Особенности преподавания литературы в классах мальчиков
Преподавание учебного предмета в системе общего развития школьников должно обеспечивать не только его полноценное усвоение, но и создавать условия для оптимального развития личности.
Работа в классах, где учатся только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и вне школы. Я работаю в классах мальчиков, которые в начальной школе обучались по системе Л. В. Занкова. Я внимательно ознакомилась с дидактикой Занкова, чтобы логически продолжить преподавание русского языка и литературы в 5-м и дальнейших классах и способствовать оптимальному общему развитию и обучению мальчиков на основе их индивидуальных способностей и возможностей.
Установлено, мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, часто нестандартные. Но их требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления какой-то работы невелики. И может быть, не стоит акцентировать на этом внимание? Ведь то, до чего мальчик дошёл «своим умом», обычно не забывается.
Мальчики видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нём не так, как девочки. И по-другому осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. Но их восприятие подчас глубже и интереснее. Насколько удивительным оказалось для меня восприятие мальчиками-восьмиклассниками трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»!
Мы, обращаясь к мальчикам, часто произносим избитые фразы: «Будь мужчиной! Ты же мужчина!». Но подчас не задумываемся о том, а что это значит: быть мужчиной? И главное — как помочь ему сформироваться. Учитывая это, стараюсь вводить в программу гендерно-ориентированную литературу: «Дорогие мои мальчишки» Л. Кассиля, «Мой генерал» А. Лиханова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Детство», «Отрочество» Л. Толстого, «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, «Овод» Э. Войнич и другие книги, помогающие мальчикам-подросткам найти ответы на интересующие их вопросы. Нравственному воспитанию будущих мужчин помогают также темы чести и долга, патриотизма, семьи.
Очень важно, работая с классом мальчиков, избегать авторитарного стиля поведения: требования безоговорочного подчинения, упора на следование жёстким правилам, исключения тонких душевных контактов. Подобный стиль «давления» мальчики воспринимают крайне негативно.
У Германа Броха в новелле «Офелия» есть замечательные слова: «Так вырастает дитя — оно непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает…».
Работая в классах мальчиков, главной заповедью для себя я сделала — «не навреди»!
Ксения Владимировна Ломакина, учитель русского языка и литературы
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»