Использование программы доктора Базарного в практике детского сада для детей с нарушением зрения
Хорошо известно: дошкольники по своей природе — очень подвижный народец. И, на первый взгляд, в дошкольном учреждении есть все, чтобы каждый ребенок мог удовлетворить эту свою естественную развивающую его потребность. Но, как ни парадоксально, именно в детском саду детей подстерегает гиподинамия.
Мы провели детальный анализ, который показал, что значительную часть времени пребывания в группе ребенок проводит в сидячем положении. Он сидит не только во время занятий, но и в свободное от занятий время. Сидит, когда рисует, лепит, рассматривает картинки в книгах и альбомах. Сидит, когда играет в настольные игры. Сидит, когда принимает пищу, одевается и раздевается. Многие посещают кружки, студии, школы будущих первоклассников, где тоже сидят. Когда дети устают от малой подвижности, то начинают хаотично бегать, толкаться, конфликтовать. В итоге таких детей в лучшем случае сажают за стол, предлагая “спокойное”, “сидячее” дело, в худшем — просто наказывают.
В итоге такое насилие взрослых над моторной природой ребенка формирует патологически закрепощенный “засиженный” динамический стереотип со всеми деструктивными последствиями для последующего развития детей.
Выходом из данной ситуации является использование разработанных доктором медицинских наук В.Ф. Базарным уникальных развивающих здоровье режимов воспитания и образования детей. Они основаны на активизации и постоянном поддержании естественной сенсорной и моторной активности ребенка в процессе проведения занятий.
Идея, которую заложил автор в своей технологии, — снизить, а при возможности исключить сенсорную депривацию и гиподинамию как факторов риска на развитие и здоровье детей, посещающих образовательные учреждения, — нам особенно понятна и близка. Дело в том, что наши дети с нарушением зрения из-за трудностей пространственной ориентировки по определению имеют недостаточную двигательную активность. При этом известен отрицательный эффект влияния гиподинамии на базовые системы поддержания жизни, в том числе на осанку, стопы, зрение, координацию движений и так далее. Для гиподинамии характерны вялые мышцы с недостаточной энергетикой, вялая работа всех органов и функциональных систем тела, низкий обмен веществ. Перечисление деструктивных факторов можно продолжать…
Характерно и то, что в группах, где царит атмосфера малой подвижности, дети хуже развиваются и не проявляют интереса к учебной деятельности. Они меньше общаются друг с другом. Технология сенсорной и моторной активности радикально меняет эту атмосферу. Дети становятся энергичными, жизнерадостными. У них появляется множество желаний и интересов, в том числе интерес к организованным занятиям, потому что такие занятия становятся похожими на необычную игру. Заметим, такой подход мы стали использовать в своем детском саду с 1994 года. Использование сенсорно-развивающих технологий обеспечивает профилактический эффект и энергомобилизующую двигательную активность. Система хороша тем, что дает воспитателю возможность проводить познавательные и продуктивные занятия практически по любой программе. Особенность организации учебной деятельности на основе данной технологии заключается в том, что все ранее малоподвижные и монотонные занятия становятся для ребенка эмоциональными, динамичными, комплексными.
Поскольку наш сад предназначен для детей с нарушением зрения, то нагрузка на них много больше, чем в обычных дошкольных учреждениях: кроме воспитателей, с детьми постоянно занимаются тифлопедагог, логопед, медсестра-ортоптистка. У каждого специалиста своя программа, которую нужно выполнить во благо ребенка. Используемая программа сенсорной и психомоторной свободы идеально подходит для снятия явно завышенной нагрузки, так как любое занятие — комплексное (игра, сказка, активное путешествие, которое не утомляет, а увлекает, да еще, как добрый доктор Айболит, сберегает здоровье). В течение всего занятия дети переходят из одной дидактической позы к другой. В основном таких поз 5, и каждая несет свою эмоционально-поисковую и моторную нагрузку, выполняет свою оздоровительную, коррекционную и развивающую функции.
Каждое занятие состоит из следующих дидактических поз (структурных частей):
- наблюдение и запечатление образов мира из окна; рассматривание ранее впечатленных образных сюжетов на сенсорных крестах;
- работа на экологическом панно (букварь);
- работа за конторками;
- развитие зрительно-моторных реакций с помощью зрительно-вестибулярных тренажей.
