“Экологические панно” для экологического образования
В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся в нашей школе с 2000 года под наблюдением медицинских работников ведется поэтапное внедрение в учебный процесс технологии В.Ф. Базарного. В школе два экспериментальных класса — 2 “а” и 6 “а”.
Учащиеся 6 “а” класса поступили в школу со сложными глазными заболеваниями, но физически здоровыми, без сопутствующих заболеваний (сколиоз, плоскостопие, заболевания сердечно-сосудистой, нервной системы и т.д.).
Все учащиеся 2 “а” класса пришли в первый класс не только со сложными диагнозами по зрению, но и с нарушением осанки.
Учителя, работающие в экспериментальных классах, проводят уроки в режиме “динамических поз” с использованием конторок, высота которых подбирается в соответствии с ростом школьника до оптимального уровня, чтобы ученик ни в коей мере не наклонялся при письме. Размещается конторка на той половине стола, которая максимально удалена от окна. Расстановка столов меняется не реже одного раза в месяц. Работающие за конторками ученики стоят без обуви (в носочках) на массажных ковриках. Оптимальный режим продолжительности стояния — сидения 10—15 минут. Педагоги следят за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети одинакового роста. В кабинетах экспериментальных классов обязательно есть свободная парта, за которой ученик, уставший стоять, в любой момент мог бы свободно присесть. Если за партой сидит один человек, то ему предоставляется свобода выбора (сидеть ему или стоять). Постепенно, как показывает опыт, у детей возникает потребность ко все более продолжительному стоянию.
Результаты мониторинга показывают, что использование режима “динамических поз” повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям (учащиеся экспериментальных классов стали реже болеть). С помощью данных методик осуществляется профилактика близорукости во время учебного процесса (ни у кого из участников эксперимента не ухудшилось зрение), обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Однако в нашей практике есть один случай нарушения осанки, причиной которого является отказ родителей обучать дочь по системе Брайля. Из-за очень слабого зрения девочка на уроках занимает вынужденное положение (очень низко наклоняет голову, горбится), что приводит к прогрессированному развитию сколиоза, тогда как у трех детей, обучающихся по системе Брайля, наблюдается улучшение осанки.
Для борьбы с учебной усталостью учащихся, активизации мышечного тонуса моторно-коррекционных систем учителя на уроках проводят по методике В.Ф. Базарного сенсорный тренаж по схеме универсальных символов, которая изображена на потолке. Учащиеся с поднятой головой “обходят” или “оббегают” схемы-траектории. Систематические занятия по этой схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.
Зрительно-сигнальные сюжеты учителя не используют в организации урока, так как этот сенсорный тренаж не подходит для слабовидящих учащихся.
В рамках экспериментальной работы планируется поставить в кабинетах автоматизированную систему сенсорно-координаторного тренажа. Этот вариант предполагает монтаж в каждом углу потолка по одной сигнальной лампе. Лампочки прикрываются плафонами, которые окрашиваются в яркие цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Для наибольшего эффекта (в плане сенсорной нагрузки) включают музыкально-звуковой ритм, подаваемый синхронно со световым. Дети внимательно следят за “бегущим огоньком” (лампочки зажигаются поочередно через 10—15 минут).
Второй год учителя нашей школы применяют на уроках сенсорно-моторный тренаж. По команде учителя (1, 2, 3, 4… 1, 2, 3, 4) дети фиксируют взгляд поочередно на соответствующей данной цифре картинке. Продолжительность фиксации одной цифры (изображения) — 0,5 секунды. Постепенно это вреФмя сокращается. Педагог стремится к тому, чтобы учащиеся могли за одну секунду сделать полный оборот, при этом не просто механически “пробежать” глазами по иллюстрациям, а успеть осознанно увидеть все сюжеты. Порядок счета через 30 секунд меняется на противоположный: 4, 3, 2, 1. Счет может задаваться и в случайной последовательности: 1, 2, 4, 3 и т.д.
Сенсорные тренажи учащиеся выполняют в позе свободного стояния. Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах. В процессе такого поиска дети делают одновременные движения головой, глазами, туловищем.
Практическая часть эксперимента показывает, что сенсорные тренажи заменяют целый комплекс упражнений (многочисленные физминутки, упражнения, предназначенные для профилактики сколиоза и для укрепления глазных мышц), без которых никак не обойтись на уроках, так как с каждым годом в школу приходят все более и более ослабленные и болезненные дети.
Активизацию учебно-познавательных способностей педагоги проводят с помощью произвольных ритмов телесных усилий по методике В.Ф. Базарного, которые подразделяются на самоуправляемый шаговый ритм, кистевые и голеностопные ритмические усилия, энергичные ритмические повороты головы и трудовые ритмы.
