“Не навреди” — девиз не только медиков
Разговор о состоянии здоровья учеников нашей школы состоялся еще в 1999 году на педагогическом совете. Тревожные цифры, прозвучавшие в выступлениях специалистов — школьной медсестры, стоматолога, психолога — побудили педагогический коллектив считать работу по здоровьесбережению учащихся одним из приоритетных направлений. Правило врачей: “Не навреди” стало правилом работы наших учителей.
Был создан Совет школы по здоровью, в который вошли члены педколлектива, учащиеся школы, медицинские работники, родители. Основные задачи Совета по здоровью — охрана жизни и здоровья учащихся и педагогов, контроль за соблюдением техники безопасности в школе и на пришкольной территории, контроль за выполнением норм СанПиН.
Созданная инициативная группа разработала программу “Здоровье школьника — одно из условий качества образования” на 2000—2005 гг.
Определились следующие основные направления работы по улучшению здоровья школьников:
— использование в учебном процессе здоровьесберегающих программ;
— работа, направленная на самопознание ребенка, раскрытия им собственного “Я”, поскольку понять себя — уже значит помочь себе;
— создание в школе здоровьесберегающей среды;
— регулярная диагностика состояния здоровья детей.
Была проанализирована работа по следующим направлениям:
— состояние здоровьесберегающей инфраструктуры школы;
— рациональная организация учебного процесса;
— организация физкультурно-оздоровительной работы;
— воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
— работа, направленная на создание благоприятного психологического климата;
— работа школьной медицинской службы;
— мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы.
По всем этим направлениям были разработаны следующие документы:
— план мероприятий, направленный на оснащение, обновление, укрепление здоровьесберегающей инфраструктуры школы 2000—2005 гг.;
— план работы медицинской службы на 2000—2005 гг.;
— проект “Здоровье ученика = качество образования”;
— структурно-функциональная модель воспитательной работы по здоровьесбережению учащихся;
— план мониторинга здоровья учащихся — основные направления;
— программа “Помоги себе сам” (психопрофилактика эмоционального напряжения);
— программа “Методическая работа школы”, направленная на внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, внедрение в базисный учебный план предметов валеологической направленности, методическое обеспечение здоровьесберегающего направления.
Проект “Здоровье школьника = качество образования” направлен на решение проблемы сохранения и укрепление субъектов образовательного процесса.
Основные задачи проекта состоят в следующем:
1. Определить возможности, условия и основные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды.
2. Формировать у учащихся стремление к укреплению своего здоровья, развитию своих физических способностей.
3. Обучать навыкам здорового образа жизни и умению поддерживать хорошие отношения с окружающими.
4. Содействовать формированию у учащихся чувства ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
5. Внедрять в учебно-воспитательный процесс адаптивное физическое воспитание как метод, способствующий восстановлению здоровья и адаптации детей с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни.
Новизна данного проекта заключается в индивидуальном подборе содержания образования (в базисный план включены курсы “Полезные привычки”, “Уроки здоровья”, “Валеология”, “Экология и твое здоровье”), во ведении новых форм учебной деятельности (научное общество “Поиск”, школа юного психолога “Сотвори себя сам”), в изменении темпа работы, в создании валеологической образовательной среды (создается банк данных состояния здоровья учащихся, карта здоровья класса).
Работа над проектом проходила в три этапа:
Первый этап — диагностический — был посвящен теоретическому исследованию проблемы. В этот период (2000—2002 гг.) выявлялись проблемы, намечались основные направления работы, накапливался творческий материал.
На втором этапе (2002—2004 гг.) теоретические и практические исследования продолжались, нарабатывался материал. В этот период укреплялась материальная и техническая база, организовывалось оздоровление детей в каникулярный период, через внедрение новых курсов, технологий проходила валеологизация учебно-воспитательного процесса, повышалась валеологическая компетентность педколлектива.
На сегодняшний день работа над проектом “Здоровье ученика = качество образования” находится в завершающей стадии, т. е. на этапе реализации наработанного материала, его совершенствования, корректирования, обобщения и распространения.
План работы над проектом “Здоровье ученика = качество образования” предусматривал организационно-методически мероприятия (праздник “Здоровая семья”, организацию лектория для родителей, проведение открытых уроков по теме “Мы против наркотиков”, психифизическую диагностику детей начальной школы и информирование родителей о ее результатах); предметно-образовательный цикл мероприятий (реализацию инновационных программ с валеологической направленностью, организацию факультативов здоровья для учителей, контроля за выполнением программ обучения, открытых уроков по инновационным программам); нравственно-эстетический цикл и цикл “Здоровье через физическую культуру”.
В воспитательной работе, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, на протяжении последних лет педагогический коллектив руководствуется разработанной структурно-функциональной моделью.
С целью реализации программы “Помоги себе сам” была создана школа юного психолога. Создавая ее, мы ставили перед собой следующие
задачи: помочь ребятам научиться управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние, содействовать психологической профилактике эмоционального напряжения.
В рамках этой программы для учеников были организованы деловые, ролевые игры: “Давайте познакомимся”, “Психологический климат на уроке”, “Творите на здоровье” (самореализация в творчестве как способ укрепления психологического здоровья), практикум “Твой имидж” (внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе).
