Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса
Забота о здоровье детей — это важнейший труд учителя и воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальна для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у ребёнка кружится голова, если его организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Поэтому актуальность изучения проблемы здоровья в нашем обществе не вызывает сомнений. Содержания понятия «здоровье» выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья человека.
На протяжении многих лет, работая учителем в начальных классах, я заметила, что дети поступают в школу с большим отклонением в состоянии здоровья: нарушенные зрение и осанка, гастриты, общая усталость, быстрая утомляемость на уроке, переутомление. Поэтому, познакомившись с теоретическим материалом здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного, я решила попробовать внедрить новые подходы в организацию образовательного процесса. Большую помощь оказала администрация нашей школы, поддержали родители учащихся.
Целью своей работы я поставила: создание охранительного педагогического режима общения, направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных нарушений в состоянии здоровья детей.
Для реализации этой цели мне потребовалось решить следующие задачи:
1. Сохранять и укреплять здоровье учащихся.
2. Разрешать проблему перегрузки и переутомления детей на уроках.
3. Укреплять и развивать у младших школьников внимание, память, волю, творческое воображение.
4. Формирование умений учащихся к овладению самостоятельности мышления, свободой суждений.
Используемая мною технология В.Ф. Базарного предусматривает следующие методики.
На уроке использую оздоровительные двигательные минутки, которые позволяют ребёнку «размять» своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния ученика, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Для проведения оздоровительных минуток использую различные предметы, которые позволяют сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книгу, комочки ваты, карандаш, газету и др.
Во время урока обучение учащихся проходит в режиме динамических поз. Для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – конторки. Высота конторки подогнана в соответствии с ростом ученика. Часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть урока сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка. В первом классе дети менялись через 5-10 минут, а во втором классе менялись через 12-15 минут, а на данный момент в четвёртом классе через 15 минут.
С целью расширения зрительного горизонта, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяю «Экологический букварь». Он расположен на стене класса.
С помощью карточек и наглядного материала разворачиваются сюжеты урока.
Во время урока применяю методику сенсорно-координаторных упражнений «четыре угла». В верхних углах кабинета расположены сюжетные картины из народных сказок. Под каждой картинкой помещается одна из цифр 1 -2-3-4. Упражнение выполняется в позе свободного стояния, которое выполняется на зрительно-поисковых стимулах: дети совершают движение головой, туловищем и глазами. В связи с этим у учащихся повышается не только физическая, но и психическая активность на уроке. Над сюжетными картинками расположены фонарики жёлтого, зелёного, красного, синего цвета. Фонарики включаются различного цвета. На определённый цвет дети выполняют оздоровительные минутки. Повышается активность учащихся на уроке, развиваются внимание, память, интерес.
Важнейшей особенностью урока является то, что он проводится в режиме движения наглядного материала. Для этого использую подвижные «сенсорные кресты». На них располагаются карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру. Карточки с дидактическими заданиями располагаются в классе повсюду: на полках, на подоконнике, на шторах, в шкафу.
Для профилактики плоскостопия под ноги помещаем массажные коврики, изготовленные руками родителей.
Для разминки и укрепления мышц глаз использую методику зрительно-координационных тренажей. Схема – тренажер находится на потолке. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ученики выполняют непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. Систематические занятия по схеме универсальных символов способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.
Результаты
1) Динамика роста и массы тела учащихся в сравнении с 1 по 4 класс находятся в соответствии физиологического развития. Это подтверждает гармоничность развития.
2) В 1 класс 3 ученика пришли с нарушением остроты зрения, На данный момент острота зрения выровнялась.
3) Утомляемость учащихся в течение урока и недели отсутствует. Дети работают активно в течение всей недели, независимо какой это день недели: понедельник или пятница.
4) В первом классе болели ОРЗ и ОРВИ до 10-12 человек. На данный момент в 4 классе во время эпидемии в феврале-месяце только 3 ученика.
Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребёнка за годы его учёбы в школе – важная функция профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, который использует методики В. Ф. Базарного,
ограждает детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений, сохраняется и укрепляется здоровье ученика. Из всего этого следует моё педагогическое кредо «Умный ребёнок – это здоровый ребёнок. Если ребёнок здоров, то он успешен в учёбе. Он чувствует себя комфортно на уроке и лучше усваивает учебный материал».
ЛИТЕРАТУРА
1. В.Ф. Базарный: «Зрение у детей, проблемы развития» (1991)
2. Н.И. Дереклеева: «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» (2007)
3. В.И. Ковалько: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы» (2004)
Колесник С.А., учитель начальных классов МБОУ «Кулундинская СОШ №1»