Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с применением методик В.Ф. Базарного
В своей работе с 2007 года я следую шести великолепным советам В.Ф. Базарного, потому что они не только помогают сохранить и укрепить здоровье детей, но и развивают их творческие способности.
С 2011 года я начала работать с детьми по стандарту второго поколения, по которому каждый ребёнок после уроков посещает не менее четырёх выбранных творческих объединений. Согласитесь, это огромная нагрузка на неокрепший детский организм, преодолеть её без ущерба для детского здоровья нам помогли советы доктора В.Ф. Базарного.
Первый совет:
Не усади!
Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить в режиме телесной вертикали. В нашем классе это возможно, благодаря ростомерным партам и конторкам.
Чтобы дети меньше уставали, предлагаю детям как можно больше заданий, которые можно выполнять стоя или передвигаясь по классу.
Второй совет:
Никакой преграды глазу ребёнка!
Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. В нашем классе окна освобождены от штор, чтобы не мешать глазу ребёнка работать в наилучшем режиме дальнего зрения.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия мира на уроках по всем предметам применяю « Экологический букварь».
Для расширения зрительно-пространственной активности – использую зрительно – двигательные траектории.
Использование сенсорного шара, сенсорного креста, сенсорной рейки, позволяет наглядному материалу на уроке двигаться, заставляя зрение детей активно работать.
Во время физкультминуток использую специальные офтальмотренажёры «Бегущие огоньки».
Так как я работаю по стандарту второго поколения, то применение на уроках и во внеурочной деятельности компьютерных технологий необходимо. Но строго регламентировано, чтобы не нанести вред здоровью детей.
Третий совет:
Образы управляют миром.
Сформировать у детей уверенное и свободное мышление, развить их творческие способности помогает участие в детских театрализованных постановках, декламации стихов.
Совет четвёртый:
Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей.
На переменах ходят по массажным дорожкам, также используют каталки и массажные ленты.
С удовольствием отдыхают в детской игровой комнате.
Очень любят подвижные игры на свежем воздухе и экскурсии.
И часто проявляют творчество в самых обычных окружающих нас вещах.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей, в которой рекомендации В.Ф. Базарного применяют мои коллеги.
Движение, является одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей на занятиях творческого объединения «Топ-хоп, малыш».
Совет пятый:
Да здравствует рукотворчество!
На творческом Объединении «Фантазия» мы делаем замечательные поделки.
Часто привлекаем к творчеству родителей вместе с детьми.
Шестой совет:
Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!
Вокальное объединение “Домисолька” – создаёт условия для улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Исходя из условий созданных в школе, все перечисленные здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, применяемые в учебно-воспитательном процессе позволяют получить следующие результаты .
В моём классе уменьшилось количество пропущенных дней учащимися по болезни, так как дети стали меньше болеть.
Изменилась в позитивном направлении мотивация учащихся к обучению за счёт эмоционального комфорта в классном коллективе.
Дети активны, подвижны, работоспособны в течение всех уроков и во время занятий в творческих объединениях.
Мои ученики участвуют в школьных и районных предметных олимпиадах.
Наблюдается рост интереса к международным и всероссийским играм – конкурсам:
«Русский медвежонок – языкознание для всех»,
«Кенгуру»,
«ЭМУ – эрудит»,
«Золотое руно».
Всероссийская игра – конкурс по информатике «Инфознайка».
Мои ученики отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждения, у них развиваются внимание, память и воля, растёт объём усваиваемого на уроках учебного материала. Творческие работы показывают, что у моих детей хорошо развито воображение. Для моих учеников не существует проблемы перегрузки и переутомления. Дети уверены в себе, спокойны, уравновешены.
Принимают активное участие в школьных и районных мероприятиях.
Делают первые успехи и радуются своим достижениям.
А самое главное, все дети с радостью идут в школу – это очень важно для меня, как учителя. И, конечно, радуют положительные отзывы родителей и коллег, вместе с которыми мы создаём условия для развития творческих способностей детей и учим их беречь своё здоровье, следуя великолепным советам доктора В.Ф. Базарного.
Лыкова Е.И., учитель начальных классов МБОУ «Кулундинская СОШ № 3»