Ответственность родителей и педагогов за здоровое развитие детей
В последние десятилетия обострилось противоречие между насущной потребностью детей в здоровом развитии в период школьного обучения,— с одной стороны, и неспособностью (или бессилием) подавляющего большинства родителей и педагогов обеспечить необходимые условия для удовлетворения этой первостепенной детской потребности, — с другой стороны. Поэтому сотрудниками Лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования под руководством профессора, д.м.н. В.Ф. Базарного (г. Сергиев Посад) был проведён ряд исследований, посвящённых изучению данной проблемы. С этой целью было организовано социально-психологическое исследование по изучению мнения родителей и педагогов об их собственной роли и степени ответственности в процессе здорового развития детей. Для изучения общественного мнения был использован метод группового анкетирования родителей на общешкольных родительских собраниях и педагогов на школьных педсоветах, посвящённых проблеме здорового развития. В опросе приняли участие 361 человек: 300 человек родителей, у которых имеются дети от 7 до 11 лет, обучающихся в школах г. Москвы и Подмосковья, и 61 человек учителей начальной школы этих же школ. Выборка носила случайный характер. Освещению результатов этого исследования посвящена данная статья.
Социальный портрет опрашиваемых родителей и педагогов
В опросе приняли активное участие главным образом женщины. Среди родителей, участвующих в опросе, количество женщин-матерей намного превышало количество мужчин-отцов и составило 82,3 %, а среди педагогов
— учителей начальных классов — все женщины. В обследуемых школах нам не встретилось ни одного мужчины-педагога. Эти данные говорят о крайне низкой степени заинтересованности отцов не только проблемами здорового развития детей, но и вообще какими бы то ни было проблемами образования.
Возраст опрашиваемых женщин — от 20 до 48 лет, возраст мужчин — от 31 до 51 года. Среди принимавших участие в опросе людей с высшим образованием — 120 человек. Что составило 30 % от общего числа респондентов. Остальные участники — со средним и средне-специальным образованием. Распределение участников по социальному статусу выявило, что к категории служащих принадлежали 38% респондентов, к рабочим специальностям имело отношение 30%, к частному предпринимательству — 12%, и 20% составило количество женщин, занимающихся ведением домашнего хозяйства.
Большинство участников опроса имеют полные семьи, в которых воспитываются по 1—2 ребёнка.
В свободное время любимым развлечением многих семей являются прогулки на свежем воздухе (58%), на втором месте — просмотр телевизионных передач (20%), затем чтение книг (12%), остальные родители вообще не имеют свободного времени для совместного отдыха с детьми (10%). Это свидетельствует о том, что родители и дети разобщены и мало времени проводят в разговорном общении друг с другом. Досуг семей скучен и однообразен. Поездки в музеи, театры, совместные подвижные, театрализованные и настольно-дидактические игры, обсуждение прочитанного и увиденного, туристические походы, путешествия — редкое явление в семьях участников опроса. Только 13% родителей ответили, что настольные игры и рыбалка — любимые семейные развлечения.
В основном свободное время большинство родителей проводят за просмотром телепередач. Лишь в 15% семей предпочитают не смотреть телевизор, а слушать музыку. Совместное семейное чтение или пение давно забыты родителями, совместное обсуждение увиденного, услышанного или прочитанного тоже забыто. Никто из опрашиваемых родителей не написал об этом. Вывод однозначен: родители мало времени посвящают духовному развитию своих детей, поэтому очень мало знают об их возрастных социально-психологических потребностях.
В основном воспитанием детей в семьях занимаются матери (62%), оба родителя (15%), бабушки и дедушки (14%) и только отцы (9%), — отсюда можно сделать заключение, что процесс воспитания находится в подавляющем большинстве исследуемых семей в женских руках. Процесс начального обучения, как известно, тоже. В семье и школе мы видим существенное преобладание женского начала над мужским.
Таков социальный портрет родителей и педагогов, принимавших участие в социально-психологическом исследовании.
Все опрашиваемые — и учителя, и родители выразили обеспокоенность состоянием здоровья детей. Все они сходятся во мнении, что за последнее время здоровье детей катастрофически ухудшается. Только весь вопрос исследования заключается в том, в какой мере родители и педагоги осознают свою роль и степень ответственности в процессе здорового развития детей и в чём, по их мнению, заключается главная причина трагедии? Одним словом, предстояло выслушать мнения родителей и педагогов по поводу того — кто, как они считают, виноват, и что делать?
