Принципы естественной гимнастики Демени
К истории педагогической гимнастики и школьной гигиены…
Основные положения научно-обоснованного метода гимнастических упражнений, разработанного физиологом Жоржем Демени (1850 — 1917) и построенного на принципе естественности (орфография сохранена):
1) Движеніямъ необходимо придавать съ самаго начала естественность и полезное направленіе.
2) Никогда не слѣдуетъ отдѣлять упражненій, необходимыхъ для развитія мускуловъ, отъ наилучшей утилизаціи ихъ работы.
3) Избѣгать статическихъ усилій и замѣнять ихъ движеніемъ и работой.
4) Исполнять полный циклъ движеній, при чемъ нужно наблюдать, чтобы каждый пучокъ мускуловъ достигалъ при движеніи максимума вытяженія и сокращенія, къ какимъ онъ способенъ. Пускать въ работу всѣ мышцы даннаго сочлененія, -заставляя оконечности членовъ описывать движенія по кривымъ, симметричныя или несимметричныя, во всѣхъ плоскостяхъ и во всѣхъ направленіяхъ. .
5) Развивать одновременно силу и гибкость, добиваясь при выполненіи каждаго движенія независимости мускульныхъ сокращеній п избѣгая участія въ движеніи мускуловъ, безполезныхъ для даннаго движенія.
6) Избѣгать во время всякой работы изолированной дѣятельности одной какой-нибудь части тѣла, безъ гармоническаго участія всего тѣла въ данной мѣстной работѣ. Особенно рекомендуется изыскивать синтетическія или общія упражненія, при которыхъ всѣ части тѣла стремятся къ достиженію даннаго опредѣленнаго результата.
7) Нужно всегда соединять пользу движенія съ красотой.
8) Необходимо особенно развивать чувство равновѣсія и расположенія въ пространствѣ и пріобрѣтать, т. обр., полное господство надъ своимъ тѣломъ. ’Всегда стараться найти наиболѣе экономическій ритмъ работы, что даетъ возможность выполнять самыя сложныя и трудныя упражненія, соединяя во всякомъ движеніи гибкость и силу, грацію и красоту.
Принципъ новой гимнастики заключается въ сочетаніи развивающихъ упражненій съ воспитаніемъ движеній, или, другими словами, въ сочетаніи движеній, которыя наилучшимъ образомъ вызываютъ наилучшія физіологическія условія питанія мускуловъ, при наибольшей полезности ихъ работы, и въ то-же время упражняютъ нервные центры, чувствующіе и двигательные. При осуществленіи этого прпнцица авторъ требуетъ соблюденія слѣдующихъ условій:
Постоянство движенія, безъ внезапныхъ остановокъ и безъ продолжительныхъ статическихъ усилій или, иными словами, безъ продолжительнаго статическаго напряженія мускуловъ. Подъ статическимъ усиліемъ авторъ подразумѣваетъ «сильныя и продолжительныя сокращенія мышцъ, не сопровождающіяся движеніями», какъ, напр., усиліе, требуемое для того, чтобы держать тѣло въ вертикальномъ положеніи при откидываніи ногъ вбокъ и т. п.
Далѣе, движенія не должны быть рѣзкія и угловатыя, но закругленныя во всѣхъ направленіяхъ.
Особенно настаиваетъ авторъ на необходимости движеній, требующихъ послѣдовательнаго и полнаго сокращенія всѣхъ мускуловъ, производящихъ движенія въ данномъ сочлененіи; движенія эти должны постепенно усложняться, при чемъ простѣйшія должны быть, такъ сказать, элементами дальнѣйшихъ, болѣе сложныхъ движеній: напр., изъ присѣданій съ вытянутыми руками развиваются прыжки, или изъ комбинаціи извѣстныхъ простыхъ движеній рукъ и ногъ постепенно вырастаетъ сложное движеніе, наблюдающееся при игрѣ въ мячъ и т. д. Всѣ самыя сложныя движенія, наблюдаемыя при разнаго рода играхъ и упражненіяхъ, можно, такимъ образомъ, всегда разложить на ихъ элементы или простѣйшія движенія, которыя авторъ, очевидно, и называетъ мало опредѣленнымъ терминомъ «естественныхъ движеній». Въ этомъ отношеніи «экспериментальная гимнастика» Демени напоминаетъ гимнастику покойнаго проф. Лесгафта, которая, будучи по существу шведской, отличается отъ нея такой же мелкой детализаціей движеній, какую мы встрѣчаемъ у Дёмени, и которая, въ конечномъ результатѣ, ставитъ себѣ, какъ и экспериментальная гимнастика Дёмени, чисто педагогическія цѣли—воспитаніе воли и характера.
Въ заключеніе авторъ высказываетъ цѣлый рядъ общихъ совѣтовъ или, вѣрнѣе, общихъ мѣстъ, въ родѣ слѣдующихъ: обученіе гимнастикѣ должно постоянно варьироваться и облекаться въ пріятную, полную интереса форму. Невозможно давать детальныхъ указаній по физическому воспитанію въ самыхъ точныхъ руководствахъ; обязанность профессора индивидуализировать физическія упражненія, приспособлять ихъ къ физіологическому состоянію организма и наблюдать, чтобы они никогда не были автоматическими; наоборотъ, онъ долженъ выбирать упражненія, выполненіе которыхъ представляетъ нѣкоторыя трудности и требуетъ усилія воли, ибо только такимъ способомъ мы можемъ развить въ себѣ высшія кечества, образующія людей, а не автоматовъ, при томъ людей, готовыхъ къ предстоящимъ въ жизни трудностямъ и борьбѣ съ ними. Невозможно создать человѣка иниціативы, если заботиться только о развитіи мускуловъ и оставлять въ бездѣятельности управляющіе ими центральные органы.