Эффективные средства и способы обучения математике в классе мальчиков
Педагоги лицея четыре года работают в классах раздельно-параллельного обучения. Учителя изучают литературу по гендерной педагогике, в лицее проводятся научно-методические семинары по этой проблеме. И каждый учитель все больше задумывается о методах работы в данных классах.
В самом начале работы с мальчиками было много вопросов: «Из чего они «сделаны»?», «Что с ними делать?», «Кто они такие?». После четырех лет работы в классе мальчиков вопросов не меньше, но это другие вопросы: «Как преподнести материал доступно для большинства?», «Как увлечь мальчиков на уроке?», «Чем удивить?». Многие ответы мне подсказали сами мальчики.
При обучении мальчиков математике, а в дальнейшем алгебре и геометрии я выявила некоторые особенности преподавания. Обязательным стало разнообразие и постоянное обновление методов и способов для решения задач с большим количеством логических заданий.
Классу мальчиков был сразу задан высокий темп подачи материала. Мальчики быстро схватывали новую информацию, решали много номеров за урок. Но, как оказалось, мысли у мальчиков в этом возрасте «идут впереди руки». Много было недописанных тем, предложений в решении задач , в примерах многие действия были не прописаны, но решены устно. Здесь я «пошла по их пути», на уроке стала использовать аббревиатуры. Когда впервые на доске написала не тему урока, а «набор букв», мальчиков привело это в восторг. И мы заключили договор, если и сокращать что-нибудь до аббревиатур, то обязательно по правилам русского языка. Конечно, проблема сразу не решилась, но мальчики стали более внимательны к написанному. Аббревиатуру на уроках математики я использую и в настоящее время. Сейчас разгадывание аббревиатур — это разминка или опрос. Например, на уроке геометрии в 7 классе, на доске — «ВУР», мальчикам необходимо вспомнить теорему «Вертикальные углы равны». В 8 классе на уроке алгебры в начале урока я не стала озвучивать тему, на доске — «ФККУ». После объяснения нового материала, ребята сами сформулировали тему урока «Формулы корней квадратного уравнения».
В седьмом классе при решении задач мальчики стали предпочитать объему качество. За урок мы могли решить одну, две задачи. Но как могли решить! Находили несколько способов решения. Мальчики постоянно были в поиске. Домашнее задание могло состоять из одной задачи, но было условие, что решить ее нужно несколькими способами. Тем самым решалась еще одна проблема — списывание уже решенных заданий с решебника, вместо того, чтобы решать самостоятельно (именно в этом возрасте мальчики стали пользоваться подобной литературой). Конечно, не все в классе могли решить задачу несколькими способами, но ведь раздельное обучение не отменило индивидуальную работу. Индивидуальные задания присутствуют на уроках у меня всегда. Это могут быть карточки для слабо успевающих с подсказками или задания для самостоятельной работы более сильным ученикам.
На уроках математики я часто использую соревновательные моменты, хотя к соревновательности в классе мальчиков отношусь с некоторой осторожностью. Она необходима, но в меру. В зависимости от возраста мальчиков меняются виды соревнований. В пятом, шестом классах мальчиков захватывала «работа за жетоны», то есть работали на себя и соревновались сами с собой. В седьмом, восьмом классах мальчики соревновались уже между собой. Я заметила, что им интересно стало соревноваться с тем соперником, который их сильней или примерно на одном уровне. При изучении темы «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» в седьмом классе мы устроили настоящий турнир. На уроке соревновались я и мальчик с хорошими математическими способностями. Мы на время решали один и тот же пример, который выбрал мальчик. Конечно же, зная формулу, я решила пример первой. Но каково было мое удивление, когда, глядя на решенный мной пример, мальчики сами записали формулу в общем виде.
У большинства мальчиков есть дома компьютеры. Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволило мне еще больше заинтересовать мальчиков. Первый, наиболее удачный урок в пятом классе с использованием компьютера я провела по теме «Диаграммы». Ребята с большим интересом знакомились с видами диаграмм, работали сами над их построением. Домашним заданием было составить самим задачу и построить диаграмму, причем можно было построить, используя компьютер, или в тетради при помощи карандаша и линейки. Все мальчики построили диаграммы, используя программу Excel.
Работая в классе девочек, я отметила, что на них такое построение диаграмм не произвело никакого впечатления. Девочкам хотелось самим построить диаграмму, раскрасить, подписать. С использованием цифровых ресурсов уроки в классе мальчиков стали проходить более эффективно. Здесь и самостоятельное изучение нового материала, и возможность повторения пройденного. Учитывая, что часть экзамена в девятом классе проходит с выбором ответа, использую на уроке при подготовке тесты, выполненные в различных программах.
Одна из проблем в классе мальчиков, с которой я столкнулась — это их невнимательность. Весной 2009 года в Кемеровской области проходило тестирование учащихся восьмых классов. Все отметки «отлично» были именно в классе мальчиков, но как показал анализ выполненных работ, положительных отметок могло быть и больше. При выполнении тестовых заданий ребята поспешили и неправильно перенесли ответы в таблицу.
Итак, эффективные средства и способы обучения в классе мальчиков таковы:
• поддерживать высокий темп работы;
• в работе с ребятами вводить правила на уроке, «заключать договоры»;
• давать задания на сообразительность;
• наталкивать на собственные открытия;
• на уроках использовать информационно-коммуникационные технологии.
Кускова Анжелика Борисовна, учитель математики,
МОУ «Лицей №22 города Белово»