Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения на основе создания активной сенсорно-моторной развивающей среды
Существует одна простая истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. В наши дни эта истина особенно важна, поскольку значительная часть детей приходит в первый класс с отклонениями в состоянии здоровья. По мнению специалистов, причина многих заболеваний детей — недостаток движений. Он приводит к тому, что учащиеся в процессе чтения и письма пребывают в хроническом сенсорно – моторном, психоэмоциональном и нервно – вегетативном напряжении. Умственная же работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья.
Приоритетным направлением деятельности нашей начальной школы является работа по сохранению и укреплению здоровья детей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель моей деятельности: создание здоровьесберегающих условий обучения на основе активной сенсорно-моторной развивающей среды.
О методике В. Ф. Базарного наслышаны многие, но оценить её могут лишь те, кто апробировал её на практике. По данной методике я уже работаю пятый год и очень довольна результатами. С чего же я начинала?
Первое, что я сделала – это заменила традиционную противоестественную рабочую позу школьников (в положении “сидя”), негативно влияющую на их физическое, психическое и духовное развитие.
Учебные занятия провожу в режиме смены динамических поз, для чего использую специальную ростомерную мебель с наклонной поверхностью : парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой на массажных ковриках в носочках. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам. Они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. А при смене динамических поз сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, использую расположенный на потолке специальный офтальмотренажер. Путешествуя взглядом в указанных направлениях начиная с линии № 1, ребенок улучшает координацию движения глаз, снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшается кровообращение. Рекомендуемые цвета: красный, голубой, желтый, зеленый. В кабинете установлены «Фонари» четырёх цветов и «Бегущие огоньки». С какой целью? Для упражнений в движении глазами, головой и туловищем. Выполняются они в позе свободного стояния и несут в себе активизирующий заряд для всего организма.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяю “Экологический букварь” (картина-панно), расположенная на одной из стен класса. На таком панно при помощи использования манекенов и карточек отражается сюжет каждого урока. На протяжении всего урока дети активны, находятся в движении, им очень нравиться работать с необычным букварём. Изменения происходят в зависимости от времени года.
На уроках использую подвижные “сенсорные кресты”, на которых прикрепляю задания. В любой точке класса прикрепляю карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые дети находят и используют в своей работе. Интересна работа с цветными карточками, которые так же благоприятно влияют на зрение. Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц.
При построении урока не забываю и про уровни гигиенической рациональности урока:
– на уроке преобладают только положительные эмоции;
– чередование различных видов учебной деятельности ;
– продолжительность видов деятельности не более 10 мин.;
– использование эмоциональных разрядок (2-3);
– физкультминутки ( 2 за урок) Это могут быть и для формирования правильной осанки («Великан», «Военный на параде»), для мышц шеи (игра «Буратино»), для улучшения работы кишечника («Массаж живота», «Чебурашка»), для снятия напряжения с глаз. Наиболее простое и доступное всем упражнение – это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения.
Так же в своей работе использую психофизическую тренировку. Это метод самоводействия на организм. Освоить технику релаксации помогают такие приёмы:
– метод подражания («поза дремлющего кучера» – сидя на краю стула, ноги полусогнуты и раздвинуты в стороны на полшага, руки с переплетенными пальцами свисают между ногами, туловище и голова наклонены вперёд, следует закрыть глаза, дышать неглубоко и почувствовать расслабление мышц вдоль позвоночника. Упражнение сопровождается словесным самовнушением: «Я отдохнул, я спокоен.»)
– метод смены напряжения и расслабления мышц (тянуть канат, поза Фараона)
– дыхание «по кругу» (Закройте глаза, дышите с закрытым ртом через нос. Образно представьте, что вдох и выдох вы делаете как бы через точку между бровями. Затем на 1,2,3,4 – вдох и на 1,2,3,4 – выдох. При этом нужно представить, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка. А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей и выдохните как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев правой ноги. Так дышать 6-10 раз. (Происходит расслабление всего организма.)
Для снятия утомления и восстановления работоспособности учащихся в нашей школе проводятся динамические перемены. Они помогают обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, позволяют ребятам активно отдохнуть после умственного труда. Для проведения динамических перемен использую подвижные детские игры, такие как «Третий лишний», «У медведя на бору», «Гуси-лебеди», «Два мороза» и другие. Доходчиво объясняю ход игры и сама принимаю участие в игре. Важно отметить, что совместные игры педагога с учениками способствуют укреплению их взаимоотношений.
Итак, здоровьесберегающая технология здорового раскрепощённого развития детей даёт положительные результаты. У детей наблюдается улучшение состояние здоровья в целом, о чём свидетельствуют результаты медицинского обследования учащихся. Практика показала ,что за 4 года обучения из 17 учащихся уменьшилось число детей с незначительным нарушением осанки (у двух улучшился до нормы), у 14 – норма. Из трёх учащихся с проблемным зрением, у двух восстановлено 100% зрение. Наблюдается положительная динамика по вспышкам простудных заболеваний. Если в 1 классе сразу 47% было заболевших детей, то к 4 классу таких детей стало 12%. У всех детей рост соответствует весу. Из собственных наблюдений могу сказать, что эти дети уверены в себе, спокойны, уравновешены, собраны, детям нравится учиться. Я прилагаю все усилия для сохранения и укрепления здоровья детей, так как здоровье наших детей – в наших руках.
Проводите день в движеньях,
На уроке – в похожденьях,
Вас здоровье не оставит,
Ведь движенье сил прибавит!
Номеровская Л.Н., учитель начальных классов МБОУ Кулундинской СОШ № 1