«Первые шаги в старое — новое» в раздельном обучении
Наша гимназия находится на территории военного городка, и, естественно, основная масса учащихся — дети военнослужащих. Всего в нашей гимназии обучается 783 учащихся. С 2001 — 2004 года наша гимназия активно участвовала в эксперименте по управлению процессом внедрения здоровьесберегающих технологий.
Проблема, над которой работал педагогический коллектив гимназии: личностно-ориентированный подход к образованию, оздоровлению и развитию детей в условиях гимназии.
Учебно-воспитательный процесс у нас осуществлялся по следующим направлениям:
• военно- патриотическое воспитание реализуется через программу, которая раскрывает учебно-методический комплекс: Устав клуба «Взлет», Устав оборонно-спортивного класса, Положение о музее Славы отцов;
• профильное обучение, которое предшествует предпрофильной подготовке по выбранному предмету;
• здоровьесберегающие технологии.
За годы эксперимента (с 2001 г.) в гимназии была создана здо- ровъесберегающая и оздоравливающая среда. Нами была разработана собственная программа «Дорога к доброму здоровью», программа начальной школы полного дня, организация рационального питания учащихся. Внедрен ряд рекомендаций профессора В. Ф. Базарного, в том числе и рекомендации о раздельном обучении мальчиков и девочек.
Организована работа оздоровительного центра «Крепыш» с использованием собственного бассейна, спортивных секций.
Много лет функционирует оздоровительный центр «КРЕПЫШ», направлениями деятельности которого являются:
• комплексная диагностика учащихся;
• оздоровительно-профилактическая работа;
• консультативная деятельность.
Основной задачей центра является коррекция выявленных отклонений в состоянии здоровья детей, профилактика нарушений посредством активного и пассивного воздействия на организм ребенка.
2. Организация экспериментальной деятельности
Одним из элементов здоровьесберегающих технологий является раздельное обучение, в котором используется методика В.Ф. Базарного и поло-личностное воспитание. Целью данной исследовательской работы педагогического коллектива является создание комплекса мероприятий по снижению уровня заболеваемости учащихся, увеличение двигательной активности детей, усвоение правил личной гигиены, духовно-нравственной культуры, а также создание системы контроля за сохранением физического и психического здоровья учащихся.
В результате взаимодействия с кафедрой педагогики и психологии Ставропольского Краевого Института Повышения Квалификации Работников Образования (СКИПКРО) отделом образования администрации города Буденновска были обеспечены необходимые условия для реализации целей и задач эксперимента:
• был проведен анализ методической и другой нормативной документации, регулирующий организацию и проведение эксперимента по теме исследования;
• разработана программа мониторинга, методы контроля состояния здоровья учащихся, определены варианты экспертных оценок;
• были определены контрольные и экспериментальные группы;
• утверждены индивидуальные планы классных руководителей и учителей, в которых отражены основные пути реализации эксперимента;
• разработано и утверждено финансово-экономическое обоснование эксперимента и штатное расписание;
• в гимназии постоянно проходят семинары по изучению здоровьесберегающих образовательных технологий;
• ведется мониторинг психосоматического развития и состояния адаптационных процессов;
• в ходе эксперимента создается соответствующая материально-техническая база.
Научным руководителем краевой экспериментальной площадки является Т. Г. Олешкевич, заведующая кафедрой педагогики и психологии здоровья СКИПКРО. Текущий контроль за проведением эксперимента в школе осуществлял руководитель эксперимента В. Н. Зехин и заместитель директора по учебно- воспитательной работе А . А . Акопян. Участники и организаторы эксперимента были задействованы в краевых, городских семинарах по опытно-экспериментальной работе по здоровьесберегающим технологиям, а также в межрегиональной научно-практической конференции в г. Ставрополе. В 2006 году педагогический коллектив гимназии участвовал в краевом конкурсе «Школа — территория здоровья». В целях реализации программы с использованием методик В. Ф. Базарного в гимназии были оборудованы учебные классы конторками, изготовлены массажные коврики и палочки. Для сенсорного тренажа глаз на потолке были нарисованы офтальмологические круги. Разработаны приемы активизации сенсорной сферы, мышечного тонуса, психомоторных функций с помощью ритмичных движений тела, методики пальчиковой и артикуляционной гимнастики. На всех уроках для учащихся экспериментальных групп были разработаны и введены физкультминутки, элементы музыкоте- рапии и хорового пения. Для физически ослабленных детей на основании мониторинга подобран комплекс общеразвивающих упражнений. Динамические паузы проходили с музыкальным сопровождением.
Кратко остановимся на психологическом сопровождении технологии дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек в начальной школе с учетом половых психофизиологических особенностей.
Дифференцированное обучение мальчиков и девочек с учетом психофизиологических и личностных особенностей способствует более полному интеллектуальному личностному их развитию.
Цель эксперимента: с помощью специальной педагогической технологии дифференцированного обучения мальчиков и девочек провести оптимизацию и рационализацию учебного процесса в начальных классах.
Объектом исследования стал учебный и воспитательный процесс в классах раздельного обучения мальчиков и девочек.
Предмет исследования: гендерные аспекты технологии дифференцированного обучения мальчиков и девочек в начальной школе с учетом их психофизиологических различий.
Задачи эксперимента:
• создание и апробирование технологии дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек в начальной школе с учетом психофизиологических и личностных особенностей; выработка соответствующих форм и методов работы, экспериментальная их проверка;
• создание психологически комфортной обучающей и воспитательной среды с учетом гендерных аспектов формирования личности учащихся;
• экспериментальная проверка гипотезы о целесообразности введения технологии раздельного обучения мальчиков и девочек в начальной школе.
Пути реализации эксперимента:
1. Создание экспериментальных первых классов, обучающихся раздельно по основным учебным предметам — математике, русском языке, чтению, а также труду и физкультуре. Совместные занятия проводятся во второй половине дня. Это музыка, ритмика, рисование. Действует единая воспитательная программа.
2. Создание творческой группы учителей и психологов, работающих в рамках эксперимента с целью выработки единой концепции работы, обмена опытом, организации системы подготовки и самоподготовки, организации психологопедагогического просвещения педагогического коллектива и родителей.
3. Определение показателей, разработка плана и графика проведения исследований, системы учета результатов.
4. Систематическое углубленное исследование уровня развития интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер.
Основные этапы реализации эксперимента:
• Создание классов раздельного обучения и организация их работы.
• Определение исследуемых показателей, диагностической базы и разработка программы исследований.
• Выработка приемов и методов преподавания в классах раздельного обучения, их экспериментальная проверка.
• Систематическое углубленное исследование уровня развития интеллектуальной эмоциональной и личностной сфер учащихся, накопление экспериментальных данных, учет показателей учебной деятельности.
• Анализ и интерпретация полученных в ходе эксперимента данных, определение направления дальнейшей работы с учетом полученных результатов.
В ходе реализации программы исследований учитывались и анализировались следующие показатели:
• показатели учебной деятельности (педагогический мониторинг);
• показатели уровня умственного развития;
• показатели уровня развития эмоционально-волевой сферы;
• личностные характеристики учащихся;
• результаты диагностики психологической атмосферы в классе, взаимоотношений учащихся.
3. Учебно-воспитательный процесс
Большое внимание в школе первой ступени уделяется двигательному режиму детей. В учебный план школы первой ступени введены такие предметы, как ритмика и хоровое пение. Два часа недельной нагрузки физкультуры дополняются еще часом подвижных игр на свежем воздухе. Физическая активность учащихся организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
1. Занятия больших форм — уроков физической культуры и работы спортивных секций во внеурочное время.
2. Занятия малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся в течение занятий.
