Третий международный конгресс по физическому воспитанию юношества – 1910
К вопросу по истории школьной гигиены…
Въ Брюсселѣ, въ числѣ цѣдой серіи конгрессовъ по всевозможнымъ вопросамъ знанія и техники, пріуроченныхъ ко времени всемірной выставки въ 1910 г., состоялся также, въ промежутокъ времени отъ 10—13 августа новаго стиля, III-ій конгрессъ по физическому воспитанію юношества, подъ покровительствомъ Его Величества Короля Бельгіи, организованный Бельгійской секціей постоянной международной комиссіи по физическому воспитанію и Королевской Федераціей пропагаторовъ школьной гимнастики.
Конгрессъ происходилъ въ, такъ называемой, «Sale des fetes» выставки и не отличался особой многочисленностью, — это объяснялось, несомнѣнно, чрезмѣрнымъ скопленіемъ всевозможныхъ конгрессовъ въ одномъ и томъ же мѣстѣ, что вызывало неизбѣжно нѣкоторую безпорядочность и излишнюю поспѣшность въ ихъ организаціи. Тѣмъ не менѣе, это не помѣшало ему быть весьма оживленнымъ, даже бурнымъ. Особенной страстностью отличались пренія по вопросу о сравнительныхъ достоинствахъ двухъ системъ гимнастики: шведской, горячими защитниками которой было подавляющее большинство присутствовавшихъ, и новой, такъ называемой, экспериментальной гимнастики, представителемъ которой явился Г. Демени, извѣстный и русской публикѣ по его книгѣ «Научныя основы физическаго воспитанія».
Но прежде, чѣмъ излагать подробно этотъ вопросъ, который можно безъ преувеличенія назвать «гвоздемъ» настоящаго конгресса, скажемъ нѣсколько словъ о конгрессѣ вообще и его представителяхъ, а затѣмъ перейдемъ къ изложенію другихъ вопросовъ, подлежавшихъ обсужденію конгресса, и прежде всего къ очень важному и интересному для насъ вопросу о военной гимнастикѣ въ школѣ.
По примѣру другихъ, конгрессъ имѣлъ два, такъ называемыхъ, торжественныхъ засѣданія — засѣданія открытія и закрытія, одно пленарное и нѣсколько секціонныхъ, хотя секція была всего одна. Сначала предполагалось раздѣлиться на двѣ секціи — педагогическую и методологическую, нр въ виду сравнительной малочисленности конгресса (около 200 человѣкъ), а также вслѣдствіе того, что поставленные вопросы представляли одинаковый интересъ для обѣихъ секцій, онѣ съ перваго же засѣданія соединились и работали вмѣстѣ. Первое засѣданіе, то есть, засѣданіе открытія было посвящено рѣчамъ и началось рѣчью предсѣдателя, д-ра Дескинъ. въ которой онъ обрисовалъ огромное значеніе, придававшееся физическому воспитанію въ древности (Греціи), полвое паденіе интереса къ нему въ средніе вѣка и возрожденіе этого интереса, доходящее иногда до преувеличенія въ настоящее время. Этотъ же фактъ—необыкновенное повышеніе интереса къ вопросамъ физическаго воспитанія какъ со стороны общества, такъ и со стороны правительствъ отмѣтили въ своихъ привѣтственныхъ рѣчахъ представители почти всѣхъ безъ исключенія государствъ Европы и Америки. Отъ Россіи сказалъ привѣтствіе проф. Хлопинъ, по соглашенію съ делегатомъ Русскаго Военнаго Министерства, генераломъ Бутовскимъ, извѣстнымъ спеціалистомъ по вопросамъ физическаго воспитанія вообще и по постановкѣ гимнастики въ нашихъ военныхъ учебныхъ заведеніяхъ, въ частности.
Вторая половина этого засѣданія была уже дѣловая и посвящена обсужденію вопроса о приготовленіи юношества къ военной службѣ и тѣсно связаннаго съ нимъ вопроса о военной гимнастикѣ въ школахъ.
Особенный интересъ представляютъ въ этомъ отношеніи доклады Дюпона, Бломбара, Денева и отчасти Лямботта, предостерегающіе противъ чрезмѣрнаго увлеченія военной гимнастикой (которое замѣчается въ нѣкоторыхъ государствахъ). Дюпонъ, исходя изъ того положенія, что школа должна приготовить прежде всего человѣка (а не солдата), и что ребенокъ отнюдь не представляетъ собою «человѣка въ маломъ видѣ» («homunculus»), какъ думаютъ многіе поверхностные наблюдатели, а представляетъ человѣческое существо на извѣстной степени эволюціи, существенно отличающей его отъ взрослаго, считаетъ безусловно необходимымъ строгое разграниченіе школьной, или педагогической, гимнастики отъ военной.
