Образование в целях гармоничного развития учащихся – ПАСЕ
Парламентская Ассамблея Совета Европы
Комитет по вопросам культуры, науки и образования
1. ВВЕДЕНИЕ
1. Образование — фундаментальное жизненное благо. Главным фактором устойчивого развития в мире становится не столько накопление материальных благ и услуг, сколько увеличение знаний, творческого потенциала, создание условий для гармоничного развития человека. Конечно, образовательная сфера в развитых странах и сегодня является основным элементом экономического роста. Но даже экономическое соревнование государств перемещается из производственной области в сферу науки и образования.
2. Конечной целью образования в современных условиях должен быть гармонично развитый человек, способный успешно исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся, плюралистическом мире.
3. Базовым компонентом гармоничного развития человека является здоровье. Вместе с тем мы можем констатировать, что растет озабоченность ухудшающимся качеством физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ.
Понятно, что школа является отражением общества и она не несет полной ответственности за все беды школьников. Уровень гармоничного развития детей и молодежи определяется влиянием всего комплекса социально-экономических, экологических и культурных факторов общества. И было бы в высшей степени несправедливо сваливать на школу всю вину, например, за нездоровье учащихся. Самая значительная доля ответственности падает, разумеется, на жизнь, которая идет за пределами школы.
4. Вместе с тем специалисты все чаще стали выделять так называемые школьные факторы риска, к числу которых относятся стрессовая тактика педагогических воздействий, не сообразная природе ребенка организация учебного процесса и внешкольных занятий, неадекватность методов обучения (их несоответствие возрастным и функциональным особенностям развития детей). Влияние именно этих факторов оказалось менее всего изученным и осознанным в обществе. В то же время они создают большие физические и эмоциональные перегрузки, неизбежно приводят к ухудшению здоровья детей и юношества, истощению резервов жизни поколений, а в конечном счете — угасанию человеческого генофонда.
5. Хотя уровень здоровья молодежи в западноевропейском регионе остается одним из самых высоких в мире, но проблемы остаются. По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, в Европе каждый год погибают 55 тыс. подростков по причинам, связанным со злоупотреблением алкоголем. К 15-летнему возрасту 60-70% европейских подростков имеют опыт табакокурения. Наибольший уровень регулярного курения наблюдается в Гренландии, Германии, Словении и Украине1.
Ситуация еще более тревожная в школах некоторых стран Восточной Европы. На нее влияют тяжелые социально-экономические обстоятельства, слабое материально-финансовое обеспечение сферы образования. Более 42% девочек сообщают о слабом здоровье в Латвии, Литве, Российской Федерации2.
В докладе ВОЗ приведены следующие данные обучающихся, оценивающих свое здоровье в качестве среднего или слабого (в %)3 4:
Страна |
11 лет девочки/мальчики |
Украина |
43,7/27,2 |
Литва |
35,3/23,4 |
Россия |
34,4/22,/3 |
Греция |
32,1/13,4 |
Хорватия |
15,8/11,2 |
Нидерланды |
14,2/12,2 |
Дания |
14,5/10,9 |
Австрия |
15,9/8,6 |
Венгрия |
14,0/9,9 |
Польша |
14,4/9,7 |
Испания |
4,4/5,3 |
Страны |
Мальчики, лет |
Девочки, лет |
||
11 |
15 |
11 |
15 |
|
Франция |
62 |
55 |
53 |
40 |
Австрия |
55 |
46 |
51 |
37 |
Финляндия |
46 |
46 |
39 |
37 |
Россия |
38 |
29 |
23 |
14 |
Польша |
31 |
25 |
26 |
13 |
Эстония |
26 |
24 |
23 |
10 |
Эти таблицы показывают, что существует большая разница между восприятиями школьниками различных стран состояния свого здоровья. Если в Испании только 4,4% девочек 11 лет считают свое здоровье средним или слабым, то в Украине этот показатель составляет 43,7%. Аналогичная констатация касается школьников с хорошим здоровьем: во Франции 62% мальчиков 11 лет считают, что у них хорошое здоровье, тогда как в России этот показатель составляет всего лишь 38%.
6. Несмотря на то что Конвенция ООН о правах ребенка, в частности статьи 3.3 и 24.2, декларирует приоритет здорового развития детей, в целом она не содержит механизма реализации этой основополагающей идеи. Не достаточно четко требуют этого и национальные законы во многих странах — членах Совета Европы. Поэтому системы образования многих стран слабо учитывают, что в основе нездоровья учащихся лежат не только медицинские проблемы, но и комплекс школьных факторов риска (ШФР).
Без существенных перемен в учебном процессе, методиках преподавания, направленных на полный учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, даже при высоком уровне учебной и медицинской инфраструктуры, невозможно снизить риск ухудшения состояния здоровья школьников, повысить степень их гармоничного развития.
Решение всех этих универсальных задач требует не только национального, а общеевропейского подхода.
2. ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ
7. Европа имеет богатые педагогические традиции. Страны европейского континента прошли в сфере образования и схоластику феодального Средневековья, и гуманистическую педагогику эпохи Возрождения, и прагматизм буржуазного периода. Но именно Европа дала миру плеяду самых выдающихся педагогов-гуманистов — Рабле, Монтеня, Мора, Кампанеллу, Песталоцци, Ушинского и многих других. Их идеи гармоничного развития человека остаются и сегодня актуальными.
8. В силу этого национальные правительства, все общеевропейские институциональные структуры и сегодня проявляют заботу о том, чтобы системы образования обладали той степенью привлекательности, которая соответствует значимости выдающихся традиций европейского континента.
Вопросы образования всегда находили отражение в деятельности Совета Европы. Европейская конвенция по культуре (1954 г.), а также Фонд культуры определили рамки деятельности СЕ в области образования. Повседневно сферой европейского образования занимается Комитет по образованию Совета по культурному сотрудничеству Совета Европы. Один раз в три года проходит Постоянная конференция Министров образования стран — членов Совета Европы. И все же, несмотря на постоянные усилия международных организаций и большинства стран Европы, современное образование не успевает отвечать на все вызовы времени и потому нуждается в дальнейшем совершенствовании.
9. Хотя базовое образование молодежи на европейском континенте в основном и обеспечено, т.е. начальным и первым этапом среднего образования здесь охвачено практически все население соответствующего возраста, вместе с тем в восточной части Европы преобразования в политической и экономической сферах не принесли столь же ощутимых позитивных результатов с точки зрения обеспечения базового образования. Причины кроются в бедности стран и недостаточных расходах на образование.
