Без понимающего учителя передовые технологии мертвы
В начале 90-х годов в нашей школе количество учащихся, не усваивающих общеобразовательную учебную программу, дошло до 19-20 человек, снизилась учебная мотивация, увеличились пропуски по болезни. Педколлектив был озабочен таким состоянием дел. Началась работа по исследованию причин данного явления. В результате оказалось, что не усваивают учебные программы дети с различными дефицитами здоровья: психологического, физического, нравственного, интеллектуального. Выявленные затруднения, которые не позволяли ученикам успешно овладевать учебным материалом, развиваться личностно, выстраивать свои отношения со сверстниками, побудили педагогический коллектив к поиску реально эффективных сохранных для здоровья детей подходов к организации школьной жизни ребенка.
Учителя азартно взялись за изменения, что было реально возможно в начале 90-х годов. Были откорректированы учебные программы, дифференцирован учебный материал, особое внимание уделили педагогическим технологиям и приемам в организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Для учащихся с проблемами в здоровье, а именно для детей с ЗПР (задержкой психического развития), были открыты специальные классы в общеобразовательной школе. В них обеспечивались наиболее комфортные условия школьнику: 10-12 человек в классе, специальный учебный план, специальные технологии, с 1992 года ввели 3-й час физкультуры, уроки ритмики, бассейн, часы индивидуальной коррекции. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе получил переподготовку в Москве при центре коррекции и развития, все учителя, приступающие к работе с детьми данной категории, обязательно проходили специальные курсы повышения квалификации. Несколько человек обучились по пилотным программам Московского центра коррекции и развития школьников. В общеобразовательном учреждении ввели две ставки психолога, социального педагога. На волне этих преобразований в городе был создан центр диагностики и консультирования.
Так родилась программа развития школы как психолого-педагогической системы с классами коррекционно-развивающего типа как одного из условий сохранности здоровья ребенка в образовательном процессе.
Систематическая целенаправленная длительная работа с педагогическим коллективом по осознанию идей гуманизации и общечеловеческих ценностей, которые необходимы в основе образовательного процесса, позволила изменить самосознание учителя, изменить его угол зрения на ученика и его проблемы.
Одним из условий сохранного обучения являются педагогические технологии и методические системы, но без “понимающего” учителя они не служат так, как призваны служить. Социо-игровая образовательная практика Е.Е. Шулешко, здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного напрямую обеспечивают здоровьесохранный режим обучения. Наряду с другими технологиями эти две активно используются учителями нашей школы.
Все вышеперечисленные условия в комплексе со многими другими факторами психологического и социального плана позволили нашей школе добиться позитивных результатов как в плане выравнивания психического и физического здоровья учащихся, так и в плане успешного личностного становления ребенка, а в результате и успешного освоения программного материала детьми с дефицитами здоровья.
Работа, развернутая в классах коррекционно-развивающего типа по обеспечению сохранного для здоровья учащихся образовательного режима, отразилась на всем укладе образовательного учреждения, на профессиональном мировоззрении учителя, который пытается уйти от гонки за “отметкой”, пытается сменить акценты в оценке результатов деятельности ученика. Проблема сохранности здоровья в образовательном процессе стала ведущей, которую решает педагогический коллектив в последние десять лет. Здоровье ребенка — категория многоплановая, зависит от тысячи причин, и школьная жизнь, устроенная неверным образом, является одним из разрушающих факторов.
Учитывая, что задача школы – стабилизировать и сохранять здоровье каждого ребенка, который сел за школьную парту, и сохранять это здоровье необходимо в школе не столько медицинскими средствами, сколько образовательными условиями, в нашей школе разработана комплексно-целевая программа “Экология школьного детства”, которая реализуется с 2000 года и является основополагающим документом в организации всего учебно-воспитательного процесса. В рамках данной программы проблема сохранности здоровья решается комплексно: от создания комфортных условий образовательного процесса до обновленных содержательно-оценочных подходов к оценке учебно-познавательной деятельности ученика. Введены в урок обязательные динамические паузы, три урока физкультуры, спокойный морально-психологический климат на уроке, факультативы и спецкурсы здоровьесберегающей тематики, глубокая интеграция социально-психологической службы в учебно-воспитательный процесс. Специальная работа с семьей, особое внимание оснащению оборудованием спортивных залов, обязательные прогулки на свежем воздухе в I ступени школы, особый контроль за соблюдением СанПиНов.
Все вышеобозначенные основания позволили по отдельным показателям получить позитивные результаты, выраженные в некотором снижении тревожности учащихся, в стабилизации показателей по зрению и осанке, а самое главное, меньше стало конфликтов между педагогами и учащимися, между учащимися, между педагогами и родителями и т.п., значит, меньше стало стрессовых ситуаций. Анкетирование показывает возрастающее положительное отношение к школе как учащихся, так и родителей.
