Адаптация ребёнка на Севере
В поисках свободы и пищи, спасаясь от врагов, несколько тысячелетий назад люди поселились на Крайнем Севере и сумели выжить в этом краю жестоких морозов, ураганных ветров и снежной пустыни. Сотни поколений вели непрерывную борьбу с суровой природой, но так и не смогли стать ее полноправными хозяевами. Лишь в условиях современного социального и научно-технического развития овладение Севером стало вполне реальной задачей и успешно выполняется советскими людьми. Это новое завоевание Севера будет прочным и полным, и оно должно проходить с минимальным риском для здоровья и жизни людей как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. В этой связи особенно острой стала проблема биологической и социальной адаптации детей на Крайнем Севере.
Н. П. Дубинин, Ю. Г. Шевченко (1976), подчеркивая биосоциальное существо современного человека, указывают, что каждый человек обладает уникальной генетической конституцией, имеет свою норму реакции, т. е. может «единственным в своем роде личным способом реагировать на социальные и физические влияния среды».
Естественный отбор потерял свое ведущее значение в прогрессивной эволюции человека, решающее значение приобрел социальный прогресс. Отсюда очевидным становится решающее значение в адаптации человека на Севере социальных мер приспособления, защиты его от повреждающих влияний окружающей среды. По-видимому, биологической или генотипической адаптации человека специально к суровым условиям высоких широт не произошло в прошлом и тем более не будет в будущем. Однако это ни в коей мере не исключает возможность определенных физиологических перестроек в организме человека в процессе его онтогенеза, которые помогут ему лучше приспособиться к окружающей среде. Выработанные в процессе филогенеза генетические предпосылки адаптации дают возможность развития в организме функциональных и морфологических приспособлений к действию достаточно значительных, но не чрезмерных, раздражителей внешней среды.
Организм ребенка высоко раним, более чувствителен к действию экстремальных факторов, но незавершенность его развития позволяет в то же время путем разумных тренировок повысить его устойчивость. Формирование признаков организма в онтогенезе осуществляется при условии высокой функциональной активности органов и систем и, напротив, бездеятельность не только задерживает, но существенно нарушает развитие.
Адаптация к холоду, гипоксии, физической нагрузке и другим долговременным воздействиям протекает на субклеточном уровне однотипно: усиливается синтез нуклеиновых кислот и белков в клетках, «ответственных за адаптацию» систем, возрастает биосинтез митохондрий и устраняется дефицит энергии. Функциональная перегрузка приводит к срыву адаптации, «пере- адаптированности» систем, которые приобретают структуру и функцию, аналогичные деадаптированным (атрофированным от бездействия, детренированным вследствие гипокинезии) системам [Меерсон Ф. 3., 1973; Меерсон Ф. 3., Брегер А. М., 1976].
Следовательно, адаптация организма в меняющихся условиях среды будет идти тем совершеннее (быстрее, экономнее, с минимальной «платой» за адаптацию), чем совершеннее развитие организма, уровень функционирования его физиологических систем. Этому соответствуют клинические наблюдения: здоровые, хорошо развитые дети быстрее приспосабливаются в новых условиях, реже болеют, чем дети, развитие которых было отягощено болезнями. Однако избыточно комфортные условия жизни и воспитания, уменьшающие двигательную активность ребенка, исключающие возможность его тренирования к действию различных кратковременных и не интенсивных раздражителей (холод, физические и эмоциональные нагрузки и др.), также не могут считаться оптимальными, поскольку при этом недостаточен стимул для активации механизмов адаптации.
Забота о долговременной адаптации должна начинаться в детстве, ребенка нужно готовить путем осторожных тренировок к будущим нагрузкам (гипоксии, повышенной физической и психической деятельности, к стрессовым воздействиям). Учитывая общность молекулярных механизмов адаптации, могут быть использованы методы перекрестной тренировки, повышения устойчивости. Например, физическая тренировка сопровождается увеличением переносимости холода, недостатка кислорода и т. п. Напротив, уменьшение двигательной активности ведет не только к падению деятельности аппарата кровообращения (критическая нагрузка деадаптированного сердца составляет менее 40% нормального — Ф. 3. Меерсон, 1973), но и к снижению устойчивости по отношению к «стрессирующим» воздействиям.
