Влияние состояния нервной системы и уровня развития тонкой моторики на рабочую позу школьников
ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ НА РАБОЧУЮ ПОЗУ ШКОЛЬНИКОВ
В связи с тем, что рабочая поза школьников с низко склоненной головой является причиной более частого (в 2 раза) возникно-рения близорукости и нарушения осанки, нами исследовались факторы, способствующие формированию данной аномальной позы. Анализировалась зрительная рабочая дистанция (ЗРД), состояние ЦНС, ВНС, функциональное состояние зрительного анализатора, уровень развития тонкой моторики у 90 детей первого класса.
Факторный анализ выявил высокую достоверность (р < 3,05) влияния уровня развития тонкой моторики на величину зрительной рабочей дистанции: чем ниже уровень развития тонкой моторики у ребенка, тем более напряженной является его поза при письме, тем ниже он склоняется на объектом зрительно-ручной работы. При исключении фактора зрительно-ручной координации (при замене на зрительно-речевой вариант работы) ЗРД достоверно увеличивается, поза ребенка нормализуется. ЗРД в первом случае 16, 9 см, во втором – 24,2 см, р <0,05).
Кроме того, в результате факторного анализа выявлено достоверное влияние функционального состояния ВНС на позу учащихся. Анализировались результаты орто-и-клиноортостатических проб. При этом было обнаружено, что достоверное влияние (р < 0,05) на величину ЗРД оказывает состояние парасимпатического отдела ВНС, в то время как влияние реактивности симпатического отдела ВНС на регуляцию позы не доказано.
Урежение частоты сердечных сокращений при клиностатической пробе составило 5,8% у детей с ЗРД близкой к гигиеническим нормам и, соответственно 10,9% у детей,работающих при ЗРД равной 9,3 см.
С целью профилактики школьных болезней нами рекомендуется оценка уровня развития тонкой моторики у детей 5-6 лет, что позволяет обеспечить раннюю диагностику и коррекцию психомоторного развития детей, кроме того рекомендуется при отборе и тестировании детей 6-7 лет учитывать показатели ЗРД, уровни развития тонкой моторики и состояние ВНС.
Олада Э. Я., Красноярский государственный педагогический институт
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Научно-практическая конференция с международным участием
14—16 декабря 1993 г.
Тезисы докладов
Том II
МОСКВА, 1993 ГОД