Особенности работы в классах раздельного обучения: нужны мужчины-педагоги!
С 1 сентября 2001 года первые классы школы №1 нашего села начали работать по системе здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. Ожидалось получить следующие результаты:
— стабилизировать состояние здоровья детей, предотвратить развитие нервно-психических расстройств, патологии органов чувств и опорно-двигательной системы;
— достичь качественного улучшения функционального состояния фундаментальных систем жизнеобеспечения, в том числе органов чувств, опорно-двигательного аппарата.
Так как обычная организация образовательного процесса, не в полной мере учитывающая индивидуальные и половозрастные особенности детей, не позволяет достичь названные результаты, то мы в рамках эксперимента решили вести обучение по гендерному принципу.
В первый год у нас было 2 класса девочек, 2 класса мальчиков.
Во второй-четвертый годы — 4 класса девочек, 4 класса мальчиков.
Всего в эксперимент было включены восемь классов. Из них 4 экспериментальных и 4 контрольных. 104 ученика было в экспериментальных классах и 102 в контрольных.
За работу и учителя, и родители взялись с большим энтузиазмом. Преподаватели участвовали во всех краевых совещаниях, самостоятельно изучили методологические подходы и здоровьесберегающие методики В. Ф. Базарного. Прежде всего, в классах была создана комфортная среда, оформлены классные комнаты. Мы укомплектовали помещения ростомерной мебелью, на пол положили ковры. Родителями были изготовлены коврики из естественных тканей с нашитыми на них пуговицами. На потолки нанесли зрительно-двигательные траектории по методике офтальмотренажей. Были изготовлены сенсорные крестовины, деревянные массажеры для стоп ног, оформлены игровые уголки. Два раза в месяц в ходе занятий менялось расположение парт.
В мае 2005 года школа завершила эксперимент.
Все эти и последующие годы среди педагогов нашей школы идут споры о положительном и отрицательном в раздельном обучении. Существовавшие ранее мужские и женские гимназии тоже дали определенный опыт. И разнополые дети по-прежнему развиваются по- разному. Но получим ли мы положительные результаты, одинаково воспитывая мальчиков и девочек? Ученые, описывая биотоки мозга у новорожденных детей, убедились, что уже на первом месяце жизни анализ информации мальчиком и девочкой различаются! А это значит, что у них по-разному организованы психологические процессы. Следовательно, надо сказать «нет» одинаковому воспитанию. Взрослые интуитивно чувствуют разницу в детской психике и по-разному разговаривают с мальчиком и девочкой, используют отличающиеся жесты и мимику. Но не у всех взрослых это проявляется осознанно. У большинства интуицию, направленную на ребенка, вытесняют чувства, связанные с собственным комфортом или дискомфортом. Мальчиков чаще ругают, а с девочками более ласковы. То есть на психологические половые различия взрослые реагируют разным отношением к мальчикам и девочкам.
Девочки обычно после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентиру- ются-то они по девочкам. Мальчики же долго раскачиваются и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности, а девочки, наоборот, начали уставать. Учитель сразу замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо — он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снижать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчишкам именно сейчас надо бы дать ключевой материал урока. Но самое важное на уроке уже дано, а они это важное пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности (и возможность усвоить трудные знания) был низким. Урок окончен, но был ли он рассчитан на мальчиков? На особенности их физиологического и физического развития? К сожалению, нет.
Раздельное обучение в нашей школе было основано на полученных в ходе научных исследований данных о различиях в мужской и женской психике. Игнорировать различия нельзя. Существует разница в биологическом возрасте. В начальной школе мальчики при равенстве календарного возраста младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год и вследствие этого обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя — и это может подавить у «сильной половины» класса стремление учиться.
Отсутствие дифференцированного подхода в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам влияет на качество учебы, стиль, развитие эмоционально-волевой сферы личности.
Мы старались сделать процесс обучения, как мальчиков, так и девочек, психологически комфортным, наилучшим образом способствующим личностному развитию детей младшего школьного возраста.
По мнению профессора Базарного, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются — мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Учителя заметили, что обучаясь в раздельных классах, мальчики сразу налаживают отношения в коллективе, не прячутся за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т. п.
В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более чувствительны, отзывчивы на прикосновения, поглаживания.
В деятельности девочки опираются на ближнее зрение: они играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. А мальчики чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство.
Девочки имеют лучшие двигательные и мануальные навыки, рано научаются делать руками мелкие операции (отсюда традиционно женской является сфера рукоделия; также этим объясняется лучший почерк девочек); прекрасно запоминают мелкие детали: особенности обстановки, одежды; имеют лучше развитый вербальный интеллект, речь девочек богаче по словарному запасу и грамматическому строю; они лучше сосредотачиваются.
Мальчики отличаются лучшими математическими, зрительно-пространственными способностями.
По итогам эксперимента по гендерному подходу в обучении можно сделать выводы:
• даже по прошествии четырех лет после окончания эксперимента успеваемость и качество знаний в классах, в которых проводился эксперимент, выше по сравнению с другими классами;
• выросла работоспособность этих детей — они могут выполнить больший объем учебной работы;
• улучшилось психологическое состояние учеников начальной школы, они более комфортно чувствуют себя;
• дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли;
• на уроках физкультуры и девочки, и мальчики не комплексуют в случаях, если не могут выполнить какое-то задание;
• учащиеся проявили высокие адаптационные способности. Следует отметить снижение уровня тревожности учащихся, что связано с благополучным психологическим климатом в классах, наличием хорошей школьной мотивации у мальчиков и высокой школьной мотивации у девочек.
Работать с мальчиками было очень трудно: приходилось утихомиривать их во время уроков, разбирать частые драки, решать вопросы лидерства, успокаивать на переменах. Но со временем из них организовалась очень дружная футбольная команда. А уроки труда проходили с большой заинтересованностью, особенно если они проходили моделирование или конструирование. К сожалению, в связи с тем, что не было изменено содержание программного материала по технологии и изобразительному искусству, количество уроков моделирования и конструирования оказалось недостаточным для выработки практических умений, необходимых для мужчины, и конструкторских способностей.
Я считаю, что одна из проблем работы в таком классе — различное миропонимание: мое, как женщины, и их, как будущих мужчин. Даже при анализе литературных текстов мы с мальчиками по-разному определяли главную мысль, идею произведения, не редко у нас складывалось разное отношение к героям. Чувствовалась нехватка мужчины-педагога. Я не могла в соответствии с мужскими представлениями
воспитывать у мальчиков чувство патриотизма, дать понятие мужской солидарности, чести, ответственности.
Я заметила, что время, необходимое для вхождения в тему урока — период «врабатываемости» — у детей существенно зависит от пола. Мальчики включаются в активную работу далеко не сразу. Сейчас уже можно сделать вывод, что девочки быстрее набирают оптимальный уровень работоспособности, т. к. они внимательны, активны, дисциплинированы. Ну а на перемене они раскладывают на ковре своих любимых Барби, Наташек и Маринок, поют им колыбельные песни, меняют наряды, играют в ролевые игры.
Наблюдая за ними, невольно включаешься в их забавы, стараешься направить действия детей к тому, с чем им придется столкнуться во взрослой жизни.
Мальчикам даже во время урока надо дать выход энергии, организовать подвижность. Девочки лучше справляются с выполнением заданий шаблонного характера, а мальчишкам интереснее решать поисковые задачи. Если девочки устали, они капризничают. Мальчики — снижают свою активность, часто отвлекаются.
В однополом классе спланировать урок бывает легче. Но при таком обучении возникают проблемы:
1. Отсутствие мужчин-учителей начальных классов. Женщина- учитель в классе мальчиков при всем своем желании в ходе воспитания будущих мужчин все равно пытается транслировать элементы своего (женского) мировоззрения.
2. Несовершенство учебных планов. Мальчикам нужно давать больше часов математики, а девочкам — литературы, психологии, этики, которых вообще нет в учебном плане. Необходимо пересмотреть и программу по технологии и информатике, чтобы было учебное время на развитие умений, навыков и способностей, которые нужно развивать у мальчиков и девочек. Работая с девочками, я постоянно ощущаю необходимость корректировки программ по музыкальному воспитанию, технологии, изобразительному искусству. Это позволило бы решать проблемы эстетического и духовного воспитания будущих женщин.
3. Материальная база школы нуждается в модернизации и пополнении. Кабинеты технологии оборудованы для учащихся 5-7 классов. Они никогда не бывают свободными для детей 14 классов. Не хватает инвентаря и оборудованных помещений для проведения уроков ритмики (правда, их и в учебном плане нет). Хотелось бы, чтобы в школе был зал для преподавания танцев и, соответственно, квалифицированный преподаватель.
4. Необходимость организации совместных уроков, внеклассных мероприятий. Не всегда получалось организовать такой тип учебных занятий из-за нехватки соответствующих помещений в холодное время года. Этому препятствовало и то, что специализированные предметы (музыка, физическая культура) велись разными учителями в соответствии с педагогической нагрузкой. Не всегда получалось поставить одного и того же учителя, т. к. соблюдался принцип преемственности в обучении последующих классов.
5. При невозможности проводить совместные занятия (из-за нехватки помещений) одним из недостатков раздельного обучения становится недостаточное общение с представителями противоположного пола. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками — как с девочками, так и с мальчиками.
Нам всегда нужно помнить, что мальчики и девочки — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, каковы мотивы их поступков, а значит, и неправильно реагируем на них. Существующая организация учебного процесса не обеспечивает в необходимой мере общение девочек и мальчиков. Для этого недостаточно только перемен и внеклассных занятий.
Раздельное обучение мальчиков и девочек в соответствии с их особенностями может стать одним из условий оптимизации учебного процесса, при обучении по единым программам, с использованием различных методических приёмов, более соответствующих принципу природосообразности при наличии необходимых условий.
В своей работе наши учителя пользовались общеизвестными рекомендациями (по материалам, взятым из сети Internet). Назову в итоге восемь таких рекомендаций:
1. Не нужно забывать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.
2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
4. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), им мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.
5. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
6. Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
7. Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
8. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в желания ребенка.
Ирина Геннадьевна Савина, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей категории,
Почетный работник общего образования РФ,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени П. М. Стратийчука».
Я 357070, село Курсавка Андроповского района Ставропольского края