Въ отношеніи физическаго развитія, какъ и во всѣхъ другихъ, ребенокъ существенно отличается отъ взрослаго, начиная съ того, что пропорціональное отношеніе членовъ тѣла у того и другого существенно различны; поэтому и требованія, предъявляемыя къ ребенку и къ взрослому не могутъ быть одинаковы (что для ребенка представляетъ неодолимыя трудности, для взрослаго легко и наоборотъ), такъ, напримѣръ, ребенокъ, благодаря сравнительно небольшой длинѣ ногъ до отношенію къ туловищу легко и шутя продѣлываетъ трудныя для взрослаго упражненія ногами (откидываніе ногъ впередъ при прямомъ положеніи туловища и проч.). Наоборотъ, для дѣтей представляются трудными прыжки съ опорой и прыжки черезъ препятствія, очень продолжительный бѣгъ и т. п. Далѣе, у дѣтей не особенно развито чувсто мѣры, что также имѣетъ вліяніе на быстроту, интенсивность и ритмъ ихъ движеній; поэтому было бы несправедливо требовать отъ дѣтей абсолютной точности и правильности пріемовъ, необходимыхъ при военной гимнастикѣ и вполнѣ исполнимыхъ для взрослыхъ; для дѣтей же авторъ доклада считаетъ болѣе раціональными пріемы «школьной», шведской гимнастики, при которой упражненія не требуютъ такой строгой правильности движеній. Равнымъ образомъ и дисциплина въ школѣ и въ арміи должна носить совершенно различный характеръ и достигаться различными пріемами; по мнѣнію автора доклада, было бы большой педагогической ошибкой требовать отъ ребенка- автоматическаго повиновенія солдата—по отношенію къ дѣтямъ дисциплина должна достигаться цѣлымъ рядомъ разумныхъ и индивидуальныхъ пріемовъ, сообразно съ различными характерами дѣтей; солдатъ долженъ повиноваться пассивно, механически, такъ какъ онъ есть лишь часть одной сложной и цѣльной машины арміи.
Отсюда само собой вытекаетъ, что гимнастика, преслѣдуя одинаковыя для школы и для арміи цѣли — то есть, воспитаніе физическое, моральное и эстетическое, должна, тѣмъ не менѣе, пользоваться разными методами, соотвѣтственно съ тѣмъ—имѣетъ ли она своимъ объектомъ ребенка или готоваго человѣка — солдата.
Докладъ заканчивается выразительнымъ пожеланіемъ: «унтеръ-офицеры и военная гимнастика для арміи. Педагоги и школьная гимнастика —для нашихъ дѣтей».
Другой докладчикъ, Бломбаръ, закончилъ свой докладъ пожеланіемъ, чтобы «школьные батальоны» были изгнаны изъ школьнаго обихода.
Эту точку зрѣнія, между прочимъ, энергично защищалъ и одинъ военный. Онъ говорилъ приблизительно слѣдующее: школа не должна ставить себѣ цѣлью приготовить солдата (такъ же, какъ она не можетъ приготовить инженера или какого-нибудь другого спеціалиста), она должна воспитать человѣка. Дайте намъ лишь здоровыхъ, хорошо приспособленныхъ къ жизни людей, и мы образуемъ изъ нихъ солдата.
Какъ будетъ видно изъ принятыхъ конгрессомъ резолюцій, взгляды докладчиковъ на военную гимнастику въ школахъ раздѣлялись подавляющимъ большинствомъ голосовъ конгресса.
Остальные вопросы, которыхъ стояло въ программѣ конгресса 14 (вмѣстѣ съ вышеизложеннымъ), подвергались обсужденію (но не всѣ) на секціонныхъ и одномъ пленарномъ засѣданіи.
Изъ докладовъ и преній выяснилось, что въ различныхъ государствахъ вопросы о подготовленіи къ военной службѣ, военная гимнастика въ школахъ занимаютъ далеко неодинаковое мѣсто и имѣютъ различную постановку.
Во Франціи послѣ 1870 года пытались организовать «школьные батальоны» (наши «потѣшныя роты»), но результаты ихъ были настолько плачевны, что ихъ уничтожили. Въ 1880 г. гимнастика была введена въ программы начальныхъ училищъ, а въ 1889 г. было организовано обученіе военному строю въ лицеяхъ и во всѣхъ другихъ учебныхъ заведеніяхъ. Позднѣе образовались во Франціи по частной иниціативѣ два общества для подготовленія молодыхъ людей къ военной службѣ («Union des socidtds de tir» и «Union des socieids de gymnastique»), субсидируемыя государствомъ. Эти общества оказываютъ французскому правительству въ дѣлѣ подготовленія молодыхъ людей къ военной службѣ важныя услуги, и съ 1908 г. отношенія между этими обществами и Французскимъ Министерствомъ Внутреннихъ дѣлъ и Военнымъ точно регламентированы правительствомъ. Молодые люди, получившіе военную подготовку въ вышеуказанныхъ обществахъ, по вступленіи въ военную службу получаютъ значительныя льготы по службѣ и чинопроизводству.
Въ Италіи подготовленіе къ военной службѣ имѣетъ цѣлью «обломать» (degrossir) будущаго рекрута и этимъ облегчить наборъ солдатъ. Съ этой цѣлью гимнастика преподается въ видѣ обязательнаго предмета во всѣхъ гражданскихъ учебныхъ заведеніяхъ Италіи. По закону 7 іюля и 23 декабря въ Римѣ открыта «нормальная гимнастическая школа». Національная гимнастическая федерація (Federation nationale de gymnastique) съ 1886 г. признана правительствомъ. Обученіе гимнастикѣ въ Италіи опредѣлено инструкціей Военнаго Министерства и обязательно для военныхъ всѣхъ оружій.
