновый бор”, находящемся на берегу чудесного водоёма и возглавляемом зам. директора по психологической работе В.Н. Смывиной. Налажен тесный контакт с детским наркологом, который ежемесячно проводит беседы и тесты с детьми из группы риска и их родителями.
В школе используется здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного (“Организация учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы”), одобренная Минздравом РФ, РАМН, РАН. Кроме того, применяются здоровьесберегающие технологии и приёмы, описанные в следующих методических пособиях:
— “Педагогика здоровья” под редакцией В.Н. Касаткина, рекомендованная лабораторией начального образования методического кабинета Центрального окружного управления Московского комитета образования, 2000. Имеется тематическое планирование данной программы, поурочное планирование для 1-4 классов по темам: “Самопознание через чувство и образ”, “Школа здорового питания”, “Ослепительная улыбка на всю жизнь”, “Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами”, “Безопасность детей на дорогах”. При составлении расписания в начальной школе учитывается “Шкала трудностей предметов” Н.К. Смирнова.
— Корпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. (Рецензенты: член-корреспондент Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, академик Российской академии образования Д.А. Фарбер; доктор педагогических наук, профессор, заведующая Центром начального образования Института ОСО РАО Н.Ф. Виноградова).
— Серия книг “Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития. От 6 до 10 лет”, подготовленная и изданная в рамках Федеральной программы развития образования Министерства образования РФ на 2003 год по проекту “Апробация здоровьесберегающих технологий обучения”, под патронажем Центра образования и здоровья Министерства образования РФ, институтом возрастной физиологии РАО.
— Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 кл. М.: ВАКО, 2004.
— Обухова Л.А., Лямскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2002. (По программе валеологии “Расти здоровым”, разработанной Санкт-Петербургской школой валеологов под руководством Г.К. Зайцева).
— И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.
— М.М. Безруких, Т.А. Филиппова “Две недели в лагере здоровья”, “Разговор о правильном питании”. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, допущенные Министерством образования и науки РФ.
Подробно остановимся на здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, поскольку ее элементы органично вошли в учебный процесс. Прежде чем данная система была внедрена в жизнь, директору и администрации школы пришлось произвести отбор педагогов для работы по этой методике. Выбор сразу пал на учителя начальных классов высшей квалификационной категории, зам. директора по учебно-воспитательной работе Лилию Леонидовну Скоморохову, так как у неё был большой опыт работы по проблеме здоровьесбережения. Директор обратился к попечительскому совету школы, родителям 1 класса с просьбой помочь в оборудовании класса по данной системе. В классе было всего 36% относительно здоровых детей, и родители решили поддержать начинания педколлектива.
Л.Л. Скомороховой была проведена большая методическая работа: изучены теоретические основы данной технологии в журнале “Начальная школа” за 1990, 1996 гг., обобщен опыт работы педагогов Ейского района Краснодарского края и Ставропольского края, которые применяют на уроках эту систему. По чертежам, данным в журнале “Начальная школа”, изготовлены конторки — их устанавливали на столы учащихся. Класс также был оборудован офтальмотренажером, вместо экологического полотна на первых порах использовались большие фотообои, расположенные на задней стенке класса, были приобретены коврики для массажа ног. Л.Л. Скоморохова в первый же год приняла участие в районном семинаре с уроком естествознания “Тундра”, где были использованы данные технологии. Это вызвало живой интерес у коллег из других образовательных учреждений.
В 2003/04 учебном году Л.Л. Скоморохова неоднократно выступала на районных методических объединениях с информацией о проведении эксперимента по внедрению данной технологии. В прошлом учебном году учителем были проведены 2 урока в 3 классе для слушателей курсов Армавирского филиала ККДППИО — учителей начальных классов с преподаванием теоретических основ новой методики, затем состоялась встреча с коллегами из СОШ № 16 г. Кропоткина, заинтересовавшимися данной технологией, а в апреле 2005 года Л.Л. Скоморохова приняла участие в VIII региональной конференции с обобщением-презентацией опыта работы нашей школы.
Также в апреле 2005 года на базе нашей школы прошёл межрайонный семинар “Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного”, куда были приглашены преподаватели начальных классов, заместители директоров школ по учебно-воспитательной работе Успенского района, представители РИМЦ Успенского и Гулькевичского районов. Был представлен как теоретический материал, так и опыт практического применения здоровьесберегающей технологии. В 2005/06 учебном году в школе был открыт еще один класс, оборудованный конторками. Вся мебель соответствует росту учащихся.
При внедрении данной технологии пришлось столкнуться с рядом проблем: во-первых, это нехватка теоретического материала, во-вторых, ограниченность финансовых средств, т.к. оборудование класса проводится за счёт спонсорской помощи родителей, в-третьих, практически невозможно пообщаться с коллегами-единомышленниками, поскольку в близлежащих районах Краснодарского края о данной технологии не всегда даже слышали. Но правильно говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Поэтому хотелось бы побывать у коллег, работающих по данной технологии, на уроках и обменяться опытом.
