Анализ работы по применению методики В.Ф. Базарного
Здоровьесбережение детей – одна из актуальных проблем современной школы. Проблема ухудшения здоровья детей – нагрузка, связанная с получением образования, а главным образом – начальная школа т.к. здесь происходит главный срыв детского здоровья. Наша задача – сохранить и укрепить здоровье детей.
Каждый учитель должен решать конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. Именно поэтому в 2002 году я изучила и в своей работе использую методику профессора В.Ф. Базарного. В данной методике имеется множество методов разгрузки зрительного напряжения и утомления организма ребёнка.
Что же лежит в её основе? Это то, что дети должны постоянно двигаться. Поэтому обучение строится в режиме двигательной активности, а уроки – в смене «динамических поз».
Цель моей работы: сохранение и укрепление здоровья учащихся с использованием методики В.Ф. Базарного. Перед собой ставлю следующие задачи: повышение активности учащихся, укрепление центральной нервной системы, зрительного анализатора; предупреждение утомляемости, поддержание естественного хода развития ребёнка; создание комфортных психологических условий для обучения и воспитания школьников.
Работая одиннадцатый год по программе «Здоровое раскрепощённое развитие детей и подростков» убедилась в том, что можно не только обучать, но одновременно укреплять и следить за состоянием здоровья учащихся, которое в последние годы вызывает особую озабоченность. Из опыта своей работы я поняла, что один из определяющих источников школьного нездоровья – это утомляемость детей из-за сложившихся способов конструирования учебного процесса и передачи информации, приводящей к большим перегрузкам.
Для работы «по – базарному» мы изготовили и установили на учебных столах конторки (в соответствии со стандартами и ростом каждого ученика, имеющие возможность регулирования). Один из учеников на уроке, стоя, трудится за конторкой, а второй сидит за свободной половиной стола. Свои уроки планирую с таким расчётом, чтобы дети 3-4 раза переходили из положения «сидя» в положение «стоя». Время непрерывной работы в положении «стоя» не должно превышать 8 -10 минут. Сигнал к смене рабочей позы подаю звуком колокольчика или ребята переходят самостоятельно после физминуток.
Режим динамических поз (без использования специальной мебели – конторок) осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся из положения «стоя» в положение «сидя» при смене видов деятельности.
Безусловно, приведённый режим «динамических поз» является наиболее простым. Практический опыт убеждает в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.
Так работали мои ученики в 5 классе. Когда уставали сидеть, то они сами тихо вставали и работали стоя.
Помимо использования конторок применяю систему сенсорнопоисковых моторно-координарных тренажей.
Их отличительные особенности:
а) все упражнения выполняются в позе свободного стояния;
б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;
в) в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем;
г) продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты.
Один из тренажей выполняем следующим образом. В четырёх верхних углах класса фиксируются яркие, привлекающие внимание образносюжетные изображения. Ими могут быть напряжённо-эмоциональные сцены – иллюстрации из народных сказок, былин, дорожные знаки Госавтоинспекции. Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Во время физминутки, два – три раза за урок, все учащиеся поднимаются в положение «стоя» и под командой учителя 1-2-3-4 они начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. Если картинки не связаны между собой логически, то режим задаётся в случайной последовательности: 1-3-2-4; 2-1-3-4, и т.д.. Ребятам 1 класса нравится представлять себя «уточками» и цифры показывают носиками – «пьют водичку», руки – «крылышки» отставляя назад.
В системе профессора В.Ф. Базарного разработана система универсальных символов (СУС).
Учитывая, что система «СУС» выполнена яркими цветными линиями, которые привлекают «на себя» наибольшее внимание из объектов классной комнаты, орган зрения, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх непроизвольно как бы «скользит» по ориентирующим траекториям настраивая свою моторику на гармоничный строй и ребёнок периодически непроизвольно включается в такой самотренаж.
Во время физминуток дети периодически становятся в центре под схемой — тренажёром и, следя за глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем. Я прошу их «погладить» глазками каждую стрелочку. Данное упражнение они выполняют с большим желанием и сами следят за тем, чтобы на уроках про него не забывали. В 3 – 4 классах ребята устанавливают очередь, кто за кем будет руководить за проведением физминуток. Они гордятся тем фактом, что после очередного медосмотра медработник школы Вакуленко Инна Александровна сообщила им, что ни у одного ученика за прошедший год зрение не ухудшилось.
С помощью держалки, используемой после уроков, провожу занятия в режиме зрительных горизонтов. Это «логопедические» тропинки». С учетом логопедического дефекта каждому ребёнку подбираю «коррекционное» стихотворение. После чего провожу с детьми занятия.
Школьник берёт в правую руку (для правшей) «держалку» с текстом стихотворения, отодвигает её вперёд на максимально возможное расстояние и начинает медленно двигаться, подбирая под каждый шаг слог стихотворения. Я в это время обращаю внимание ребят на то, чтобы они учились самостоятельно слушать себя, пытались говорить довольно громким выразительным голосом.
На следующем этапе текст стихотворения печатаю на ватмане, разделяя его с помощью тире на слоги, и помещаю на магнитную доску. Ученик становится на максимально возможном удалении от текста. В частности, на такой дистанции, при которой, если ещё на 1 шаг отойти, чёткость текста начнёт исчезать. Поверхность текста обращена к солнечной стороне. Устремив взгляд на текст, ученик вначале медленно, а затем быстрее начинает к нему придвигаться по «тропинке», произнося каждый слог под каждый шаг.
Приближаясь непосредственно к доске, школьник возвращается на исходную «стартовую» позицию и вновь начинает очередной речешаговый маршрут.
