Взаимодействие семьи и школы в решении задач охраны здоровья ребенка
Существуют разные исследования и концепции, определяющие, какие факторы оказывают решающие воздействие на развитие ребенка. В частности, кто-то склонен приписывать главенствующую роль семье, кто-то — окружению и среде, в которой воспитываются дети, кто-то считает наиболее весомым и значимым роль государства. На основе указанных тезисов сложились педагогические технологии, которые успешно реализуются. Однако, по нашему мнению, нельзя выдвинуть главный приоритет воспитания, доминирующий над всеми другими, — семья, школа или государство. Как показывает практика, если исчезает один из этих компонентов, или — что хуже — исчезает взаимосвязь, или возникают противоречия между семьей, школой и обществом, то можно получить противоположный результат и добиться отрицательного педагогического эффекта. На наш взгляд, ключевое слово здесь — “взаимодействие”.
Проблема охраны здоровья — государственная, не случайно сейчас она обсуждается на государственном уровне. Пора бить тревогу! Мы говорим не только о здоровье, но и о выживании человека, сохранении его способности к воспроизводству, о рождении новых здоровых поколений. В этих вопросах у государства должна быть четкая конструктивная политика — не размытая общими фразами и выражениями о сохранении здоровья, а подкрепленная конкретными поступками и делами, закрепленная на законодательном уровне.
Проблема охраны здоровья — проблема семьи, где происходит формирование основных стереотипов поведения и формирование здорового образа жизни уже с первых минут рождения малыша.
И, наконец, проблема охраны здоровья — это и проблема образовательных учреждений (детские сады, школы, центры дополнительного образования и так далее), где ребенок проводит большую часть своего времени в сознательном возрасте и где происходит становление его личности.
Еще один важный нюанс. Мы говорим о здоровье не только физическом, но и духовном, нравственном здоровье человека. Прежде всего хочется отметить, что целью создания “Земской гимназии” было формирование воспитательной среды для гармоничного здорового развития личности. В 90-е годы в нашей стране в связи с перестройкой появилась возможность для многих педагогов-новаторов реализовать свои идеи и задумки на практике.
Решающим моментом в разработке идеи создания школы нового типа (школы-семьи, школы-общины) стали встречи с педагогами-новаторами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. В 1988—1991 годах в Балашихе анализируется дореволюционный и советский опыт в сфере образования и воспитания, начинает работать группа интеллигенции города под руководством И.Л. Кравченко и Г.В. Кравченко в рамках творческого объединения “Созидание”. Организуются встречи и дискуссии со многими отечественными педагогами-новаторами, проводятся заседания семейного клуба, семинары, конференции и так далее.
Опыт православного воспитания в “Земской гимназии” берет начало с 1992 года. Именно благодаря сотрудничеству с православной церковью (особая благодарность настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы Владимиру Бороздинову) была сформирована концепция духовно-нравственного воспитания, которая позволила создать “Земскую гимназию” как школу, возрождающую русские традиции в образовании.
В середине 90-х годов прошлого века инновационный импульс развитию “Земской гимназии” придали научные идеи И.А. Зимней — академика РАО, доктора психологических наук, под руководством которой реализуется программа “Достоинство”, а также доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, внедряющего программу “Здоровье”.
Одной из особенностей управления учебным заведением является то, что ученический и педагогический советы могут выступать с любыми новациями и предложениями. Руководство гимназии не может принимать важные решения без согласования с родительским и попечительским советами.
История создания гимназии ярко свидетельствует о плодотворном взаимодействии власти, общественности, семьи и педагогов-новаторов. Именно это позволило добиться следующих значительных результатов:
показатели здоровья школьников превышают средние по региону благодаря внедрению уникальных здоровьесберегающих технологий;
1-е — 2-е места в рейтинге образовательных учреждений г. Балашихи по результатам участия во Всероссийской олимпиаде школьников;
процент медалистов в каждом из 14 выпусков колеблется от 22 до 40, 7 медалистов награждены патриаршими грамотами за успехи в учебе.
Это же взаимодействие подкреплено реализацией идеи создания не государственной и не частной школы, а общественно-государственной. В связи с этим становится понятно, почему гимназия носит название “Земская”. Ведь принципы взаимодействия власти и общины в России родились давно, они пришли не с Запада, а родились в нашей стране (Новгородское вече, затем земское самоуправление), когда в Европе еще и не слышали, и не использовали термин “демократия”.
Сейчас “Земская гимназия” представляет собой педагогический комплекс, который включает в себя негосударственное образовательное учреждение “Земская гимназия”, муниципальное (государственное) ОУ “Земская гимназия”, Центр дополнительного образования. Это первый уникальный и успешный опыт реализации модели общественно-государственной школы на основе частно-государственного партнерства с опорой на культурно-исторический опыт земского самоуправления в России. Приоритет воспитания и здоровья и многолетний опыт работы в этом направлении получили высокую оценку на международных и всероссийских форумах и конференциях (в Санкт-Петербурге, Красноярске, Кембридже, Париже, Вашингтоне, Афинах, Ливерпуле, Шень-Чжене и других городах).
Здоровье физическое начинается со здоровья нравственного. Не случайно мы так много внимания уделяем патриотическому воспитанию, воспитанию души.
Участие гимназии во Всероссийском проекте “Я — гражданин” — наш большой успех и гордость. “Земская гимназия” является неоднократным победителем проекта на областном уровне в разных номинациях. Мы также являемся победителями Всероссийского этапа в номинации “Память сердца”. В рамках проекта организовано шефство над Могилой Неизвестного Солдата. Инициаторами в 2006 году выступили родители и ученики 9 класса гимназии (сегодня уже выпускники). Эта инициатива имеет огромный воспитательный эффект — гимназисты трепетно берегут историческую память.
В сентябре 2010 года в г. Балашиха был торжественно открыт памятник основателю хлопкопрядильной фабрики Майклу Лунну, и администрация городского округа Балашиха доверила нашей гимназии шефство над памятником. Мы этим очень гордимся. В настоящее время ученики 9 класса организовали поисковую деятельность. При участии директора краеведческого музея ребята нашли адреса родственников М. Лунна, которые проживают в Англии и США, и мы надеемся, что мы многое сможем узнать о самом М. Лунне и его потомках. Это — история нашей малой Родины, и именно такой деятельностью воспитывается чувство сопричастности, ответственности, любви к истории своей Родины.
Наши гимназисты, выпускники вырастают настоящими людьми с активной жизненной позицией. Хочется привести еще один пример неравнодушия наших ребят. Ученики 11 класса, ныне выпускники, обратились с письмом в администрацию и депутатский корпус городского округа Балашиха с просьбой переименовать закусочную “У Флерова” и бани “На Флерова”, так как капитан Иван Флеров — наш герой-земляк, а имя героя нельзя использовать подобным образом. Из администрации был получен положительный ответ, и в настоящее время вопрос решен. Какой мощный положительный эффект имело мероприятие, как гордились ребята конкретным делом! Это — тоже сопричастность истории малой Родины.
Сейчас во многих школах города реализуется проект “Общественно активная школа” (ОАШ). Однако не все уже сейчас помнят, что инициатива эта родилась в стенах нашей гимназии в 2001 году. Руководители нашей школы, приверженные новациям, ознакомившись с интереснейшим опытом Красноярской общественной организации “Созидание”, привнесли этот опыт и в гимназию. Благодаря поддержке Управления по образованию городского округа Балашиха проект ОАШ стал общегородской программой. Наша деятельность в рамках проекта сегодня заключается в тесном взаимодействии с местным сообществом — жителями микрорайона. Мы добились конкретных результатов: многие наши гости удивляются — не видно ни одного брошенного окурка, шприца; запах дыма в школьных туалетах отсутствует. Мы — зона, свободная от наркотиков, курения, употребления спиртных напитков. Это реальные результаты взаимодействия всех участников образовательного процесса — школы, семьи, бизнеса, власти.
