Детям нужны современные конторки
В последние годы наблюдается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Большое количество негативных факторов влияет на этот процесс. Изучение этих факторов показало:
— несбалансированность питания, излишнее употребление углеводистой пищи, как наиболее дешевой, способствует нарушению обмена веществ, развитию ожирения, сахарного диабета, кариеса и т.д.;
— многочасовое сидение у экранов телевизоров, нерациональная работа с компьютером приводит к нарушению зрения, опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные невротические заболевания, сердечно-сосудистые, расстройство органов пищеварения и др.;
— учебная программа сложна, насыщена и перегружена. Это снижает у детей резистентность организма и провоцирует рост хронических заболеваний. Большие нагрузки повышают тревожность у учащихся на уроках, что неблагоприятно сказывается на психологическом состоянии подростков;
— наша школа расположена в экологически небезопасной зоне (РНГТЗ, завод “Химволокно”, завод “Центролит”);
— условия проживания многих детей не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам;
— во многих семьях микрорайона школы наблюдается недостаточность этического и эстетического воспитания, что является причиной бескультурья, приобщения молодежи к алкоголю, курению и полного безразличия к жизни.
В связи с вышеуказанными проблемами в 2000 году была разработана комплексная программа “Здоровье” и в том же году начата ее реализация. За годы работы по программе в школе создана система структурных подразделений, призванных заниматься оздоровительной деятельностью. Это социально-психологическая служба, коррекционно-развивающая служба, служба питания, медицинская служба (медкабинет, стоматологический кабинет).
Школа активно взаимодействует со спортивными школами города, дети регулярно посещают бассейн, на базе школы открыты спортивные секции и кружки.
В классах КРО учебный процесс построен таким образом, чтобы не перегружать детей, организованы занятия с психологом, логопедом, введен предмет “Логоритмика”.
Немаловажную роль в этом играют диагностические исследования. Среди них: выявление социально-психологической готовности детей к школе; течение адаптации школьников 1-х и 5-х классов; обследование педагогически запущенных детей и социально неблагополучных семей. Особую роль социально-психологическая служба играет в классах КРО, где психодиагностика является основой коррекционной и развивающей работы с учащимися.
Ежедневно перед началом учебных занятий проводится зарядка, в начальной школе организованы динамические перемены, ежемесячно организуются спортивные праздники для учащихся разных классов и их родителей, один раз в год проводится большой общешкольный День здоровья.
Образование и просвещение в области здоровья включает формирование представлений учащихся о поддержания здоровья, развитие здоровьеохранной компетентности родителей, педагогов, детей. Данное направление реализуется на разных уровнях: тематические классные часы, уроки биологии, физической культуры, окружающего мира, занятия по половому воспитанию, беседы со специалистами, классные родительские собрания.
Немаловажную роль в образовании, просвещении, ранней диагностике играет медицинская служба (беседы по профилактике туберкулеза, гриппа, о предупреждении травматизма, здоровом образе жизни). Медицинской службой проводятся мероприятия по оздоровлению учащихся в течение года. Среди них: медосмотры (два раза в год), профилактические прививки, антропометрические обследования, выявление плоскостопия.
Подводя итог, можно выделить положительные стороны реализации программы “Здоровье”. Это: системность работы, организация питания, работа медслужбы, организация и проведение спортивных игр, соревнований, утренней зарядки.
В вопросах здоровьесбережения учащихся школа сотрудничает с детской поликлиникой № 5, на базе которой проводятся оздоровительные профилактические мероприятия: витаминотерапия, исследование на энтеробиоз, профилактика гриппа (вакцинация), антропометрические обследования.
Учитель начальной школы Волкова Т. ведет работу в рамках эксперимента по методике В.Ф. Базарного “Педагогика здорового развития”. Данная педагогическая технология издалась коллективом под руководством администрации в рамках школьных научно-практических конференций “Условия и факторы, определяющие процесс формирования личности” , “Способы оптимизации учебной деятельности учащихся и учителя”. Волкова Т. проводит открытые уроки, выступает с результами работы на заседаниях МО учителей начальных классов и на заседаниях научно-методического совета.
В образовательный процесс внедрено обучение в движении, использование конторок, офтальмотренажеров, хоровое пение, рукотворчество. К сожалению, при внедрении этих технологий пришлось столкнуться с рядом трудностей. Все оборудование, включая конторки, изготавливалось силами родителей. В результате конторки имеют простейшую конструкцию, т.е. они без подъемного механизма. Дети за два года выросли, и конторки стали для них низки. Специально изготовленные конторки фабричного производства стоят очень дорого — школа не в состоянии их закупить в нужном количестве.
Мониторинг состояния здоровья учащихся не проводится по причине отсутствия постоянного медперсонала в школе. Эта проблема может решиться в том случае, если за каждой школой будет закреплен постоянный врач и медицинская сестра. Иначе работа в этом направлении так и будет носить бессистемный характер.
В базисный учебный план, на наш взгляд, должны быть внесены дополнительные часы для предметов, способствующих развитию двигательной активности, мелкой моторики (физическая культура, художественный труд, ритмика и т.д.). Резерв часов может появиться с внедрением в учебный план интегрированных курсов по основным предметам.
Управление образования Рязани оценивает нашу работу положительно. Существует городская комплексная программа “Здоровье”, которая осуществляется совместными усилиями всех школ города. Ежегодно проводятся научно-практические конференции по соответствующей тематике, где учителя делятся опытом в этом направлении.
Крючкова Н.Н., директор средней школы № 33, г. Рязань.