Осознание родителями и педагогами своей роли и меры ответственности в процессе здорового развития детей
Известно, что на процесс осознания какого-либо явления влияют три условия:
1) — наличие заинтересованности, т.е. личностной значимости происходящего события, которое вызывает у человека соответствующие переживания;
2) — осмысление этого события, в ходе которого информация о нём в процессе умственной работы становится приобретённым знанием о предмете переживания;
3) и только затем появляется у человека собственное отношение к этому событию, т. е. появляется личная позиция, осознанное отношение к происходящему и понимание собственной роли, которые пробуждают волю к сдерживанию собственной активности или, напротив, к её мобилизации по разрешению проблем в собственном жизненном процессе.
Исходя из этого положения, нам предстояло определить:
1. Степень переживания родителями и педагогами по поводу катастрофического ухудшения здоровья детей в процессе школьного обучения;
2. Степень информированности родителей и педагогов о здоровьесберегающих технологиях развития детей и умения и желания самостоятельно перерабатывать полученную информацию в прочные знания о предмете переживания;
3. Степень осознанного участия родителей и педагогов в процессе здорового развития детей и меру осознанности собственной ответственности в данном процессе.
Опрос показал, что все участники имеют информацию о тяжёлом состоянии здоровья детей и о демографической катастрофе в России (100%). Почти все опрашиваемые проявили негативное отношение к тому, что смертность в России превышает рождаемость (92,5%). Но глубокие переживания по этому поводу испытывают лишь немногие (30%). Большинство же не испытывают переживаний по поводу тяжёлой демографической ситуации в стране (62,5%), хотя и высказали негативное отношение к депопуляции народа в России. Эти данные говорят о том, что высказанное большинством (62,5%) респондентов отношение к депопуляции в стране формально, то есть не имеет для них никакой личностной значимости, поэтому не вызывает соответствующего событию переживания. А мы знаем, что в таких случаях (при отсутствии соответствующего переживания) мыслительный процесс по переработке информации в осмысление происходящего просто-напросто не включается. Происходящая катастрофа в стране со здоровьем детей исчезает из поля сознания индивида. Для него лично эта трагедия не существует. Следовательно, 62,5% участника нашего опроса не имеют осознанного отношения к проблеме здорового развития детей. По этой причине не может быть и речи об осознанной ответственности данной категории опрашиваемых за здоровое развитие детей. 7,5% опрошенных вообще высказали мнение о том, что депопуляция — нежелательное явление, но опасности не представляет. Напомним, что в данном случае речь шла о детях России.
Что же касается конкретно собственных детей, то свою глубокую обеспокоенность о состоянии их здоровья высказали все 100% родителей и педагогов. Отсюда следует вывод, что у большинства (70%) участников опроса есть заинтересованность в проблеме, связанной со здоровьем детей, но только собственных. Лишь для 30% опрошенных родителей и педагогов нет деления детей — на чужих и своих, для них демографическая ситуация в России воспринимается как личная трагедия. Боль чужих детей они воспринимают как боль своих собственных.
Уровень переживания за демографическую ситуацию в стране у педагогов выше, чем у родителей. Все учителя, кроме нескольких, воспринимают демографическую катастрофу в стране как личную трагедию. Это говорит об огромной личностной значимости для педагогов этой общественной проблемы. Следовательно, их мнение по поводу того, что смертность в России превышает рождаемость, искренне, они действительно переживают за положение дел в стране. Отсюда можно сделать вывод, что большая часть респондентов (70%) будут до тех пор отгораживаться от общественной проблемы со здоровьем детей, пока она не приобретёт для них смысла личностной значимости. Пока до их сознания не дойдёт простая мысль, что в родной стране чужих детей не бывает! И пока этот смысл взрослые люди не приобретут, у них будет отсутствовать желание перерабатывать получаемую информацию о трагедии и доводить её до уровня собственных знаний о ней с целью составления собственного мнения и личного поиска по преодолению кризиса.
