Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальной школе и вопросы сохранения здоровья учащихся
Хочу остановиться на особенностях проведения уроков с учетом пололичностных, гендерных особенностей мальчиков и девочек.
Урок в классе девочек строится таким образом, чтобы постановка задачи и ее разрешение занимали первые 20 минут, а во 2-й половине урока происходило закрепление. У девочек более короткий период врабатываемости, то есть они способны сразу, без раскачки, начинать работать. Для класса девочек характерен размеренный темп урока, достаточное количество повторений для усвоения нового материала. Учитывая то, что девочки лучше и быстрее справляются с однотипными заданиями, для более глубокого закрепления материала используется большее количество упражнений.
Особенностью построения урока в классе девочек является большая эмоциональная окрашенность предлагаемого учебного материала. Движение от эмоций к логическому осмыслению позволяет девочке принять учебный материал в достаточном объеме, а грамотно подобранное большое количество иллюстраций позволит активизировать зрительное восприятие.
В классе мальчиков темп урока более высокий, поэтому учителю приходится подбирать больший объем учебного материала. Лучше что-то недоделать, чем в оставшееся время лихорадочно искать, чем занять мальчишек.
Заинтересовать и активизировать мальчиков помогает широкий спектр разнообразно поданной информации. Перед изучением нового учебного материала в классе мальчиков обязательно дается время для адаптации к работе. С этой целью предлагаются обычные задания и задания повышенной сложности, плавно вытекающие из завязки в начале урока, для развития вариативности мышления и подготовки к усвоению нового материала. Для этого они должны найти ключевой момент, который позволит связать пройденный материал с новой темой урока. Предлагаются варианты.
Если у мальчишек не получается — а это их здорово задевает! — то они уже внимательно слушают объяснение, а при закреплении нового материала активно предлагают свои варианты решений, выводы, а то и просто в учебнике ищут правильный ответ. Мальчишки не любят стандартных, готовых решений, а большое количество нестандартных логических заданий, поисковый метод проведения урока позволяют сконцентрировать внимание и активизировать работу на уроке.
Теперь рассмотрим фрагмент урока русского языка в 3 классе (класс мальчиков) на тему “Правописание родовых окончаний имен прилагательных”. Урок начинается с попытки восприятия картины Васнецова “Богатыри”. Мальчикам предлагается рассмотреть героев картины и описать их внешний вид, затем подводится итог и ставится вопрос: “Какую часть речи они использовали для описания внешнего вида героев?”.
Далее на уроке повторяется то, что мальчики уже знают об имени прилагательном. Учитель сообщает, что не случайно богатыри пришли сегодня на урок, они привезли вам письмо, в котором обращаются за помощью. На доске открывается текст письма, в котором пропущены окончания имен прилагательных. Проводится анализ письма, для каждой группы ставится задача прочитать письмо правильно, вставив нужное окончание, обосновав свою точку зрения. Далее работа строится по группам в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений.
Этот же урок у девочек на определенном этапе проходит в коллективной форме. Итогом их работы над правописанием родовых окончаний имен прилагательных является создание единого букета синквейн. Этот урок, как и другие, является воспитывающим, но цели для мальчиков и девочек ставятся разные с учетом их природных гендерных особенностей.
В классе девочек в конце урока появляется образ весны — красивой, жизнерадостной, нежной, женственной, приветливой. У мальчиков к концу урока формируется описательный образ защитника Отечества — богатыря с качествами, присущими настоящим мужчинам: мужественность, сила, надежность, храбрость.
Одной из основных проблем при параллельно-раздельном обучении является отсутствие учебных пособий, учитывающих гендерные особенности. Педагогический коллектив нашей начальной школы работает над данной проблемой. Вот уже восьмой год обучение импульсно-нажимному письму пером с учетом гендера проводится по прописям, созданным нашими учителями М.Г. Решетняк и С.В. Яковлевой. Кроме того, создано учебное пособие по чтению (учебник и тетрадь для 2—4 классов) с учетом гендера (автор Т.А. Данич). Наш педагогический коллектив работает над созданием методического пособия, которое включает конспекты уроков по методике здоровьесберегающего обучения В.Ф. Базарного, разработки уроков-праздников, классных часов с учетом принципа раздельного обучения. Разработана программа воспитательной работы при параллельно-раздельном обучении.
