Педагогические условия становления полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста
Современный период нашей жизни характеризуется глубоким кризисом культуры. Из-за увеличивающихся соблазнов в области низших потребностей происходит размывание культурных доминант молодежи. Трагедия в том, что и дети втягиваются в антикультурный хаос. А ведь ребенок, не имеющий четких культурных ориентиров, легко принимает ложные идеалы за истинные.
Образование призвано смягчать, корректировать телевизионный фон, отражающий образцы маскулинности и феминности, и культивировать в сознании ребенка чувство того, что каждый человек самоценен и должен стремиться к самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия. Создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) полоролевой идентичности является одной из актуальных целей деятельности образовательных учреждений.
Дошкольный возраст — это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие, сказывающиеся на последующем развитии человека слои психики личности, в которые самым интимным образом вплетена полоролевая дифференциация. По мнению исследователей В.В. Абраменковой, В.Ф. Базарного, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, В.С. Мухиной и других, именно период дошкольного детства является самым важным в формировании полоролевого самосознания. До 5—6 лет, пока не сформирована система полоролевой идентичности, ее формировать легче с помощью средств воспитания. Поэтому полоролевое воспитание в детском саду обеспечивает становление устойчивых навыков в сфере гармонизации взаимоотношения полов, правильное понимание ролей мужчины и женщины в обществе, позволяет формировать адекватную полу модель поведения.
Культуросообразная концепция полоролевого воспитания детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
1) теоретические положения, раскрывающие процесс полоролевого воспитания как: социально, культурно- и личностно обусловленный процесс, основанный на культурных традициях воспитания и представлениях мальчиков и девочек о сообразных их природе моделях поведения; взаимосвязь субъектных подсистем — внешней (педагоги, родители как компетентные носители образцов полоролевого поведения) и внутренней (дети как субъекты полоролевого воспитания);
2) ведущие идеи: детство как время и пространство становления образа “Я” мальчика (девочки) и приобретения ребенком полоролевого опыта; ценности полоролевой дифференциации, укорененной в истории и культуре народа, для освоения полоролевых моделей поведения; пространство полоролевого воспитания как совокупность сред полоролевых отношений, сотрудничества в системах “ребенок — ребенок”, “ребенок — взрослый”, “ребенок — виртуальный взрослый”; значимости пола родителя, педагога в полоролевом воспитании дошкольников в условиях ДОУ и семьи; учет психофизиологических особенностей при построении процесса полоролевого воспитания детей;
3) педагогические условия процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, а именно: научно-методическое обеспечение процесса полоролевого воспитания, способствующее становлению профессиональной компетентности педагогов в вопросах полоролевого воспитания, ориентации родителей на воспитание ребенка в заданных полоролевых характеристиках; дифференциация относительно пола содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы; средовые условия полоролевого взаимодействия; взаимосвязанность субъектных подсистем — внешней (педагоги, родители как носители полоролевого образа) и внутренней (дети как субъекты полоролевой идентификации); интеграция ценностей культуры и традиций полоролевого воспитания в процесс воспитания.
Реализация педагогических условий полоролевого воспитания предполагает организацию процесса профессиональной подготовки педагогов, которая осуществляется в различных формах, учитывающих необходимость повышения уровня полоролевой компетентности педагогов: лектории, “круглые столы”, семинары, практические занятия, презентации и так далее. Характер семинаров и лекториев представляет собой сочетание обучающе-развивающих ситуаций — свободного выбора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), соотнесения (Х.Й. Лийметс), успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский), творчества (В.А. Караковский) и других. Так, в ситуации свободного выбора создается возможность для педагогов рассматривать и изучать проблемы полоролевого воспитания, детерминированные практико-ориентированной направленностью и необходимостью. Эффективными формами организации учебно-познавательной деятельности педагогов являются: обзорно-монографические лекции, лекции-дискуссии, лекции-экскурсии, лекции-демонстрации, бинарные лекции; семинары — деловые игры, семинары-инсценировки, семинары-диспуты, семинары-практикумы; презентации, защита проектов по проблемам полоролевого воспитания, тематические конференции, “живая газета”, “мастер-классы”, “круглые столы”, диспуты и так далее.
Важным педагогическим условием полоролевого воспитания дошкольников является формирование полоролевой компетентности родителей, что включает расширение их общекультурного кругозора, уровня общей образованности, повышение педагогической культуры путем изучения передового опыта в области полоролевого воспитания дошкольников, совершенствование теоретической и практической подготовки путем овладения новейшими знаниями в соответствующей области.
Важным условием становления полоролевой воспитанности является использование дифференцированных по полу содержания, средств, форм, методов и приемов полоролевого воспитания, интеграция ценностей культуры и традиций полоролевого воспитания в процесс воспитания мальчиков и девочек. Интеллектуально-познавательная и диалоговая формы организации занятий, представленные тематическими циклами (“Одежда мальчиков, одежда девочек”, “Обязанности мамы, обязанности папы”, “Такие разные-разные профессии”, “Семейные традиции”, “О рыцарях и принцессах” и другие), способствуют развитию представлений дошкольников о своем половом образе, а также формированию ценностного отношения к себе как человеку соответствующего пола. Игровая и театрализованная формы организации жизнедеятельности обеспечивают усвоение ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение семейных, социальных отношений, формирование способов взаимодействия и взаимоотношений детей разного пола. За счет ролевых отношений обеспечивается эффективность осознания полоролевых позиций, создается атмосфера толерантного взаимодействия детей разного пола. Экспериментальная форма детской деятельности реализуется посредством проблемных, жизненно значимых ситуаций, что создает условия для выбора ребенком собственных действий относительно усвоенных правил и культурных эталонов мужского и женского поведения. Эффективность деятельности обеспечивается возможностью ребенка оценивать свой выбор в конкретных жизненных ситуациях, определяя становление его мужского (женского) образа.
Эффективными методами и приемами становления полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста выступают: ролевые игры, позволяющие младшим дошкольникам воспроизводить отдельные полоролевые действия взрослых, приобретая при этом полоролевой опыт, а старшим дошкольникам — полоролевые отношения между взрослыми, усваивая содержание половых ролей в семье и обществе; игры-инсценировки, способствовавшие адекватному воссозданию конкретных мужских (женских) образов литературных произведений, проявлению самостоятельности в создании мужских (женских) образов, обуславливающие формирование нравственных представлений о качествах женственности (мужественности), развитие эмоционального отношения к ним; дидактические игры “Кто что носит”, “Сундучок русской хозяюшки” и другие, направленные на формирование полоролевых представлений; прогнозирование ситуаций, определяющее формирование у детей умений предсказывать поведение в соответствии с представлениями о своем половом образе, аргументировать свои суждения; схемы-действия, отражающие образцы полоролевого поведения мальчиков и девочек, способствующие овладению детьми культурными эталонами полоролевого поведения, и так далее.
Важным педагогическим условием полоролевого воспитания детей 3—7 лет выступает обогащение пространственно-предметной среды дошкольного образовательного учреждения, способствующей полоролевой самореализации ребенка, накоплению полоролевого опыта, формированию отношений между мальчиками и девочками. Средовой подход обеспечивает учет социально-поведенческого своеобразия разных народов в зависимости от национального состава дошкольной группы, особенностей предметно-вещественного окружения, специфики традиционных событий как ярких, запоминающихся культурных явлений. С учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста определена специфика дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, которая проявляется в:
организации жизнедеятельности, режима дня, питания мальчиков и девочек;
организации игровой активности с учетом расхода суточной энергии мальчиков и девочек (большее включение активных видов деятельности для мальчиков — подвижных игр, физических упражнений, элементов активности в разнообразные формы деятельности и так далее);
определении различного содержания сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр для мальчиков и девочек;
создании мини-сред (“Домашний очаг”, “Уголок доблести”), комнат гигиены, оборудовании спален для мальчиков и девочек;
отборе произведений художественной литературы, ориентированных на интересы мальчиков и девочек (для мальчиков акцент делается на событийности, для девочек — на личностных особенностях героев произведений);
разработке проблемных ситуаций (поисковых, творческих, рефлексивных, состязательных), направленных на коррекцию полоролевого поведения с учетом интересов, способностей, мотивов, потребностей мальчиков и девочек.
Таким образом, эффективность реализации педагогических усилий, направленных на достижение высокого уровня полоролевой воспитанности дошкольника, обеспечивается профессиональной компетентностью педагогов, ориентацией родителей на воспитание ребенка в заданных полоролевых позициях, созданием научно-методических и средовых условий совместного общения детей и взрослых, проявляющих полоролевую позицию, стилем поведения относительно заданных жизненных ситуаций.
Н.Е. Татаринцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Педагогического института Южного федерального университета