Поло-личностный подход в обучении биологии
Ухудшающееся состояние психофизического здоровья подрастающего поколения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. Отсюда большой интерес к гендерному подходу в учебной и воспитательной практике как способу возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, наблюдаемой в детском населении.
Мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Это включает в себя различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; в формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качестве и типах адаптивных реакций организма и др. На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект, поэтому в более раннем возрасте формируется речь. Вот почему на данном этапе обучения естественным наукам девочкам легче пересказать изучаемый текст, нежели мальчикам, которые чаще отвечают на вопросы учителя односложно или более конкретно. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений. Учитывая этот факт, учитель может предложить мальчикам более сложные задания, требующие применения полученных знаний в новых нестандартных ситуациях.
Существующее смешанное образование в современной школе имеет массу недостатков: большинство методик и технологий совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность — на ученика. Пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физической культуры (и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг, ни общественная деятельность не строятся с учетом пола. Обучение мальчиков и девочек одного хронологического, но разного психологического (в силу разных сроков созревания) возраста накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения. Кроме того, преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии), которое в десятки раз превышает их физиологические потребности.
Последнее особенно тяжело переносится мальчиками, вот почему необходимы физминутки, или же учитель должен строить урок так, чтобы в нем было чередование разных типов и темпов. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.
Особенности девочек в совместном классе оказываются также неучтенными. Выявленные в психологических исследованиях особенности поведения девочек — чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу, не учитываются в обучении. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания. До 56-го класса девочки, как правило, доминируют физически, интеллектуально, социально. Они более покладисты, успешны, исполнительны, ориентированы на общение, что позволяет им занимать ведущие социальные роли. Мальчики же с первых классов обычно отстают от девочек и в учебе, и в дисциплине, а к 5-6-м классам стереотипно становятся нарушителями школьных правил, так называемой «головной болью школы».
Период оформления половозрастной идентичности, совпадающий с периодом средней школы (5-8 класс), характеризуется изменением, прежде всего, межличностных отношений. Ведущей деятельностью становится общение. При этом у девочек в связи с опережающим физическим и речевым развитием определяется тенденция к превосходству над мальчиками в их социальных позициях. У мальчиков в этот же период проявляется тенденция к избеганию общения с противоположным полом, сочетающаяся с короткими, преимущественно агрессивно окрашенными контактами вплоть до полного размежевания. Обособление девочек носит явно дискриминационный по отношению к мальчикам характер, но при этом девочки продолжают активно стремиться к общению с мальчиками, но это общение строится на авторитарных началах. Это обстоятельство — одна из причин снижения мотивации учения во втором школьном возрасте, следствием чего является феномен отчуждения от школы, часто наблюдаемый в средних классах, особенно у мальчиков.
К возрасту 9-10-х классов (15-16 лет) социальные роли и поведение мальчиков и девочек резко меняется. Девочки из «законопослушных» часто превращаются в проблемных субъектов школы, средне- и плохоуспевающих, иногда агрессивных, проявляющих тенденцию к мужскому типу поведения, а юноши либо делают резкий скачок в учебной деятельности и начинают учиться углубленно и осознанно, либо вообще уходят из школы.
Весь учебный процесс в современной школе отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница- женщина), так и в способах подачи материала — подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления. Мальчики же оказываются невольно включенными в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе. С началом занятий физикой, биологией, химией, алгеброй, геометрией положение меняется. Мальчикам задают более сложные вопросы, требующие работы мышления, а не только памяти, анализируются их ответы, учителя вступают с ними в учебный диалог. Мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек. Поэтому девочки в средних и старших классах оказываются в ситуации некоторой депривированности, у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы, которая им особенно необходима для успешной учебы.
Так как у учителя нет возможности раздельного обучения по предмету, он, тем не менее, при изучении, в частности, раздела биологии может воспользоваться следующими принципами и методами обучения, характерными для мужского и женского типа восприятия информации.
Для мальчиков необходим:
• высокий темп подачи материала;
• широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации (нестандартные типы уроков по биологии, например: «Что? Где? Когда?», «За семью печатями», «Своя игра», «Слабое звено», «Умники и умницы» и т. д.);
• разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий (использование вопросов и заданий из олимпиад по биологии);
• минимальное количество повторений пройденного материала;
• работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений (использование на уроках биологии проблемных ситуаций, заданий творческого характера);
• использование групповых форм работ с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера (при обобщении изученного материала определенной темы использовать популярную в 80-е годы прошлого века игру «Вертушка»);
• подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом (выполнение лабораторных и практических работ по биологии с использованием биологического оборудования, а также биологических объектов необходимых для научного исследования учащимися);
• дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику (при проведении нестандартных типов уроков по биологии контролировать эмоции учащихся);
• необходимость положительной конструктивной оценки выполненной работы.
Для девочек необходимы:
• неспешный, размеренный темп подачи нового материала;
• достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
• дозирование объема и разнообразия новой информации;
• большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями (использование типовых тестов по биологии заданий части «А», «В» и «С» КИМов ЕГЭ);
• подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике (зачитывание вслух отдельных фрагментов текста учебника по биологии);
• эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению (использование на уроках биологии учителем литературных текстов, связанных с изучаемой темой, автобиографий ученых, жизненных ситуаций учеников и учителя);
• использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;
• использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память (применение на уроках биологии печатных и рельефных таблиц, презентаций, видеоматериала, динамических пособий, муляжей, гербария растений, влажных препаратов животных и т. д.);
• эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы (вербальное и невербальное поощрения учащегося со стороны учителя).
Однако раздельное обучение школьников возможно и при изучении отдельных тем биологии, в частности, вопросов, связанных с половым воспитанием, являющиеся основными компонентами учебного плана курса «Биология. Человек» в разделах «Размножение», «Развитие человека. Возрастные процессы» (8 кл.), «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (9 кл.). Каждое из занятий имеет целенаправленное педагогическое воздействие на формирование полового сознания учащихся. Целесообразно проводить эти уроки с приглашением врачей-специалистов или психологов, с которыми учащиеся будут более раскрепощенными и смогут получить ответы на интересующие их вопросы.
Для организации поло-личностного подхода в обучении биологии в школе необходимо введение в школьную программу спецкурсов данной тематики, например, факультатив для подростков «Культура сексуальных отношений», который состоит из трех разделов «Гендер. Культура. Общество», «Психогигиена сексуальной жизни», «Брак и семейные отношения». Структура занятий включает в себя: лекцию (презентацию темы) беседу; дискуссию; рефлексию собственного опыта; работу в микрогруппах; реферативный обзор проблемы (домашнее задание); просмотр видеосюжета или фильма с последующим обсуждением (например, фильм Стивена Спилберга «Цветы лиловых полей» поможет разобраться в проблеме «Гендер и насилие»); обсуждение произведений классиков русской литературы (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир», И. С. Тургенев «Первая любовь» и др.). Популярностью пользуются многочисленные диспуты, конференции, беседы со специалистами. Групповая работа способствует накоплению социального опыта, посредством нее вырабатываются психологические, социально-психологические и функциональные умения. Ряд тренингов проводится на внеклассных занятиях, что способствует формированию у подростков позитивной и успешной модели межполового общения. Внеклассная работа предполагает также участие в общегородских акциях «Молодежь против наркотиков и СПИДа».
Другой спецкурс «Основы гендерной психологии» включает такие вопросы, как: «Характеристики индивида в зависимости от пола», «Гендерная демография», «Гендерные особенности мозга и органов чувств человека», «Социальное поведение», «Гендерные отношения».
Таким образом, можно сформулировать ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы:
1. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
2. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.
3. Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
Иван Васильевич Марченко, учитель биологии
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Благодарный Благодарненского района Ставропольского края;