Даже к классам коррекционно-развивающего типа, при правильной организации их функционирования, сформировалось позитивное отношение, возрос спрос именно на данную форму организации обучения детей в общеобразовательной школе. К нам приходят учащиеся с территорий других школ, чтобы попытаться решить проблемы психолого-педагогического плана на начальном этапе обучения.
Учитель стал другим: перестали разговаривать с детьми на повышенных тонах, пришли к сотрудничеству и взаимопониманию, уходят из школьной жизни страх и нервозность, предвзятость и унижение. Приходят на смену достоинство, самостоятельность и ответственность. А это все способствует напрямую сбережению нравственного, психологического, физического здоровья ученика и учителя.
Своевременную и квалифицированную помощь в диагностике, в методическом обеспечении, в организации коррекционной работы с детьми с временной задержкой психического развития и с детьми, имеющими другие проблемы со здоровьем, оказывают специалисты центра диагностики и консультирования. Некоторое время данный центр находился прямо в здании нашей школы, это делало наше сотрудничество эффективнее. Органы муниципального здравоохранения к нашей работе “глухи”, хотя мы пытались привлечь их внимание к проблеме нездоровых детей посредством “круглого стола”, куда были приглашены врачи-специалисты во главе с главным врачом. Школьный медработник — ставка городской больницы, т.е. административно директору образовательного учреждения не подчинен, поэтому его помощь в организации мониторинга за состоянием здоровья очень ограничены.
Местные власти проявляют внимание к проблеме сохранности здоровья детей на декларативном уровне. Денег на поддержку программы нет. Все, что делается в этом плане, делается за счет средств школы и на энтузиазме педагогов и родителей.
Базисный учебный план явно не имеет в виду здоровье ребенка, его состояние. Есть небольшая возможность решать проблему через национально-региональный компонент. Что касается финансов муниципального уровня, а проблемами здоровья своих детей надо бы заниматься муниципалитету, здесь нет поддержки, т.к. никогда нет денег. Многое из того, что было возможно 5 лет назад, сейчас свернуто и продолжает сворачиваться.
Потребность в здоровьесберегающих формах организации учебновоспитательного процесса возрастает. Социально неблагоприятная дошкольная среда создает неблагоприятные условия для формирования здорового во всех смыслах ребенка: безработица, низкие зарплаты, низкий социально-культурный уровень семей в нашем маленьком провинциальном городке, отсутствие возможности охватить всех детей дошкольным образованием и т.п. не способствуют решению проблем здоровья в раннем детстве. Дети приходят в школу все с большим набором заболеваний, недостатков в здоровье, а школьная жизнь и требования к учащимся, продиктованные учебными программами, стандартами, формами государственного контроля в сфере образования (ЕГЭ), все жестче, все бесчеловечнее, и с этими факторами учителю бороться не под силу.
Педагогические технологии В.Ф. Базарного в нашей школе занимают определенное место с конца 80-х годов. Директором школы были закуплены несколько комплектов конторок, коврики; набор специального оборудования для упражнений для глаз. Частично учителя сами изготавливали “метки”, “рукавицы” и т.п. В начале 90-х годов в школе был накоплен достаточно объемный положительный опыт по применению данной технологии в учебном процессе. К сожалению, до нас не дошла вся методическая система этой технологии, которая направлена на реорганизацию классического построения учебно-познавательного процесса. Но учителя школы, особенно I ступени, владеют достаточно разнообразным арсеналом педагогических средств, которые в определенной степени компенсируют дефицит движения детей на уроке.
В свое время Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования вел интенсивную работу в школах края по внедрению данных технологий в образовательную практику. Завуч нашей школы прошла переподготовку в этом институте, сама, являясь учителем начальных классов, активно внедряла здоровьеразвивающую систему обучения в свою работу. На базе нашей школы проходило несколько методических семинаров городского, краевого и российского масштаба. Л.П. Уфимцева и В.А. Гуров посещали нашу школу, осуществляли определенное методическое сопровождение данной технологии. Детям очень нравится обучаться в режиме двигательной активности, и это явно идет на пользу. Об этом говорят многолетние наблюдения за опытом данного характера.
К сожалению, в условиях отсутствия финансирования с начала 90-х годов данная практика в нашей школе не получила развития.
Конторки пришли в негодность, офтальмотренажеры испортились, коврики не обновлялись. Но учителя, понимая всю важность проблемы здоровья детей, используют все еще имеющиеся средства и способы для обеспечения смены поз на уроке, для профилактики зрительных проблем, для снятия психической усталости учащихся.
Наш педагогический коллектив полностью согласен с выводами ученых о разрушительности современного школьного обучения относительно здоровья учащегося и здоровья учителя, об этом говорят и результаты многочисленных медико-педагогических экспертиз. Вот почему в наших планах — активизация работы по внедрению в образовательную практику педагогических здоровьесберегающих технологий. Мы бы хотели сотрудничать с лабораториями, научными и образовательными учреждениями, работающими по данной тематике.
Подобедов Г.П. директор СОШ №2 , г. Дивногорск, Красноярский край
2005 г.