Начальные классы ведут полноправную учебную и воспитательную жизнь по принципу «школа полного дня». В первых классах в расписании предусмотрен дневной сон, горячее двухразовое питание, выполнение домашнего задания, дополнительные занятия по программе музыкальной школы, бального танца, занятия по иностранному языку и плавание. При этом заложена структурная система пололичностного воспитания по системе профессора В. Ф. Базарного. У нас в школе были сформированы 2 класса девочек и 3 класса мальчиков начальной школы и 2 «офицерских класса» — 10-й и 11-й. В этих классах учебно-воспитательный процесс строился с учетом пололичностного развития ребенка. В начальной школе в классе мальчиков была введена начальная военная подготовка, ребята отрабатывали строевой шаг, получали навыки обращения с оружием, знакомились с условиями военной жизни. Педагогом была разработана программа «Ты — мужчина», целью которой стало формирование у учащихся историко-временных представлений, знакомство с прошлым своего народа, своего края, со своей культурой. Эта программа способствовала пониманию учащимися своего места в мире. Также велось преподавания пропедевтического курса графического образования. У нас стало традиционным проведение спортивных мероприятий типа «Зарница», смотр строя и песни, походы, поездки по историческим местам Северного Кавказа.
В школе третьей ступени апробированы профильные классы:
• физико- математический;
• оборонно- спортивный («офицерский класс»).
В «офицерских» 10 и 11 классах реализуется экспериментальная программа «Введение в специальность», утвержденная СКИПКРО. Учебно-методический комплект этой программы следующий: наставление по инженерно-авиационной службе, настольная книга будущего командира, а также подготовка разведчика и начальная военная подготовка. Нормативно-правовой базой данной программы является Устав Вооруженных Сил и Конституция РФ. Учащиеся этих классов проходят общефизическую подготовку. Им предлагается ряд кружков: радиотехнический, стрелковый, парашютный, рукопашного боя.
Описывая учебно-воспитательный процесс с раздельным обучением, остановимся сначала на опыте работы в классе мальчиков (учитель начальных классов Н. М. Куимова).
В 50-е гг. XX века была разрушена система раздельного обучения мальчиков и девочек. И спустя полвека вопрос о способах и методах воспитания и обучения разных по своим физиологическим, психологическим, информационным качествам детей различного пола вновь стоит на повестке дня. В нашей гимназии мы начали решать эту проблему. И первая трудность, с которой мы столкнулись, стало деление будущих первоклассников на классы. И вот 1 сентября 2001 г. под звуки военного духового оркестра два класса раздельного обучения (класс мальчиков и класс девочек) впервые вошли в здание гимназии.
В первые месяцы часто приходилось разбирать конфликты между задиристыми мальчишками, учить их поведению на уроках, на переменах. Легче всего оказалось организовать активное движение мальчиков на переменах. Уже в октябре они четко разделились на четыре футбольных команды (по 5-6 человек) и весело проводили свободное время, играя в футбол. К концу первого полугодия стало понятно, что мальчики быстро воспринимают информацию, более осознанно ищут смысл решения той или иной учебной задачи и более спокойно относятся к неудачам. Можно сказать, у мальчиков более высокая степень восприятия окружающего мира. К сожалению, учебная программа, используемая в наших школах, рассчитана на некое «бесполое существо», а ведь детям нужно усваивать не только знания, но и социальные навыки. При раздельном обучении обязательна корректировка таких программ, как труд, физическая культура, музыка, изобразительное искусство. Интеграция уроков музыки и изобразительного искусства, изучение картин великих русских художников, воспевающих героизм наших предков, защищавших Родину от иноземных захватчиков, и одновременное воспроизведение музыки Прокофьева, Римского- Корсакова, других композиторов, дают уверенность утверждать, что такое ассоциативное восприятие позволяет решать проблемы эстетического воспитания на более высоком уровне.
Изменение программ трудового обучения в сторону усиления основ конструирования тесно связано с первыми серьезными шагами в области изучения геометрического материала на уроках математики. Успехи здесь заметны, и в сравнении с контрольным классом (девочки) опережение в обучении математике существенно. Используя экологическое панно как элемент системы наглядности на уроках чтения, математики, окружающего мира удается воспитывать не только любовь к природе, но и патриотические чувства. Мальчики с удовольствием работают на панно с макетами военной техники и силуэтами русских воинов.
23 февраля мальчиков нашей школы принимали в Союз доблестных рыцарей земли русской. Это патриотическое направление воспитания. Ребят, одетых по форме, построили в актовом зале. Военрук гимназии зачитал клятву, будущие рыцари хором повторяли ее:
Клянемся рыцарями быть,
Всегда «спасибо» говорить, «Добрый день», «до свидания», — Нет в мире выше звания и Клянемся рыцарями быть, А значит, доброте служить!
За слабых заступаться
И просто так не драться.
Клянемся рыцарями быть, Нашу дружбу не забыть И невежам дать отпор, Чтоб не мучил их позор.
И ещё: «Если я нарушу клятву, пусть осудят меня мои товарищи и лишат меня права называться членом Союза доблестных рыцарей».
Каждому члену Союза доблестных рыцарей был вручен символический орден. Затем прозвучала команда, и юные доблестные рыцари преклонили колени перед знаменем. Поздравления и подарки, а ребята были горды и счастливы. Наконец, наступила кульминация: мальчики выстроились для прохождения торжественным маршем под звуки горна и барабана, вперед вышел знаменосец. Мальчикам был дан наказ: беречь свое знамя, являющееся символом воинской чести, доблести и славы, напоминанием о священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно, не позорить знамя малодушием и бесчестием. В течение учебного года мальчики посетили военный кабинет — музей гимназии, который вызвал у них живой интерес. У нас часто организовываются спортивные соревнования, теперь введен третий урок физкультуры, учащиеся занимаются строевой подготовкой и плаванием, регулярно организуем встречи с воинами.
Каждое утро в гимназии звучит гимн России, и самый достойный рыцарь поднимает флаг, мальчики клянутся в верности своему Отечеству.
Важнейшим направлением воспитания мальчиков является также и введение элементов самоуправления. На собрании рыцарей мы разделили класс на три отряда. В каждый отряд назначены командир и помощник командира. Члены отрядов выбрали себе названия: «Лев», «Орел», «Ястреб». У каждого отряда есть свой отрядный флаг, избран совет рыцарей, проходят общие собрания рыцарей, на которых решаются проблемы класса, планируются мероприятия. На собраниях рыцарей мальчики знакомятся в игровой форме с гражданскими правами.
А еще мы ввели в классе простейшие экономические отношения. У школьников появилась условная денежная единица «касперы», достоинством от 5 до 10 единиц. Ежедневно мальчики вместо оценок получают зарплату касперами. Члены родительского комитета организуют ярмарки, где мальчики учатся разумно тратить заработанные деньги (касперы), покупая не только себе, но и своим близким сувениры. Так каждый мальчик учатся быть главой семьи, ценить свой труд, разумно расходовать заработанное. Развитие системы раздельного обу-
чения имеет свое продолжение. В текущем году также были сформированы первые классы с раздельным обучением.
В течение года мы старались воспитывать в будущих мужчинах такие черты характера, как:
• мужество, смелость;
• пренебрежение к боли, страху (под лозунгом «Не хнычь, не жалуйся!»);
• сдержанность, немногословность (под лозунгом «Не болтай лишнего, ты — мужчина»);
• снисходительность, доброта;
• умение поделиться с близким, с другом и даже с чужаком всем, что имеет сам.
От нас, педагогов, в большой степени зависит, каким мужчиной вступит во взрослую жизнь мальчик.
Перед началом работы по системе раздельного обучения мы изучили ряд трудов: американского психолога Андриена Менделла, ведущего специалиста в области различий в развитии мальчиков и девочек; теорию эволюции полов доктора биологических наук, генетика В. А. Геодакяна и А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологических особенностей»; практические материалы В. Ф. Базарного «Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома». Короче говоря, мы хорошо вооружились знаниями для внедрения личностно-ориентированных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Урок в классе мальчиков обычно проходит ряд этапов:
1- й этап — постановка проблемы
1. Акцент на осознание противоречия и на самостоятельное формулирование проблемы.
Приемы: прием «актуальность».
1. Дать практическое задание:
— невыполнимое вообще;
— не сходное с предыдущим.
2. Показать неприменимость старых знаний.
3. Поставить проблемный вопрос.
Методы постановки учебной проблемы:
1. Самостоятельная постановка проблемы учащимися, в ходе которой он отталкивается от созданной учителем проблемной ситуации.
2. Побуждающий диалог на актуализацию приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнения).
2- й этап — поиск решения учебной проблемы.
Методы: выдвижение гипотез, проверка их учениками.
Проблемно-диалогические методы (здесь не опущены).
3- й этап — этап воспроизведения знаний.
Устные. Выполняются научным языком в таких формах:
1. Сформулируй главную мысль урока и задай вопросы в виде игры «пресс-конференция».
2. Сформулируй пункты плана — в виде алгоритма изучения темы. Письменные. Выполняются научным языком в таких формах:
1. Представь пункт плана по теме урока в форме таблицы, символа, схемы.
2. Составь словарь опорных слов.
Проиллюстрирую использование технологии проблемного обучения на примере из гомогенного класса. Перед вами фрагмент урока по теме «Правило проверки решения уравнения», на котором реализуются особенности организации работы в классе мальчиков.
Цель урока: научить проверять решение уравнений и закрепить навык определения целого и части; развивать мышление и творческие способности детей.
1. Постановка проблемы (прием «актуальность» — проблемный вопрос, ответ с ходу невозможен):
— За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решенное уравнение:
2+х=6 2+х=6
х=6+2 х=6-2
х=8 х=3
2+х=6
х=6-2
х=4
— Почему мы сразу не можем ответить?
— Назовите тему урока.
2. Поиск решения учебной проблемы.
Дети высказывают гипотезы:
— проверить правильность определения части, целого;
— проверка вычисления;
— догадка — подставить число вместо х .
Фронтальная работа. Составление алгоритма проверки:
3-й этап — «громкая речь».
Комментированное управление, решение уравнений.
4 этап — воспроизведение знаний.
Составь схему проверки уравнения.
Примерный вариант.
2+х=4
х=4-2
х=2
2+2 = 4
Теперь приведем ряд примеров из опыта работы в классе девочек (учитель начальных классов Е. П. Карнач).
Обучение девочек по образовательной системе «Школа-2100» у нас началось в 2002 году. Мало просто разделить мальчиков и девочек. В созданных классах необходимо по- разному строить учебновоспитательный процесс. И вот при реализации задач учебновоспитательного процесса возник ряд проблем:
• современные школьные системы не предусматривают подхода к учебно-образовательному процессу с учетом половых, психофизических различий детей;
• недостаточно научно-методического материала и пособий для обучения детей разного возраста с использованием здоровьетворящих технологий;
• отсутствие опыта работы по проблеме оздоровления детей.
В ходе работы мы пытались ответить на такие вопросы: Умеем ли мы преподавать одновременно мальчикам и девочкам? Хорошо ли мы делаем, когда начинаем обучать их раздельно? Ответы на эти вопросы, высказываемые в научной литературе, зачастую диаметрально противоположны.
Дети развиваются по-разному. Это очевидно уже к году и проявляется в такой сложной деятельности, как игра. Если посмотреть на игры мальчиков и девочек, то мы увидим, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно угла в комнате или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери. Игры девочек основаны на межличностных отношениях и не содержат твердых правил. Если и задаются какие-то правила, то они начинают меняться сразу же при первом изменении ситуации.
Игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Кроме того, у мальчиков в играх всегда есть твердые правила, которые они строго соблюдают. Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что условно можно сказать: они растут в параллельных мирах. Каждый живет в своем мире и ему не дано попасть в мир другого, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мысли, понятия, отношения и негласные правила. И поэтому иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме мира своего пола.
Но педагог обязан помочь маленькому человеку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему его полом. Ведь мы хотим воспитать настоящих мужчин и настоящих женщин, а не аморфных бесполых существ. Итак, будущие мужчины и женщины (впрочем, как и нынешние) живут в особенных, лишь изредка пересекающихся реальностях. Как же мы, педагоги, учитываем это сегодня? Ответ на этот вопрос известен: почти никак.
Вот, например, при объяснении нового материала мы ориентируемся в основном на девочек. Так нам удобнее. Девочки смотрят учителю в глаза и послушно кивают головой на вопрос «Все ли понятно?». В то время как мальчики, мало слушая, исследуют ближайшую территорию. Получается так, что их даже не спрашивают, поняли они или нет учебный материал. Им только делают замечания. Мир мальчиков вращается вокруг действия и его результата, и кажется, что взаимоотношения с окружающими для них не имеют принципиального значения. Они важны только в силу того, что влияют на конечный результат действия.
Девочки достаточно быстро усваивают информацию, но в сравнении с мальчиками мало её исследуют, стараются быстро выдать её «на- гора». Совместная работа мальчиков и девочек в идеале могла бы дать прекрасные результаты при выполнении заданий исследовательского характера. Но поскольку в рамках классно-урочной системы сложно постоянно решать исследовательские задачи, то мальчики и обучаются, и «развиваются» большей частью не в классе, а где-нибудь за его пределами: на природе, в коридоре школы, на улице.
Здесь педагогов подстерегает и ещё одна опасность. Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики же бросаются устанавливать свои правила, они яростно спорят по этому поводу, а тут недалеко и до конфликта. Если возникает конфликт, то мальчики умеют найти выход из ситуации, девочки же сразу обижаются и теряют охоту к совместной работе. Для мальчиков важно, чтобы учитель проговорил условия и правила деятельности в группе, без этого им непонятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе. Они обращают внимание, прежде всего, на то, кто и как к кому относится. Разговор используется ими для установления социальных связей, для формирования сплоченности группы и поддерживания добрых чувств. У девочек всегда две задачи: быть «хорошей» и в то же время поддерживать, возможно, лучшие отношения с окружающими, чтобы с их помощью достигнуть собственных целей. Мальчики используют разговоры в эгоистических целях, для самовосхваления. У них главная задача — самоутверждение. Мальчики и девочки по-разному строят взаимоотношения. Девочки, начиная говорить, сошлются на предыдущего оратора, соглашаясь с его мнением, либо выразят своё несогласие с ним. Мальчики сразу же переходят к делу, перебивая друг друга. Девочки умолкают, давая возможность всем высказаться.
Мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки — однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Существенные различия, о которых важно знать учителю, есть и в организации внимания: у мальчиков оно более неустойчивое в продолжение периода «врабатываемости»; у девочек этот период более короткий. При этом период продуктивной работы у мальчиков наступает позже, чем у девочек.
Специфика мышления младшего школьника в том, что у ребёнка пока недостаточно развиты способности к логическому мышлению, а его образное мышление недостаточно упорядочено. Образовательная система «Школа-2100» значительно расширяет возможности учителя и учеников. Обучение ведётся на основе интегрированных технологий, деятельностного подхода, способствует формированию у детей познавательных интересов, коммуникативных способностей, личностных качеств. Организация взаимодействия учителя и учеников в процессе обучения определяется системой дидактических принципов — деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, «минимакса», вариативности и творчества. Если анализировать результаты обучения, то особое внимание нужно обратить на развитие памяти. Поэтому, учитывая нейролингвистические особенности детей, мы стараемся излагать материал на доступном девочкам языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Ученик- аудист использует свой мозг в качестве магнитофона. Из этого следуют действия: проговаривание вслух хором терминов, правил, прослушивание чтения текста учителем, затем учеником. Ученик-кинестетик способен запоминать через двигательную активность. В этом случае предпринимаются следующие действия: выполнение различных тренировочных движений руками или туловищем на определённое суждение, правило. Ученик-визуалист способен видеть слова «глазами мозга». Наши действия: использование опорных схем и таблиц.