Последовательность структурных частей занятия, которую воспитатель выбирает исходя из его содержания, обеспечивает физическое и сенсорное движение детей в пространстве. Предметы, с которыми действует или которые созерцает ребенок в каждой части занятия, располагаются на различном расстоянии от глаз, что способствует не только профилактике и коррекции зрения, но и более эффективному развитию функций мозга. Кроме того, каждая структурная часть несет свою специфическую нагрузку, направленную на развитие и профилактику нарушений здоровья. Это достаточно наглядно показывает таблица.
Структурные части занятия |
Действия детей |
Развитие, обучение |
Профилактика, коррекция |
Сенсорные кресты |
Отыскивает и рассматривает предметы, иллюстрации, таблицы, размещенные на сенсорных крестах |
У ребенка развивается целостное зрительное восприятие. Он выполняет задания, поставленные воспитателем в рамках программного содержания занятия |
Ребенок поворачивает голову в разные стороны, поднимает вверх, то есть упражняет верхний отдел позвоночника. У него развивается прослеживающая функция глаз |
Окно (любое в помещении ДОУ) |
Рассматривает статичные или движущиеся заданные предметы и явления, расположенные далеко — близко, слева — справа, внизу — вверху |
У ребенка развивается способность видеть изменчивость окружающего мира, сравнивать, анализировать |
Ребенок ритмично напрягает и расслабляет мышцы глаз, фиксирует взор, упражняет прослеживающую функцию глаз |
Структурные части занятия |
Действия детей |
Развитие, обучение |
Профилактика, коррекция |
Конторки |
Ребенок, стоя босиком или в носочках из естественных тканей на аппликаторе, занимается продуктивной деятельностью |
Выполняет учебное задание |
Стоя у конторки, ребенок свободно двигается, переносит центр тяжести с ноги на ногу, упражняет мышцы ног, массирует стопы |
Экологическое полотно |
Ребенок фиксирует на экологическом полотне рисунки-символы — небольшие плотные карточки с изображением предметов, геометрические фигуры |
Ребенок выполняет учебную задачу. Фиксируя рисунки-символы, тренирует мелкую моторику и произвольные движения рук |
Выполняя задание, ребенок тянется вверх, поворачивается в стороны, то есть упражняет мышцы спины и живота. Под ногами у него аппликаторы |
Зрительно-вестибулярные тренажи (ЗЕВС) |
Выполняет определенные движения |
Ориентируется в пространстве |
Координирует движение мышц, глаз, шеи, тела |
При использовании этой технологии (впрочем, как и любой другой новинки) важно осознавать механизм ее действия:
задействуя в занятии различные сенсорные и моторные звенья, воспитатель осознанно обеспечивает системную активность детей;
предметы, с которыми действуют дети, в каждой части занятия располагаются на различном расстоянии от глаз, что способствует правильной фиксации взора, развитию восприятия всех параметров предмета для создания его целостного образа;
упражнения сочетают в себе движения глаз, головы и туловища, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, что несет в себе мотивационно-активизирующий заряд как для мозга, так и для всего организма;
результат упражнений — это развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, зрительно-моторной реакции, в частности ориентации в пространстве.
Опыт показал, что дети с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат: нет искривления позвоночника и болей в спине, повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное, улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.
После первого года работы по данной технологии практически все родители стали ее горячими сторонниками, потому что увидели, что их дети стали здоровее и веселее. Родители даже помогли нам изготовить конторки и коврики, строго следуя инструкции. К сожалению, нельзя говорить о полном соответствии самодельной мебели требованиям технологии, поэтому нашей мечтой остается приобретение специализированной “конторки доктора Базарного” и тренажера для глаз “Бегущие огоньки”.
Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья. По результатам мониторинга можно отметить следующие положительные тенденции:
заболеваемость детей в группах ниже средней заболеваемости по району (район — 12 д/д, у нас — 8—9 д/д).
изначальные “хроники” не показывают обострений заболеваний;
совсем нет нарушений осанки, плоскостопия у дошкольников;
рост показателей физического развития дошкольников; повышение эффективности образовательного процесса.
Технология динамических поз, “сенсорной и психомоторной свободы” помогает нам решать и наши специальные задачи: развитие точности, быстроты, координации движений, мелкой моторики; развитие моторно-сканирующих функций глаза, бинокулярного зрения; коррекция вторичных нарушений зрения.
Использование программы “сенсорной и моторной свободы” доктора Базарного в практике МДОУ для детей с нарушением зрения
Е.К. Клочкова, заведующая МДОУ № 24 для детей с нарушением зрения (г. Александров Владимирской области)
Актуальная проблема внедрения здоровьеразвивающей педагогики