Некоторые вопросы нормального развития органа зрения у детей
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НОРМОГЕНЕЗА ОРГАНА ЗРЕНИЯ КАК ОСНОВЫ ВСЕОБЩЕЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И МАССОВОЙ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ У ДЕТЕЙ
При значительных достижениях отечественной детской офтальмологии положение в Северном регионе страны на сегодняшний день таково. Среди подростков из семей пришлого населения Крайнего Севера, родившихся и выросших в условиях высокоурбанизированного города, такая форма аномалии развития органа зрения, как близорукость, достигает 58,1% случаев. В этих условиях особенно значима генеральная линия советского здравоохранения — всеобщая диспансеризация и массовая первичная профилактика распространенных форм патологии. Эти положения как раз и являются основополагающими в региональной научной программе «Север — экология человека Крайнего Севера» (научный руководитель — член-корр. АМН СССР проф. К. В. Орехов).
В соответствии с требованиями данной программы к настоящему времени сотрудниками отделения адаптации зрения были изучены особенности становления функциональных возможностей органа зрения в единстве с общим физическим развитием, а также состоянием центральной, вегетативной нервной системы у 12 300 детей и подростков при воздействии на них самых разнообразных социально- бытовых и природно-климатических факторов Центральной Сибири и Крайнего Севера.
Состояние рефракции у детей раннего возраста в значительной степени отражает особенности антенатального периода развития. Например, если у здоровых новорожденных детей, родившихся на Севере, средняя величина астигматизма была в пределах 0,5—1,0 дптр, то у новорожденных с внутричерепной родовой травмой и у недоношенных — 1,5—2,0 дптр. Далее, если смешанный астигматизм (как одна из наиболее выраженных форм дисгармонии реф- рактогенеза) у здоровых новорожденных встретился в 3,4— 3,6% случаев, то у детей с отягощенным антенатальным периодом — в 18,6—36,6%.
Выявлено, что у детей в условиях благополучных антенатального периода развития и акушерского анамнеза ведущей тенденцией была гармонизация рефрактогенеза. Последнее проявлялось в постоянном уменьшении как степени дальнозоркости, так и степени астигматизма. И, наоборот, у детей с патологией антенатального периода нередко наблюдался ускоренный процесс амметропизации глаз при сохранении или даже усилении степени астигматизма.
Важнейшим критерием оценки нормального функционального состояния органа зрения в процессе развития детей является устойчивая тенденция к дальнейшему росту показателей его функций (остроты зрения 1,0; остроты глубинного зрения, резервных возможностей аккомодационноконвергентного аппарата и т. д.). Например, даже в условиях Севера дальнейший рост остроты зрения, превышающей 1,0, наблюдали у 57,7% учащихся 1-х классов и у 32,0% — 4-х классов. Причем у определенного числа детей этот процесс продолжался вплоть до старших классов. За счет этого у значительного числа детей острота зрения существенно превышала 1,0. Например, среди первоклассников г. Норильска такое зрение без коррекции было у 63,5% человек, г. Красноярска — у 77,7%; к 10-му классу — соответственно лишь у 31,7 и 38,6%. Необходимо подчеркнуть, что максимальные значения нормальной остроты зрения для каждого индивидуума являются достаточно стабильными во времени и могут, следовательно, служить важными показателями при диспансерном наблюдении за здоровым контингентом детей.
Получены убедительные данные, указывающие, что основой для реализации и развития высоких потенциальных возможностей органа зрения является прежде всего гармоничное сочетание в режиме дня детей общей двигательной и пространственно-зрительной активности (безусловно, при условии достаточного поступления в организм детей пластических и энергетических веществ). Например, прирост зрительных функций (как ближнего, так и дистантного зрения) у школьников за 2—3 месячный летний каникулярный период был выше, чем за весь предшествующий учебный год. Безусловно, можно говорить, что такая динамика была связана с возрастанием инсоляции и с улучшением качества питания и т. д. Однако тот факт, что даже в условиях Крайнего Севера только за зимний каникулярный период, сопровождающийся гиповитаминозами и гипоинсоляцией, выявлено улучшение функционального состояния органа зрения, со всей убедительностью указывает, что существенной причиной, обусловившей это улучшение, было расширение в режиме дня общей двигательной и пространственнозрительной активности.