Уроки, посвященные изучению нового знания, имеют следующую структуру: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи, «открытие» детьми нового знания, первичное закрепление, самостоятельная работа с само- и взаимопроверкой, решение задач на повторение, подведение итогов урока. Формирование эмоционального настроя — обязательная часть каждого занятия в классе девочек. Такой настрой достигается через элементы тренинга, «сеансы комплиментов», использование музыки, стихов, цитат.
Учебный материал математики Л. Г. Петерсон даёт самые широкие возможности обучению доказательствам. Девочек пугает требование учителя: «докажи». Почему? Потому что оно не встречается на протяжении 5 — 6 лет их предыдущей жизни, а тут вдруг появляется. Как сделать привычным для девочки слово «докажи»? В организации доказательства помогают графические модели типовых задач, памятки работы над задачей, самоанализ.
Развитию пространственных представлений способствуют практические работы, связанные со сгибанием листа бумаги, вычерчиванием и вырезанием геометрических фигур, созданием образов. Грамматические правила с исключениями, переход от реального значения слов к определению частей речи в русском языке — один из наиболее трудных для девочек видов абстракции. Здесь на помощь приходит эмоциональная восприимчивость (эмпатия) девочек. Приведем элементарные примеры. Березка какая? — Стройная, высокая, ветвистая (дети поднимают вверх руки). Подул ветер. Что вы почувствовали? Ветер что делает? — Раскачивает, ласкает, шевелит. Таким образом усвоение словарных слов и частей речи включается в активную устную и письменную речь девочек. Дети внимательнее относятся к слову, анализируют его значение, его написание.
Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Чтением в период обучения грамоте девочки у нас овладевали по-разному и в разное время. Возникали различные проблемы. В первом классе 73% девочек не умело озаглавливать тексты, а во втором — 65%. Возникала трудность с составлением краткого пересказа, с определением отличительных характеристик жанров литературы. Развитие умения предполагать, выделение ключевых слов и смысловых частей, приём «диалог с автором», творческие задания и другие приемы помогают преодолевать возникающие трудности.
Опыт работы показывает, что в раздельном обучении есть много притягательного и полезного. Но мы постоянно помним о том, что дети, когда вырастут, должны понимать друг друга и уметь общаться. Именно поэтому мы насыщаем внеклассную работу совместными мероприятиями.
Так, работая в системе полного дня в 2002 — 2004 гг., мальчики и девочки общались на факультативных занятиях по риторике, на уроках плавания, на экскурсиях и соревнованиях, на совместных праздниках (Новый год, 23 февраля, 8 Марта). В классе девочек введен курс «Хозяюшка» в предмет трудового обучения. Музыкально-эстетическое образование реализуется через театральную и изобразительную студию, вокально-хоровую группу и группу рукотворчества. Уроки риторики, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, музыки, музыкальные студии «Фасолька», «Колокольчик» приобщают девочек к миру прекрасного, развивают индивидуальные творческие способности.
Родители — единомышленники педагогов. С их помощью проходят праздники, походы, экскурсии, классные часы. Они обеспечивают оборудованием, транспортом, подарками и призами. Дома они поддерживают режим дня детей, соблюдают требования охраны зрения, правильной посадки за столом, обеспечивают соблюдение правил личной гигиены, режима питания и прогулок. Дети, чувствуя поддержку родителей, охотнее выполняют требования учебно-воспитательного процесса.
