Притча Ферьера
Современные дети зачастую рождаются ослабленными, а в школу приходят с массой недугов и болячек. Система школьного воспитания продолжает дело разрушения их здоровья. И наша школа не была исключением. По данным медицинского осмотра, наши первоклассники страдали близорукостью, нарушением осанки, нервно-психическими нарушениями, заболеваниями органов дыхания и ЖКТ.
Очень много причин способствовало еще большему ухудшению здоровья детей. Нужно было положить конец психозомбированию детей, формированию психозависимой личности. Здесь уместно привести притчу швейцарского педагога Ферьера о том, как создали школу по наущению дьявола. “И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения — его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему они даются в готовом виде.
…И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол”.
Наш коллектив начал свою работу по здоровьесбережению детей с 2001 года. С 2003 года для подведения итогов результативности работы по здоровьесберегающей технологии был взят экспериментальный класс (1-й класс).
Построение учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности. При таких режимах работы на занятиях у детей увеличивается внимание, работоспособность и мотивация к учению, происходит улучшение обучаемости (учим не всех, а каждого). Задачей образовательных учреждений является разработка модели здоровьесберегающей среды, когда наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании являются:
— определение нагрузок на уроках физической культуры и их дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;
— выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание помещений, организация влажных уборок, соблюдение теплового и светового режима);
— включение в учебный план уроков здоровья с учетом возрастных особенностей детей, введение в режим работы школы в обязательном порядке утренней гигиенической гимнастики до занятий, физкультминуток во время уроков, подвижных перемен, спортивных часов в группе продленного дня;
— совершенствование системы физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;
—регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе детских поликлиник;
— проведение мониторинга физической подготовки и уровня здоровья;
— разработка программ по ранней коррекции здоровья учащихся.
Наша программа утверждена Министерством образования и Министерством здравоохранения. С августа 2004 года школе присвоен статус “Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся”.
Использование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе включает в себя систему мер по профилактике нарушений осанки, использование интегрированного обучения с различными предметами, в том числе и с физической культурой, соблюдение санитарно-гигиенических норм в школе, проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей будущих первоклассников в период первичной адаптации детей в школе, изменение предметной среды, структуры занятий и формы работы (коллективная, групповая, парная, индивидуальная, интегрированная), сотрудничество на уроке учителя и учащихся, активность и занятость учащегося (опора учителя на работоспособность ученика), активный отдых во время урока (физкультурные минутки), повышение двигательной активности (комплексы оздоровительной гимнастики, Дни “Здоровья”, подвижные игры на улице, упражнения для самостоятельных занятий, работа в спортивных секциях).
Искусство учителя состоит в том, чтобы создать условия для становления личности. Очень сложная огромная работа, немыслима без его уважения к ученику.
По технологии В.Ф. Базарного второй год работает учитель начальных классов В.А. Собаченкова. Руководством школы была проведена работа по распространению информации об этой методике среди родителей, учащихся и учителей. Была организована курсовая подготовка учителей школы, подбор методической литературы. Директор школы руководит лабораторией по здоровьесберегающей технологии при Межшкольном методическом центре района.
Заместителем директора школы О.Н.Барышенской проводятся аналитическая работа, оказывается методическая помощь учителям. В нашей школе учителя В.А. Собаченкова и Е.Н. Зарецкая имеют опыт организации урока по обучению в движении. Хоровое пение, овладение устной и письменной речью, образным мышлением с помощью бескнижного обучения — неотъемлемая часть данной методики. Учитель физической культуры С.Н. Паничева имеет опыт коррекции и профилактики отклонений в физическом развитии детей.
Состояние здоровья детей в школе
Учебные годы | Всего учащихся | Практически здоровы | Имеют отклонение в здоровье (включая кариес) | Имеют хронические заболевания | Состоят на диспансерном учете |
2001—2002 | 92 человека | 43 человека | 45 человек | 2 человека | 3 человека |
2002—2003 | 85 человек | 37 человек | 40 человек | 4 человека | 4 человека |
2003—2004 | 83 человека | 40 человек | 38 человек | 3 человека | 2 человека |
2004—2005 | 82 человека | 46 человек | 31 человек | 3 человека | 2 человека |
2005—2006 | 73 человека | 47 человек | 21 человек | 3 человека | 2 человека |
Существующий базисный план работает на нашу школу. Мы изыскали возможность включить в режим работы: 3-й час урока физической культуры, занятия ЛФК, уроки психологии (10 и 11-е классы), уроки экологии (9 и 10-е классы).
Местные власти приветствуют здоровьесберегающую работу, но, к сожалению, не стремятся оказать помощь в наших начинаниях. Нам очень нужна финансовая поддержка. Тех средств, которые изыскивает сама школа, недостаточно для приобретения оборудования. Соседние образовательные учреждения работу в направлении здорового развития учащихся оценивают положительно. На базе нашей школы ежегодно проводятся методические объединения учителей района, педагоги дают открытые уроки по здоровьесберегающей технологии.
Ежегодно проводится мониторинг за состоянием развития учащихся “Влияние учебного процесса на здоровье детей”. По итогам подготовки к основам военной службы наши ученики получают оценки “отлично”.
Горохова В.С., директор Покровской общеобразовательной школы, д. Покровское, Перемышльский район, Калужская область.