Высота букв, предлагаемых для прочтения, не превышает 1,5-2 см. Сейчас все дети, сидящие за последними партами, без труда читают с доски.
Формы работы чередую таким образом, чтобы происходило постоянное «переключение» ближнего зрения на дальнее.
Использование «разбросанного» по стенам дидактического материала и карточек с информацией к уроку в любом месте класса, вплоть до выключателя и штор, на «цепочках» и «вертушках» способствует поиску правильного ответа. Поиск необходимой информации ведётся на большом расстоянии. «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе». Ребята видят результат не только своего ответа, но и ответа товарища. В то же время мне видно, кто как работает (ошибки здесь же и прорабатываются). Одновременно происходит «переключение» ближнего зрения на дальнее. Используя подсказки, даже самый слабоуспевающий ученик чувствует себя на уроке увереннее (он сам может себя проверить и проконтролировать).
При построении своих уроков постоянно помню, что однообразность урока способствует утомлению школьников. Поэтому на каждом из моих уроков присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, упражнения по «СУС», упражнения по системе сенсорно-поисковых моторно-координарных тренажей, дыхательная гимнастика или гимнастика для глаз, которые провожу на 15 и 30 минутах урока.
При написании сочинений использую образное мышление ребёнка с использованием специальной азбуки.
На уроках часто использую «игру с лучиком», при которой лучик от указки – фонарика перемещается по стенам класса, по потолку. Дети следят за ним стоя или сидя, при этом они могут поворачивать голову (упражнение для снятия усталости шейного отдела позвоночника), следить только глазами (гимнастика для глаз) или поворачивать туловище и указывать на лучик пальцем (упражнение для снятия напряжения с мышц туловища и позвоночника). А потом лучик «останавливается на доске и «помогает» детям прочитать слова, предложения, записанные на доске, или решить задачу.
В работе использую оборудованную «Тропинку» с шариками.
В процессе работы по сохранению здоровья учащихся использую свою разработку: учеников постоянно пересаживаю с последней парты за первую, с первой за вторую, и т.д. 1 раз в 2 недели и 1 раз в месяц меняю рядами. Применение данной методики позволяет менять фокусное расстояние до доски, чтобы не вызывать привыкания глаз, а смена рядов позволяет менять угол зрения. При данной методике смена положения учеников в классе способствует развитию пространственной ориентированности и сплочению коллектива.
В.Ф. Базарный рекомендует занятия хором. Я использую в своей работе кукольный театр «Изумрудинка», который существует на протяжении 11 лет. Куклы и декорации ребята изготавливают сами под моим руководством, затем выступают перед учащимися школы, родителями, на городских смотрах – конкурсах, что хорошо сказывается на психологическом микроклимате класса.
Постоянно (на каждом родительском собрании) провожу оздоровительный ликбез в работе с родителями и работаю в тесном контакте с мед. персоналом школы.
Вся система оздоровления рассчитана на длительный период. Тренажи вводятся постепенно и очень тесно связаны как с физическим развитием ребёнка, так и с учебным процессом.
В своей работе постоянно использую достижения выпускников и последователей В.Ф. Базарного, лаборатории Медико- педагогических проблем образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.
Что же мы получили в результате? Мои ученики активны в течение всего учебного периода дня, недели, года; быстро включаются в работу и активно работают в хорошем темпе с высоким качеством (что сказывается положительно на результатах успеваемости). В процессе учебных занятий утомляемость очень низкая, работоспособность высокая как в начале урока, так и в конце.
Работа по данной методике помогает не только разнообразить урок, но и способствует лучшему усвоению учебного материала. Дети чувствуют себя свободно, раскрепощено.
Ростовые процессы характеризуются равномерностью и устойчивостью (т. е. растут в высоту равномерно в течении всего года, а не только летом.
Система универсальных символов, разработанная В.Ф. Базарными используемая регулярно в работе, способствует снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Такие занятия способствуют улучшению межличностных отношений, росту доброжелательности во взаимоотношениях, а также продолжительности и качеству сна, тренирует мышцы глаз, что способствует улучшению зрения.
Использование методики профессора В.Ф. Базарного позволяет оптимизировать учебный процесс, т.е. повысить качество, не навредив здоровью.
По итогам медицинского осмотра за 4 года (2002 – 2006 уч.г.) обучения по данной системе 83% учащихся сохранили зрение (1.0 -1.0), 8,3% учащихся улучшили зрение. Через год (апрель 2007 г-на конец 5-го класса) результаты не изменились, хотя с детьми не велось никакой работы по сохранению зрения). При выпуске из школы (11 класс) в 2013 году при медицинском осмотре у ребят, обучающихся по данной методике отклонений в зрении не обнаружено.
Из 31 ученика 4-го класса (2006 – 2010 уч.г.) по данной системе только у двух учеников наблюдается ухудшение зрения: у Косаревой Аллы в связи с обострением наследственного заболевания и у Кубаревой Насти (прибыла во 2 четверти 2 класса), у 27 учащихся – 1.0 – 1.0.Заметно снизилось и число дней, пропущенных по болезни. В апреле 2013 года (7 класс) при медицинском осмотре у ребят, обучающихся по данной методике отклонений в зрении не обнаружено (у 86,7% зрение 1.0 -1.0).
Из 23 учеников 3 класса (2010-2013 уч.г.) у 21 ученика зрение 1.0-1.0. С сентября 2013 по методике В.Ф. Базарного работаю на двух классах (1 и 4).
Результаты данных обследований с сентября 2002 года по ноябрь 2013 года подтверждаю.
Медработник МБОУ “СОШ №5” И.А. Вакуленко
Директор МБОУ “СОШ №5” В.Б. Оспищев