В заключение следует сказать о психофизиологической диагностике.
Показатели физического здоровья школьников отражались в картах обследования ежегодно. Мониторингу подвергаются экспериментальные и контрольные классы школы первой ступени обучения два раза в год. На основе анализа медицинских карт, психологопедагогического обследования и анкетирования родителей определяются количественные и качественные показатели состояния здоровья детей. По результатам работы опытно-экспериментальной площадки за 3 года были сделаны следующие выводы о состоянии здоровья учащихся: наблюдалась положительная динамика состояния здоровья учащихся: снизилась заболеваемость ОРЗ у учащихся в 2 раза, число детей с недостатком питания уменьшилось в 4 раза, с заболеванием щитовидной железы в 3 раза, с ЛОР-патологией в 2 раза, с нарушением осанки на 12%, с нарушением зрения на 13%.
При поступлении детей в 1 класс на основе анализа медицинских показаний определялась группа здоровья учащихся и планировалась профилактическая, коррекционная и индивидуальная работа. Все мероприятия по сбережению здоровья детей проходили под постоянным контролем школьного врача и фельдшера. Согласно графику учащиеся школы осматривались педиатром, стоматологом (санация полости рта), а в период всеобщей диспансеризации проводился более глубокий осмотр школьников 4-11 классов врачами-специалистами. Обязательны противотуберкулезные мероприятия: у школьников 1-11 классов проверяют реакцию Манту, обязательно прохождение флюорографии легких девушками и юношами 9-11 классов, а дети 7 и 14 лет прививаются БЦЖ. Дети, стоящие на «Д”-учете, 4 раза в год осматриваются школьным педиатром и при необходимости направляются на консультацию к специалистам.
Ежегодно у нас проводился сравнительный анализ мотивационной сферы, адаптационных способностей, определялся уровень тревожности. К концу эксперимента наиболее неблагополучное эмоциональное состояние наблюдалось в экспериментальном классе мальчиков. Первоначально в классах мальчиков сложился неблагоприятный психический фон, не позволяющий ученикам развивать свои потребности в успехе. По наблюдениям педагогического коллектива причиной стало: отсутствие мотивационной сферы, положительного примера среди самих учащихся, общая недисциплинированность мальчиков.
Важное место в системе работы школы с учащимися занимает медико-психологическая служба, она начинает работать с первоклассниками, способствуя их «адаптации» к школе. Здоровье будущего школьника зависит от того, насколько он будет подготовлен к школе психологически. В гимназии организована работа по адаптации и будущих первоклассников. Учителями начальных классов и педагогом- психологом, логопедом два раза в неделю проводятся занятия с дошкольниками. Педагоги и родители детей, которые прошли период адаптации до начала учебного года, отмечают, что у детей наблюдается больший интерес к занятиям. Эти дети спокойны и психически уравновешены. Процесс адаптации немаловажен и для детей девиантного поведения, детей «группы риска». Для бесед с подростками постоянно приглашаются специалисты из центра «Росток».
4. Заключение
Ежегодно на родительских собраниях классные руководители в классах раздельного обучения проводят тест на оценку природосообразности. В целом 65% родителей начальной школы заявили, что их детям свободно и комфортно учиться в классах раздельного обучения. Однако в среднем школьном звене большинство родителей (78%) против раздельного обучения, так как считают, что оно существенно понижается качество обучения и ухудшает школьную дисциплину. Опрос педагогов, работающих в среднем и старшем звене, показал, что 90% родителей не желают введения раздельного обучения, так как в старшем возрасте классы, состоящие исключительно из мальчиков, становятся трудно управляемыми педагогами-женщинами, учащаются конфликтные ситуации среди учащихся. Таким образом, для полноценного учебно-воспитательного процесса требуется изменять педагогический состав: увеличивать количество мужчин-педагогов, провести качественную переподготовку учителей.
А. А. Акопян, заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе
МОУ гимназия № 9 г. Будённовска Ставропольского края
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