Самоуправляемый шаговый ритм отрабатывается в трех режимах: ближнего и дальнего зрения, с использованием напольных шагово-метрических сеток.
Так, в режиме ближнего зрения, текст стихотворения фиксируется на специальной “держалке”. Школьник берет в правую руку “держалку”, отодвигает ее вперед на максимально возможное расстояние и начинает медленно двигаться, подбирая под каждый шаг слог стихотворения.
Режим дальнего зрения представляет вторую, более высокую, степень овладения “шаговым логоритмом”. Текст стихотворения, разделенный на слоги с помощью плакатного пера переносится на лист ватмана, который фиксируется на доске. Школьник становится на максимально возможном расстоянии от текста и вначале медленно, а затем быстрее начинает к немку приближаться, произнося каждый слог строго под шаг.
Формирование “шагового логоритма” при чтении текста с использованием напольных шагово-метрических сеток напоминает, пожалуй, пение в движении пионерских отрядов, речевки.
Как показывают экспериментальные исследования, в процессе формирования “шагового логоритма” у детей повышаются зрительно-фиксационные возможности, скорость восприятия, устойчивость последовательных образов, качество психомоторных функций, в том числе речемоторных.
Следует отметить, что теоретической основой методики энергичных ритмических поворотов головы учителя владеют, но в практике не применяют из-за отсутствия специально-оборудованной “дидактической дорожки”, которая должна быть оборудована во дворе школы.
А вот “кистевые и голеностопные ритмические усилия” очень нравятся и ученикам, и преподавателям. Ученик обхватывает пальцами руки маленький мячик и сжимая его, произносит логоритм (стихотворение), одновременно вставая на носочки стопы.
Подобный прием есть в программе “Школа—2100” при выполнении ритмических игр по математике.
Последний тип произвольных ритмов телесных усилий — это наложение логорифма на рукотворческие трудовые ритмы. Учитель начальных классов использует заученные стихи на уроках развития мелкой моторики. Например, при лепке поделок из пластилина. Разминая пластилин, дети ритмически читают стихи. Методика заключается в синхронизации ритма мышечных усилий с “логоритмом”.
Долго без внимания учителей оставались художественно-образные “экологически чистые” прописи В.Ф. Базарного.
Но в 2004/05 учебном году был сделан первый шаг: в учебном процессе 1 класса появился стенд “пальцевых” узоров (прописей), который предназначен для развития свободы пластического жеста руки, чувства прекрасного и зрительно-тактильной координации (глазомера).
Стенд “пальцевых” прописей представляет собой лист ватмана, на котором изображены волнообразные узоры или отдельные каллиграфические буквы. Для этого вида работы прекрасно подходит демонстрационный материал к урокам обучения грамоте по программе “Школа—2100”.
Опыт показывает, что совершенствование навыка написания букв, соединений, слов намного выше, если предварительно 1—2 минуты поработать на стенде “ручных” прописей.
В.Ф. Базарный рекомендует выполнять энергичную штриховку, что уже заложено в прописях О.В. Прониной по программе “Школа—2100”, по которой обучаются учащиеся экспериментального 2 “а” класса.
По методике В.Ф. Базарного изготовлено и применяется в учебном процессе подвижное “экологическое панно”, на котором изображен пейзаж (река, холмы, деревья). Это панно используется в обучении детей начальной школы для овладения образным и логическим мышлением, развитием речи.
Стенд выполнен в цветовой унификации, отвечающей требованиям охраны и коррекции зрения: оранжевый — снимает усталость, благоприятен при миопии; розовый — успокаивает; желтый — улучшает мозговую деятельность; зеленый — устраняет напряжение, снижает давление, благоприятен при миопии; красный — заряжает энергией, благоприятен при атрофии зрительного нерва; синий, фиолетовый — благоприятен при катаракте и глаукоме.
Панно очень мобильно: с помощью магнитных картинок, разработанных педагогом начальных классов, идет смена не только времен года, но и явлений природы (снегопад, листопад и т.д.).
Администрация школы уделяет большое внимание экспериментальной работе по методике В.Ф. Базарного. В настоящее время решается вопрос о приобретении “вертушек”, которые будут использоваться на уроках в начальной школе для развития внимания, памяти, мышления. Планируется приобрести “конторки доктора Базарного”, отмеченные дипломом последнего Всероссийского Форума “Образование — 2005”.
Как показывает практика, данные методики — это методики экологического обучения и воспитания в современной школе, которая имеет общие основные направления с программой “Школа — 2100”: формирование понимания ценности здоровья, сохранение и коррекция здоровья обучающихся, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Сафонова И. В., учитель СКО школы-интерната III — IV вида, г. Липецк.
Материалы нашей конференции: