Выступление А. А. Коробейникова на Постоянном Комитете ПАСЕ
Выступление А. А. Коробейникова на Постоянном Комитете ПАСЕ по докладу “Образование в целях гармоничного развития учащихся”
(Москва, 29 мая 2006 г.) Уважаемые коллеги!
Две ключевые потребности человека — в здоровье и образовании не заменить ничем. Какая из них первична? Безусловно — гармоничное здоровье: физическое, психическое, нравственное. Оно и только оно — сокровище, незаменимое ни знанием, ни богатством, ни почестями. И особенно это начинают понимать те, кто теряет здоровье. В первую очередь — гармония здоровой личности как высшая сущность и полнота бытия, а уже потом — бизнес, карьера и другие сферы являются основными критериями ценности человеческой жизни.
Представленный доклад — о достижении гармоничного или преодолении дисгармоничного развития детей через совершенствование учебного процесса и познавательной среды, а не только их внешних атрибутов. Характерны ли проблемы дисгармоничного развития детей в школьной среде для стран-членов Совета Европы?
Хотя уровень здоровья молодежи, понимаемого в самом широком смысле, в европейском регионе остается относительно высоким, проблемы и здесь нарастают. Что лежит в основе этих проблем?
Общество стремится интенсифицировать получение знаний, не всегда осознавая при этом цену утраты учащимися здоровья. От дальнейшей интенсификации обучения уйти, по-видимому, не удастся. Возникает законный вопрос: “Как и чем ее компенсировать?” Ответ -массовым внедрением здоровьеразвивающих учебных методик и педагогических технологий, при которых учитываются возрастные и индивидуальные особенности познавательной деятельности детей, оптимальный уровень сложности учебных заданий, сочетание познавательного и двигательного компонентов урока, а также обеспечивается психологический комфорт и бесстрессовый метод обучения.
Отрадно, что Совет Европы держит в центре своего внимания проблемы образования. Но всегда ли доклады ПАСЕ рекомендуют учителю использовать принципы природосообразной, здоровьеразвивающей педагогики, способствующие гармоничному развитию учащихся? К сожалению, далеко не всегда.
В национальных законах европейских стран, в международных конвенциях и декларациях, касающихся детей и подростков, достаточно много уделяется внимания преодолению таких проблем как: ребенок и алкоголь, ребенок и табак, ребенок и наркотик, ребенок и насилие. А вот проблема: ребенок и учебный процесс (под углом зрения сохранения и развития физического, психического и нравственного здоровья детей непосредственно в школе) все еще не вызывает достаточной тревоги у общества.
Грешат этим же недостатком и международные документы. Например, европейская стратегия “Здоровье и развитие детей и подростков”, принятая в сентябре 2005 года в Бухаресте, могла бы стать более эффективной в том случае, если бы она была не только “ВОЗовской”, но одновременно и “ЮНЕСКОвской”; если бы она базировалась на интегральном, межведомственном поле образования и здравоохранения. Пока это не так. В результате среди семи приоритетных направлений этой несомненно важной европейской стратегии нет одного из главных направлений, а именно —«взаимосвязь учебного процесса и здоровья детей».
Вместе с тем причинно-следственная зависимость в системе «здоровье детей – методика образовательного процесса» приобретает особую актуальность, а тенденции ухудшения здоровья школьников, в том числе и от педагогических ошибок, нередко перерастают в закономерность.
Ухудшение здоровья школьников под воздействием учебы – открытие не сегодняшнего дня. История развития европейской школы на протяжении последних двух столетий не раз напоминала об этом. Участники первого всемирного конгресса по школьной гигиене, состоявшегося в 1904 г. в Нюрнберге под девизом “Содействие сближению лиц, работающих на поприще здравоохранения и педагогики”, сделали вывод: школа должна устранять созданные ею самою причины переутомления и болезней учащихся.
Еще в 50-е годы XIX века многие педиатры Европы установили выраженную распространенность у детей близорукости, сколиоза, невростений и назвали их сугубо «школьными болезнями».
На семинаре, организованном европейским региональным бюро ВОЗ в 1956 году по теме «Здоровье детей и школа», уже отчетливо прозвучала тревога по поводу таких явлений как «школьный стресс» и «школофобия».
Поэтому, дамы и господа, если нынешнее образование в странах Европы нуждается в модернизации, то, не только для повышения его качества (на что многие делают основной упор), но, прежде всего, в интересах охраны и укрепления здоровья обучающихся. И когда некоторые утверждают, что с европейской молодежью сегодня все в порядке, то так могут говорить те, для кого аномалия стала признаваться “некоей новой нормой”! Разве можно считать нормальным, когда самые высокие показатели самоубийств подростков в мире отмечаются именно у нас, в Европейском регионе?! Когда из 77 млн. детей, проживающих в странах ЕС 14 млн. имеют избыточную массу тела. Когда по данным ВОЗ, около 2 млн. молодых людей в Европе страдают психическими расстройствами?!
Современная информационно-перенасыщенная методика обучения, построенная на обездвиженности ребенка, включает против него не только учебные перегрузки, но и такой механизм разрушения здоровья, который игнорирует физическую активность тела и органов чувств.
При всех различиях в национальных системах образования европейских государств единой для них должна стать забота о здоровье обучающихся, которое является ключевым моментом сохранения полноценного генофонда Европы.
И все же, уважаемые коллеги, грех упрекать только школу во всех болезнях учащихся. Задачей моего доклада является не столько критика современного образования, сколько выражение вполне оправданной надежды и определение конкретных путей совершенствования школьного дела во имя активизации процессов гармоничного развития учащихся, как нашей смены. Ведь только школа, в которой, к счастью, все еще преобладает живое общение ученика и учителя способна раскрепостить физические, психические и нравственные возможности детей и молодежи, а значит увеличивать человеческий капитал европейской цивилизации.
Современному европейскому образованию нужна более акцентированная, чем до сих пор, здоровьеразвивающая политика, удерживающая цивилизацию от незаметного для многих духовного и физического угасания. Проводником такой политики, лучшей школой здоровой жизни по-прежнему остаются учебные заведения. Именно они являются не только хранителями европейских ценностей, но и помогают молодежи воспользоваться ими и через них реализовать себя во взрослой жизни.
Благодарю, уважаемые коллеги, вас и секретариат Комиссии по науке, культуре и образованию, моих российских и зарубежных экспертов — за постоянную помощь в творческой работе по совершенствованию вынесенных сегодня на обсуждение документов.
Заключительное слово А. А. Коробейникова на Постоянном Комитете ПАСЕ по докладу “Образование в целях гармоничного развития учащихся” (Москва, 29 мая 2006 г.)
Уважаемые коллеги!
Один из главных выводов, который каждый европейский учитель мог бы иметь в своем педагогическом арсенале, заключается в следующем: только сообразный природе ребенка учебный процесс может служить его гармоничному развитию.
Вот почему я предлагаю, чтобы ПАСЕ (совместно с ВОЗ и ЮНИСЕФ) провели общеевропейское исследование проблем взаимосвязи образования и здоровья учащихся. Его итоги могут послужить отправной базой для определения принципов общеевропейской стратегии и национальных политик государств в сфере реализации действительно прорывных мер по гармоничному развитию детей и молодежи Европы. Я убедительно прошу вас, уважаемые коллеги, не только поддержать этот пункт рекомендаций, но и активно содействовать его осуществлению в своих странах.
В рекомендациях предлагается также осуществление мониторинга здоровья и развития детей в тех школах Европы, где он пока не проводится. На базе его данных мы будем знать реальные тенденции в динамике здоровья детей и юношества Европы, а педагогические коллективы, местные общины, государственные власти, европейское сообщество в целом смогут лучше контролировать качество учебного процесса и влияние школьной среды на здоровое развитие детей и подростков.
И еще одно, может быть не часто звучащее для практики ПАСЕ, предложение. Его нет в Рекомендациях, но я хочу привлечь к нему ваше внимание. На базе имеющихся у меня обширных материалов, не вошедших в доклад, на базе тех общеевропейских социологических исследований взаимосвязи образования и здоровья, о которых я только что сказал, можно было бы издать учебное пособие для всех учителей Европы по проблемам школьного здоровьесбереже-ния. Эта книга могла бы стать настольной и для родителей, а также полезной властям всех уровней. Прошу Бюро ПАСЕ поручить нашей Комиссии подготовку такой книги. Я готов реализовать это поручение.
Благодарю постоянный комитет ПАСЕ за заинтересованное обсуждение темы и надеюсь, что все парламентарии Европы примут столь же заинтересованное участие в реализации рекомендаций и политики по гармоничному развитию подрастающих поколений, как основы стабильного и поступательного развития всего европейского сообщества.