Вывод исследования: всем, кто заинтересован в упрочении здоровья нации, надо так давать информацию родителям и педагогам, чтобы они могли прочувствовать всю опасность и трагичность создавшегося положения для них лично; показывать, что рано или поздно эти явления не обойдут и их, и их потомство стороной. Показывать на примерах и фактах, что теряют лично они, их дети и внуки, если сегодня они не примут активного участия в разрешении проблемы со здоровьем детей как своих, так и чужих.
К сожалению, СМИ не дают полной и ясной информации об истинных причинах трагедии. При подаче серьёзной информации не воздействуют глубоко на переживания людей, воспринимающих эту информацию. Мало внимания уделяют СМИ освещению путей выхода из кризиса. Не знакомят с разработанными в стране здоровьесберегающими технологиями обучения и воспитания. Доказательством чему служат ответы наших респондентов.
Степень и качество информированности родителей и педагогов
Следующим этапом нашего исследования стало выявление степени и качества информации, которую получают родители и педагоги о происходящих изменениях со здоровьем детей в процессе школьного обучения и о путях выхода из кризиса. Необходимо было выяснить, известно ли педагогам и родителям что-нибудь о здоровьесберегающих технологиях, и если известно, то что. Поэтому нам было очень интересно узнать, каким средствам массовой информации учителя и родители отдают предпочтение, т.е. из каких источников (журналов, газет, теле- и радиопередач) они черпают информацию.
Опрос показал, что большинство читают такие газеты как “Аргументы и факты” (68%) и “Московский комсомолец” (44%), далее следуют спортивные и развлекательные газеты и журналы, такие как “Отдохни”, Собеседник”, “Лиза”. Только 15% из опрошенных пользуются педагогическими изданиями, читают журнал “Счастливые родители”, но, судя по названию, он не побуждает своих читателей к обсуждению явлений, имеющих трагические последствия для русского народа. Медицинские журналы и газеты выписывает только те родители, которые являются медицинскими работниками. Только несколько семей читают журнал ”Русский дом”. С теле- и радиопередачами дела обстоят не лучше: большинство родителей предпочитают телеигру “Кто хочет стать миллионером?” (55%). Интересуются информационными программами (40%) респондентов, далее идут передачи “Большая стирка”, сериал “Моя прекрасная няня” (35%). Наблюдения показывают, что названные источники массовой информации редко когда освещают вопросы, связанные с обсуждением причин нездоровья нации. Редко профессионально и качественно освещают педагогические проблемы. Специальными журналами и газетами родители и педагоги, как видно из опроса, в большинстве своём пользуются крайне редко. В ходе исследования также выяснилось, что родители и педагоги совсем не получают из СМИ информацию о существующих здоровьесберегающих технологиях обучения и воспитания, в частности, технологиях доктора В.Ф. Базарного. Хотя заинтересованность в получении такого рода информации наблюдается у большинства родителей (69%) и педагогов (78%).
Отсюда можно сделать вывод, что спрос большинства родителей и педагогов на эту информацию остаётся без удовлетворения, т.е. попросту говоря, замалчивается СМИ. Современная информация о значимых для народа исторических моментах преподносится так, чтобы не затрагивать глубинных структур психики человека, не волновать её, не вызывать эмоций. Зато незначимые события освещают с большим эмоциональным накалом. Следовательно, у подавляющего большинства родителей и педагогов нет полноценного источника информации, поэтому родители и педагоги не в состоянии осмыслить, пережить и прочувствовать ситуацию, т. е. не в состоянии приобрести достоверные знания. Не в состоянии глубоко осознать причины утраты здоровья детьми. Не в состоянии понять, при каких условиях подорванное здоровье можно восстановить, а при каких ухудшить.
Следовательно, большинство родителей и педагогов в первую очередь виновато в том, что плохо информировано. Большинство из них (62,5%) не хотят, а значит, не могут осознать всю степень опасности, которая нависла над Россией. Не хотят глубоких потрясений, осознавая, что происходит. Не хотят напрягаться, вырабатывая своё мнение. Не понимают, что этот труд необходим, чтобы не быть обманутыми и чтобы обеспечить своим детям возможность быть здоровыми. Но как показывает опрос, большинство (62,5%) респондентов предпочитают не утруждать себя тяжёлым интеллектуальным трудом. Намного проще воспользоваться чужим, жить по чужим меркам, без собственного мнения, лёгко отдавая себя в руки ловких манипулянтов, т.е. в духовное рабство.
