Лучше быть красивым и здоровым, чем хилым и больным
О здоровье детей и подростков сегодня пишут много и по-разному. Как правило, большинство статей, посвященных проблеме ухудшения здоровья школьников, начинаются с перечисления “страшных” показателей, иллюстрирующих негативную динамику этого процесса. Осенью 2002 года в Краснодарском крае впервые проводилась детская диспансеризация. Несмотря на предпринимаемые усилия по улучшению лечебно-профилактической помощи детям с каждым годом отмечается рост заболеваемости и в нашем Павловском районе. Так, перечень заболеваний (количество случаев по району — на 1000 детей) включал инфекционные болезни 48,9%, органов дыхания 50%, органов пищеварения 32,4%, психические расстройства 22,2%, болезни нервной системы 16,1%, сердечно-сосудистые заболевания 5,8%. В соответствии с этими показателями современный школьник меньше ростом, он стал хуже видеть и ссутулился.
Педагогический коллектив также задумался над проблемой сохранения здоровья детей, их успешной социализацией. В 2001 году нами была разработана школьная комплексная программа “Здоровье”. Физическая активность, рациональное питание, саморегуляция, способность к творчеству, психическая устойчивость, социальная адаптация — вот конечная цель внедрения здоровьесберегающих технологий в нашей школе.
С 2003 года школа стала муниципальной экспериментальной площадкой “Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс”. Что сделано за это время? Создан банк данных состояния здоровья детей с ежегодным анализом происходимых изменений; ежемесячно проводятся тематические часы общения по проблемам здоровья; ежегодно проводятся Уроки здоровья, Дни здоровья; разработан и реализуется курс для 1—4-х классов “Педагогика здоровья”; идет апробация в эксперименте авторских разработок учителей для проведения внеклассных мероприятий; организованы танцевальная студия, кружок хорового пения, работают спортивные секции; открыт профильный оборонно-спортивный класс; оборудован медицинский кабинет, тренажерный зал.
Для детей в школе есть аэрофитотерапия, фиточай, витаминотерапия, офтальмотерапия, горячее двухразовое питание.
В течение двух лет осуществляется постоянная связь с детским, стоматологическим и наркологическим кабинетами. Но в целом система здравоохранения в нашем районе демонстрирует свою неспособность исправить ситуацию в пропаганде здорового образа жизни, первичная профилактика практически отсутствует. Медицина становится все более лечебной, узкоспециализированной, она накопила много данных о болезнях и менее всего о здоровье.
Поэтому проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья решается только в рамках учебно-воспитательного процесса.
С 2003 года в школе действует валеологическая служба, в состав которой вошли психологи, социальный педагог, логопед, учитель-валеолог, фельдшер, учителя физкультуры, классные руководители, родители, учащиеся, попечители.
Решение проблемы правильной организации и осуществления личностно-ориентированного образования в школе реализуется по нескольким направлениям:
— через особую организацию учебного процесса (цель — сохранение высокой работоспособности, исключение перегрузок и переутомления, поддержание высокого жизненного тонуса);
— внедрение режима моторной свободы и динамических поз, активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем организма, повышение эффективности раскрепощения психомоторной функции ребенка (по В.Ф. Базарному);
— повышенное внимание — урокам физической культуры, изобразительного искусства, экскурсиям по предметам на свежем воздухе; организация подвижных перемен и динамических пауз.
Кроме того, большое значение имеют благоприятные социально-психологические условия. В их числе: профилактика умственного переутомления; снятие стрессовых состояний у младших школьников; психологическое и логопедическое сопровождение коррекционно- развивающего обучения; изучение влияния психосоциального климата в семье на состояние здоровья ребенка, его успеваемость, работоспособность; оказание консультативной помощи родителям.
В школе ежегодно проводится исследования по теме “Адаптация учащихся 1-х классов”. По их результатам составлены карты психологической и социальной готовности детей к обучению в школе, а также индивидуальные карты развития ребенка в динамике с рекомендациями для педагогов и родителей.
Учебный процесс построен в соответствии с гигиеническими нормами: соблюдение светового и воздушного режимов, рациональное использование ТСО и наглядных пособий; использование динамических поз — сидя, стоя, в движении (конторки). Для воспитания убеждения в необходимости сохранять и укреплять здоровье в процессе своей деятельности учащиеся ведут “Валеологические дневники”, которые способствуют развитию у школьников процессов самонаблюдений.
В результате проводимых мероприятий стабилизировалось состояние здоровья учащихся. Плановый медицинский осмотр в апреле—мае 2005 года показал, что относительно здоровыми можно считать 317 учащихся школы, что составляет 74% от общего количества (в сравнении с прошлым 2003-м — 65%, 2004-м — 70%).
На базе нашей школы прошли тематические семинары для заместителей директоров по учебной и воспитательной работе района, заседания районного экспертного совета управления образованием, на которых рассматривался ход эксперимента и его материально-техническое обеспечение.
Не уходит из поля зрения администрации школы и классных руководителей работа с родителями, которые в свою очередь стали нашими союзниками и помощниками в достижении поставленной цели.
Нагорный Ю.Ф., директор средней школы № 12, станица Павловская, Павловский район, Краснодарский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.