В школе проводится мониторинг здоровья детей. Это позволяет унифицировать контроль за учебно-воспитательным процессом и способствует созданию единого информационного пространства в школе. Снизилась заболеваемость учащихся: 2001 — 39,3%, 2002 — 38,1%, 2003 — 36,4%, 2004 — 35,9%. Если в 2002 году к нам школу по итогам диспансеризации пришло 59,9% здоровых детей, то по итогам анализа листов здоровья в 2005 году в этих классах процент здоровых детей несколько даже возрос: 63%, что и учителей, и родителей очень радует. Анализ заболеваний учащихся 1-11 классов в 2002 году показал нам, что в школе обучается 27% здоровых детей, с нарушением осанки — 31%, с нарушением зрения — 7,7%, с хроническим гастритом — 5,3%. Обследование детей шло ежегодно. Результаты через 5 лет были таковы: здоровых детей 32%, с нарушением осанки — 28%, с нарушением зрения — 7,9%, с хроническим гастритом — 4,9%.
В школе ведётся мониторинг адаптации учащихся первых классов к новым школьным условиям: в 2003 году — 24% показали высокую степень адаптации, 2004 году — 34%, 2005 — 45%. На этот результат влияет совместная работа школы, семьи и воспитателей детских садов.
Если посмотреть пропуски уроков по болезни за этот прошлый учебный год по начальной школе, то можно увидеть, что пик заболеваемости приходится на III четверть. Наименьшая заболеваемость в 1“В”, 2“Г”, 2“Б”, 3 “Б”, 3“В”, 3“Г”, 4“В”, 4“Е” классах. Наверняка этому способствует проведение ароматерапии, витаминизации, закаливания, а также использования здоровьесберегающих технологий.
В классе, который работает “по Базарному”, на протяжении трех лет снижается процент пропусков уроков по причине болезни: 2002—2003 год — 1350 уроков, 2003—2004 — 1232, 2004—2005 — 1156. Ежемесячно проводится оценка эмоционального состояния младших школьников как реакции на учебную нагрузку или микросоциальное окружение. Данное исследование показывает спокойное, уравновешенное состояние большинства учащихся этого класса.
Действующий базисный учебный план в некоторых образовательных областях способствует сохранению здоровья детей, а в иных наоборот. Так, например, если говорить о начальной школе, то нас очень волнует, что до сих пор не введены 3 часа физкультуры, что изучение области технологии сокращено до 1 часа, причём модулем там введена информатика. Страшит то, что не во всех школах есть оборудованные согласно санитарно-гигиеническим нормам компьютерные классы. В таком кабинете ребёнок будет только губить своё здоровье. Да и вообще, вместо того чтобы работать над развитием мелкой моторики руки на уроках трудового обучения, дети вынуждены будут дополнительно сидеть, нарушая свой двигательный режим и ухудшая зрение. Также мы считаем, что введение иностранного языка (2 часа в неделю) ведёт к очередной перегрузке учащихся начальной школы. Очень хорошо, что наконец-то разрешили создание профильных классов, хотя пока и в режиме эксперимента. Но при этом предмет “история” изучается одинаковое количество часов во всех классах, несмотря на выбранный профиль.
Управление образования Гулькевичского района, Армавирский филиал Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, кафедра начального образования Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования отметили нашу работу по здоровьесбережению.
Районный информационно-методический центр управления образования при администрации Гулькевичского района всегда вовремя информирует школу о проектах, связанных со здоровьесберегающими технологиями и представляет всегда информационное поле для выхода в Интернет с целью популяризации здоровьесберегающих технологий. Уже неоднократно в выпусках “Вестника образования Гулькевичского района” говорилось об опыте работы учителей нашей школы. Приятно, что и со стороны главы администрации Гулькевичского района Леонида Соломоновича Гутрица и начальника Управления образования Владимира Васильевича Парфинцова мы видим заинтересованность в проведении данной работы, а также конкретную помощь в проведении мероприятий по распространению положительного опыта работы.
Родители и дети с пониманием относятся к проводимой в школе здоровьесберегающей работе. При непосредственной финансовой поддержке родителей два кабинета оборудованы конторками. Родители принимают участие в озеленении классных комнат, школьного двора. Они — активные помощники в создании на территории школы дендрария, современных спортплощадок. Не без помощи родителей проводится витаминизация школьного питания. Проводимые в школе Дни здоровья, туристические походы и поездки по стране и краю не обходятся без помощи и участия родителей. И, наконец, горячее питание, которым обеспечены все дети в школе, тоже стало возможным благодаря частичной финансовой поддержке родителей.
Дацукова Л.Д., директор МОУ СОШ № 2, г. Гулькевичи, Краснодарский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.