В настоящее время коллективом нашей школы реализуется ряд инновационных проектов, которые помогают достигать высоких результатов в воспитании, образовании учащихся, подготовке к жизни социально активной, физически здоровой, духовно-нравственной, патриотичной, адаптированной к современным условиям личности.
Декан одного из факультетов МГУ сказал: “Ваших земских видно в конце коридора.” и добавил: “Вы выпускаете штучный педагогический товар”. Это ли не оценка нашей деятельности?! Многие деканы, преподаватели вузов являются добрыми гостями нашей гимназии. Мы рады принимать в наших стенах академика Г.А. Ягодина, который помогает нам со дня основания “Земской гимназии”. Он поделился с нами опытом организации актовых лекций. Общение с яркими, уникальными личностями дает поразительный воспитательный и образовательный эффект. Еще одним участником наших актовых лекций стал доктор технических наук, руководитель Совета директоров городского округа Балашиха, директор 345 Механического завода Рустам Мухтарович Гатауллин. Общение с ним — это знакомство ребят с лучшим организатором производства не только района, но и России, с уникальной личностью. Частым гостем гимназии является наш духовный наставник отец Владимир. Он лечит души наших детей мудрым словом и проникновенными стихами. Наша великая соотечественница — Ольга Васильевна Зарубина, профессор, полковник внешней разведки, легендарная переводчица Сталина на Тегеранской и Ялтинской конференциях, дочь знаменитого резидента СССР в США Василия Зарубина. Воспитание на живом общении с яркими современниками нашей эпохи, выдающимися личностями, патриотами дает поразительные результаты.
Одним из основных направлений деятельности МОУ “Земская гимназия” является организация выездных семинаров для педагогического коллектива, актива родителей, учеников, Управляющего совета гимназии. Как правило, это 2—3-дневные семинары в конце учебного года на базе пансионата, где коллектив может погрузиться в мыслительный творческий процесс организационно-деятельностной игры-семинара, не отвлекаясь на посторонние дела. Вот уже почти 20 лет тема остается неизменной — “Проблемы и перспективы развития гимназии”. Семинары позволяют вовлекать в процесс соуправления все образовательные структуры, быстро адаптировать новых детей, педагогов, родителей к учебно-воспитательному процессу, определять направления деятельности на следующий учебный год.
В течение учебного года на базе гимназии проводятся организационно-деятельностные игры-семинары по разным темам. Особенно мы благодарны судьбе за встречу с уникальным ученым Олегом Сергеевичем Анисимовым. Именно на его методе основываются интеллектуальные игры. Они позволяют поднимать уровень коммуникативной и мыслительной культуры на иную ступень. Олег Сергеевич — активный участник и руководитель многих наших семинаров. На нашем сайте можно ознакомиться с кредо гимназии — на базе знаний, умений, навыков научить наших выпускников принимать и реализовывать управленческие решения в динамически изменяющемся мире, то есть, кроме передачи предметных знаний, учить детей прогнозировать, анализировать, рефлексировать, выводить их на уровень надпредметных знаний.
Особого внимания заслуживает воспитательная работы гимназии по системе “Достоинство, взаимоуважение, ответственность личности” (ни одного случая употребления наркотиков, алкоголя, курения в стенах гимназии). Эта модель также позволяет решать проблему обучения в общем коллективе детей с ограниченными возможностями без их изоляции.
Мы хотели бы рассказать об опыте реализации одного из проектов “Земской гимназии” и рассмотреть на конкретном примере, как решаются задачи комплексного воспитания и формирования благоприятной среды для развития личности ребенка.
Проект, который получил название “Лесная школа”, — яркая иллюстрация плодотворного взаимодействия семьи и школы, своего рода пособие, иллюстрирующее неформальный подход к решению задач воспитания, охраны и укрепления здоровья во время образовательного процесса.
Идея проекта “Лесная школа” родилась на наших педагогических семинарах. Большую поддержку в организации выездных лагерей нам оказали родители и органы местного самоуправления. Ведь “Лесная школа” — это выездной школьный лагерь “Земской гимназии”. Гимназисты, родители, учителя выезжают за город, на природу на несколько дней, и там учебно-воспитательный процесс строится не в рамках классно-урочной системы (где мы получаем весь букет заболеваний детей, что связано с постоянным напряжением в однообразных позах за партой, о чем свидетельствуют исследования В.Ф. Базарного).
В лесной школе появляется возможность использовать более эффективные методы обучения: это и дискуссии, и семинары, и различные игровые методики (ОДИ, различные формы дидактических игр, коллективные творческие дела и так далее). Именно здесь, в лесной школе, можно в полной мере реализовать принцип “обучение в движении” по методике В.Ф. Базарного.
Одна из глобальных педагогических проблем современной школы — мотивация к обучению. Как она связана со здоровьем? Напрямую! Сколько пустых, немотивированных минут на уроке может потерять современный ученик? А ведь когда ребенок заинтересован в процессе, коэффициент полезного действия возрастает многократно, время не тратится впустую, психика ребенка не травмируется. Здоровье ребенка напрямую связано со здоровой психикой. Почему обучение в лесной школе проходит легко и эффективно? Ребенок включен в деятельность как полноправный участник и организатор этого лагеря: он сам участвует в подготовке работы лагеря, сам эту работу проводит и, наконец, сам участвует в оценке результатов.
Разработка программы и подготовка лагеря — это наше коллективное дело, где участвуют представители всех сторон образовательного процесса. Формируются рабочие группы по подготовке различных творческих дел, учителями-предметниками согласовываются учебные программы. “Лесная школа” дает огромный материал для работы психологов, классных руководителей, для самих детей и их родителей.
Учебные модули часто встраиваются и перемешиваются с интересующими подростков проблемами или темами. Например, в свое время был очень популярен фильм “Матрица”. И, конечно, на ура в “Лесной школе” прошла игра по мотивам этого фильма. Во время подготовки к игре ребятам пришлось освоить сложные темы по физике, научиться решать сложные математические примеры. Ведь в процессе игры все эти знания пригодились!
Такие игры, подготовка к ним и последующая рефлексия способствуют более эффективному освоению материала — без излишнего напряжения, с включением не только словесной формы восприятия информации. При подготовке к игре существенно увеличивается количество источников получения такой информации.
Проект “Лесная школа” стал нашей земской инновационной педагогической площадкой, включающей такие аспекты, как построение межпредметных связей в изучении отдельных предметов, модульный принцип обучения, педагогика сотрудничества и так далее.
Благодаря живой и деятельной атмосфере “Лесной школы” возникают творческие коллективы, которые живут и после лагеря. Так, например, родилась йакй-студия “Земской гимназии”. Уже после лагеря, в течение учебного года во йазй-студии гимназисты изучают основы и законы мультипликации, на практике знакомятся с различными школами анимации, с возможностями различных программ, работают с различными периферийными устройствами (сканер, микрофон, планшет и так далее), создают индивидуальные и коллективные работы (мультфильмы, гэг-анимация, заставки, титры фильма, клипы и так далее). Для создания своих проектов приходится изучать технику рисования, учиться писать сценарий, делать раскадровку. Очень часто для этого приглашаются специалисты и проводятся мастер-классы. Ребята в студии добились высоких результатов: неоднократно становились лауреатами Всероссийского фестиваля “Волшебная мышь”, муниципальных творческих конкурсов; наша команда с успехом выступила в Троицке на вручении грамоты министерства образования Московской области “Лучший образовательный сайт”. Занятия в такой студии — это не просто “кружок по интересам”, это воспитание у подростка отношения к компьютеру как к рабочему инструменту, а не средству для развлечения.
Хочется отметить, что умение работать в команде, самостоятельно искать выход из проблемных ситуаций, терпение и кропотливая работа позволили большинству участников студии стать победителями и призерами различных предметных олимпиад. Особенно приятно отметить, что в гуманитарной гимназии есть победители муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников не только по гуманитарным предметам, но и по информатике, физике, биологии, математике. “Земская гимназия” прочно удерживает лидерство по итогам Всероссийской олимпиады школьников в городе.
Сегодня возродился и наш журнал “Жизнь господ гимназистов”, и уже новый, молодой коллектив продолжает традиции школьного издательства.
Поскольку жизнь лагеря — это взаимодействие множества рабочих групп, то в выездных лагерях легче отработать земскую модель управления. Как правило, рабочие группы — разновозрастные, а основной процедурой взаимодействия таких групп является процедура согласования. Если вы принимаете и реализовываете решение, затрагивающее интересы других субъектов, то обязаны согласовать свои действия. Принцип согласования позволяет быстро и эффективно разрешать и даже предотвращать конфликты, а ведь решение конфликта — это актуальная проблема не только для подростков.
Сейчас в педагогической среде часто говорят о компетентностном подходе в образовании. Мы считаем, что проект “Лесная школа” на практике позволяет продемонстрировать этот подход. Ведь, организуя деятельность (игры, дискуссии, проекты и так далее), мы фактически создаем поле для применения знаний на практике, то есть вырабатываем умение самостоятельно делать выводы, работать в команде, доводить начатое дело до конца и так далее. Но самое главное — мы воспитываем социально активную личность, неравнодушного, ответственного Человека и Гражданина.
Сейчас интеллектуальная деятельность школьника ассоциируется с видом “не очень здорового ребенка”, “очкарика”, склонившегося над книгой, компьютером, паяльником и так далее с букетом всевозможных хронических заболеваний. Классным руководителям классов мальчиков приятно, что наши интеллектуалы занимаются спортом, имеют прямую осанку, всегда имеют свое мнение и не боятся его высказывать.
И если все школы при организации образовательного пространства будут приоритетной целью своих образовательных концепций иметь воспитание Личности, заботиться о духовном, нравственном и физическом здоровье ребенка, то будущее нашей страны окажется в надежных руках.
“Земская гимназия” особое внимание уделяет программе, разработанной В.Ф. Базарным. Перечислим лишь основные принципы, которые мы внедряем в гимназии: обучение в движении, тренажеры для глаз, письмо перьевыми ручками, письмо за партами-конторками, раздельно-параллельное обучение, физическое воспитание, экологические панно, воспитание чувства принадлежности, духовно-нравственное воспитание, массажные коврики для ног, движущиеся демонстрационные кресты и держалки.
Мы считаем, что данная методика должна лечь в основу норм СанПин, а не просто быть инновацией. Ведь исследования свидетельствуют о катастрофическом положении дел со здоровьем детей не только в нашей стране. Нужно спасать будущее! Мы готовы стать центром обучения и распространения в нашем регионе программ, разработанных по системе В.Ф. Базарного. Ведь неформальный опыт в этом вопросе у нас имеется, мы постоянно проводим конференции, семинары, “круглые столы” по вопросам здоровьеразвивающих технологий. Наша школа открыта для родителей, коллег, общественности.
Педагогический коллектив награжден дипломом Председателя Совета Федерации С. Миронова “За успехи в здоровом развитии учащихся”, а также отмечен премиями и стипендиями губернатора Московской области Б.В. Громова, получает всестороннюю поддержку главы городского округа Балашиха В.Г. Самоделова.
Мы считаем наш опыт создания “Земской гимназии” удачным и готовы поделиться им с другими заинтересованными людьми.
О.В.Глазунова, учитель физики и информатики “Земской гимназии”, учитель высшей категории, классный руководитель класса мальчиков;
В.В. Гордеева, учитель начальных классов “Земской гимназии”;
Т.А. Назмиева, учитель истории и обществознания, учитель высшей категории, классный руководитель классов девочек, классный руководитель класса мальчиков