С. С. Шварц (1976), подчеркивая высокую способность нервной системы человека к адаптации к «эволюционно-непривычным» условиям, указывал, что даже весьма небольшие изменения окружающей среды вызывают нарушения нервно-психического настроя и в результате не реализуется стереотип поведения. Действительно, у детей этот фактор особенно отчетливо выражен и играет огромную роль в процессе адаптации их как в условиях нового коллектива (детсад, школа и пр.), так и при переезде в новые климатогеографические и бытовые условия. Стресс переезда оказывает существенное тормозящее действие на физическое развитие ребенка, задерживая темпы роста и полового созревания. Поэтому в критические стадии роста и биологического развития, видимо, следует рекомендовать родителям воздержаться от переезда ребенка в Заполярье, а если переезд все-таки состоится, то проводить его в летнее время и создать ребенку максимально благоприятную бытовую и особенно психологическую обстановку.
Большой объем социальных, инженерных, гигиенических и медицинских мероприятий значительно уменьшил отрицательное влияние суровой экологии Севера на ребенка. Об этом говорит в первую очередь снижение до уровня среднереспубликанского большинства детских болезней, резкое уменьшение детской смертности, а также высокий уровень физического развития, выраженные проявления акселерации физического и полового развития. За сравнительно короткий срок в результате мер повышения социального иммунитета существенно улучшились здоровье и развитие детей, повысилась их адаптация к Северу, снизилась «плата» за адаптацию. Физиологические сдвиги были вторичными, а основой явилась социальная адаптация.
Улучшения условий жизни детей на Севере несомненны, но все-таки они еще далеки от оптимума, не в полной мере нивелированы отрицательные воздействия среды, которые в силу своей экстремальности могут оказаться факторами, провоцирующими развитие болезни. В тех случаях, когда адаптационные механизмы чрезмерно напряжены (переадаптация) или в силу снижения функциональной активности недостаточно развиты (деадаптация), ребенок оказывается особенно чувствительным к влиянию суровых погодных, гелио-, геофакторов и других условий своеобразной экологии Севера. Такой ребенок находится в состоянии предболезни, у него быстрее происходит срыв адаптации и формирование патологического процесса. Задача педиатрической службы состоит в раннем выявлении признаков напряжения адаптации с целью предупреждения потенциальных заболеваний. В этих случаях оказываются недостаточными обычные медицинские критерии, указывающие на наличие болезни; необходимы такие методы контроля, с помощью которых удалось бы уловить функциональные сдвиги, предвестники болезни. Нарушение гомеостатических механизмов служит ранним признаком нарушения здоровья, но использование в этот период корригирующих воздействий ведет к полной обратимости биохимических, функциональных и даже морфологических изменений.
У детей, живущих на Крайнем Севере, выявлены изменения в деятельности центральной нервной системы, определенная фазность сдвигов, зависящая от природных и социальных ритмов, накладывающихся на естественные биоритмы ребенка. А. Д. Слоним (1976) обращает внимание на изменение поведенческих реакций, терморегуляции и других процессов в связи с влиянием факторов среды на биологические ритмы человека.
Отмечены также существенные нарушения иммунитета, усиливающиеся при неблагоприятных условиях жизни детей, в период адаптации и реадаптации, и некоторые сезонные флюктуации этих показателей.
Определенные сдвиги, зависящие от климатических влияний и служащие до некоторой степени маркером синдрома напряжения, происходят в системе обмена электролитов.
Адаптация требует расхода энергии, суровые условия жизни в Заполярье также ведут к повышенным энергетическим тратам, что проявляется изменениями метаболизма и отчетливыми сдвигами в состоянии и деятельности функциональной системы транспорта и потребления кислорода. Изменения найдены на всех этапах этой системы, но особенно значительными они были в деятельности аппарата кровообращения (снижение его функциональных резервов, неэкономный путь саморегуляции и пр.) и в функции эритрона (увеличение объема эритроцитов, тенденция к анемизации, повышение уровня фетального гемоглобина, сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина). Все эти и другие изменения, в конечном счете, проявились падением физической работоспособности детей и снижением «аэробной производительности».