Вывод из этой части исследования однозначен: степень и качество информированности большинства родителей и педагогов о происходящих со здоровьем детей процессах поверхностно и недостаточно для формирования собственного мнения о них. Это происходит по двум причинам:
— из-за того, что родители и педагоги позволяют манипулировать своим сознанием;
— СМИ используют специальные психологические приёмы при подаче информации.
Исследование также выявило заинтересованность респондентов в информации о здоровьесберегающих технологиях доктора В.Ф. Базарного, о которых им мало что известно.
Непонимание взрослыми природы здорового развития детей
Следующий этап нашего исследования был самым ответственным, самым главным. Его цель заключалась в том, чтобы:
1) выяснить уровень знаний родителей и педагогов о природе здоровья и здорового развития ребёнка;
2) изучить представления родителей и педагогов об условиях, которые они должны обеспечивать детям, чтобы те росли здоровыми.
Для этого мы попросили родителей и педагогов перечислить несколько признаков, которые, по их мнению, должен включать в себя процесс здорового развития и по которым можно отличить процесс здорового развития от нездорового.
Прежде всего, проведённое в этом направлении исследование выявило ужасающую по своей сути картину: подавляющая часть отвечавших (87,5%) путают слова “признаки” и “условия”. Признак — то, что отличает данное явление или предмет от других явлений или предметов. Условие — это обстоятельство, от которого что-либо зависит. Например, чтобы ребёнка воспитать активным (это признак здорового развития) необходимо создать соответствующие условия. К несчастию, понятия “признаки” и “условия” путают даже те, кто имеет высшее образование. Конечно, мы не надеялись, что родители и педагоги смогут перечислить все признаки здорового развития такие, как:
— активность, свобода, раскрепощённость детей, их творческая, трудовая, духовная, культурно-умственная и физическая деятельность, осознанная целенаправленность руководителей самого процесса и их ответственность, высокий мир человеческих чувств, который окружает ребёнка с момента зачатия, и, наконец, последний признак, — здоровье родителей ребёнка. Соответственно к условиям здорового развития мы отнесли — духовные и материальные средства и необходимое оборудование процесса здорового развития, отвечающее возрастным возможностям организма и психики детей.
Мы предполагали, что родители и педагоги напишут хотя бы по 2-3 признака из перечисленных выше. Но наши надежды, к несчастью, не оправдались. Только дважды нам попался всего один признак из перечисленных, это — любовь к детям, и всё. В перечисленных признаках на первое место родители и педагоги поставили питание (60%). На второе — взаимоотношения в семье (53%). Причём, хотелось бы подчеркнуть, что слова “любовь между родителями” нам встретилось только трижды. На третьем месте — внимание к детям (40%). Заметьте, не любовь к детям, а только лишь “внимательное отношение”! Далее выделяют такие признаки, как “занятия спортом, здоровый образ жизни, досуг, политика, экономика, изучение библии, профилактика, закаливание, прививки, не допускать перегрузок, духовное образование, условия в семье, материальный достаток, внимание правительства к детям, условия жизни” и т.д. О том, что ребёнку нужна свобода (самостоятельность), активная деятельность для того, чтобы быть здоровым, никому из взрослых не пришло и в голову! Из приведённых отрывков ответов ясно видно, что вопросы застали респондентов врасплох. А это говорит нам о том, что, являясь воспитателями детей, они серьёзно не задумывались о самом процессе воспитания и о своей ответственности перед детьми и обществом.
В условия для здорового развития родители поместили почти то же самое, что и в признаки, добавив ещё — “воспитание собственным примером, совместный отдых, своевременное лечение, здоровый климат в семье, обучение (непонятно чему?), развлечения, санатории, условия в школе, больше заниматься детьми, внимание как к личности, витамины, здоровый образ жизни” и т.д.
Ответы педагогов мало отличались от ответов родителей. Небольшое отличие заключалось лишь в том, что педагоги чаще упоминали слово режим, “детям необходим режим”.
О том, что родители и педагоги должны хорошо знать законы развития детской психики и физиологии, о том, что необходимо менять условия обучения и воспитания в школе, никто не написал, хотя (87%) родителей и педагогов хотели, чтобы ситуация со здоровьем детей в процессе обучения и воспитания изменилась бы в лучшую сторону. Кто же её будет менять? На кого надеются педагоги и родители? Кто больше всех заинтересован в развитии здоровых детей? Родители или педагоги? Вопросы, на которые современные родители и педагоги не могут найти взаимоприемлемые ответы.
Чтобы выяснить какие представления существуют у родителей и педагогов о факторах, отрицательно влияющих на состояние здоровья детей, мы предложили проранжировать все известные на момент исследования факторы, пагубно влияющие на здоровье детей, от самого вредного до наименее вредного. Вот данные этого исследования:
Факторы |
Родители |
Педагоги |
1. Экология |
1-2 место |
2 место |
2. Неполноценное питание |
2-3 место |
4 место |
3. Вредные привычки |
4-5 место |
8 место |
4. Влияние ТВ, компьютера |
8-9 место |
10-11 место |
5. Условия школьного обучения |
6-7 место |
9-10 место |
6. Безответственное отношение педагогов безответственное отношение родителей |
9-10 место |
1-3 место |
7. Соц. неравенство |
3-9 место |
1-8 место |
8. Патология беременности родители — врачи |
7-8 место 1 место |
6-7 место |
9. Низкий уровень медицинского обслуживания |
4 место |
5 место |
10. Недостаток лекарств, витаминов, йода |
2-8 место |
7 место |
11. Стресс от социально-экономических реформ |
11 место |
8 место |
Из приведённой таблицы видно, что однозначного понимания факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, у родителей и педагогов нет. Резкие отличия видны при ответах на вопросы под № 6, № 8, №3. При анализе ответов мы убедились, что специфика профессии накладывает свой отпечаток на осознание явлений. Так врачи единодушно на первое место из всех перечисленных факторов поставили патологию протекания беременности и осложнённые роды, надо полагать, они лучше всех остальных разбираются в причинах протекания патологии беременности. Педагоги единодушны во мнении, что безответственность родителей, в первую очередь, влияет на состояние здоровья детей. Видимо, они имеют множество фактов, которые дают им право так утверждать. И учителя, и родители почти сошлись во мнении, что современные условия обучения не самые главные причины нездоровья детей. Педагоги оценивают эти условия чуть лучше, чем родители. И по общему мнению родителей и педагогов, стресс от экономических реформ почти не влияет на здоровье наших детей.
Из последующих ответов родителей на вопрос: считают ли они, что в процессе обучения и воспитания их ребёнок теряет здоровье, можно увидеть противоречие между этими ответами и данными из таблицы. Так большинство родителей (77%) считают, что их дети теряют здоровье в процессе обучения и воспитания. 20% родителей испытали затруднения при ответе, и только 3% родителей считают, что ребёнок не теряет здоровье. Но из таблицы видно, что родители не выделяют этот фактор как один из главных, разрушающих здоровье. Это говорит о том, что родители не могут установить связи между следствием — утратой в процессе обучения здоровья большим количеством детей, и причиной — школьной системой образования. Большинство родителей (77%) не ставят его в разряд главных, а определяют ему лишь 6-7 место среди прочих факторов, разрушающих здоровье. Следовательно, не осознают, что школьные условия обучения — главный фактор губительного воздействия на здоровье детей.
Последующий анализ ответов родителей и педагогов позволил сделать вывод, что большая часть родителей и педагогов (89%) не могут установить причинно-следственных связей между явлениями и событиями, путают понятия, плохо владеют русским языком для выражения собственных мыслей. Что свидетельствует о недостаточно высоком уровне логического мышления даже у людей с высшим образованием. В связи с этим, родители и педагоги в большинстве своём не в состоянии на сегодняшний день осознать природу здоровья ребёнка и его здорового развития. Поэтому не способны действовать активно, чтобы защитить своё потомство, устранить главные причины, разрушающие его здоровье. Хотя та лёгкость, с которой респонденты отвечали на вопрос о признаках и условиях здорового развития, свидетельствует о самоуверенности родителей в своих познаниях. Только 11% опрошенных родителей и педагогов показали, что затрудняются отвечать на поставленные вопросы.