По закону 1882 г. въ Италіи былъ организованъ тиръ для всѣхъ неопороченныхъ гражданъ въ возрастѣ отъ 15 лѣтъ. Дѣло обученія регламентировано особой обстоятельной инструкціей, которая можетъ служить образцомъ инструкцій подобнаго рода (15 декабря 1900 г., въ 263 стр.). Въ Италіи существуетъ также нѣсколько «школьныхъ батальоновъ», напр., въ Римѣ такой батальонъ насчитываетъ 800 учениковъ въ возрастѣ 14—20 лѣтъ, но эти батальоны не живутъ, а прозябаютъ.
Въ Швейцаріи по закону 1874 г. и 1883 г. гимнастика обязательна для всѣхъ учащихся низшихъ школъ съ 10 до 15-лѣтняго возраста и преподается особыми инструкторами, получившими спеціальную подготовку въ нормальныхъ гимнастическихъ школахъ, которыя имѣются въ каждомъ кантонѣ. Курсъ гимнастики опредѣленъ минимумъ въ 60 часовъ въ годъ. Преподаваніе регламентировано особой инструкціей (6 мая 1898 г.). Послѣ 15-ти лѣтъ обученіе гамнастикѣ не обязательно, но поддерживается и развивается федеральными и кантональными властями посредствомъ добровольныхъ организацій подъ руководствомъ гражданъ-патріотовъ, которые въ обмѣнъ за свои труды получаютъ отъ государства весьма значительныя выгоды. Обученіе военной гимнастикѣ производится добровольцами-офицерами и унтеръ-офицерами. Въ каждой общинѣ образуется секція военнаго обученія изъ 8 членовъ; годовой курсъ обученія въ 50 часовъ, изъ которыхъ половина посвящается гимнастикѣ и тренировкѣ. Лица, получившія подготовку въ гимнастическихъ обществахъ и въ секціяхъ военнаго обученія, снабжаются соотвѣтственными удостовѣреніями, которыя они и представляютъ при поступленіи въ военную службу. Въ нѣкоторыхъ кантонахъ Швейцаріи, кромѣ того, организованы кантональными или общинными властями, а также частными лицами особые кадетскіе корпуса, куда можно записываться съ 11 лѣтъ. За успѣхи въ стрѣльбѣ выдаются въ концѣ года серебряные призы въ 5 франковъ. Въ Федеральномъ политехникумѣ военная гимнастика и военная подгот вка. преподаются только факультативно. Благодаря этимъ мѣрамъ время дѣйствительной военной службы въ Швейцаріи весьма сокращено.
Въ Болгаріи въ 1908 г. составленъ проектъ закона объ обязательномъ военномъ обученіи во всѣхъ учебныхъ заведеніяхъ, за исключеніемъ университетовъ.
Въ Англіи только стрѣлковыя общества объединились въ одну ассоціацію. и въ Лондонѣ существуютъ лѣтнія колоніи-лагери.
Въ Аргентинской республикѣ военное обученіе обязательно въ среднихъ и высшихъ учебныхъ заведеніяхъ и состоитъ изъ гимнастики и солдатской выучки. Стрѣлковыя общества носятъ оффиціальный характеръ и субсидируются правительствомъ деньгами и оружіемъ; такихъ обществъ въ настоящее время 102; они имѣютъ надписи: «Здѣсь обучаютъ защитѣ отечества».
Въ Австраліи всякій гражданинъ долженъ помогать защитѣ страв Военное обученіе по закону начинается съ 12 лѣтъ; при этомъ въ возрастѣ отъ 12 до 18 лѣтъ каждый обязанъ посвящать физическимъ упражненіямъ 1 часъ въ недѣлю и 4 полныхъ дня въ годъ, въ возрастѣ отъ 18—21 года—18 полны-хъ дней въ годъ; въ 24—26 лѣтъ —семь дней ежегодной службы.
Въ Бельгіи гимнастика составляетъ обязательную часть обученія въ низшихъ и среднихъ школахъ и преподается въ низшихъ учебныхъ заведеніяхъ спеціальными инструкторами, а въ среднихъ дипломированными профессорами. По общественной иниціативѣ въ послѣднее время вь Бельгіи создалась «Ассоціація бельгійскихъ федерацій физическихъ упражненій для подготовки къ военной службѣ», въ которую вошли всѣ 10 гимнастическихъ бельгійскихъ федерацій. Въ этой ассоціаціи, одвако, нѣтъ профессіональнаго военнаго обученія и изгнаны «школьные батальоны».
Въ Голландіи по закону продолжительность военной службы опредѣлена въ 2 года, но этотъ срокъ можетъ быть уменьшенъ:
а) Для лицъ, могущихъ доказать свою «гимнастическую подготовку» (capacity physiques), до 8% мѣсяцевъ, а въ случаѣ недостаточной подготовки срокъ продолжается еще на 3% мѣсяца, въ общемъ, до 12 мѣсяцевъ службы въ пѣхотѣ и крѣпостной артиллеріи. Въ кавалеріи, морской и военной инженерной службѣ такихъ льготъ не дается.
б) Для лицъ, могущихъ доказать, что они имѣютъ «военную подготовку» (capacity militaires), военная служба сокращается до 4 мѣсяцевъ. Для полученія послѣдней льготы кандидаты должны имѣть также дипломъ, свидѣтельствующій объ ихъ «гимнастической подготовкѣ».
