Гендерный подход в обучении
Современные междисциплинарные исследования в науке о мозге относят функциональную межполушарную асимметрию (ФМА) к фундаментальным принципам системной организации головного мозга.
ФМА представляется стационарным феноменом, постоянство которого в условиях окружающей среды определяется у мужчин наличием гена асимметрии в У-хромосоме, а у женщин — эволюцией репродуктивных результатов: было прослежено, что оптимальный для матери и ребенка результат давала беременность с формированием гестационной доминанты (очага возбуждения, управляющего всем процессом женской репродукции от зачатия до вскармливания ребенка) в левом полушарии. В последующем и настоящем усвоение всякой значимой для женщины информации осуществляется преимущественно посредством активации левого полушария.
Кроме стабильности, к основным характеристикам ФМА относят доминантность одного полушария по отношению к другому, а также способность к переключению доминантной активности полушария при неблагоприятных изменениях функционального состояния организма (стрессе, болезнях и так далее).
На протяжении всей жизни человека имеют место гендерные различия в организации как стационарной, так и динамической ФМА. Однако женский мозг в процессе онтогенеза сохраняет меньшую асимметрию, чем мужской. На школьном этапе развития детского организма распределение правого и левого преобладания в активности полушарий у девочек характеризуется нарастанием доминирования левого полушария в процессе полового созревания. Большая правосторонняя асимметрия мужского мозга с самого раннего и даже эмбрионального возраста поддерживается влиянием тестостерона (мужской половой гормон), сдерживающего развитие левого полушария мозга у мальчиков. В подростковом возрасте у мальчиков правополушарная асимметрия не только широко распространена, но и более стабильна.
Прикладной педагогический смысл изложенной информации состоит в том, что различия в функционировании мужского и женского мозга вырастают в дидактическую проблему из-за разных способов у мальчиков и девочек воспринимать, перерабатывать и усваивать учебную информацию.
Правое полушарие — стационарный инструмент умственной деятельности мальчиков, реагирует на информацию одномоментным ее схватыванием как единого целого, что обеспечивает постижение сущности предмета до включения анализа и коротко во времени (пространственно-образный тип переработки информации). Левое полушарие — стационарный инструмент умственной деятельности девочек, реагирует на информацию разделением целого на его составные элементы, устанавливает причинно-следственные соотношения между элементами с последующим их синтезом (логико-вербальный тип переработки информации).
Если учесть, что отечественные школы ориентированы преимущественно на логико-вербальные способы обучения всех школьников независимо от их половой принадлежности, то для большинства мальчиков с доминирующим пространственно-образным типом переработки информации требуются другие методы обучения.
Методические подходы к обучению детей разного пола должны строиться с учетом изложенных в таблице особенностей обучаемости школьников левополушарного и правополушарного типов (по В.Д. Еремеевой).
“ЛЕВОПОЛУШАРНИКИ” (преобладают девочки) |
“ПРАВОПОЛУШАРНИКИ” (преобладают мальчики) |
1. Воспринимают информацию через вербализацию |
1. Воспринимают информацию образно, эмоционально |
2. Строят логические цепочки |
2. Идут от образа к слову. Главное для них — смысл |
3. Хорошо работают по планам |
3. Хорошо развита поисковая деятельность |
4. Легко воспринимают абстрактный материал |
4. Легче учатся на конкретных жизненных примерах |
5. “Складывают” информацию из кусочков |
5. Воспринимают информацию целостно, при детализации перестают понимать смысл |
6. Легче пишут диктанты |
6. Легче пишут сочинения |
7. Легко идет разбор слов |
7. Трудно идет разбор слов |
8. Трудно включаются в дискуссию |
8. Легко включаются в дискуссию |
9. Легко находят ошибки в словах |
9. Не видят ошибок в словах |
10. Теряются в нестандартной ситуации |
10. Могут применять знания в нестандартной ситуации |
11. Легко обучаются школьным способом |
13. Легко обучаются погружением в среду, язык |
Приспособление учебного процесса к разным особенностям обучаемости мальчиков и девочек обнаружило достоверное увеличение у младших школьников скорости выполнения тестовых заданий, что при сохранении возрастных значений точности выполнения таких заданий отражало повышение продуктивности умственного труда обучающихся. Этот феномен был особенно выражен в гендерных классах для мальчиков.
Сравнительная характеристика дневной и недельной динамики умственной работоспособности мальчиков при гендерном и традиционном подходе к обучению
Обучение в гендерных классах уменьшало частоту неблагоприятных реакций на дневную и годовую учебные нагрузки со стороны эмоционального состояния, артериального давления и подверженности детей невротизации в процессе учебы.
К завершению начальной школы обучение девочек в гендерных классах приводило к достоверному снижению функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной систем, а также к уменьшению среди них лиц с дефицитом массы тела.
Кроме этого, гендерный подход к воспитанию девочек уменьшал среди них к окончанию начальной школы число неуверенных в себе (робких) и эмоционально неустойчивых, в то время как в смешанных классах численность робких и эмоционально лабильных девочек достоверно нарастала к завершению начального образования.
Обучение в гендерных классах мальчиков также способствовало уменьшению окончанию начальной школы распространенности функциональных отклонений со стороны оцениваемых физиологических систем и не приводило к росту хронических заболеваний.
Увеличение в организации досуга школьников гендерных классов двигательного компонента повышало устойчивость растущего организма к сезонным инфекциям, что реализовалось в гендерных классах меньшей величиной индекса пропусков занятий по болезни как среди девочек, так и среди мальчиков.
К социально значимым и остро актуальным в настоящее время преимуществам гендерной организации учебно-воспитательного процесса в школах относится опыт эффективной профилактики агрессивного поведения детей с помощью гендерного подхода к их обучению и воспитанию в процессе начального образования (И.Е. Токарь, 2010). Необходимыми условиями для этого автор считает:
- обучение младших школьников в раздельно-параллельных классах одной школы и объединение их в смешанный коллектив для участия в общешкольных и досуговых мероприятиях;
- прием в школу детей по достижении ими полных 7 лет;
- гендерная квалификация педагогов.
Применение гендерного подхода в обучении младших школьников получило к настоящему времени положительную гигиеническую оценку. Полученные при этом данные позволяют рассматривать гендерный подход в обучении как средство сбережения здоровья и повышения успеваемости школьников.
Официальная наука о раздельном обучении (Профессор РАМН Н.Н. Куинджи)
Куинджи Н.Н. — Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе