Будет здоровье — будет и успеваемость
Средняя школа № 4 г. Малоярославца Калужской области на протяжении ряда лет считается одной из наиболее благополучных школ области. В 2004 году мы стали призерами областного конкурса “Лучшая школа Калужской области” в номинации “Школа успеха”. Тем не менее администрацию школы еще в 2002 году беспокоили низкие показатели физического здоровья наших учащихся, выявленные в ходе углубленного медосмотра. В связи с этим мы приступили к работе над программой “Школа — семья — здоровье”. Цель программы — организовать учебный процесс так, чтобы развитие детей было здоровым. Концепция школы строится на трех принципах: здоровье — развитие — образование. Приоритет отдается здоровью.
В школе состоялся педсовет, посвященный проблемам индивидуального подхода к учащимся в условиях современной школы, на котором была рассмотрена система работы доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Коллектив учителей решил применить новые подходы к образованию и воспитанию с позиции здоровьесбережения.
Администрация школы разработала план технических изменений: на тот момент здание школы требовало капитального ремонта, была старая мебель. Используя финансовые средства, выделенные на муниципальном уровне, получая финансовую помощь из областного бюджета, привлекая спонсорскую помощь, нам удалось за три года поменять светильники в классах, произвести капитальный ремонт спортзала и санузлов, отремонтировать буфет, компьютерный класс, медицинский кабинет, тренажерный зал, обновить более половины имеющейся мебели. Все это позволило создать гигиенические условия, обеспечивающие высокую работоспособность школьников и учителей.
Также, работая в русле педагогики здоровья, мы стараемся исключать перегрузку учащихся информацией, требующей механического запоминания, проводить педагогическую профилактику развития таких типично школьных заболеваний, как нарушение осанки и близорукость, и предупреждать возникновение у учащихся стрессов, гиподинамии, других дезадаптационных состояний, постепенно разрушающих здоровье. Кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных факторов образовательного процесса мы планомерно обучаем их ведению здорового образа жизни, воспитываем у них культуру здоровья на отдельных уроках, специально посвященных этим вопросам.
Вот уже четыре года как в нашей школе в учебный план 1—4-х классов включен предмет “Педагогика здоровья”. Разработчиком программы является доктор медицинских наук В.Н. Касаткин. На уроках здоровья учителя используют активные методы обучения: игры, тренинги, анализ реальных жизненных ситуаций и т.д. В рамках программы учителя Гаврилова Т. В. и Аникеева Е. В. предоставляют детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; учат детей делать правильный выбор и принимать ответственные решения; помогают родителям предупредить приобщение учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
На занятиях дети используют дополнительную литературу по проблеме здоровья, много и с желанием выступают, рисуют, разучивают оздоровительные упражнения, игры.
Третий год подряд в нашей школе проводится конкурс “Самый здоровый класс”. В прошлом учебном году победителем стал 5-й класс “Б” (классный руководитель Ермолаева Н.М.). Пятиклассники участвовали в городских президентских соревнованиях, набрали больше всех очков в акции “Мы выбираем здоровье”, сделали прекрасную газету, посвящённую здоровому образу жизни, стали победителями в “Весёлых стартах”.
Наши ребята проводят различные акции, такие, например, как “Маленькая живая природа в классе”, “Мы выбираем здоровье”, “Физкультура — отлично”. В классах состоялись беседы, подготовленные самими ребятами: “Быстрый бутерброд до добра не доведет” (5-й класс “Б”, учитель Федосова Е.Н.), “Витамины и здоровье” (9-й класс “Д”, учитель Мартыненко В.Ф.), “Твой друг компьютер”, “О вреде курения” (10-й класс “А”, учитель Миронова И.И.), “Физкультурные минутки на уроках” (9-й класс “А”, учитель Чинюк Е.И.), “Спорт в жизни человека” (10-й класс “Б”, учитель Потянова В.Д.), “Загадки о здоровой пище” (6-й класс “В”, учитель Закирьярова Р.З.), “Курение — вредная привычка”, “Жевательная резинка” (5-й класс “Б”, учитель Ермолаева Н.М.).
Впервые в этом году была проведена общешкольная акция “Говорящие стены” по темам: “Пословицы о здоровом образе жизни”, “Высказывания знаменитых людей о здоровье”, “Частушки о здоровье”.
В школе стало традицией проводить выставки рисунков учащихся 1— 4-х классов. Детские работы были посвящены следующим темам: “Я здоровье сберегу — сам себе я помогу”, “Мой любимый вид спорта”.
Также для учеников начальной школы выпускается газета “Здравушка” со сказками, сочиненными сами ребятами, и статьями о здоровье.
На каждого ученика, поступившего в школу, заводится паспорт здоровья, где указываются имеющиеся у него заболевания, объем двигательной активности ребенка, объем и разнообразие его питания.