Кандидаты, имѣющіе одинъ или оба вышеуказанные диплома, для полученія льготъ по военной службѣ должны сдать два спеціальныхъ экзамена, одинъ—по гимнастикѣ и другой—по военной подготовкѣ.
Программа испытанія по общей гимнастикѣ содержитъ упражненія на параллельныхъ брусьяхъ, бѣгъ на продолжительность и скорость; прыжки въ вышину и въ длину; поднятіе тяжести обѣими руками вѣсомъ въ 30 килограммовъ (74 фунта) и движенія съ нею; лазавье, упражненія въ обыкновенной одеждѣ.
Испытаніе по военной гимнастикѣ состоитъ только изъ теоретическаго экзамена, при чемъ предлагаются вопросы изъ, такъ называемой, «школы солдата» и касаются предписаній относительно упражненій въ стрѣльбѣ и другихъ военныхъ упражненій, и никогда не требуется практическихъ доказательствъ умѣнья стрѣлять или умѣнья производить иныя военныя упражненія.
Гимнастическимъ обществамъ и федераціямъ, подготовляющимъ молодыхъ людей къ военной службѣ, правительство даетъ денежныя субсидіи.
Изъ приведеннаго краткаго обзора положенія вопроса о подготовкѣ къ военной службѣ въ большинствѣ странъ Западной Европы усматриваются совершенно опредѣленныя тенденціи: 1) положить въ основу военной подготовки правильное физическое развитіе молодыхъ людей, достигаемое обыкновенной гимнастикой, въ школахъ—посредствомъ гимнастики педагогической, а практическое обученіе военному дѣлу перевести на время отбыванія военной службы. 2) Перенести центръ тяжести подготовки молодыхъ людей къ военной службѣ въ субсидируемыя правительствомъ частныя гимнастическія общества, а не въ школы и 3) дать толчекъ физическому воспитанію въ странѣ предоставленіемъ льготъ по службѣ и чинопроизводству въ арміи лицамъ, получившимъ физическое образованіе и военную подготовку въ гимнастическихъ обществахъ, послѣ испытанія по опредѣленной программѣ.
Въ тѣсной связи съ вопросомъ о подготовкѣ къ военной гимнастикѣ стоитъ вопросъ о двухъ направленіяхъ въ гимнастикѣ: воспитательномъ и прикладномъ (вопросъ 5-й программы). Докладчикъ Деневъ даетъ слѣдующую характеристику вышеуказанныхъ двухъ типовъ гимнастики. Педагогическая гимнастика (la gymnastique de developpement) — это грамматика всякой гимнастики, содержащая выработанные и научно-обоснованные методы для нормальнаго развитія тѣла и для прикладной гимнастики; педагогическая гимнастика преслѣдуетъ чисто воспитательныя цѣли — укрѣпленіе здоровья и усовершенствованіе человѣческаго организма.
Прикладная гимнастика (la gymnastique d’application) преслѣдуетъ иную цѣль: она учитъ наилучшему использованію силы, ловкости и гибкости организма, съ цѣлью устранить всякую непроизводительную трату энергіи. Въ нее входятъ также нѣкоторыя игры и спортъ, которые имѣютъ огромное гигіеническое значеніе, развиваютъ чувство солидарности, дисциплину и возбуждаютъ иниціативу.
Педагогическая гимнастика, преподаваемая въ школахъ, должна состоять собственно изъ гимнастики и подвижныхъ игръ; ее можно сдѣлать обязательной. Прикладная гимнастика должна примѣняться къ взрослымъ людямъ (не ранѣе 16—17 лѣтъ) и къ солдатамъ. Такимъ образомъ, два вышеназванныхъ типа гимнастики должны дополнять одна другую, при чемъ вторая служитъ непосредственнымъ продолженіемъ первой; связующимъ звеномъ между этими двумя гимнастиками является постепенное примѣненіе къ практикѣ изученныхъ теоретически пріемовъ, т. е.,такъ называемыя, «прикладныя упражненія», какъ, напр., бѣгъ, прыжки, плаваніе п многія школьныя игры. Эти «прикладныя упражненія», говоритъ другой докладчикъ, Дюпонъ, должны постепенно входить въ уроки общей гимнастики, замѣняя собой соотвѣтствующія болѣе простыя упражненія; такъ, напр., простое притягиваніе замѣняется лазаньемъ, простые прыжки — прыжками черезъ препятствіе и т. д. Но приступая къ прикладнымъ упражненіямъ, нужно все-же имѣть въ виду прежде всего ту высшую цѣль, къ достиженію которой стремится физическое воспитаніе—т. е., усовершенствованіе человѣческаго организма — и, слѣдовательно, избѣгать всякихъ преувеличеній, вредныхъ въ этомъ отношеніи.
Прикладная гимнастика, какъ уже было сказано, имѣетъ въ виду чисто практическія цѣли—приготовленіе спеціалистовъ—и очень полезна, напр., для моряковь, солдатъ, пожарныхъ,—вообще для рабочихъ, профессія которыхъ требуетъ выдержки, ловкости и силы. При этомъ, само собой разумѣется, профессіей же нужно руководиться и при выборѣ тѣхъ или другихъ упражненій (для военныхъ назначается продпочтительно маршировка, бѣгъ, преодолѣваніе препятствій, верховая ѣзда; для пожарныхъ—лазанье, эквилибристика и т. д., и т. д.).
Послѣ вопроса о двухъ типахъ гимнастики мы, естественно, подошли къ самому боевому вопросу настоящаго конгресса — боевому по страстности преній и преобладающему интересу, имъ вызванному—о томъ, каковъ же долженъ быть методъ школьной или педагогической гимнастики? До сихъ поръ въ школахъ господствовала частью, такъ называемая, шведская гимнастика, частью нѣмецкая или, вѣрнѣе говоря, соединеніе той и другой.
Изъ принятыхъ методовъ со стороны русскихъ врачей и педагоговъ вызывала нѣкоторыя возраженія нѣмецкая гимнастика (педагоги и гигіенисты возстаютъ противъ чрезмѣрнаго увлеченія ею, вслѣдствіе свойственнаго еп элемента атлетики), но съ шведской гимнастикой дѣло до сихъ поръ обстояло благополучно, и лишь на послѣднемъ брюссельскомъ конгрессѣ по физическому воспитанію принципъ шведской гимнастики подвергся самой рѣзкой критикѣ со стороны французскаго физіолога, спеціалиста по теоріи гимнастики, Дёмени, предложившаго замѣнить раціональный методъ шведской гимнастики своимъ собственнымъ методомъ — экспериментальнымъ.
Передать болѣе или менѣе ясно сущность новаго метода довольно трудно, такъ какъ съ Дёмени случилось то-же самое, что случается съ очень многими новаторами: критическая часть его доклада, гдѣ онъ указываетъ отрицательныя стороны шведской гимнастики, несравненно сильнѣе части положительной, пытающейся установить новый научно-обоснованный методъ гим настическихъ упражненій, построенный на принципѣ естественности. Вслѣдствіе этого мы предпочитаемъ привести дословно основныя положенія этого автора.
1) Движеніямъ необходимо придавать съ самаго начала естественность и полезное направленіе.
2) Никогда не слѣдуетъ отдѣлять упражненій, необходимыхъ для развитія мускуловъ, отъ наилучшей утилизаціи ихъ работы.
3) Избѣгать статическихъ усилій и замѣнять ихъ движеніемъ и работой.
4) Исполнять полный циклъ движеній, при чемъ нужно наблюдать, чтобы каждый пучокъ мускуловъ достигалъ при движеніи максимума вытяженія и сокращенія, къ какимъ онъ способенъ. Пускать въ работу всѣ мышцы даннаго сочлененія, -заставляя оконечности членовъ описывать движенія по кривымъ, симметричныя или несимметричныя, во всѣхъ плоскостяхъ и во всѣхъ направленіяхъ.
5) Развивать одновременно силу и гибкость, добиваясь при выполненіи каждаго движенія независимости мускульныхъ сокращеній п избѣгая участія въ движеніи мускуловъ, безполезныхъ для даннаго движенія.
6) Избѣгать во время всякой работы изолированной дѣятельности одной какой-нибудь части тѣла, безъ гармоническаго участія всего тѣла въ данной мѣстной работѣ. Особенно рекомендуется изыскивать синтетическія или общія упражненія, при которыхъ всѣ части тѣла стремятся къ достиженію даннаго опредѣленнаго результата.
7) Нужно всегда соединять пользу движенія съ красотой.
8) Необходимо особенно развивать чувство равновѣсія и расположенія въ пространствѣ и пріобрѣтать, т. обр., полное господство надъ своимъ тѣломъ. ’Всегда стараться найти наиболѣе экономическій ритмъ работы, что даетъ возможность выполнять самыя сложныя и трудныя упражненія, соединяя во всякомъ движеніи гибкость и силу, грацію и красоту.
Итакъ, прежде всего, авторъ кладетъ въ основу своей экспериментальное гимнастики недостаточно опредѣленное понятіе естественныхъ движеній, съ помощью которыхъ достигается «не только мускульное развитіе и здоровье, но также и гибкость, ловкость и физіологическое равновѣсіе тѣла». Принципъ новой гимнастики заключается въ сочетаніи развивающихъ упражненій съ воспитаніемъ движеній, или, другими словами, въ сочетаніи движеній, которыя наилучшимъ образомъ вызываютъ наилучшія физіологическія условія питанія мускуловъ, при наибольшей полезности ихъ работы, и въ то-же время упражняютъ нервные центры, чувствующіе и двигательные. При осуществленіи этого прпнцица авторъ требуетъ соблюденія слѣдующихъ условій:
Постоянство движенія, безъ внезапныхъ остановокъ и безъ продолжительныхъ статическихъ усилій или, иными словами, безъ продолжительнаго статическаго напряженія мускуловъ. Подъ статическимъ усиліемъ авторъ подразумѣваетъ «сильныя и продолжительныя сокращенія мышцъ, не сопровождающіяся движеніями», какъ, напр., усиліе, требуемое для того, чтобы держать тѣло въ вертикальномъ положеніи при откидываніи ногъ вбокъ и т. п.
Далѣе, движенія не должны быть рѣзкія и угловатыя, но закругленныя во всѣхъ направленіяхъ.
Особенно настаиваетъ авторъ на необходимости движеній, требующихъ послѣдовательнаго и полнаго сокращенія всѣхъ мускуловъ, производящихъ движенія въ данномъ сочлененіи; движенія эти должны постепенно усложняться, при чемъ простѣйшія должны быть, такъ сказать, элементами дальнѣйшихъ, болѣе сложныхъ движеній: напр., изъ присѣданій съ вытянутыми руками развиваются прыжки, или изъ комбинаціи извѣстныхъ простыхъ движеній рукъ и ногъ постепенно вырастаетъ сложное движеніе, наблюдающееся при игрѣ въ мячъ и т. д. Всѣ самыя сложныя движенія, наблюдаемыя при разнаго рода играхъ и упражненіяхъ, можно, такимъ образомъ, всегда разложить на ихъ элементы или простѣйшія движенія, которыя авторъ, очевидно, и называетъ мало опредѣленнымъ терминомъ «естественныхъ движеній». Въ этомъ отношеніи «экспериментальная гимнастика» Демени напоминаетъ гимнастику покойнаго проф. Лесгафта, которая, будучи по существу шведской, отличается отъ нея такой же мелкой детализаціей движеній, какую мы встрѣчаемъ у Дёмени, и которая, въ конечномъ результатѣ, ставитъ себѣ, какъ и экспериментальная гимнастика Дёмени, чисто педагогическія цѣли—воспитаніе воли и характера.
Въ заключеніе авторъ высказываетъ цѣлый рядъ общихъ совѣтовъ или, вѣрнѣе, общихъ мѣстъ, въ родѣ слѣдующихъ: обученіе гимнастикѣ должно постоянно варьироваться и облекаться въ пріятную, полную интереса форму. Невозможно давать детальныхъ указаній по физическому воспитанію въ самыхъ точныхъ руководствахъ; обязанность профессора индивидуализировать физическія упражненія, приспособлять ихъ къ физіологическому состоянію организма и наблюдать, чтобы они никогда не были автоматическими; наоборотъ, онъ долженъ выбирать упражненія, выполненіе которыхъ представляетъ нѣкоторыя трудности и требуетъ усилія воли, ибо только такимъ способомъ мы можемъ развить въ себѣ высшія кечества, образующія людей, а не автоматовъ, при томъ людей, готовыхъ къ предстоящимъ въ жизни трудностямъ и борьбѣ съ ними. Невозможно создать человѣка иниціативы, если заботиться только о развитіи мускуловъ и оставлять въ бездѣятельности управляющіе ими центральные органы.
Въ критической части своего доклада, разсматривающей недостатки шведской гимнастики, Демени, главнымъ образомъ, нападаетъ на ея искуственность, которая обусловливается тѣмъ, что эта система, по его мнѣнію, построена на отвлеченныхъ разсужденіяхъ, а не на наблюденіи и опытѣ— единственныхъ основаніяхъ, на которыхъ можно строить физическое ьоспи- таніе. Здѣсь не лишнее будетъ указать на противорѣчіе, въ какое впадаетъ докладчикъ (и на которое ему было указано уже во время конгресса), а именно: нѣсколько лѣтъ тому назадъ, въ своей книгѣ «Научныя основы физическаго воспитанія» х) относительно искусственности упражненій, за Которую онъ теперь съ такой страстностью упрекаетъ шведскую гимнастику Демени писалъ буквально слѣдующее: «Часто раздѣляютъ упражненія на естественныя и искусственныя, полагая, что то, что естественно и инстинктивно, то хорошо, а то, что искусственно—вредно»; но «мы должны измѣрять достоинства метода не степенью естественности (курсивъ нашъ), но той суммой дѣйствительныхъ выгодъ, которыя онъ даетъ».
!) Русс, перев. стр. 20—21, 1905 г. Это положеніе авторъ защищаетъ очень краснорѣчиво и, между прочимъ, приводитъ слѣдующій аргументъ: если бы мы, говоритъ онъ, въ основаніе нашей оцѣнки различныхъ видовъ физическихъ упражненіи полагали по- нятіе естественности, то мы должны были-бы отвергнуть цѣлый большой отдѣлъ ихъ, какъ, напр. ѣзду на велосипедѣ, греблю, игру въ крокетъ и т. д. и т. д.-—словомъ, всѣ тѣ упражненія, которыя появились, какъ результатъ успѣховъ промышленной техники и, слѣдовательно, по самому существу своему искусственны. Тѣмъ не менѣе, никто и не думаетъ сомнѣваться въ ихъ полезности.
Изъ основного ложного принципа, на которомъ построена шведская гимнастика, по мнѣнію Демени, логически происходятъ всѣ остальные недостатки системы.
Такъ, прежде всего она ставитъ условіемъ развитія законъ наибольшаго усилія, который она безъ достаточныхъ основаній противополагаетъ закону наименьшаго усилія, единственно-правильному, когда дѣло идетъ о наилучшемъ приложеніи своихъ силъ.
Законъ наименьшаго усилія или законъ экономіи силы заключается въ гармоніи и гибкости движеній, которыя невозможно пріобрѣсти, если заставлять дѣйствовать мускулы, участіе которыхъ въ данномъ движеніи не нужно. Случаевъ такого участія въ движеніяхъ лишнихъ группъ мускуловъ Демени находитъ въ шведской гимнастикѣ очень много; такъ, къ нимъ можно отнести всѣ случаи, такъ наз., статическихъ усилій, когда послѣдніе не только не нужны для даннаго упражненія, но, наоборотъ, затрудняютъ его и находятся съ- нимъ въ противорѣчіи. Демени приводитъ нѣсколько примѣровъ такихъ усилій:
1) Сохраненіе прямого положенія тѣла при всевозможныхъ упражненіяхъ (напр., при откидываніи ногъ въ бокъ и друг.) — это требованіе невозможное и ложное;
2) Невыполнимое требованіе глубокаго дыханія при опущенныхъ плечахъ;
3) Требованіе ставить ноги подъ прямымъ угломъ при прыжкахъ и т. д. Всѣ подобныя требованія противоестественны и потому ложны.
Методъ гимнастики, предложенный Демени, былъ во время конгресса очень удачно демонстрированъ — не группой лицъ, какъ это обыкновенно дѣлается, а однимъ лицомъ—очень изящной француженкой,—его ученицей (ве профессіоналкой), которая съ удивительной отчетливостью и красотой продѣлывала всѣ группы движеній, требуемыхъ Демени, начиная съ простѣйшихъ, т. е. элементовъ, и кончая самыми сложными. Отъ этого способа демонстраціи методъ много выигрывалъ.
На этомъ мы закончимъ свое изложеніе работъ Брюссельскаго конгресса, такъ какъ остальные доклады касаются вопросовъ, уже болѣе или менѣе разработанныхъ, и не представляютъ чего-либо новаго, какъ, напр., воприсъ о школьныхъ играхъ и спортѣ, о школьныхъ душахъ и нѣкоторые другіе, тѣмъ болѣе, что приводимыя ниже резолюціи конгресса даютъ достаточно опредѣленное представленіе о его отношеніи ко всѣмъ этимъ вопросамъ.
По обсужденіи докладовъ и окончаніи преній конгрессъ пришелъ къ слѣдующимъ заключеніямъ и пожеланіямъ. Постановленія конгресса передаются въ точномъ переводѣ съ копій, любезно доставленныхъ намъ генеральнымъ секретаремъ конгресса.
Первый вопросъ. Подготовка къ военной профессіи.
1) Всякое построеніе, группировка, напоминающая школьные батальоны, должна быть изъята изъ употребленія въ школахъ, какъ безполезная съ точки зрѣнія физическаго и моральнаго развитія.
2) Образованіе, даваемое въ школахъ или различныхъ обществахъ, ни коимъ образомъ не можетъ захватывать того, что принадлежитъ спеціально военнымъ учрежденіямъ. Военное образованіе должно сосредоточиваться въ рукахъ профессіоналовъ-военныхъ.
3) Федераціи и спортивныя общества должны имѣть свою собственную автономію. Получая отъ государства права и привилегіи, они, въ свою очередь, должны помогать ему своею дѣятельностью и плодами своего опыта.
Второй вопросъ. Игры и спортъ.
1) Было бы желательно подвергнуть школьныя игры классификаціи, руководясь при этомъ ихъ эффектомъ и ихъ физіологической интенсивностью для того, чтобы можно было примѣнять ихъ методически въ прогрессивной формѣ, соотвѣтственно различнымъ ступенямъ образованія.
2) Всѣ руководители физическаго воспитанія должны быть людьми достаточно образованными, чтобы быть въ состояніи объяснить и разумно руководить играми. При ихъ профессіональномъ образованіи, школьныя игры должны быть ими проходимы нараввѣ съ другими отраслями гимнастики.
3) Желательно, чтобы въ учебныхъ заведеніяхъ образовались гимнастическія и спортивныя общества, имѣющія цѣлью облегчить устройство подвижныхъ игръ, даже среди учениковъ самыхъ низшихъ слоевъ населенія.
4) Такъ какъ футъ-боль и другія формы игры въ мячъ имѣютъ превосходное воспитательное значеніе, то ихъ желательно поддерживать, но подвергнуть контролю научному и педагогическому.
5) Такъ какъ спортивные конкурсы съ призами, медалями, публикаціями въ журналахъ являются въ высшей степени антипедагогичными, потому что развиваютъ у воспитанниковъ пустое тщеславіе и отнимаютъ много времени отъ занятій—то признано желательнымъ ихъ запретить.
Четвертый вопросъ. Относительная важность различныхъ цѣлей, преслѣдуемыхъ гимнастикой,
1) Раціональная классификація цѣлей физическаго воспитанія съ точки зрѣнія ихъ относительной важности, должна быть слѣдующая:
а) Развитіе нервной системы, силъ моральныхъ и психическихъ.
6) Укрѣпленіе энергіи организма.
в) Улучшеніе физическихъ качествъ индивида.
г) Подготовка организма къ выполненію различныхъ профессіональныхъ обязанностей.
Пятый вопросъ. Гимнастика развивающая и гимнастика прикладная.
1) Педагогическая гимнастика есть основа всякой прикладной гим настики.
2) Формы прикладной гимнастики, какъ то: игры, плаваніе, танцы и т. д. должны войти въ программу всѣхъ формъ воспитанія и должны стоять въ тѣсной связи съ основными принципами педагогической гимнастики.
3) Примѣненіе гимнастики къ профессіональнымъ цѣлямъ: какъ то спеціальныя упражненія военной гимнастики, гимнастики саперовъ, моряковъ, пожарныхъ, кровельщиковъ, плотниковъ и т. д., не можетъ входить въ программу школы ни первоначальной, ни средней, ни высшей, ни технической.
4) Въ школахъ арміи и флота, въ мастерскихъ, въ ремесленныхъ училищахъ спеціальныя упражненія не должны начинаться прежде, чѣмъ военные. моряки и рабочіе не будутъ подготовлены къ ней основной педагогической гимнастикой.
5) Школьная гимнастика не должна превращаться въ прикладную, но должна только подготовлять къ ней.
Шестой вопросъ. Роль, которую играютъ теоретическія выкладки и научный опытъ при выработкѣ основъ метода.
1) Педагогическая гимнастика должна урегулировать тѣ положенія тѣла, движенія, упражненія, которыя, согласно научнымъ и экспериментальнымъ даннымъ, должны вести къ цѣли общаго физическаго воспитанія.
2) Слѣдовало бы учредить лабораторіи, гдѣ бы можно было экспериментально изучать результаты гимнастики педагогической, прикладной и врачебной. Результаты эти должны доводиться до свѣдѣнія широкой публики при помощи бюллетеней.
Работы въ этихъ лабораторіяхъ должны быть поручены физіологамъ, знакомымъ съ технической стороной сложныхъ спеціальныхъ приборовъ и практически изучившимъ данныя упражненія.
3) Необходимо наблюдать за результатами, которые дадутъ на практикѣ упражненія въ школахъ, спортивныхъ обществахъ, на площадкахъ подвижныхъ игръ, въ бассейнахъ для плаванія и т. д.
4) Чтобы выработать принципы метода и формы упражненій, которыя войдутъ въ него, слѣдуетъ подвергнуть изученію на практикѣ и въ научныхъ лабораторіяхъ физіологическіе эффекты различныхъ мышечныхъ сокращеній статическихъ (положенія тѣла) и динамическихъ (движенія).
5) Чтобы отъ даннаго упражненія получить максимумъ полезнаго эффекта, нужно съ самаго начала придать ему естественную форму и практическое направленіе.
Итакъ, надо придать движенію ту форму, которая наилучшимъ образомъ соотвѣтствуетъ его природѣ, или ту, которую требуетъ жизненная практика; надо, чтобы личное усиліе перешло въ неизмѣнный автоматизмъ урока.
6) Слѣдуетъ разобраться: не нужно ли внести существенныхъ измѣненій въ преподаваніе и практическое выполненіе гимнастическихъ упражненій. При чемъ надо слѣдовать не аналитическому способу, который раздѣляетъ предметъ на его составные элементы, а прогрессивно-синтетическому, чтобы выполняемое упражненіе стояло въ возможно большемъ соотношеніи съ естественными движеніями и возможно ближе подходило къ закону сохраненія энергіи къ работѣ.
7) Желательно выработать способы выполненія, которые наилучшимъ образомъ обезпечивали бы независимость движеній. Не должно быть локали-
заціи движеній въ одномъ или нѣсколькихъ сегментахъ тѣла въ то время, какъ другіе обездвижены мускульнымъ напряженіемъ и несутъ, такимъ образомъ, непродуктивную работу. Нужно, чтобы была точная координація нервныхъ импульсовъ и мышечныхъ сокращеній, чтобы способствовать выработкѣ гибкости, ловкости, граціи, гармоніи позъ и движеній.
8) Имѣя въ виду преобладающее вліяніе, такъ называемаго, мышечнаго чувства на состояніе и развитіе кортикальныхъ центровъ, желатель’но придать упражненіямъ ритмичность, точность и разнообразіе, вліяніе которыхъ въ высшей степени плодотворно съ упомянутой точки зрѣнія.
Восьмой вопросъ. Характеръ гимнастики для обоихъ половъ.
Въ воспитаніи женщины надо больше отвести мѣста движенію и физическому воспитанію, которое для нея особенно важно, въ виду ея физіологической роли и общественнаго назначенія.
Тринадцатый вопросъ. Плаваніе. Купаніе. Луши.
1) Желательно, чтобы во всѣхъ учебныхъ заведеніяхъ употребленіе ваннъ- душей было сдѣлано обязательнымъ, и чтобы въ лицеяхъ, школахъ, гимназіяхъ, которыя предполагается строить, ванны-души были занесены въ рубрику необходимаго школьнаго инвентаря.
2) Желательно, чтобы послѣ урока гимнастики или подвижныхъ игръ въ школѣ или спортивномъ обществѣ ученики брали кадый разъ ванну-душъ. Конечно, это не должно отнимать времени, посвященнаго урокамъ.
Общія пожеланія.
1) Желательно, чтобы во всѣхъ странахъ физическое воспитаніе было сдѣлано обязательнымъ предметомъ во всѣхъ учебныхъ заведеніяхъ какъ правительственныхъ, такъ и частныхъ, какъ женскихъ, такъ и мужскихъ, и чтобы теоретическое преподаваніе не захватывало того времени, которое, согласно школьной программѣ, предназначено физическимъ упражненіямъ.
2) Желательно, чтобы во время экзаменовъ на аттестатъ зрѣлости были также предъявлены требованія, касающіяся физическихъ упражненій.
Проф. Г. В Хлопинъ.