Определение отношения родителей и педагогов к своему участию в процессе здорового развития детей
Чтобы до конца следовать логике построения исследования, необходимо было выявить отношение родителей и педагогов к своему участию в процессе здорового развития детей.
Предыдущий анализ ответов показал, что родители и педагоги не разбираются в сути процесса здорового развития и природы здоровья ребёнка. Следовательно, процесс здоровьеразрушающего развития детей родители и педагоги тоже не в состоянии понять, так как два эти процесса диалектически связаны и противоположны по смыслу друг другу. В конце исследования нам предстояло понять, как родители и педагоги распределяют меру ответственности за здоровье детей между всеми.
Перед родителями и педагогами были поставлены вопросы, выявляющие степень ответственности за здоровье детей всех, кто должен за них отвечать: педагоги, родители, врачи и государство (властные структуры). Так, большинство родителей (85%) считает, что отвечать за здоровье детей в первую очередь обязаны они, во вторую — врачи (2—3место), государство (3—4 место), в последнюю очередь — педагоги. Учителя в этом вопросе солидарны с родителями и так же, как они, считают, что педагоги обязаны в последнюю очередь отвечать за здоровье детей.
И это несмотря на то, что подавляющее большинство родителей (77%) считает, что их дети теряют здоровье в процессе обучения и воспитания. А как мы уже видели, данные таблицы противоречат другим ответам родителей. Дети, по мнению большинства родителей, теряют здоровье в процессе школьного обучения, но условия школьного обучения и воспитания, опять-таки, по их мнению, не являются при этом главными факторами, расхищающими здоровье детей! Вот парадокс, над которым стоит задуматься всем, кто не равнодушен к проблеме здоровья детей! Этот факт говорит нам о безответственности учителей, с одной стороны, и о беспечности родителей, с другой стороны.
Учителя, если сравнивать ответы педагогов и родителей, более требовательны к родителям, т.к. единодушно признают безответственность родителей как главный фактор, разрушающий здоровье детей. А вот отношение родителей к учителям более благосклонно. Безответственность учителей как фактор негативного влияния на здоровье детей они поставили на 9—10 место.
Отсюда следует вывод, что учителя, требуя ответственности от родителей, не предъявляют её к себе. В этом заключается причина основного противоречия между педагогами и родителями, которая ведёт их к разобщённости.
В начале исследования нам казалось, что родители и педагоги перекладывают ответственность друг на друга. Как говориться у семи нянек дитя без глазу! Но в ходе проведённого исследования выяснилось, что родители ответственно относятся к состоянию здоровья своих детей, но при этом проявляют полную беспечность. Она проявляется в том, что ни один родитель на вопрос: что делать родителям и педагогам, не написал о том, что надо менять условия школьного образования, перестраивать существующую систему школьного образования на принципиально иных, природосообразных основах. Ни один родитель не написал о том, что педагоги должны в равной мере с родителями нести ответственность за утрату здоровья детей в процессе их школьного обучения. Причины этого явления в том, что родители не понимают законов развития здорового ребёнка, что уже было доказано. И, как следствие из этого, не могут осознать, что существующая система образования устроена противоестественным здоровому развитию образом, что она постоянно нарушает законы здорового развития ребёнка.
Поэтому VI блок вопросов нашей научно-разработанной анкеты предполагал выяснить мнение родителей и педагогов о существующей системе управления школьным образованием. Так, на вопрос: перед кем в первую очередь должны отчитываться педагоги, большинство родителей (73%) ответили, что перед ними, родителями, перед комитетами образования — 18%, перед администрацией школы — 9%. Большинство учителей устраивает существующий порядок: игнорировать мнения родителей в школьном процессе. Учителя считают, что не должны отчитываться перед родителями. По мнению большинства (80%), они должны отчитываться только перед администрацией школы, перед родителями — 20%, перед комитетами образования — 0%. Это говорит о том, что существующая система управления школьным образованием не устраивает большую часть родителей (73%). Следовательно, отсюда вывод: родители более, нежели педагоги готовы к переменам в системе управления образованием. Педагогов, напротив, в большинстве устраивает система управления.
С помощью последнего вопроса анкеты мы хотели выяснить отношение родителей и педагогов к критериям, которые должны лежать в основе труда учителя. Так большинство родителей (70%) считают, что в основе труда учителя должны лежать показатели ЗУН (знаний, умений, навыков), показатели здоровья — (21%), показатели уровня воспитанности — (9%). Опять выявлено противоречие: несмотря на то, что большинство родителей (77%) считают, что в процессе обучения и воспитания их дети теряют здоровье, они не склонны требовать, чтобы учителя отвечали за сохранность здоровья своих детей. Это ещё раз подтверждает положение о том, что родители проявляют беспечность в этом вопросе. Учителя со своей стороны не хотят брать на себя ответственность за состояние здоровья детей, только 1,8% учителей ответили, что в основе его труда должны быть показатели уровня сохранности здоровья детей в процессе обучения. Это говорит о незаинтересованности большинства учителей брать на себя дополнительную ответственность. Причина этого явления заключается в том, что большая часть опрошенных учителей не осознаёт до конца своей истинной роли в процессе развития здорового ребёнка. А роль эта заключается, по мнению сотрудников нашей лаборатории и её руководителя, д.м.н. В.Ф. Базарного в том, чтобы учитель давал полноценные знания, сохраняя при этом здоровье ребёнка. Непонимание учителями своей истинной роли в процессе здорового развития детей напрямую связано с несовершенством системы управления образованием, которая не создаёт поощрительных стимулов для учителей, чтобы они сохраняли здоровье детей. Осознание своей роли в процессе воспитания здорового ребёнка у большинства опрошенных педагогов отсутствует.
Итогом проделанной работы стал вывод о том, что мнение родителей и педагогов по поводу своего участия в процессе здорового развития ими не сформировано, так как у них нет понимания смысла процесса здоровьеразвивающего развития детей. Родители и педагоги не в состоянии определить своё отношение к роли, которую они играют в процессе здорового развития, по следующим причинам:
— получаемая информация не имеет для большинства родителей и педагогов личностной значимости;
— у большинства отсутствует стремление к добыванию знаний о природе здорового развития, т.к. имеется ложное представление о владении 52
этими знаниями, несамостоятельность суждений, готовность к тому, чтобы быть управляемыми;
— отсутствует взаимопонимание между родителями и педагогами из- за несовершенства управления существующей системой управления образованием;
— безответственность педагогов и беспечность родителей мешают им осознать свою роль.
Следовательно, родители и педагоги не в состоянии на сегодняшний день обеспечить детям условия для здорового развития. Их роль в процессе здорового развития большинством опрошенных родителей и педагогов до конца не осознаётся, следовательно, она пассивна.
Поэтому главные причины исследуемой проблемы обусловлены низкой степенью осознанности родителями и педагогами своей роли в процессе здорового развития детей, а также беспечностью большинства родителей и безответственностью большей части педагогов. И до тех пор, пока родители и педагоги в полной мере не осознают своей роли в процессе здорового развития, до тех пор наши дети будут терять своё здоровье.
Что делать, каждый решит сам для себя, прочитав эту статью.
Горячева Н.Г. ведущий сотрудник Научно-внедренческой лаборатории Базарного (ФЗПО)
Литература
1. Айзман Р.И. Диагноз: школьный шок. // “Медицинская газета”, № 68, 1991.
2. Базарный В.Ф. О механизме “расчеловечивания” человека в традиционной школьной среде. // “Педагогический вестник”, № 8, 1996.
3. Базарный В.Ф. Главная опасность для цивилизации. // Журнал “Народное образование”, № 9-10, 1998.
4. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995.
5. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Сергиев Посад, 1995.
6. Базарный В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. Сергиев Посад, 1996.
7. Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически-”чистых” прописей. Сергиев Посад, 1996.
9. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. Москва, 2001.
10. Девочки и мальчики: стратегия развития. // “Учительская газета”, № 50, 1997;№ 23-24, 1999.
11. “Права ребёнка” (междисциплинарный научно-практический журнал), № 1, 2001,
12. “Спасём детей — спасём Россию!” // “Знание — власть!”, спецномер газеты, февраль, 2001.