Мы считаем, что правильно организованная воспитательная работа на уроках и во внеурочное время сохраняет здоровье, решает образовательные и развивающие задачи. Цели нашей воспитательной работы с девочками — воспитание женского начала, нежности, скромности, доброты, аккуратности, трудолюбия, заботы, терпения, бережного отношения к здоровью. Для достижения указанных целей мы используем разные формы и методы: разработан цикл бесед по воспитанию женского начала в девочках; кроме бесед, проводятся практические занятия и тематические экскурсии; используются произведения художественной литературы, классные часы,
направленные на воспитание мужественности и женственности, с использованием образцов портретной живописи отечественных художников.
Одна из главных проблем в классах девочек — создание сплоченного коллектива. В традиции классов девочек — создание копилочки “Твердый орешек”: в нее девочки анонимно кладут записки со своими проблемами, которые не могут решить сами, как правило, они касаются их взаимоотношений; спорят, доказывают, в результате рождается истина. Чужой боли не бывает. Заболела подруга — обязательно позвони, узнай, поддержи, посочувствуй, а если в больницу попала — тут уж и письма, и открытки, и подарки.
В канун 8 Марта наших девочек-первоклассниц мы посвящаем в “невестушки”. Мы долго думали, в кого нам посвящать девочек: в девицы-красавицы, сударушки? Помог В.Ф. Базарный, который сказал, что в Библии нет слова “девица”, “сударушка”, а есть слово “невеста”. “Песнь Соломона” посвящена всем целомудренным пречистым невестам. Это урок нравственности, который проводится ежегодно, его цель — сконцентрировать внимание на основных качествах, которыми должна обладать каждая девочка — будущая женщина, с акцентом на самое главное предназначение женщины — материнство. На этом праздничном уроке им вручаются подарки-символы: колыбель с младенцем, икона “Отрада и утешение”, веночки — символы нежности и красоты, птица-берегиня, чайный сервиз, корзиночка с предметами рукоделия. Эти символы имеют большое значение для дальнейшего воспитания в девочках необходимых качеств. С одной стороны, эти подарки становятся предметами классного интерьера, но они не неприкосновенны. Девочки играют с “младенцем”, качая его в колыбели, учатся за ним ухаживать, как будущие мамы.
Чтобы будущие хозяйки учились принимать гостей, им нужен чайный сервиз. Как хорошо, что в классе есть шкатулочка для рукоделия! Ведь надо научиться шить своим куклам наряды, вышивать, пришивать пуговицы.
Трудно научить девочек играть в куклы вместе. Сначала объединялись в группы — кого-то принимали, кого-то нет. Появилась идея создания целых городов, где каждому отведена своя роль. Это помогло — стали играть вместе.
После посвящения на протяжении 3,5 лет девочки все вместе плетут венок из цветов, обозначающих определенные девичьи качества. Периодически подводятся итоги, проводится обсуждение результатов: стали ли аккуратнее, не допустили ли грубости в общении и так далее. Два раза в год лучшие девочки-“невестушки” (их выбирают сами девочки) награждаются брошью-цветочком.