Адаптацией можно считать оптимальный уровень функционирования при минимальных энергетических тратах. Неэкономный путь функционирования — признак недостаточной адаптации. Поэтому отмеченные сдвиги мы рассматриваем в основном как признак напряжения адаптации, вслед за чем может развиться функциональная недостаточность или даже патологический процесс. В пользу этого говорят функциональные нарушения в период полового созревания девочек и в последующем определенная недостаточность репродуктивной функции женщин. Рост глазной заболеваемости, снижение остроты зрения следует также связать с общим синдромом адаптационного напряжения.
Наряду с социальными и другими мероприятиями, адаптация ребенка может быть повышена путем совершенствования его физического развития и физической подготовленности. Педагогические меры физического воспитания заметно улучшили все функциональные показатели как у детей дошкольного возраста, так и у школьников. Физиологический механизм этого явления можно объяснить с позиции перекрестной адаптации, необходимо учесть и возрастание положительного эмоционального заряда. Следовательно, способы совершенствования адаптации детей на Севере должны сочетать в себе меры повышения социального иммунитета, максимального улучшения условий жизни и меры физического и нравственного воспитания детей, т. е. косвенные и прямые пути воздействия на человека. Одновременно нужно учитывать физиологические возможности ребенка в разные сезоны года и стремиться так организовать физические, психологические, иммунологические (прививки) и другие нагрузки, чтобы они соответствовали биологическому ритму деятельности функциональных систем ребенка. Это особенно важно в период полярной ночи, весной и в периоды адаптации или реадаптации детей, когда отмечается адаптационное напряжение и существенно уменьшаются функциональные резервы организма.
Поскольку современные большие учебные нагрузки вызывают отчетливое утомление детей, а экстремальные экологические условия Севера ведут к напряжению адаптации, то исключительно большое социальное, педагогическое и медицинское значение приобретает проблема летнего отдыха и оздоровления детей. Организованная форма отдыха в большой мере может обеспечить рациональное его проведение, что отнюдь не исключает и варианты индивидуальной его организации.
Многолетний опыт свидетельствует, что чем менее контрастны климатические условия, тем проще, быстрее и безболезненнее протекают адаптация в зоне отдыха, а затем реадаптация по возвращении детей на Север. В этом отношении оптимальной является зона умеренного климата. Пионерские лагеря должны функционировать по типу санаторных учреждений, т. е. с увеличенной нормой питания и медицинского обслуживания. Последние несколько лет пионерлагерь «Таежный», где одномоментно отдыхает 6000 детей, переведен на положение санаторного лагеря. Это позволило не только проводить активную пионерскую работу, спортивные мероприятия, походы и т. д., но и осуществлять специализированное медикаментозное, физио- а в ряде случаев и хирургическое лечение детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастрит, холецистит и пр.), органов дыхания (повторные респираторные инфекции, бронхит, пневмония и т. и.), с заболеваниями глаз, уха, горла и носа, опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и т. п.), функциональными расстройствами деятельности аппарата кровообращения, с обменными расстройствами (ожирение и др.) и реконвалесцентов после различных заболеваний.
Дополнительные ассигнования, выделяемые промышленными предприятиями, и обеспечение лагеря врачами позволяет вести обширную лечебно-оздоровительную работу на современном высоком уровне. Эффективность летнего оздоровления повышается, если длительность пребывания в умеренном климате составляет 3—4 мес, соблюдается рациональный режим дня, питания и возвращение на Север проводится в конце августа— начале сентября. Следует подчеркнуть важность разумной
организации не только отдыха, но и пребывания в дороге, особенно при возвращении в Заполярье. Часть детей летом остается на Севере и оздоравливается в местных пионерских лагерях, что, несомненно, лучше пребывания детей дома, но все же менее эффективно, чем выезд в район умеренного климата. Отсюда важность максимального расширения санаториев, пионерских лагерей и дач (для детей дошкольного возраста) в зонах отдыха за пределами Крайнего Севера.
