Технологии здоровьесбережения В.Ф. Базарного в условиях реализации ФГОС
Принимая новую комплексную программу развития школы (2011-2015г.г.), направленную на разработку конкретных механизмов, позволяющих сформировать в школе условия, стимулирующие создание развивающей среды для учащихся и педагогов в рамках введения ФГОС начального образования и подготовки к переходу основной школы на стандарты второго поколения, перед школой встала задача – создание нового развивающего образовательного пространства, направленного на всестороннее развитие интеллектуального потенциала ребенка, становления и развития его духовных потребностей, формирования потребности к саморазвитию и самообучению при сохранении здоровья.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5 — 3 часов; шестиклассник — 3-4 часа; старшеклассник – 6 и более часов.
Давно замечено, что здоровье детей к окончанию школы ухудшается. Необходимо было найти такие, здоровьесберегающие технологии, которые бы позволили не только сохранить здоровье детей, но и поправить его. Поиски нас привели к теории «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьесберегающей технологии. Создатель данной теории Владимир Филиппович Базарный. Данная технология не просто укрепляет и развивает здоровье детей, но и способствует прочному усвоению знаний, без перегрузок и переутомления.
Первым шагом стало создание специальных конторок с наклонной поверхностью, которые подбирались под рост каждого ребёнка. Дети получили возможность, когда они устают, встать и работать за конторкой, укрепляя тем самым позвоночник, сохраняя правильную осанку. Это называется режим смены динамических поз. В первом классе ребята переходят с парты за конторку и обратно по команде учителя. Они разуваются и в носочках становятся на массажные коврики за конторку. А, впоследствии, дети сами определяют, когда и в какой позе им работать. Условия школы позволяют каждому ребенку иметь свою конторку. Конторки и массажные коврики были изготовлены своими силами. Массаж стоп оказывает оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Нашим детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, перекатываться с пяточки на носочек.
Уроки стали проводится в режиме постоянного зрительного поиска, в режиме движения наглядного материала. Наши учителя используют подвижные «сенсорные кресты», на которых развешиваются карточки – задания. Карточки – задания или ответы развешены и в любой точке класса. Дети ищут их по «меткам», тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
Используются и специальные держалки для развития речемоторной функции при шаговом чтении текста. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.
В.Ф. Базарный большое внимание уделяет окружающему пространству ребенка. Он говорит, что пространство – это высшая свобода моторики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетенности. Здесь мы используем «экологическое панно», оно вносит огромную экспрессивность в развивающую среду. Это большая картина на одной из стен класса, где изображена наша сельская природа. Панно меняется с приходом нового времени года. Дети подходят к картине и выполняют задания учителя. На панно разыгрываются целостные сюжеты, тесно связанные с природой, и ребенку предлагается уже не сухая абстрактная информация.
По методике В.Ф. Базарного учитывается психологическое воздействие цвета на ребенка. Поэтому весь материал урока готовится только в цвете.
- белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
- чёрный — в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой — вызывает мрачные мысли;
- красный – возбуждает, раздражает;
- голубой – ухудшает настроение;
- зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
- жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение. коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
Интересна методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно -сигнальных сюжетов. В четырех верхних углах размещены образно-сюжетные картины. Это сказочные герои, природа, животные. Все вместе картины составляют единый сюжет. Размеры картин не больше стандартного альбомного листа, каждая картина пронумерована: 1,2,3,4. Дети фиксируют взгляд по команде учителя на нужной цифре, картинке, цвете, им приходится выполнять повороты в прыжке, с хлопком, с проговариванием. Данная работа развивает зрительно-моторную реакцию, скорость ориентации. Это пригодится и в различных жизненных ситуациях, когда надо принять быстрое решение. Ребята становятся более внимательными, зоркими. Я видел, с каким удовольствием дети выполняют эти упражнения на физкультминутке.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств используются зрительно- координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.
Для этого на потолке нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево -золотистый, восьмерка – ярко-голубым цветом.
Стоя на массажных ковриках или на полу, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Учитель помогает, на первых порах, лучом лазерной указки, вести зрительное внимание детей. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
Мы не можем полностью применить всю методику В.Ф. Базарного. Это прежде всего гендерное обучение. Наша школа малокомплектная и разделение учеников невозможно. Не применяется у нас и письмо перьевыми ручками. Но многие элементы данной методики используются нашими учителями: это методика динамических поз, экологическое панно, методика коллективных и индивидуальных сенсорных тренажей и др. Самое важное методика Базарного не затрагивает материалы учебного процесса. Наши дети все так же учатся читать, писать, считать, но делают это в свободной, непринужденной, активной форме, главное здесь меняется подход к обучению, сохраняя здоровье детей. Работая по данной методике третий год, можно уже сказать о некоторых результатах. Мониторинг показал, что здоровье наших детей не ухудшилось. А пятиклассники и их родители попросили установку конторок в других классах, где они занимаются. Эту просьбу мы выполнили. Теперь в каждом классе есть конторки. И еще, в этом году на базе нашей школы будет открыта группа детского сада, поэтому работа по методике В.Ф. Базарного начнется у нас с малышей.
Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой конференции