Дело Католикова живет и побеждает
Девяностые годы прошлого столетия – время перемен и реформ, которые, так или иначе, повлияли на систему образования в нашей стране.
Сложившаяся экономическая и социальная ситуация осложнила процесс адаптации детей-сирот вообще и детей-сирот с проблемами развития в частности.
Для решения проблемы конкурентоспособности выпускников коррекционной школы педагогический коллектив должен был позаботиться о сохранении здоровья воспитанников, повышении устойчивости к физическим и нервным нагрузкам, поскольку их трудоустройство было возможным на рабочих местах, требующих выносливости, силы, эмоциональной устойчивости.
В 1989 году началось сотрудничество школы с доктором медицинских наук В.Ф. Базарным по внедрению здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания. Администрацией школы были организованы встречи педагогического коллектива с Владимиром Филипповичем, обучающие семинары. Под его руководством был оборудован учебный класс, а педагоги овладевали приемами сохранения здоровья детей в учебно-воспитательном процессе.
Материально-техническое оснащение школы с целью внедрения новых технологий (конторки, офтальмотренажеры, “экологические панно”) приходилось заказывать за счет спонсорских средств, по возможности делать самостоятельно.
1989—1994 гг. стали временем осмысления и разработки организационно-методических основ деятельности школы социальной реабилитации. Именно на этом этапе были проведены основные структурные изменения и реорганизовано управление школой. Начат эксперимент по использованию методов и приемов здоровьеразвивающей педагогики в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Результатом явилось получение авторским коллективом в составе Трубачевой А.П., директора школы, Дмитриева А.А., доктора педагогических наук, Базарного В.Ф., доктора медицинских наук, патента на методику социальной реабилитации и присвоение школе статуса “Авторская школа социальной реабилитации” (май 1992 г.).
1995-2005 гг. — время дальнейшего развития организационно-методических основ деятельности школы, переход на новый учебный план и перестройка образовательного процесса на принципах природосообразной педагогики, разработка авторских программ, направленных на сохранение здоровья (“Рабочий подворья”, “Иппотерапия”, “Помоги себе сам”, “Игротерапия”, “Организация занятий по хоккею на полу”), участие в программе Special Olympics (специальная олимпиада для детей с проблемами в развитии) по различным видам спорта (хоккей, футбол, теннис, верховая езда, конькобежный спорт). В 2002 году школе был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по проекту “Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот”.
С целью обеспечения инновационных процессов, а так же мониторинга эксперимента школа сотрудничает с Институтом коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета, кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования (КК ИПК РО). Сотрудники кафедры – профессор, доктор психологических наук Уфимцева Л.П., старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук Венсловене Н.И. – обеспечивают научно-методическую поддержку.
Одним из важнейших направлений деятельности школы на данном этапе развития является обновление образовательных технологий на основе принципов природосообразной педагогики, которая учитывает отличительные свойства детской природы и содействует своеобразному ее развитию.
В организацию учебного процесса в школе были внесены коррективы, которые придали ему здоровьесохранный характер. Они касаются расширения общей двигательной и зрительно-пространственной активности, некоторых аспектов передачи и приема зрительной информации, обучения чтению и письму.
В настоящее время используются:
- способ “динамизации” рабочей позы с помощью настольных конторок (В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева и др., 1989);
- прием мобилизация глазо-двигательной активности с помощью разного рода траекторий (овала, восьмерки, волны, спирали);
- специальное дидактическое пособие “Экологический букварь” (Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П., 1989) для пространственно-поисковой передачи зрительной информации;
- способ “бегущей строки” (C. Krischer, M. Buttner, R. Meissen, (1991) для преодоления сенсомоторных (глазодвигательных) затруднений.
Важным звеном сохранения здоровья является системная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, так как в абсолютном большинстве случаев трудоустройство выпускников школы возможно по тем специальностям, для которых требуется хорошее физическое здоровье.
Таким образом, физкультура и спорт призваны решать значительную роль в подготовке школьников с нарушениями интеллекта к дальнейшей самостоятельной жизни и труду.
Физкультурное образование реализуется в трех организационных формах:
- обязательной (коррекционная физкультура, ритмика, лечебная физкультура);
- бытовой (физзарядка, спортивные часы, подвижные игры на воздухе и прочее);
- дополнительной (где наиболее распространенными являются внеурочные занятия по рекомендациям А.А. Дмитриева и участие в движении “SPECIAL OLIMPICS”).
Дополнительная форма физической культуры реализуется на внеурочных занятиях в секциях по видам спорта и предусматривает общую физическую и спортивную подготовку воспитанников, участие их в движении “SPECIAL OLIMPICS” и конкурсах “Стартуют все”.
Большое внимание в школе уделяется охранительному лечебно-педагогическому режиму.
Здоровье воспитанников школы сохраняется и укрепляется посредством лечебно-профилактических мероприятий. К числу традиционных относятся: физиолечение; массаж; фитотерапия. В школе работает кабинет физиотерапии, оборудованный аппаратами магнито-инфракрасно-лазерной терапии “Милта”, электросна, ингалятором, вибромассажером, кварцем.
К числу нетрадиционных лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в школе, относится иппотерапия (лечебная верховая езда), которая проводится по авторской программе. Занятия иппотерапией способствуют развитию силы, ловкости, координации и точности движений; пространственно-временной дифференцировки; вестибулярной устойчивости; умственной работоспособности и физической выносливости.
Психическое здоровье учащихся младшего школьного возраста помогают укрепить занятия игротерапией, которые проводятся по авторской программе с 1 по 3 класс. Они способствуют эмоциональной разгрузке после учебного дня, снятию агрессивных проявлений, развитию психических функций.
Углублению и закреплению знаний и навыков по личной гигиене, ознакомлению с основами санитарно-профилактических мероприятий и правилами оказания первой медицинской помощи способствует авторская программа “Помоги себе сам”.
Важным звеном оздоровительной работы является организация летнего отдыха воспитанников на загородной базе “Багульник”, которая является структурным подразделением школы (там же располагается учебное подсобное хозяйство и реализуются авторские программы “Иппотерапия” и “Рабочий подворья”). Воспитанники имеют возможность общения с природой, животными. Труд детей на природе способствует закаливанию организма, повышает его работоспособность, выносливость, содействует развитию таких двигательных качеств как точность, ритмичность, согласованность.
С целью профилактики заболеваемости и мониторинга состояния здоровья воспитанников в школе работает медицинская служба. Ежегодная диспансеризация, проводимая в последние 5 лет, показывает снижение уровня заболеваемости на 15%.
Школа-интернат работает по I варианту базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, который предусматривает учебные часы на индивидуальные и групповые коррекционные занятия, на развитие психомоторики и сенсорных процессов, что позволяет дополнительно вести работу по здоровьесохраняющим технологиям.
Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы, что позволило в 2005 году открыть на базе школы краевую стажерскую площадку совместно с КК ИПК РО. Кроме того, школа является лауреатом городского конкурса “Школа здоровья” (1999 г.), лауреатом Всероссийской премии А.А. Католикова (1998 г.), лауреатом международного образовательного форума “Школа-2000, 2001, 2002”, имеет Знак качества образования и другие награды. Педагогическим коллективом издан ряд сборников статей из опыта работы, методические пособия, рабочие тетради для учащихся.
Трубачева А.П., Заслуженный учитель РФ, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 4 г. Красноярска
Моторно-раскрепощающие режимы обучения в практике вспомогательной школы