Приспособление человека к непривычным условиям существования и особенно в экстремальной физико-географической среде является сложным социально-биологическим процессом, в ходе которого мобилизуются адаптационные механизмы и активность физиологических систем не только повышается, но и зачастую снижаются функциональные резервы, уменьшается предел прочности, надежности этих систем. В такой ситуации легче провоцируются болезни и их обострения. Поэтому, несмотря на значительное улучшение условий жизни в Заполярье и непрерывно увеличивающиеся меры социального иммунитета, мы все же считаем нежелательным переезд на Север женщин во время беременности, детей в первые 2—3 года жизни, девочек в периоде полового созревания, детей, которые в районе средних широт часто и длительно болели простудными и другими заболеваниями. Наши наблюдения совместно с врачами Норильска [Бахарева И. А., Брилева А. А., Пеннер Е. П., Горбунова Н. В. и др.] указывают на необходимость выезда по медицинским показаниям из Заполярья в средние широты детей с хроническими заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, часто рецидивирующая и хроническая пневмония, бронхиальная астма и др.), больных ревматизмом (особенно при наличии пороков клапанов сердца, при повторных приступах), гипертонической болезнью, с нарушениями ритма сердечной деятельности, с хроническими заболеваниями почек (нефрит, пиелонефрит), коллагеновыми заболеваниями, тяжелыми и прогрессирующими поражениями желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь, хронический гепатит и др.), заболеваниями эндокринного аппарата (сахарный диабет и др.), с заболеваниями органа зрения (например, миопия, тяжесть которой резко увеличилась за один год), заболеваниями нервной системы (эпилепсия и др.), поражениями кожи (экзема и нейродермит с частыми обострениями), хроническими и плохо поддающимися лечению заболеваниями уха, горла и носа (например, гнойный отит и др.). Этот перечень противопоказаний для проживания в условиях Крайнего Севера может быть расширен за счет заболеваний, течение которых быстро прогрессирует и может привести к инвалидизации ребенка, но перечень может быть и уменьшен, если в результате лечения патологический процесс удалось ликвидировать и состояние ребенка улучшилось.
В настоящее время существует специальная система отбора людей для работы на Крайнем Севере, и при этом медицинской комиссии принадлежит решающее слово. Однако дети и другие члены семьи не проходят медицинского отбора, что порой ведет к переезду на Север больных людей. Учитывая высокую ранимость детского организма и особенно метеолабильных и больных людей, их низкую способность адаптироваться в экстремальных условиях, необходимо обследовать не только взрослых, но и детей, если предполагается и их переезд на Север.
Таким образом, медицинские показания по определению возможности ребенку проживать на Севере должны войти в повседневную практику.
Решение вопроса о здоровье детей, их способности безболезненно адаптироваться на Севере, состояние функциональных систем в процессе адаптации позволяет судить о возможностях приспособления детей в экстремальных условиях и служит в то же время основой для понимания особенностей развития, течения и исходов патологических процессов. Поэтому в основе адаптологии должно лежать учение о здоровом человеке, и именно этому была посвящена наша книга. Последующие работы должны быть посвящены не только более широкому, но и более детальному изучению причинно-следственных связей в системе гелио- -> геофакторы -> здоровье ребенка, влиянию социальных, природных и биологических факторов на развитие и здоровье детей. Однако недостаточно изучение лишь роли обобщенной экологии, требуется вычленение воздействующих факторов (например, роль электромагнитных колебаний, производственного загрязнения среды и др.), которые должны быть рассмотрены отдельно и в комплексе между собой, а также с учетом гено-фенотипических особенностей конкретного человека и всей популяции. На основании этих и других исследований могут быть уточнены и расширены признаки, указывающие на состояние механизмов адаптации, фазу и уровень адаптационных сдвигов, состояние и величину функциональных резервов и, наконец, напряжение и срыв адаптации, развитие патологического процесса. Познание этих явлений позволит создать условия, облегчающие адаптацию и реадаптацию детей, расширить комплекс корригирующих влияний, среди которых, наряду с физическим воспитанием, определенное место займут естественные адаптогены, антиоксиданты и другие вещества. Это снизит «плату» за адаптацию, доведет до оптимального уровня энергетическую эффективность работы функциональных систем и всего организма.
Следует полностью согласиться с В. П. Казначеевым, что массовая диспансеризация и ранняя, донозологическая диагностика помогут не только сохранить, но и развить здоровье людей, не только продлить их жизнь, но и сделать ее максимально активной.
Ж.Ж. Рапопорт «Адаптация ребёнка на Севере», г. Ленинград, “Медицина”, 1979 г.
Один из учителей профессора, д.м.н В.Ф. Базарного