Цель работы с мальчиками — воспитание в них мужского начала, предполагающего целеустремленность, волю, стойкость духа, смелость, честность, ответственность, способность к рукотворчеству. Ежегодно в канун 23 февраля — Дня Защитника Отечества мальчики-первоклассники принимаются в Союз богатырей земли Российской. Этот обряд — часть воспитательной работы с мальчиками. Ему предшествует подготовительная работа:
1) проводятся беседы, почему у нас в классе учатся только мальчики; мальчик — будущий мужчина;
2) чтение и обсуждение произведений художественной литературы и русских народных сказок
“Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо”, “Никита Кожемяка”, “Семь Симеонов — семь работничков”; аудиокниги “Русские былины;
3) соревнование за право вступить в Союз богатырей земли Российской. Каждый мальчик должен собрать 3 богатырских символа — щит, меч, шлем, состоящий каждый из 4 частей (по количеству недель до присяги). Критерии оценки следующие: дисциплинированность, трудолюбие, стремление к знаниям, аккуратность, честность, отношение к товарищам, забота о девочках, уважение к старшим.
Результаты соревнования наглядно отражаются на стенде. Списки не собравших все символы за этот промежуток времени представляются на Совет командиров и обсуждаются. В период подготовки к вступлению в “Богатырское братство” идет работа над присягой, строевая подготовка. Эту работу проводят мальчики-старшеклассники — члены поискового отряда.
Обряд посвящения — это большое театрализованное представление, на котором к ребятам приходят те, кто защищал нашу землю и кем она гордится: ребят приветствуют ветераны Великой Отечественной войны, представители шефствующих воинских частей и училищ различных родов войск (пограничники, летчики, спасатели МЧС и другие). Мальчики-первоклассники перед товарищами принимают присягу юных богатырей земли Российской. Фронтовики и представители воинских частей вручают ребятам воинские знаки и символы, которые в дальнейшем ребята будут носить на своей форме. Затем юные богатыри преклоняют колено перед знаменем 24-й Гвардейской Евпаторийской дивизии (в настоящее время — знамя нашей школы) и исполняют гимн богатырей земли Российской (слова написаны председателем Совета ветеранов СВАО В.П. Черниковым).
Под звон колоколов и торжественную музыку в зал входят Дмитрий Донской и княгиня Ефросинья. Они обращаются к юным богатыря с наказом. Дмитрий Донской вручает им щит и меч, а Ефросинья — икону Сергия Радонежского.
Обряд посвящения и вся дальнейшая работа с мальчиками не ставит основной целью подготовить профессиональных воинов; главная задача — воспитать качества, присущие настоящему мужчине.
После посвящения у богатырей начинается соревнование за право получить звезду и называться лучшим богатырем Маленькой страны. Итоги подводятся еженедельно и наглядно отражаются на стенде. Два раза в год лучшие богатыри награждаются звездами 1-й, 2-й, 3-й и 4-й величины, самая высшая награда — медаль имени А.П. Маресьева.
Портреты лучших богатырей и невестушек на стенде — хороший стимул к самосовершенствованию как для мальчиков, так и для девочек.
С целью воспитания в мальчиках качеств, присущих мужчинам, разработан цикл бесед, продолжается чтение и обсуждение соответствующих литературных произведений, организовываются тематические экскурсии в музеи.
С 1 класса мальчики приучаются к труду. В каждом классе есть инструмент, шурупы, гвозди. Дети могут починить стулья, парты не только в своем классе, но и в классе девочек. Девочки сами просят мальчиков починить в их классе мебель, если есть поломки, или поднять парту или конторку. Мальчики с удовольствием и гордостью выполняют эту работу.
Большое внимание уделяется спорту. Почти все мальчики занимаются в спортивных секциях. В классах есть турники, шведские стенки, мальчики подтягиваются, отжимаются. Результаты отражены на экране достижений.
Часто проводятся соревнования между классами по мини-футболу, пионерболу, военизированные эстафеты. Во всех городских, окружных и районных соревнованиях наши девочки и мальчики занимают призовые места.
Еще одна цель воспитательной работы в нашей начальной школе — воспитание у детей любви к Родине, гражданских качеств, толерантности, умения жить в большой семье — нашей Маленькой стране, научить мальчиков и девочек общаться на уровне самоуважения, создавать условия для раскрытия творческих способностей каждого ребенка. Поэтому в нашей начальной школе мы создали модель государства, которая объединяет девочек и мальчиков (назвали это Маленькой страной), со своим флагом, гербом, гимном, конституцией, правительством. Каждый класс — город со своим названием. В сентябре в каждом классе проходят выборы мэров, а в классе мальчиков — еще и выборы командиров отряда и отделений. Во время предвыборной кампании “граждане”, желающие баллотироваться на должность “президента”, предлагают свои программы, встречаются с населением, отвечают на вопросы.
День выборов — праздник в Маленькой стране: все в парадной форме, играет музыка, работают избирком и наблюдатели, которые следят за тем, чтобы не было давления на избирателей. Выборы проводятся тайным голосованием, по итогам выборов избираются президент, вице-президент, министр.
Фильм о школе им. Маресьева и многолетнем опыте применения технологий Базарного
В октябре проводится праздник “Инаугурация президента и посвящение первоклассников в жители Маленькой страны”. Президент на конституции Маленькой страны приносит присягу верно служить ее жителям. Каждый класс-город выступает со своей визитной карточкой, а вновь открывшимся городам первоклассников вручаются ключи от их города, конституцию Маленькой страны и подарки.
Утро в Маленькой стране начинается с общей утренней зарядки под музыку. Затем жители Маленькой страны поздравляют именинников, президент подводит итоги предыдущего дня, если были конкурсы, награждает их победителей грамотами, знакомит с планом на будущее. Все завершается коллективным исполнением песни под караоке.
Наша Маленькая страна — большая семья, она богата традициями, которые способствуют формированию в девочках женского начала, в мальчиках — мужского и в то же время объединяют их и создают условия для воспитания уважения к противоположному полу. Некоторые из этих традиций — утренние линейки; дежурство мальчиков по Маленькой стране; выборы правительства городов и Маленькой страны; праздник “Инаугурация президента и посвящение первоклассников в жители Маленькой страны”; осенний и весенний балы, которым предшествует большая подготовительная работа (разучивание танцев падеграс, танго, польки, полонеза, кадрили, вальса, ча-ча-ча; мальчики говорят девочкам комплименты, поют серенады); новогодний карнавал; уроки мужества, посвященные битве под Москвой, Сталинградской битве, блокадному Ленинграду, Дню Защитников Отечества, Дню Победы, Дню рождения А.П. Маресьева; день памяти А.С. Пушкина; конкурсы чтецов и рисунков, посвященные временам года; обряды посвящения в “богатыри” и “невестушки”; поздравительные концерты девочек для мальчиков к 23 февраля, мальчиков для девочек — к 8 Марта; поздравительные концерты мамам; день рождения школы; участие в благотворительных акциях для воинов в “горячих точках”, находящихся на лечении в подмосковном госпитале; интеллектуальные марафоны; брейн-ринги, олимпиады по предметам; экскурсии в музеи; “Веселые старты”; последний звонок в начальной школе, прощание с Маленькой страной.
В результате такой учебно-воспитательной работы взаимоотношения между девочками и мальчиками становятся дружественными, дети вырастают бережными, трепетными. Задатки мужественности не позволяют мальчикам обижать девочек, а скромность девочек — провоцировать мальчиков. В их отношениях есть таинство, которое имеет романтический оттенок: они оказывают знаки внимания друг другу, поздравляя с днем рождения, с праздниками, не стесняются говорить друг другу добрые слова.
Наши дети раскрепощены в хорошем смысле слова: не боятся выступать перед аудиторией, даже незнакомой, имеют свою точку зрения и не боятся ее высказывать.
Проводимая учебно-воспитательная работа оказывает влияние на всестороннее развитие детей, их творческие способности. Они с желанием идут в школу, с желанием учатся, что способствует повышению качества образования, сохранению и развитию их здоровья.
Т.И. Ерофеева,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе
(ГОУ СОШ № 760 имени А.П. Маресьева г. Москвы)