Этноэкологические особенности зрительного восприятия и зрительно-ручного действия у коренных детей Севера
ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНО-РУЧНОГО ДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА
Обследовано 194 ребенка в возрасте 3-6 лет из детских садов г. Красноярска и детского дома г. Дудинки. У детей коренных народностей Севера скорость переработки зрительной информации была в 2-2,6 раза ниже, чем у воспитанников детских садов г. Красноярска. В то же время, результаты выполнения тестов на зрительно-образное мышление у первых оказались выше (проба Руппа – в 2-3 раза по возрастным группам 5-6 лет; складывание целого из частей – от 5 до 15% в возрастных группах 3-4 года).
Удельный вес детей коренных народностей, справившихся с выполнением премоторной пробы (тест на определение зрелости кинетической организации движения руки) был в 2 раза ниже, чем среди воспитанников детских садов г. Красноярска. Это подтверждают и результаты выполнения мотометрического теста и теста на ручную умелость.
Следовательно, при разработке программы дошкольно-школьного воспитания и обучения детей коренных народностей Севера необходим учет отмеченных особенностей зрительного восприятия и зрительно-ручного действия в целях предупреждения дидактоневрозов и “школьных” форм патологии, таких как близорукость и нарушения осанки, влекущих в будущем существенные ограничения в выборе традиционных для северян профессий охотника, оленевода и др.
Л.П. Уфимцева
КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА НАУЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ СССР ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ СЕВЕРА СО АМН СССР
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ДОМ НАУКИ И ТЕХНИКИ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
(Тезисы докладов научно-практической конференции)
26—27 июня 1990 г.
Красноярск—1990