У детей, в режиме дня которых было недостаточно общей двигательной и пространственно-зрительной активности, отмечалось снижение адаптационно-трофического содействия органу зрения со стороны вегетативной нервной системы и системно-мобилизирующего — со стороны ЦНС. Например, в ответ на пробу Ашнера у таких детей в 2,5 раза чаще встречались ареактивные и извращенные реакции, а на вариационной кривой распределения показателей зрительно-моторной реакции чаще отмечались асимметрия кривых и наличие в них эксцессов. Выявлено, что именно на фоне такого функционального взаимоотношения органа зрения с центральной и вегетативной нервной системой у школьников при продолжительных зрительных нагрузках на близких дистанциях и возникает астенизация органа зрения, в том числе и вторичное ослабление функций аккомодационноконвергентного аппарата.
Вместе с этим вскрыто, что снижение зрительно-двигательной активности на уровне целого организма способствует развитию аномального зрительно-двигательного стереотипа. Содержание его составляют аномальные функциональные отношения между зрительным и двигательным анализаторами, проявляющиеся в виде аномальных зрительно-двигательных навыков- (рефлексов), в частности «рефлекса низко склоненной головы» (РНСГ) при зрительных усилиях во время работы вблизи.
Оказалось, что не отклонения в развитии зрения предшествуют формированию РНСГ, а, наоборот, первоначально формируется РНСГ, а затем возникает ослабление аккомодации. Эти факты позволяют полагать, что аномальный зрительно-двигательный стереотип играет важную роль в «приобретенной» близорукости.
В связи с таким положением мы предлагаем всех детей, родившихся от матерей с отягощенным антенатальным периодом и акушерским анамнезом, подвергать тщательной диспансеризации в условиях обязательной периодической циклоплегии с учетом факторов риска для рефрактогенеза, что отработано и осуществляется в течение ряда лет детской офтальмологической службой г. Москвы (Е. И. Ковалевский, 1978, 1982). Наш опыт показал, что в условиях всеобщей диспансеризации детей одним из важных экспресс- методов оценки функционального состояния органа зрения является контроль за развитием остроты зрения, превышающей общепринятую условную норму.
Контроль за динамикой зрения наиболее целесообразно проводить средними медицинскими работниками (из штата общепрофильных детских садов и школ). Показатели снимаются 2 раза в год, фиксируются в картах индивидуального развития и служат предметом периодического анализа для врача-офтальмолога детской поликлиники.
Проведенными исследованиями созданы предпосылки разработки методов оптимизации развития органа зрения, в том числе массовой первичной профилактики приобретенной близорукости. Основу их составляет расширение в режиме дня детей общей двигательной и пространственнозрительной активности, а также целенаправленные приемы массовой профилактики у детей «рефлекса низко склоненной головы», внедряемые в режим дошкольно-школьного воспитания и обучения.
Например, профилактику формирования у детей РНСГ осуществляем за счет целенаправленной подготовки органа зрения в детских дошкольных учреждениях к режиму школьного обучения. При этом процессу овладения детьми навыками чтения-письма придан характер игровой пространственно-зрительной активности. Отрабатываются новая «технология» обучения детей письму, новая модель парты.
Для закрепления результатов профилактики РНСГ, а также повышения выносливости органа зрения учащихся к зрительному труду разработана методика коллективных офтальмотренажей. Принципиальные ее отличия: урок подразделяется на две равные по продолжительности части, носит массовый зрительно-игровой характер, «навязывает» зрительно-двигательную активность на уровне целого организма с вовлечением преимущественно тех мышц, которые при чтении и письме находятся в напряженном состоянии (шеи и глаз), имеет организующее и управляющее начало (общий пульт управления).
Контрольные исследования показали, что внедрение разработанных методов со сроками наблюдения 3—4 года создало возможность снизить частоту возникновения близорукости в 2—2,5 раза.
В. Ф. Базарный, Красноярск
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ имени Н. И. ПИРОГОВА
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕИ
(Глазные проявления общей детской патологии)
Сборник научных трудов
МОСКВА 1984