Не «ребята», а мальчики и девочки : литература в раздельных классах
Определяющим аргументом начать работать в классах раздельного обучения были новизна и профессиональное любопытство: как это — учить и научить девочек и мальчиков отдельно?
В начале пути важно было познакомиться с научными исследованиями Т. П. Хризман, доктора биологических наук, зав. лабораторией нейропсихологии Института образования взрослых, и В. Д. Еремеевой, физиологом высшей нервной деятельности, зав. кафедрой педагогики детства ГОУ СПбАППО. Учёные объяснили, что природа разделила девочек и мальчиков не зря: все психические процессы связаны не с половым разделением, а с мозговым. Это было новое, и я решила попробовать.
Открытий оказалось много. Они (девочки и мальчики) действительно по-разному ведут себя, по-разному думают, по-разному организуют собственную учебную деятельность в однополом коллективе.
Девочки очень исполнительны, скурпулёзно относятся к каждому заданию. В классе девочек мне казалось вначале, что я не работаю — нет препятствий. Девочки с учителем не спорят, не стремятся выставлять своё мнение напоказ. А урок в классе мальчиков — это «буря в стакане»: эмоции, споры, динамичные перемены. Очень скоро я поняла, что для мальчиков, которые часто не отличаются исполнительностью и должны убедиться в необходимости определённых действий, очень важно право реализации свободного выбора приёмов деятельности. Эти простые открытия, так явно обозначившиеся при раздельном обучении, помогают развивать функциональные возможности каждой девочки и каждого мальчика.
Девочки превосходят мальчиков в образном, художественном восприятии мира. Мальчики же нередко отталкивают их грубостью и резкостью суждений. Поэтому в работе с мальчиками для меня, как филолога, очень важно формирование у них мотива самосовершенствования своей личности в контексте общечеловеческих культурных ценностей. Коллективистские качества мальчиков, стремление к преобразующей и конструктивной деятельности сыграли важную роль, когда я впервые решилась представить 9 М класс на открытом уроке по литературе «Уровень мысли лермонтовского героя в стихотворении «Парус».
В моей педагогической практике классы раздельного обучения оказались самыми обучаемыми и самыми перспективными.
У нас в Лицее действует принцип: «Учимся врозь, отдыхаем вместе». Он очень помогает развивать социальное сотрудничество между девочками, сформировать у них понимание специфических социальных функций мужчины и женщины.
Раздельное обучение научило меня многому. Теперь и в смешанных классах передо мной не собирательный образ «ребята», а много разных Девочек и Мальчиков.
Елена Вячеславовна Демко, учитель русского языка и литературы
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»