10. В целях дальнейшего совершенствования образования в европейских странах актуальными представляются следующие задачи:
1) доступ каждого ребенка к сообразному его природе образованию и воспитанию;
2) формировать позитивное отношение всех детей и молодежи к обучению и нравственному развитию;
3) сохранять и укреплять здоровье учащихся в учебном процессе, воспитывать гармонически развитую личность;
4) создавать более широкие возможности для творческой инициативы учителей;
5) улучшать качество образования и воспитания с учетом гуманистических ценностей;
6) систематически привлекать внимание родителей и широкой общественности к проблемам здоровья учащихся;
7) защищать демократические и общечеловеческие ценности с учетом гуманистических традиций каждой страны и вопросы взаимного влияния культур;
8) развивать принципы демократического самоуправления в школе;
9) способствовать обмену информацией и положительным опытом и изыскивать консенсусные пути решения проблем взаимосвязи образования и здравоохранения в европейском сообществе.
2.1. Европейская сеть школ укрепления здоровья
11. Европейская сеть школ укрепления здоровья (ЕСШУЗ) была организована для создания в европейском регионе ВОЗ групп образцовых школ, претворяющих в жизнь принципы укрепления здоровья учащихся в школьных условиях.
Концепция таких школ была впервые выдвинута в начале 80-х годов прошлого века. Идея ЕСШУЗ прошла первоначальную экспериментальную проверку в 1991 г. в Венгрии, Чешской Республике, Словакии и Польше. В результате переговоров между Европейской комиссией, Советом Европы и Европейским региональным бюро ВОЗ было заключено международное соглашение о разработке проекта под эгидой этих трех организаций. В результате ЕСШУЗ была официально утверждена и открыта для членства в 1992 г.
12. Экспериментальные школы берут на себя обязательства по укреплению здоровья, созданию условий, в которых можно жить, работать, учиться и развиваться. Это достигается путем установления и поощрения партнерства учителей, учащихся, родителей и широких кругов общественности.
ЕСШУЗ характеризуется комплексным подходом к вопросам обеспечения здорового образа жизни для всего школьного контингента. Эти школы ставят целью создать средства и возможности, позволяющие взять под контроль и улучшать физическое и духовное здоровье учащихся и учителей. Данные цели осуществляются путем изменений в структурах управления, внутренних и внешних связях, в стилях и методиках преподавания и обучения.
В школах здоровья особое внимание уделяют ограничениям в отношении курения, обеспечению здоровой пищей в столовых, налаживанию санитарной гигиены, безопасности эксплуатации школьных помещений, благоприятствующей учебной атмосфере, которая включает в себя развитие демократии в школах, более широкую открытость для общественности, освобождение школьной учебы от насилия, угнетения и страха.
2.2. Ситуация в школах России
13. По официальным данным Минздрава РФ, только треть учащихся школьного возраста являются относительно здоровыми. Десять лет назад эта цифра составляла 50%. Доля абсолютно здоровых детей сегодня не превышает среди младших школьников 10%, среднего возраста — 6%, старших — 3%. Уровни учебной нагрузки в гимназиях и лицеях завышены во много раз, а уровни физической активности учеников в 2-3 раза ниже от физиологически потребных.
К окончанию школы 50% подростков имеют ограничения по состоянию здоровья в выборе профессии и для призыва на службу в армии. Эти проблемы становятся ахиллесовой пятой национальной безопасности Рос- сии5.
Положительная или отрицательная взаимосвязь между образовательным процессом и уровнем физического, психического и нравственного здоровья учащихся школ, к сожалению, не привлекает того внимания российских властей, которого заслуживает эта актуализирующаяся с каждым годом тема.
14. Существует своя зависимость между здоровьем учащихся и здоровьем педагогов. Анкетирование педагогов Санкт-Петербурга выявило, что 67% из них считают свое здоровье удовлетворительным и плохим. Эмоциональную устойчивость обнаружили только 40% учителей. Поэтому от профессионального стресса учителя до школьного стресса ученика нередко один шаг6.
15. О том, что ни один из всех социально-экономических и медицинских факторов, с помощью которых пытаются объяснить заболеваемость детей в РФ, никак не объясняет природы демографической катастрофы, говорят данные многих педагогических исследований.
Параметры развития тела |
Класс, число обследованных |
Итого |
|||
9а-23 |
9б-23 |
9в-22 |
9г-18 |
86 |
|
1. Отстают в биологическом возрасте |
11 |
4 |
9 |
9 |
33 |
2. Нарушение осанки |
20 |
20 |
20 |
18 |
78 |
3. Плоскостопие |
22 |
23 |
22 |
18 |
85 |
4. Отклонения в весе |
13 |
12 |
13 |
9 |
47 |
5. Понижение зрения |
14 |
7 |
8 |
4 |
33 |
Конечно, на эти показатели наложили свой отпечаток многие внешкольные факторы. Но вместе с тем свою лепту в эту типичную для России картину к девятому году обучения внесла эта конкретная школа.
16. И все же именно в России появились такие педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства и в основном только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии. Здоровьеразвивающие педагогические технологии эффективно используются в тысячах российских школ и дают прекрасные результаты. В лицее № 103 г. Железногорска на протяжении 16 лет применяются раздельно-параллельное обучение в младших классах девочек и мальчиков, конторки, движущийся дидактический материал, офтальмотренажеры и др. Произведено пять выпусков учащихся (2001—2005 гг.). От 23 до 35% выпускников — медалисты, все юноши годны к службе в армии, у девочек не разрушена детородная конституция, зрение сохраняется в три раза эффективнее, чем в обычных школах, исключено нарушение осанки.
7 Материалы международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание в XXI веке». М., 2004.
Опыт России и ряда стран Восточной Европы показывает, что в школах, где практикуется раздельное обучение девочек и мальчиков в младших классах, ощутимы положительные плоды. В связи с этим задачи разработки учебных программ, скорректированных с учетом гендерной педагогической технологии, подготовки педагогов, владеющих такой технологией, являются актуальными и для Европы в целом. Обобщенный опыт европейских школ в этом направлении помог бы эффективнее гармонизировать учебный процесс в начальных классах.
17. В России первое сообщение о рождении здоровьеразвивающей педагогики за счет сенсорного и моторного обогащения учебного пространства, в т.ч. и режима динамических поз в построении урока, появилось в 1979 г. АМН СССР признала данное направление открытием в науке, и рекомендовала внедрение его в практику отечественного образования. Основоположником теории и практики отечественной здоровьеразвивающей педагогики является д.м.н. В.Ф. Базарный.
После многолетней экспертизы в 1989 г. система была официально одобрена и рекомендована Минздравом РФ в качестве федеральной программы «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебнопознавательного процесса в детских садах и школах» .
Система В.Ф. Базарного разработана на основе психофизиологических законов раскрепощения физических, психомоторных и нравственных потенциалов ребенка средствами дидактики. Она включает: параллельнораздельное обучение мальчиков и девочек, сенсорное обогащение учебного пространства; проведение урока в режиме дальнего зрения, активного поиска, движений, визуально-образного моделирования; художественнообразные прописи перьевой ручкой, обучение чтению на основе цельных слов и другие педагогические приемы.
18. В Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон «Об образовании» (в части приоритета здоровья учащихся). Закон должен повысить ответственность школы за непомерно высокую физиологическую себестоимость непроверенных учебных технологий. В школах и органах управления образованием будет осуществляться регулярный медико-педагогический мониторинг физических, психических и нравственных параметров каждого ребенка, своевременно оцениваться школьные формы патологии.
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ
19. Положительная или отрицательная взаимосвязь между образовательным процессом и уровнем физического, психического и нравственного здоровья учащихся школ заслуживает большего внимания государственных властей и общественных организаций. Следует иметь в виду, что успех программ здравоохранения зависит от качества программ образования, их соответствия физическому, социальному и нравственному развитию молодых людей.
20. По определению ВОЗ, здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Сохранение и укрепление здоровья, понимаемого в таком широком смысле слова, имеет не только особую личностную, но и общественную значимость.
21. Необходимо создать условия для того, чтобы учебный процесс приспосабливался к природным способностям ребенка, а не наоборот, когда методика преподавания становится чужеродным насилием над учащимися со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.
Кроме того, надо исключить все причины, порождающие насилие в школах. Следует подумать о разработке специальной хартии по данной проблеме.
22. Пагубность влияния школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно, непрерывно и длительно. Микросимптоматика их воздействия не привлекает внимания педагогов, врачей, родителей до тех пор, пока она не переходит в явно выраженную патологию.
Непрерывная интенсификация учебного процесса подвергает многих детей прежде всего школьному стрессу. Систематическое воздействие стресса сопровождается утомлением, головными болями, а иногда и увеличением у детей щитовидной железы.
Причиной школьного зоба является недостаток йода в воде и пище. ЮНИСЕФ и ВОЗ рекомендуют всем странам ввести обязательное всеобщее йодирование соли. Такая рекомендация важна, чтобы улучшать состояние здоровья. Вместе с тем она будет больше лечить следствия, нежели причину.
Еще в XVIII веке врачи описали другие причины «школьного зоба», связанные со школьной средой7: «Российские ученые доказали, что степень его выраженности у школьников прямо пропорциональна той напряженности ребенка, которую он испытывает при учебе. Таким образом, массовое увеличение щитовидной железы у школьников обусловлено и чуждой природе ребенка методикой обучения».
23. Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что связано с возрастанием объема и усложнением характера информационной нагрузки; выходом на первый план фактора оценки, призванной играть главную, если не определяющую роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны учителей и родителей за его успеваемостью; усложнением характера взаимоотношений «учитель — ученик», а также межличностных отношений внутри класса и в связи с этим — увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.
24. Родители, общественность, политики обязаны всерьез заговорить о непомерно высокой «физиологической себестоимости» устаревших и новых непроверенных учебных технологий. Разговор этот тем более оправдан, что во всех странах Европы имеются учебные методики, которые в той или иной степени содействует исключению из жизни учеников так называемых «школьных» болезней.
25. Во многих школах и особенно стран Восточной Европы, существует большая потребность в создании сети дошкольных и школьных учреждений компенсирующего вида для детей часто болеющих, с нарушением в развитии опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, с задержкой психического развития и т.д. Но и в данном случае речь должна идти о том, что надо проводить оздоровление таких детей не только в поликлиниках и санаториях, а непосредственно в образовательных учреждениях.
26. Требуются время и большие усилия государства и общества по организации медико-педагогического всеобуча населения, чтобы произошли коренные изменения в сознании взрослых относительно исключительной ценности собственного здоровья и здоровья их детей. Комплексная работа институтов семьи и школы на основе общности взглядов на проблему гармоничного развития школьников обеспечивает преемственность в воспитании и результативность деятельности. Чтобы улучшить влияние семей на развитие детей и подростков, надо обязательно сравнивать и оценивать образ жизни подростков и их родителей, делая соответствующие выводы для принятия конкретных решений как на национальном, так и местном уровнях.
27. Для многих национальных правительств в области защиты и улучшения здоровья учащихся актуальными представляются такие задачи, как:
• создание нормативно-правовой базы для внедрения здоровьесберегающих учебных технологий;
• осуществление мониторинга за здоровьем детей;
• медико-педагогическая оценка эффективности методик;
• формирование организационных (государственных и общественных) структур здоровьесберегающей деятельности;
• организация подготовки студентов педвузов и переподготовки учителей в целях овладения ими здоровьесберегающими методиками обучения.
4. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
28. Основным фактором телесного (физического) развития учащихся часто считают физическую культуру. Как учебный предмет ее понимают и используют довольно узко: физическая подготовка школьников и вовлечение учащихся в занятия спортом. На самом же деле физкультура — это формирование динамического стереотипа человека для его физиологического, физического и психического совершенствования. А это означает, что требуется учитывать индивидуальные данные школьников, подбирать и рекомендовать индивидуальный «маршрут здоровья» каждому учащемуся.
Надо вернуть в школы спортивные командные игры не только для развития физического здоровья, но и для воспитания духа товарищества, приобретения навыков и ценностей, которыми обладает сплоченная команда.
29. При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников (питание, экология, гигиена, профилактическая медицина, коррекционная педагогика и т.д.) на одно из первых мест, как показали научные исследования, выходят факторы гигиенически рационально построенного учебного процесса и создания условий для максимальной двигательной активности школьников. Этим фактором отводится основная роль в полноценном становлении, физическом и психологическом развитии растущего организма.
30. Учебное время и большие нагрузки в школах остаются актуальной темой. С поступлением в школу общая двигательная активность ребенка падает во много раз. В традиционной практике школьного обучения ей отводится от 10 до 18% от физиологической потребности ребенка. В результате у детей снижаются адаптивный ресурс и жизненный тонус, быстрее наступает утомление.
По данным Европейского бюро ВОЗ, подавляющее большинство молодых людей физически пассивны. В среднем меньше 40% отвечают современным представлением о необходимом минимуме физической актив- 9 ности в неделю .
9 Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/06/04, Копенгаген, Эдинбург, 2004.
Страны |
Не занимаются |
Занимаются 1—4 ч в неделю |
Занимаются 4 ч и более в неделю |
Австрия |
10 |
39 |
51 |
Германия |
14 |
38 |
48 |
Дания |
15 |
46 |
39 |
Финляндия |
17 |
47 |
36 |
Венгрия |
19 |
45 |
36 |
Норвегия |
19 |
49 |
32 |
Франция |
23 |
45 |
32 |
Бельгия |
22 |
37 |
31 |
Шотландия |
22 |
51 |
27 |
Уэльс |
18 |
59 |
23 |
Швеция |
25 |
47 |
28 |
Польша |
23 |
54 |
23 |
Эстония |
29 |
45 |
26 |
Северная Ирландия |
29 |
46 |
25 |
Чехия |
33 |
44 |
23 |
Литва |
37 |
37 |
26 |
Испания |
40 |
44 |
16 |
Россия |
47 |
39 |
14 |
Латвия |
46 |
43 |
11 |
Норвежский ученый Х. Сейффарт приводит такие данные: из 229 ребят 1-го класса лишь у 5% имелась удовлетворительная осанка8 9. Исправить ее нельзя только за счет увеличения числа уроков физкультуры и спортивных секций. Существенно улучшить осанку можно только за счет рационально-подвижной организации каждого академического урока.
Следует активнее применять методики, которые, сохраняя в полной мере образовательный компонент урока, увеличивают его динамический фон. Такой урок позволяет удовлетворить естественные потребности ребенка в движениях. И как бы непривычно это ни выглядело, на таких занятиях у детей повышаются внимание, работоспособность и мотивация к учебе.
31. Особая задача школы состоит в овладении каждым учащимся в максимально возможной полноте национальной и мировой культурой. Дети должны обучаться лучшим образцам культуры. И хотя культура и нравственное здоровье человека — это производное от здорового общества, но именно школа способна помочь детям и молодежи осознать идеи культуры как единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого.
32. В условиях дисбаланса между образованием и воспитанием, критически низкого уровня нравственности современного общества необходимо, чтобы страны — члены Совета Европы считали моральноэстетическое, нравственно-правовое и культурно-экологическое воспитание детей и молодежи приоритетным направлениями образовательной политики.
33. Современная школа дает ученику много информации. Однако информационный интеллект — это интеллект, который нередко отключен от духовного состояния человека, он по-своему ограничен и не раскрывает всех человеческих возможностей, о которых видный немецкий ученый Вейсмантель сказал: «Открытие скрытых в ребенке, еще не исследованных творческих сил будет иметь большие последствия, чем открытие
12 расщепляемости атома» .
34. Наметилась устойчивая тенденция омоложения психических заболеваний. Наличие у детей, подростков и молодых людей пограничных нервно-психических расстройств, низких показателей развития их психофизиологических функций — все это сегодня реальность. Европейская конференция ВОЗ (2005 г., Хельсинки), обсуждавшая охрану психического здоровья, отметила, что около 2 млн молодых людей в Европе страдают психическими расстройствами. В июне 2005 г. наша Парламентская ассамблея одобрила доклад «Об оптимальных ответах на потребности психического здоровья в Европе». 10
Состояние (в %) |
Пессимисты |
Оптимисты |
Частая подверженность стрессу |
68 |
58 |
Частое одиночество |
62 |
50 |
Частая обессиленность |
64 |
48 |
Быстрая утомляемость |
58 |
43 |
Частые боли в спине |
42 |
34 |
Частая нервозность |
41 |
27 |
Отсутствие сосредоточенности |
34 |
20 |
Состояние здоровья плохое |
36 |
18 |
Нарушения сна |
27 |
12 |
Частое уныние |
36 |
10 |
35. В чем причины такой реальности? Их много. Но поскольку дети в течение пяти дней недели значительную часть времени бодрствования проводят в школах, то именно в этой среде требуется повышение ответственности педагогов и родителей за диагностику, коррекцию и улучшение психологического климата.
Непрерывное нарастание интенсификации учебной деятельности периодически подвергает детей школьному стрессу. Так, исследования, проведенные в Латвии в рамках проекта ВОЗ «Здоровье молодежи Европы», показали, что 52% школьников боятся учителей, более 46% детей подвергаются унижению11 12. Например, шесть из десяти мальчиков и семь из десяти девочек Англии заявили, что их чрезвычайно напрягает учеба в школе13.
В то же время в Латвии проводится интересный эксперимент, направленный на взаимодействие медицины и образования. Результат: первоклассники, пришедшие в экспериментальную школу с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по показателям здоровья за два года обогнали второклассников соседней школы.
36. Более тревожной проблемой становятся повторяющиеся случаи физического насилия и устного запугивания в школах. По запросу мэра Лондона К. Ливингстона проведены исследования, которые показали, что больше 60% учеников страдают от запугиваний в школах. Исследования, выполненные Национальным обществом предотвращения жестокости в отношении детей выявили, что 90% девочек стали жертвами преследования и две девочки из трех признаются, что подвергаются запугиванию со стороны сверстников, которые при этом не чувствуют ни малейшего чувства вины. Ввиду серьезности ситуации и того, что и другие страны — члены Совета Европы испытывают подобные проблемы, докладчик предлагает в рекомендации проекта готовящейся европейской хартии призвать к борьбе с насилием в школах или усилить существующие юридические подходы14.
37. Кстати, суициды во многих странах Европы занимают высокое место в статистике детской смертности. В этом отношении следует подчеркнуть, что еще 100 лет тому назад на I международном конгрессе по школьной гигиене, состоявшемся в Нюрнберге в 1904 году, был сделан вывод: дети в школе пребывают в состоянии хронического переутомления, отрицательно сказывающегося на физическом и психическом развитии и здоровье учащихся15. Проблема отдыха детей и сегодня нуждается в дальнейшей организационно-методической разработке.
38. Во всех школах Европы следует обеспечить высокий уровень понимания каждым учителем важности формирования у обучающихся и их родителей здорового образа жизни; необходимости обеспечения такого учебного процесса, который перестает быть для учащихся тяжким, не интересным трудом; того места, которое занимает его предмет, его урок в решении общей задачи педагогов по всестороннему развитию учащихся; необходимости повышения не только информационной компетентности ученика, но и степени его мотивационно-эмоционального восприятия учебного материала и окружающего мира в целом.
В докладе ВОЗ приведены данные о детях, которым школа очень нравится (%)16:
Страна |
11 лет девочки/мальчики |
Австрия |
60,4/59,8 |
Греция |
55,2/48,1 |
Германия |
52,5/47,5 |
Португалия |
58,4/38,9 |
Норвегия |
44,1/42,3 |
Латвия |
47,8/37,2 |
Бельгия (франц.) |
33,0/22,3 |
Англия |
28,4/25,2 |
Польша |
30,6/22,8 |
Венгрия |
30,4/21,9 |
Ирландия |
30,3/20,4 |
Украина |
28,4/21,7 |
В то же время в этом же докладе анализируется так называемое давление школьной работы на учащихся.
Сообщения о чувстве давления в школе сильно различаются по странам. Чем старше ученики, тем большее давление они ощущают. В целом среди 15-летних учеников, девочки чувствуют больше давления, чем мальчики, но половые различия не так ясно различимы для детей 11—13 лет.
Самое сильное давление ощущают на себе во всех возрастных группах дети в Литве и на Мальте: около 44% 11-летних и 65—80% 13—15летних сообщают о сильном давлении. Самое меньшее давление ощущают на себе дети из Нидерландов, Бельгии, Германии. Эти различия показывают, что школа не является одинаковым опытом для всех. Проверки влияния школы на состояние здоровья молодых людей должны учитывать этот важный факт.
39. Цель гармонично развивающей педагогики — не наращивание объемов медицинской помощи детям в школах, а наоборот — создание условий уменьшающих число обращений к врачам: учебный процесс должен нейтрализовать врожденные и не допускать новые болезни у учащихся. В идеале обучение должно стать безвредным и даже способствовать улучшению здоровья.
40. К сожалению, пока наблюдаются обратные процессы: потребление учащимися алкоголя, табака, наркотиков. Это представляет собой тревожный сигнал для жизни и здоровья детей и юношества в Европе. Например, во Франции около 25% юношей в возрасте 18 лет употребля- ют17 18 каннабис. Статические данные показывают, что стиуация вызывает тревогу и в Германии.
Курильщики |
Старые федеральные земли |
Новые федеральные земли |
1993 г. |
21% |
20% |
1997 г. |
27% |
34% |
2001 г. |
26% |
33% |
Потребление алкоголя молодежью от 12 до 19 лет (последние 12 месяцев), 2001 г.
Источник: Федеральный центр gA 2001:12 (ФРГ)19
Опрошенные |
Пьющие алкоголь |
||||||||
|
По меньшей мере 1 раз в неделю |
Редко или никогда |
|||||||
Всего опрошенных |
30% |
34% |
|||||||
По половому признаку |
|||||||||
Муж. |
39% |
30% |
|||||||
Жен. |
20% |
40% |
|||||||
По возрасту |
|||||||||
12—13 лет |
1% |
85% |
|||||||
14—15 лет |
16% |
50% |
|||||||
16—17 лет |
37% |
21% |
|||||||
18—19 лет |
37% |
22% |
Докладчик считает, что тяга к употреблению любого зелья является следствием не только внешнего воздействия, но и эмоциональнопсихологического дискомфорта, депрессии подростка, молодого человека. По данным ряда исследований установлено, что большинство современных школьников нередко переживают одиночество, тревогу, страх, эмоциональное опустошение. Это является основой для формирования зависимого интеллекта — наркоинтеллекта. Поэтому в борьбе с этим злом лучше наращивать педагогический, а не только карательный или лечебный ресурс.
41. Необходимо, чтобы все страны — члены Совета Европы разработали и ввели в действие мероприятия по информации и сенсибилизации юношества по отношению к долгосрочным угрозам, перед которыми оно встает в связи с употреблением табака, алкоголя, наркотиков; приняли меры, предусматривающие запрет продаж и потребления алкоголя, табака и психоактивных субстанций для детей и подростков.
42. Важно предоставление равных возможностей и услуг по обеспечению здорового образа жизни для всех детей и подростков. Это особенно касается детей мигрантов. Их низкая социальная защищенность, языковой барьер, необходимость адаптации к новым социальным и климатогеографическим условиям способствуют невротизации, снижению иммунитета и общему ухудшению состояния здоровья. Так как число детей-мигрантов в некоторых странах — членах Европы будет расти, то необходимо систематически исследовать негативные последствия миграции, их влияние на развитие детей-мигрантов, динамику состояния их здоровья.
5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
43. Современная система образования недостаточно эффективна потому, что она все больше базируется не на сообразных природе ребенка методологических принципах, а на информационных. Приверженность к выбору: экстенсификация или интенсификация образования — ошибочна. Первая тенденция экономически нецелесообразна, вторая — антигуманна по своей сути, так как иногда реализуется ценой разрушения здоровья учащихся и педагогов. Но есть третий путь — переосмысление образовательной стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ учебного процесса и кончая пересмотром основ самой дидактики, в т.ч. и системы управления образованием.
44. Пришло время скорректировать цели и задачи массовой общеобразовательной школы: наряду с учебной информацией активно внедрять технологии гармоничного развития детей. У каждого школьника должны совершенствоваться образно-осмысленная речь и чтение, хороший почерк, развиваться художественно-музыкальные вкусы, т.е. все базовые характеристики его всестороннего развития.
45. В последние годы некоторые европейские страны в большей мере, чем здоровьем учащихся, озабочены низким качеством их обучения. В то же время забывается, что ценность образовательной среды для ребенка определяется не только количеством знаний и навыков, но и тем, что именно она во многом обуславливает его физическое, психическое и социальное здоровье. Проблема эта стала настолько всеобщей, что для ее решения необходимо совместное участие заинтересованных кругов на школьном, муниципальном, национальном и европейском уровнях.
46. В основе нездоровья многих школьников лежат не только медицинские, но и материальные, педагогические причины. К последним можно отнести информационную интенсификацию учебного процесса; устранение из базового учебного плана ряда школ полноценного трудового и художественного воспитания; игнорирование особенностей каждого ребенка, что заглушает развитие адекватных полу воображения, эмоций, т.е. пололичностной дифференциации; замену ростомерной мебели на одномерную, наклонной поверхности учебных мест на (искажающую перспективу букв) горизонтальную поверхность и т.д. и т.п.
47. Педагогический процесс можно считать оптимальным с точки зрения гармоничного развития школьников, если он вбирает в себя при- родосообразность педагогического воздействия на учащихся; комплексную диагностику и коррекцию их физического, психического и интеллектуального развития; психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебных методик, программ, учебников, школьной инфраструктуры.
48. Проблемой, заслуживающей особого внимания, является анализ массового использования в образовании компьютерной техники. Компьютеры определяют значительное увеличение информационной и зрительной нагрузки на человека. Как следствие этого нередко накапливается хроническое утомление.
Именно поэтому особую актуальность приобретает разработка методов и технологий охраны зрения учащихся. Ежедневное пользование компьютером способствует появлению астенопии (дискомфортных ощущений в области глаз). Такая ситуация требует увеличить охват инструментальным и другими замерами школьных кабинетов информатики и вычислительной техники.
49. В целях совершенствования работы школ Европы по гармоничному развитию детей и подростков Совет Европы мог бы инициировать с ЮНИСЕФ дальнейшее совершенствование критериев медикопедагогической оценки всех образовательных программ и технологий, методик и учебников с учетом психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся.
50. Воздействие СМИ на детей и подростков превратилось в мощный фактор формирования их образа жизни, вклад которого можно было бы оценить в отдельном докладе. Необходима переоценка роли СМИ, и в первую очередь телевидения и Интернета в духовном и нравственном воспитании детей и молодежи. Следует активнее стимулировать выпуск детско-юношеских телепрограмм, кино-, теле— и видеофильмов, компьютерных игр и электронных изданий, способствующих формированию у детей и подростков высокого нравственного и художественного вкуса.
51. К сожалению, дети и подростки рассматриваются производителями информации только как объекты потребления. В связи с этим информационные материалы часто не учитывают возрастных, половых, региональных различий юных потребителей. Важным в связи с этим представляется изучение мнения самих детей и подростков по проблемам их жизнедеятельности, потребностей и претензий к обществу и взрослому миру. Следует создать общеевропейский сайт в Интернете «Образование и здоровье».
52. Несмотря на наличие больших объемов современной литературы по вопросам оздоровления, все еще наблюдается нехватка знаний об основах сохранения здоровья молодежи. Совет Европы совместно с ВОЗ, ЮНИСЕФ и другими международными организациями мог бы значительно увеличить тиражи литературы по гармоничному развитию и укреплению здоровья, обеспечить значительное расширение издания специальной литературы для детей и юношества в области сохранения и укрепления здоровья, решить вопрос о создании общеевропейской библиотеки для родителей «Азбука здоровья и развития детей», а также принять участие в создании европейских энциклопедий (на базе переводов национальных изданий) по данной проблематике.
6. ШКОЛЬНАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
53. Актуальной проблемой, которую надо отслеживать в целях безопасности здоровья школьников является санитарно-гигиенический анализ издательской продукции, детских игрушек, всех товаров детского ассортимента.
Четвертая конференция министров по окружающей среде и охране здоровья (Будапешт, 24.06.04) заявила о том, что ежегодно нездоровая среда обитания становится причиной смерти более 5 млн детей. В Европе ежегодно регистрируются тысячи случаев отклонения от европейских стандартов изделий, относящихся к товарам детского ассортимента. Заметим, что среди отклоненных от согласованных образцов игрушек большинство изготавливается в Китае.
54. Говоря о товарах детского ассортимента, нельзя обойти стороной и проблемы детского питания, которые следует рассматривать как вопрос партнерства между школой и родителями. В отдельных странах это питание хорошо налажено. Например, в Испании установлен тотальный контроль за питанием учащихся со стороны родителей и школы. Большинство учащихся питаются в школе лучше, чем дома. В Ливерпуле (Великобритания) 80—90% учащихся начальных школ питается бесплатно. Во многих европейских школах меню разрабатывается специалистами- диетологами.
55. В 2003 г. в Страсбурге состоялся Европейский форум по школьному питанию. Проблема избыточного веса учащихся, которая является актуальной для многих стран — членов Совета Европы, была в центре внимания участников форума. По данным Европейского бюро ВОЗ, треть девочек и пятая часть мальчиков считают, что у них лишний вес20. Если в 1995 г. только 9,6% детей в Англии в возрасте от 2 до 10 лет имели избыточный вес, то в 2002 г. этот показатель вырос до 15, 5%21.
В контексте вышесказанного существует необходимость совершенствования контроля и строгой сертификации специализированных продуктов для питания детей в школьных учреждениях в тех странах, где такого контроля не существует. Важно обеспечить всех учащихся недорогими и качественными школьными обедами.
56. Организм ребенка может абсорбировать до 50% свинца, присутствующего в пищевых продуктах, в то время как у взрослых этот показатель равен 10%. Свинец особенно опасно воздействует на мозг детей. Сегодня 15—18 млн детей в развивающихся странах страдают необратимыми церебральными нарушениями, вызванными отравлением свинцом. В европейском регионе такие дети составляют 4,4%22.
57. К инфраструктуре, которая может вредить здоровью и развитию учащихся, может относиться и школьная мебель. Английский профессор П. Бакл обнародовал результаты своего исследования: 36% детей 11— 14 лет страдают от серьезных болей в спине из-за неправильной мебели23.
Использование древесностружечных и древесноволокнистых плит из клееной фанеры на основе формальдегидных смол для изготовления учебной мебели в ряде стран также оказывает негативное влияние на здоровье учащихся.
58. В странах Совета Европы необходимо разработать национальные планы действий по предупреждению вредного воздействия факторов окружающей, в том числе школьной, среды на здоровье детей, активнее включиться в выполнение Европейского плана действий в области окружающей среды и здоровья детей (Будапешт, 2004).
Например, в Республике Хорватия все школьное оборудование подлежит ежегодным санитарным осмотрам. Школьные кухни и столовые подвергаются двум и более осмотрам ежегодно24.
59. Общеевропейской задачей должна стать разработка более строгой гигиенической классификации товаров детского ассортимента, а также определение более тщательных подходов к учебно-гигиенической регламентации всех школьных принадлежностей.
7. МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
60. В современной ситуации крайне необходим мониторинг показателей жизнеспособности учащихся, резервов их физических, нервнопсихических и интеллектуально-творческих сил. Взамен затратных и иногда формальных медицинских осмотров учащихся с достаточно большой периодичностью необходимо организовывать в школьных учреждениях постоянно действующий эффективный механизм доврачебного и врачебного контроля за динамикой физического и психического развития детей.
61. Мониторинг может организовываться на принципах учета возрастных особенностей и закономерностей взаимодействия биологических и средовых факторов при формировании здоровья учащихся; сочетания двух моделей мониторинга — использование официальной статистической отчетности и методов индивидуального наблюдения за состоянием здоровья школьников; использования объединенной информации о состоянии здоровья учащихся с данными других ведомств, в частности здравоохранения; учета официальных нормативов относительно образовательных программ, учебных нагрузок, педагогических технологий и режимов обучения, организации систематической оценки состояния здоровья детей и подростков в образовательной среде.
62. Важно обеспечить сопоставимость данных мониторингов внутри стран и по разным странам — членам Совета Европы. Формирование школьных, муниципальных, региональных, национальных и общеевропейских баз данных о состоянии здоровья позволит определить приоритеты при разработке профилактических, корреляционных и реабилитационных медико-педагогических технологий и программ для гармоничного развития учащихся.
Все это задачи не только для органов управления образованием, но и исполнительных властей всех уровней, призванных координировать межведомственные отношения, выявлять более глубокие причинно-следственные связи, своевременно вскрывать факторы школьного риска для безотлагательного принятия управленческих решений в сфере укрепления здоровья детей.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63. В образовании приоритетным является не только процесс получения учебной информации, но и формирование физически и умственно зрелой личности. Необходимо обеспечить внедрение образовательных технологий и методик, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учеников; не допускать учебных перегрузок школьников; осуществлять психолого-педагогическую, физиолого-гигиеническую оценку программ и учебников, систематически проводить гигиеническую экспертизу режимов образования; ориентировать Министерства образования и здравоохранения на совместное проведение регулярного мониторинга состояния здоровья обучающихся в конце каждого года.
64. Система образования и повышения квалификации работников этой среды должна предусматривать подготовку специалистов, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современные учителя и родители недостаточно осведомлены о возможных негативных влияниях образовательной среды на здоровье учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда в странах Восточной Европы заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев и на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на низком качестве образования и здоровья школьников. Надо всемерно укреплять принцип «Здоровый учитель — здоровый ученик».
65. Совет Европы мог бы рекомендовать национальным правительствам организовывать совместно со специалистами из ВОЗ и ЮНИСЕФ регулярные семинары на базе педагогических и медицинских вузов для педагогов, психологов, преподавателей физкультуры, школьных врачей, медсестер, администраторов школ по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся.
66. Следует обеспечить межведомственную координацию, максимально согласованные действия органов образования, здравоохранения, культуры, социальной и экологической защиты, физкультуры и спорта в целях всестороннего развития детей; кардинально усилить межведомственное взаимодействие при разработке национальных, региональных и муниципальных здоровьесберегающих акций. Национальным парламентам следует совершенствовать законодательную базу в этом направлении.
67. Продолжить совершенствование образовательных программ и мероприятий по информации и сенсибилизации юношества к угрозам, перед которыми оно встает в связи с употреблением табака, алкоголя, наркотиков, актов насилия в школьной среде; во всех странах ввести в действие образовательные программы формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни, основывающиеся на работе единых команд учителей, медиков, психологов и других специалистов. Активнее подключать к этой работе Европейскую сеть школ укрепления здоровья.
68. Мне думается, что Совет Европы должен способствовать эффективному сотрудничеству национальных и международных организаций и исследовательских центров для научной разработки программ содействия здоровью обучающихся, раннего выявления отклонений в развитии детей разного возраста.
69. Проблемы формирования здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения должны рассматриваться в ряду национальных приоритетов. В каждой стране школа призвана стать источником просвещения в области культуры здоровья и здорового образа жизни, а в связи с этим — фундаментом, на который опираются основные силы нации.
70. Стратегия образования в условиях «подвижной» Европы (усиления миграционных перемещений огромных масс людей) требует серьезных размышлений о возможности разработки европейской Конвенции школьного и дошкольного образования детей-мигрантов, а также усыновленных за границей детей или о дополнении уже существующих на этот счет европейских правовых механизмов.
71. Мне представляется необходимым, чтобы национальные парламенты разработали законы или необходимые поправки в существующие акты, предусматривающие усиление ответственности образовательных учреждений и органов управления образованием, органов власти всех уровней за нанесение педагогического ущерба здоровью учащихся в дошкольных и школьных учреждениях.
72. В отношении молодежи вполне подходит мысль о том, что будущее — это та часть жизни, которую мы можем изменить. И вторая: многое из того, что нам необходимо, может подождать, но не ребенок. Все это требует от каждого гражданина европейского сообщества сделать гармоничное развитие детей и юношества не сокровенной мечтой, а живой реальностью.
РЕКОМЕНДАЦИИ 1750 (2006)
1. Парламентская Ассамблея Совета Европы убеждена в том, что задачей школы является обеспечение гармоничного развития учащихся, способных исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся мире. Хотя ее основной миссией и является обеспечение передачи знаний и информации, школа также должна способствовать поддержанию и улучшению здоровья учащихся, развивать потребность в здоровом образе жизни и в освоении общечеловеческих ценностей. По определению ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, интеллектуального и социального благополучия и оно не заключается только в отсутствии болезни или физических дефектов».
2. Бурное развитие информационных технологий постоянно интенсифицирует учебный процесс. Как в этих условиях сделать образование безвредным для здоровья учащихся — все более актуализирующаяся задача, которую можно решить только комплексным сотрудничеством политиков, педагогов, медиков и других специалистов.
3. Парламентская Ассамблея считает, что здоровье, а также интеллектуальное развитие является важнейшей основой гармоничного развития детей и подростков. В то же время ПАСЕ констатирует, что в некоторых странах — членах Совета Европы состояние здоровья детей в школьных и дошкольных учреждениях вызывает озабоченность.
Учащиеся страдают болезнями, которые в определенной степени связаны со школьной средой и с условиями жизни детей: искривление позвоночника, близорукость, неврастения, истощение нервной энергии, патология щитовидной железы и др. Вызывает серьезное беспокойство проблема избыточного веса детей, связанного с несбалансированным питанием в некоторых европейских странах.
4. Различные факторы оказывают вредное воздействие на здоровье детей, в том числе социальные и финансовые трудности людей или же экологические проблемы и неадекватная школьная и дошкольная инфраструктура.
5. Другие причины дисгармоничного развития детей связаны со школьными факторами риска в системе образования, которые остаются недостаточно изученным и осознанным обществом явлением, например эргономические факторы. Школьные факторы риска оказывают продолжительное комплексное воздействие и привлекают внимание педагогов, врачей, родителей лишь тогда, когда симптомы имеют уже ярко выраженный характер.
6. Во многих европейских школах успешно применяются здоровьеразвивающие методы обучения, которые учитывают вопросы здоровья детей. В частности, эти методики используются в рамках программы Европейской сети школ укрепления здоровья (ЕСШУЗ) ВОЗ. В этой связи ПАСЕ подчеркивает важность продолжения и укрепления сотрудничества между Советом Европы, Европейской комиссией и ВОЗ, которое существует с 1992 г.
7. ПАСЕ выражает глубокую озабоченность по поводу вредного воздействия на здоровье подростков употребление ими алкоголя, табака, наркотиков, а также большого числа актов насилия в школьной среде. В этой связи Парламентская Ассамблея особо упоминает свою Рекомендацию 1169 относительно воспитания здоровью и против злоупотребления наркотиками в странах — членах Совета Европы и Европейского союза. Поскольку этот феномен является следствием и учебных проблем, то необходимо его рассмотреть через улучшение педагогической системы.
8. В целом в школах следует предпочитать проактивный подход, имея в виду, что:
8.1. используются лишь те педагогические методики, которые способствуют улучшению здоровья учащихся или их гармоничному развитию, полнее учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
8.2. обеспечивается эффективное участие психологов, педагогов, медиков в разработке учебных методик, школьной инфраструктуры;
8.3. через все учебные предметы внедряется культура здоровья, в том числе сексуальное здоровье;
8.4. обеспечивается высокое качество физического и спортивного воспитания;
8.5. предлагается здоровое питание в школьных столовых;
8.6. проводится мониторинг состояния здоровья и развития каждого ребенка в течение всего периода обучения;
8.7. осуществляется сбор данных о здоровье учащихся и обмен информацией между странами — членами Совета Европы.
9. ПАСЕ считает, что необходимо внедрить в программы подготовки учителей и персонала учебных заведений измерение обучению здоровью и регулярно сенсибилизировать к этим вопросам родителей, психологов, врачей, социальных работников и улучшать сотрудничество между родителями и учителями.
10. Парламентская Ассамблея констатирует, что средства массовой информации (СМИ) превратились в важнейший фактор влияния на учащихся. Необходимо, чтобы СМИ, в первую очередь телевидение, были более чувствительными к вопросам формирования здоровья детей и подростков. Необходимо поощрять СМИ в деле воспитания гармонично развитой личности.
11. ПАСЕ считает, что проблемы формирования здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения должны рассматриваться в странах — членах Совета Европы в ряду национальных приоритетов. В соответствии с этим она рекомендует Комитету министров:
11.1. усилить общеевропейскую стратегию о здоровье и развитии детей и подростков ВОЗ, инициируя, например, кампанию по ее сенсибилизации;
11.2. в тесном сотрудничестве с ЮНИСЕФ, ВОЗ и другими заинтересованными организациями осуществить сбор исходных данных о школьных формах болезней, которые могут быть связаны со школьной средой; провести исследования взаимосвязи образования и состояния здоровья учащихся, результаты которых могут быть использованы странами — членами Совета Европы с целью разработки их национальных политик в этой области;
11.3. в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями изучать возможность разработки европейской хартии по борьбе с детским и подростковым насилием и об усилении уже существующих механизмов;
11.4. организовать обмен информацией, изучать и распространять передовой опыт в деле защиты здоровья учащихся в школьной среде;
11.5. приглашать страны — члены Совета Европы:
11.5.1. организовать семинары для переподготовки учителей в целях овладения ими здоровьесберегающими методиками обучения;
11.5.2. уделять особое внимание вопросам сохранения здоровья детей-мигрантов в школьной среде с учетом их низкой социальной защищенности, языкового барьера, необходимости адаптации к новым социальным и климатогеографическим условиям.