Согласно данным этих паспортов, в этом году в школу пришли 18% детей с нарушением осанки, 23% — с лорзаболеваниями, 26% — с кариесом и 10% детей, страдающих аллергией.
Важную роль в процессе сохранения и укрепления здоровья детей играет семья. Ведь именно там закладываются основы физических и духовных способностей ребенка. Однако сегодня можно говорить об отсутствии культуры здоровья в семьях. Родители всё больше склоняются к убеждению, что состояние здоровья целиком зависит от медицины. Такой подход освобождает родителя от необходимости вести самому работу по оздоравливанию своего ребёнка и позволяет жить в режиме постоянного ограничения нагрузок. Что можно по этому поводу сказать? Бывшие школьники, отягощённые букетами хронических заболеваний, становятся родителями — и следующее поколение появляется на свет ещё более болезненным.
В 2003 году местный отдел образования предложил организовать экспериментальную работу по теме “Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе”. Для этого в школе была создана творческая группа учителей, ориентированных на реализацию программы укрепления здоровья детей в процессе образования.
За 2003/04 учебный год на школьных педсоветах обсуждался целый ряд вопросов, касающихся проблемы сохранения здоровья детей: “Проблемы адаптации обучающихся при переходе на вторую ступень общего образования”, “Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории развития каждого учащегося школы”, “Дозировка домашнего задания — залог успешного выполнения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе”, “Личностно-ориентированное обучение как одно из средств устранения перегрузки школьников”, “Деятельность классного руководителя в современных условиях”.
Также многие вопросы, касающиеся этой темы, были вынесены на повестку дня школьного методобъединения. Среди них: “Применение офтальмотренажеров как средство расширения зрительного пространства” (Зиндяева Т.Н.), “Использование физкультминуток на уроке иностранного языка” (Шебарова С.А.), “Здоровьесберегающие технологии на уроках гуманитарного цикла” (Демченко Л.А.), “Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка” (Татарникова Н.И., Бордяшова А.Ф., Найдовская Л.А.).
Учитель Зиндяева Т.Н. принимала участие в районном методобъединении, где выступала с докладом на тему “Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”. Делилась своим опытом работы и Гаврилова Т.В., выступив на районной конференции по направлению “Основы формирования здорового образа жизни”. В связи с наметившейся положительной динамикой здоровья учащихся работа в направлении сохранения здоровья учащихся оказалась востребована в других школах.
Изучая наш опыт работы школы, ИМЦ ОНО подготовил и провел 16 марта 2004 года на базе нашей школы семинар руководителей образовательных учреждений района на тему “Управление построением здоровьесберегающего образовательного пространства школы” и районное родительское собрание “Здоровье школьника: проблемы и пути поддержки”. В ходе семинара 19 педагогов поделились своим опытом работы.
Оценка работы школы по этому направлению показала, что достигнута основная цель: удалось остановить рост большинства заболеваний, а по нескольким заболеваниям и достичь снижения показателей. К примеру, если в 2001 году было выявлено 152 случая заболеваний глаз, то в 2003-м — всего 98. Также за тот же период уменьшилось число заболеваний сколиозом с 84 до 60.
Работа педагогического коллектива по здоровьесберегающим технологиям отмечена благодарственным письмом Департамента образования и науки Калужской области, а школа в 2003 году получила статус “Школа, содействующая здоровью”.
Главные помощники в работе по школьной программе “Школа — семья — здоровье” — это родители. С ними, равно как и с медицинскими работниками, мы согласовываем содержание программы, планы мероприятий. Врачи систематически проводят родительский лекторий по темам здоровьесбережения. Родители приветствуют работу педагогов по данному направлению, но так как у них не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, то большинство не желают проявлять активность в сотрудничестве с нами.
Что же в первую очередь подрывает здоровье учеников в школе? Как считают наши педагоги, препятствуют сохранению здоровья двухсменные занятия в школе, перегрузки программ по ряду предметов (физика, химия, математика), изучение учебного материала по концентрическим программам. 70% учащихся в течение одиннадцати лет учат то, что им непосильно.
Разговор об облегчении школьной программы идет давно, а нагрузка на школьников все возрастает. По нашему мнению, 6 уроков в день при 5-дневной рабочей неделе — оптимальный вариант для учащихся 7—9-х классов (т.е. 30 часов в учебном плане). А в 1—6-х и 10—11-х классах нужно оставить количество занятий согласно старому базисному учебному плану.
В связи с повышением требований к выпускникам в ходе подготовки к ЕГЭ появилась опасность перегрузки учащихся 11-х классов. Хотя нужно отметить и положительный факт: 60% учащихся из числа поступивших в вуз — это те, кто поступил без экзаменов, по результатам ЕГЭ.
Если каждый учитель будет проводить свой урок с позиции здоровьесбережения, то нам удастся сохранить высокий потенциал здоровья у учащихся.
Устинова В.В., средняя школа № 4, г. Малоярославец, Калужская область.
Материалы нашей конференции: