Начальная школа: физкультминутки в классе девочек
Основной целью образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью. Особое место занимает укрепление здоровья школьников. Воспитывать детей физически совершенными — значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми. Для решения этой важной задачи в нашем Лицее широко используются здоровьесберегающие технологии. В начальных классах этот вид работы включает в себя проведение физкультминуток, использование конторок, тренажёров для глаз, проветривание помещений и поддержание температурного режима в учебных помещениях, создание психологически комфортных условий нахождения ребёнка в школе и др.
У детей ярко проявляется потребность в движениях, от степени удовлетворённости которой зависит здоровье ученика, его физическое и психическое развитие, работоспособность.
В каждом маленьком ребенке,
И мальчишке, и девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся Неизвестно отчего.
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает известную истину — детям надо двигаться. Мы, учителя, понимаем, как нелегко детям находиться в абсолютном покое. Поэтому для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей продумываем особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.
Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Этот вид работы проводится для снижения утомления и снятия статического напряжения у детей. Физкультминутки помогают нам, учителям, повысить или удержать умственную работоспособность детей, обеспечить кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки. Для каждой физкультурной минутки составляется комплекс, включающий в себя три или четыре простых упражнения. Выполняются они в течение одной или двух минут.
Раз — поднялись, потянулись,
Два — согнулись, разогнулись,
Три — в ладоши три хлопка,
На четыре — три прыжка,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место сесть опять.
Опыт работы в классах девочек показал, что особенно успешно проходят физкультминутки, в которых сочетается отдых и развитие выразительности речи. Такие упражнения помогают привлечь внимание учениц к таким интонационным средствам, как громкость и темп, а также к неязыковым средствам — жестам и мимике. Радует то, что девочки эмоциональны, артистичны, им нравится исполнять маленькие роли в предложенных им подвижных физкультминутках, созданных на основе художественного поэтического текста. В этих текстах присутствует тот или иной игровой образ, воплощённый в хорошо знакомых детям персонажах. Постоянно наблюдая за ученицами, я заметила, что им удаётся легко и естественно исполнить роль героя.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Убеждена в том, что на эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке необходимого материала, который поможет проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно.
Практика работы с девочками доказала, что комплексы физкультминуток систематически надо обновлять, обогащать новыми движениями, новыми словами и стихами, так как это способствует развитию памяти как умственной, так и двигательной.
При выполнении упражнения детям не всегда удаётся правильно сочетать движения с ритмом дыхания, двигаясь, они часто начинают его задерживать. Чтобы научить дыханию, я предлагаю ученицам выполнить дыхательные упражнения, которые подбираю с учётом интереса заданий для девочек (вдыхание аромата цветов, задувание представляемых свечей на торте, игра в воображаемый лопнувший мяч, отогревание дыханием замёрзших рук и др.).
Учителю приходится ежедневно давать своему речевому аппарату нагрузку, значительно превышающую повседневную. Важно знать, что органы речи, те мышцы, которые участвуют в процессе речи, должны быть разогреты, подготовлены к работе, к речевой нагрузке. В своей практике (перед началом учебного дня вместе с детьми) я постоянно выполняю упражнения на дыхание, это способствует подготовке речевого аппарата (учителя и учениц) к длительной голосовой работе.
Особое внимание при работе с девочками я уделяю формированию правильной осанки и походке, так как это немаловажное условие для здоровья и грации подрастающих красавиц. В правильной позе (с учётом выбранной для учениц соответствующей ученической мебели) можно свободно просидеть долгое время, но как только ребёнок не может сохранять правильную осанку, сидя на стуле, это означает, что пришло время сделать перерыв в виде физкультминутки. Если кто-то из девочек почувствует, что появилась усталость раньше паузы, то у неё есть возможность поменять своё положение, продолжив работу за конторкой. Использование конторок В. Ф. Базарного помогает находиться ученице в правильном положении как можно дольше без проявления чувства дискомфорта.
Правильное положение тела также влияет на зрение, сохранению которого уделяется большое внимание в процессе учебной деятельности. При помощи тренажёра для глаз и различных упражнений снимается зрительная усталость, происходит развитие зрительных навыков и тренировка всех участвующих в процессе зрения систем.
Например, упражнение «Крылья бабочки» — мягкое, очень лёгкое, подобное движениям крыльев бабочки закрывание век во время моргания. Можно выполнить задание «рассматривание пальца»: поставить перед лицом кончик указательного пальца на расстоянии 15 сантиметров от своего носа и посмотреть на него. Затем перевести взгляд вдаль, за кончик пальца.
Все это способствует расслаблению глаз, веки массируют глазные яблоки и заставляют зрачок сужаться и расширяться. Использование офтальмотренажёра также помогает снять напряжение и усталость с глаз, частое его использование помогает сохранять зрение у детей.
Важное место в здоровьесберегающем процессе занимает создание учителем психологически комфортных условий нахождения учениц в школе, в коллективе. Убеждена в том, что девочки чувствуют себя комфортно в спокойной, доброжелательной обстановке, им предпочтительнее участие в спокойных видах деятельности. Они редко проявляют агрессию, но конфликтность у них может проявляться в виде ябедничества, раскрытия чужих секретов. Доказано, что вводить соревнования в классе, где учатся девочки, надо постепенно, давая нужное в данном случае понятие взаимоуважения для избежания ссор, конфликтов и свойственных женскому полу выражений эмоций в виде слёз. Поэтому в классах девочек уделяется внимание формированию у школьниц партнёрских позитивных отношений друг к другу, взаимопонимания и взаимопомощи.
Проводимая в комплексе работа по сохранению здоровья младших школьников способствует повышению эффективности учебного процесса, у учениц в течение урока сохраняется высокая работоспособность, в классе царит атмосфера доброжелательности и взаимопомощи, у девочек появляется положительное отношение к своему здоровью, они успешны.
Елена Николаевна Киль, учитель начальных классов
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»
Список литературы по раздельному обучению и гендерной тематике