Знание физиологии, психологии и логики – основа педагогики
«Знание физиологии, психологии и логики – основа педагогики» К.Д. Ушинский
В день защиты детей 1 июня 2012 года Президент В.В. Путин подписал Указ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы». Специалисты в области охраны здоровья детей восприняли этот Указ с огромным воодушевлением и надеждой. На фоне сокращения численности детского населения в целом и роста различных заболеваний и функциональных отклонений у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, впервые столь остро и конкретно поставлена задача ранней профилактики заболеваемости. И речь здесь идёт не только и не столько о медицинской профилактике, а о внедрении здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребёнка, технологий «школ здоровья» во все образовательные учреждения, о создании условий для здорового развития каждого ребёнка. Национальная стратегия действий в интересах детей так же содержит направления, нацеленные на максимальную реализацию потенциала каждого ребёнка, на предоставление детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи.
Исходя из положений Указа №761 становится понятно, что в полномасштабную профилактическую деятельность в первую очередь должны быть вовлечены образовательные учреждения страны. Не смотря на то, что оба «Закона об Образовании» содержали статьи (в старом – 51, в новом – 41), вменяющие в обязанность образовательных учреждений заботу о здоровье воспитанников – учащихся, степень включённости школ и детских садов в процесс здоровьесбережения детей была и остаётся разной. Где-то ограничиваются соблюдением санитарных правил и норм, где-то делают акцент на физкультурно -оздоровительную работу, просвещают в области гигиены и санитарии, проводят различные акции по приобщению к здоровому образу жизни.
Иные школы идут дальше: вводят в учебный план уроки по обучению в области здоровья; выстраивают воспитательные системы, направленные на формирование здоровьесохраняющих стратегий поведения.
И наконец, есть ещё одна категория детских садов и школ, которые отталкиваются в своей деятельности по сохранению здоровья детей не только от хорошо зарекомендовавших себя практик, а ориентируются на передовые научные теории, позволяющие выстроить такого рода деятельность наиболее эффективно и результативно.
В декабре 2011 года, будучи Премьер -министром, В.В. Путин посетил Хакассию, Саяно-Шушенскую ГЭС. В программе визита было посещение лицея «Эврика» г. Саяногорска. Премьер-министру хотели показать современную, технически хорошо оснащённую школу. Но он увидел не только это. Лицей более десяти лет работает по технологиям В.Ф. Базарного: учебные кабинеты оснащены здоровьесберегающей мебелью, офтальмотренажёрами; ведётся параллельно -раздельное обучение. По впечатлению директора лицея Анны Вахтель, Премьер -министр очень внимательно и заинтересованно слушал о программе Базарного. Результаты работы по оздоровлению детей его впечатлили. Он дал высокую оценку работе лицея и подчеркнул, что такой опыт должен применяться во всей стране. Как знать, возможно этот визит в какой-то степени повлиял на содержание президентского Указа.
Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный и его соратники ещё 30 лет назад разработали теорию психомоторного раскрепощения ребёнка в условиях образовательного учреждения и создали систему реорганизации физиолого-эргономической основы учебно-познавательного процесса.
Они исследовали влияние занятий детей в режиме педагогической усидчивости в детском саду и школе на их здоровье и пришли к выводу, что движение – это стереотип жизни ребёнка, обязательное условие и корневой механизм его полноценного развития. Нарушение этого стереотипа – первопричина стойкой тенденции роста различных патологий, приобретаемых как в домашних условиях, так и за годы обучения в школе.
Профессору Базарному удалось разработать систему эффективных педагогических подходов и технологий, которые способны органично соединить движение и учебный процесс, наполнить этот процесс чувственно-моторной, эмоциональной и творческо-поисковой активностью. Эти технологии способны обеспечить гармоничное развитие детей – основу массовой первичной профилактики различных форм школьной патологии. Опыт и результаты внедрения здоровьеразвивающей педагогики В. Базарного в тысячах школ России – подтверждение этому.
Я уверена в том, что программа «Массовая первичная профилактика школьных форм патологий или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах» под редакцией Базарного способна стать ресурсом успешного воплощения положений Национальной стратегии действий в интересах детей, станет востребованной и актуальной в свете исполнения прорывного Указа Президента.
Прошедшая 16 марта 2013 года в Барнауле VI краевая Конференция «Здоровое развитие детей» была посвящена обмену педагогическим опытом внедрения технологий профессора Базарного в практику детских садов и школ. Данный сборник будет интересен и полезен тем, кто стремится организовать учебный процесс в своём классе или в школе с учётом природы ребёнка, его физиологии и психологии.
Морозова Е.В., председатель Алтайской краевой общественной организации «Краевой Союз за здоровое развитие детей», г. Барнаул
Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой конференции