ОТВЕТ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ, ПРИНЯТЫЙ НА 984-М ЗАСЕДАНИИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ МИНИСТРОВ (17—18 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА)
1. Комитет министров с интересом воспринял рекомендацию 1750 (2006) Парламентской Ассамблеи, касающуюся образования в целях гармоничного развития учащихся, которая была представлена вниманию правительств государств-членов и направлена для информации и представления возможных комментариев в Руководящий комитет по вопросам образования (РКО), Европейский комитет по здравоохранению (ЕКЗ) и Общественный комитет по здравоохранению (Частичное соглашение) (CD-P-SP).
2. Комитет министров всецело одобряет точку зрения, высказанную Ассамблеей в пункте 1 своей рекомендации, относительно того, что «школы должны помогать в сохранении и улучшении здоровья учащихся и продвигать медицинское просвещение и универсальные ценности». В этой связи он выражает желание обратить внимание на то, что наряду с другими субъектами, несущими ответственность за здоровье молодых людей, такими как родители, общественные организации, врачи и учреждения, школы являются наиболее приемлемыми структурами для содействия медицинскому просвещению.
3. В действительности те изменения, которые произошли в социальной и экономической ситуации в Европе и соответствующих сторонах жизни, иногда оказывают вызывающее беспокойство влияние на здоровье, в частности на здоровье молодых людей. Надлежащей реакцией было бы принятие «проактивного», но в то же время всеобъемлющего подхода, заключающегося в том, что передача знаний сопровождается созданием надлежащей «гармоничной» атмосферы в школах, организацией образовательного процесса и превентивной работы, а также надлежащей подготовки учителей. В этом контексте Комитет министров выражает желание обратить внимание на Рекомендацию № R (88) 7, касающуюся медицинского просвещения в школах и роли и подготовки учителей, а также на свою Резолюцию ResAP (2005)3, касающуюся организации здорового питания в школах.
4. Что касается мер, в поддержку которых Ассамблея высказывается в пункте 8 рекомендации, то Комитет министров соглашается с тем, что необходимо обеспечить «высококачественную физическую и спортивную подготовку»в той мере, в какой признается, что включение в школьную программу на регулярной основе надлежащих занятий по физической подготовке и спортивных мероприятий для учащихся всех возрастов является очень важным для поддержания их здоровья. Более того, Комитет министров считает, что занятия по физической подготовке и спортивные мероприятия создают также предпосылки для передачи в процессе обучения важных ценностей, таких как толерантность и честная игра, опыт побед и поражений, социальная интеграция, уважение окружающих и воспитание демократического гражданства. В этой связи он подчеркивает важность принципов и целей, которые продвигает РКО в своей программе, касающейся воспитания в области демократического гражданства, таких как участие воспитанников школ в процессах обсуждений и принятии решений и привлечение их к этим процессам в том, что касается организации школьной жизни.
5. Комитет министров соглашается с Ассамблеей в том, что средства массовой информации, в особенности телевидение, также оказывают существенное влияние на молодых людей. Средства массовой информации должны привлекаться в качестве ответственных субъектов к дискуссиям с гражданским обществом по привычкам питания и их влиянию на здоровье, концентрируя внимание на создании положительного образа и повышении осведомленности посредством усилий в образовательной сфере на основе руководящих принципов организации питания.
6. Что касается рекомендаций Ассамблеи, содержащихся в пункте 11, то Комитет министров признает, что важно обеспечить гармоничное развитие учащихся во всех школах в государствах-членах. Он не может поставить в качестве приоритета предложение относительно того, чтобы включить конкретные проекты, касающиеся аспектов, упомянутых в пунктах 11.2, 11.3 и 11.4 рекомендации, в программу действий соответствующих межправительственных комитетов, но с интересом отмечает идею проведения исследования взаимосвязи образования и состояния здоровья учащихся в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, ВОЗ и другими международными организациями в течение 2007—2008 г. при условии выделения для этой цели финансовых ресурсов в форме добровольных взносов.
1 Факты и цифры ЕРБ ВОЗ/02/03, Копенгаген, Вена, 8 сентября 2003 г.
2 Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/06/04, Копенгаген, Эдинбург, 3 июня 2004 г.
3 Доклад ВОЗ «Здоровье школьников в контексте здорового образа жизни». Международный доклад по статистическим данным 2001-2002 г.
4 Комков А.Г. и др. Физическая активность, здоровье и стиль жизни школьников / Сб.: Физическая культура, спорт и здоровье нации. Материалы международного конгресса. СПб, 1996.
5 Доклад «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации». М, 2003.
6 Материалы международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание», М. 2004.
7 Д.И. Писарев. Учитель, 1865 г., № 9, стр. 216.
8 Материалы международного конгресса по взаимодействию физкультуры и здоровья нации. СПб, 1996.
9 Henrik Seyffarth, TA VARE, PA KROPPEN I DAGLILLIVET, Universitetsforlaget.
12 Материалы международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание в XXI веке». М., 2004.
11 Schwerpunktbericht der Gesundheitsberichtestattung Gesundheit von Kindern und Jugendlichen. Robert Koch-Institut, Berlin 2004.
12 Материалы II международного конгресса «Спорт и здоровье». СпБ, 2004.
13 «The Times», 4 июня 2004 г.
14 Британские школы в состоянии гангрены: насилия между подростками //Фигаро, 25 ноября 2005 г.
15 Главнейшие задачи современной школьной гигиены. Одесса, 1904.
16 Доклад ВОЗ «Здоровье школьников в конексте здорового образа жизни». Международный доклад по статистическим данным 2001—2002
17 Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/06/04, Копенгаген, 2004.
18 См. сноску 14.
19 Там же.
20 Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/06/04, Копенгаген, Эдинбург 3.06.04.
21 Там же.
22 Материалы международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание в XXI веке». М., 2004.
23 По материалам Mednovosti ru.
24 Доклад Министерства науки, образования и спорта Республики Хорватия, Загреб, 15 мая 2005 г.
КОРОБЕЙНИКОВ Анатолий Антонович — доктор философских наук, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по науке, культуре и образованию Парламентской ассамблеи Совета Европы (группа социалистов), Председатель Общероссийского общественного движения “Российский Союз за здоровое развитие детей”; в 80-х годах первый заместитель министра просвещения СССР.
Коробейников А.А. — Актуальная проблема внедрения здоровьеразвивающей педагогики