Для более рациональной организации учебного процесса были внесены изменения в учебный план школы. Эти изменения направлены, в первую очередь, на ликвидацию “перегрузок” учащихся за счет сокращения количества часов по некоторым предметам, интеграции ОБЖ и физкультуры, ведения модульной технологии, элективных курсов на выбор учащихся. В то же время вводятся предметы, способствующие сокращению гиподинамии. На первой ступени обучения — ритмика (2 часа), предмет “полезные привычки” (безотметочное обучение), уроки нравственности и здоровья (ведутся на основе игровых технологий), окружающий мир (познание через экскурсии).
Предметы, введенные на второй ступени обучения — валеология, экология человека и родного края — позволяют дать школьникам базовые знания и умения по организации здорового образа жизни. Спецкурсы “Психология личности”, “Психология межличностных отношений” учат ребят познавать и корректировать свое “Я”.
На третьей ступени, преподавание экологии и технологии через проектное и модульное обучение предоставляет ребятам возможность реализовать себя, разрабатывая проекты, связанные с вопросами здорового образа жизни, экологии человека, родного края.
Учебные курсы имеют необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение, дают ребенку возможность приобретения валеологических знаний и навыков.
В 2000 году в школе был создан Социально-педагогический центр, в состав которого вошли социальные педагоги, психолог, логопед, педагог-организатор. Школьная социально-психологическая служба является на сегодня необходимым компонентом системы народного образования. Целесообразность ее создания диктуется потребностью школы сохранить и развить достигнутый уровень образования, здоровья, социальной адаптивности, морально-нравственного и духовного развития каждого ученика. Социально-психологическая работа в нашей школе ведется не только с учащимися, но и с их родителями, а также с педагогическим коллективом.
Наш Социально-психологический центр работает по следующим направлениям:
1. Осуществление мониторинга за состоянием физического, психического и духовно-нравственного развития личности учащихся, формирование отношений в школьном коллективе.
2. Изучение школьной, семейной, досуговой, общественной среды развития личности учащихся.
3. Оказание социально-педагого-психологической помощи учащимся.
4. Проведение учебно-воспитательных мероприятий коррекционного, развивающего, просветительского характера, использование индивидуальных и групповых форм работы с учащимися.
5. Работа по социальной защите детей и их семей.
6. Психолого-педагогическое, правовое, медицинское просвещение учителей и родителей.
7. Поддержка учащихся через организацию педагогического партнерства.
Вопросы, решение которых зависит от действий администрации школы и педагогического коллектива, не связанные с дополнительными материальными затратами, решаются оперативно. Сложности возникают при реализации программ, связанных с материальными вложениями, т.е. с оснащением, обновлением, модернизацией материально-технической базы школы. Например, по причине недостаточного финансирования учащиеся до сих пор лишены возможности заниматься на тренажерах.
Определенную помощь наша школа получает от системы здравоохранения, помогает районный отдел народного образования и муниципальные власти. В школе в оборудованных кабинетах ведут прием врач-педиатр, стоматолог, медицинская сестра. Все они находятся на финансировании бюджета здравоохранения, проводится ежегодный профосмотр детей.
В учебном процессе используются элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, В.Н. Касаткина. Почему элементы? Технология — это и приемы, и формы, и методы, и оснащение, и оборудование, и программно-методическое обеспечение, и курсы обучения, посещаемые каждым учителем. У нас по причине, уже указанной выше, всего этого нет.
В нашей школе проводится мониторинг состояния здоровья учеников. Наблюдаются положительные тенденции. Так, с 2001/02 по 2004/05 учебный год процент детей, относящихся к группе “практически здоровы” возрос с 10,2 до 23, доля детей, имеющих различные отклонения в здоровье, снизилась с 66 до 50%, детей с хроническими заболеваниями — с 20 до 15%, процент школьников, состоящих на диспансерном учете, вырос с 18 до 26.
Результаты медицинских обследований свидетельствуют, что в 2004 году по сравнению с 2002 годом процент детей, отстающих в физическом развитии, снизился с 8,4 до 7; страдающих дефектами речи — с 2,24 до 1,1; с нарушениями эндокринной системы — с 9,52 до 3,7; с заболеваниями органов дыхания — с 47 до 45; пищеварения — с 85, 2 до 14; процент случаев травматизма снизился с 3,36 до 2,3 соответственно. В то же время увеличился процент детей, страдающих нарушениями зрения — с 7,7 до 8; заболеваниями нервной системы — с 8,68 до 14; возрос процент детей, часто пропускающих занятия по болезни — с 5,3 до 5,5.
Педколлектив и администрация школы считает, что между базисным учебным планом (количеством часов, выделяемых на тот или иной предмет) и содержанием, объемом материала, который учитель должен донести до ученика, существует огромный разрыв. Это ведет к “перегрузке” ученика, дискомфорту, чреватому проблемами со здоровьем. Поэтому содержание учебных программ, т.е. учебный минимум для учащихся общеобразовательных школ, необходимо пересмотреть.
Нас поддерживают муниципальные власти. Администрация Малоярославецкого отдела народного образования проводит работу по распространению опыта, наработок школ района в направлении сохранения здоровья учащихся.
Родители, безусловно, заинтересованы в том, чтобы их дети были здоровы, и относятся к нашей работе положительно. Однако нечасто увидишь родителя, который берет на себя ответственность сопровождать детей в бассейн (куда мы еженедельно их возим), организует транспорт, ведет в поход и т.д.
Попова Е.В., директор МОУ “Детчинская cредняя общеобразовательная школа”, пос. Детчино, Малоярославецкий район, Калужская область.
Материалы нашей конференции: