Об особенностях организации проведения уроков в классе мальчиков и в классе девочек при параллельно-раздельном обучении
Мой педагогический стаж 25 лет, из них уже девять я работаю в классах параллельно-раздельного обучения, имею опыт работы и в классе девочек, и в классе мальчиков.
Расскажу об особенностях организации проведения уроков в раздельных классах.
В нашей начальной школе 10 классов, из них 4 класса девочек, 4 — мальчиков и два смешанных.
Основной формой преподавания осталась классно-урочная. Инновационными стали приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей развития.
Если в классе девочек соблюдается размеренный темп урока, то в классе мальчиков — высокий. Поэтому для работы в классе мальчиков учителю приходится подбирать больший объем учебного материала. На уроке у мальчишек лучше что-то не успеть сделать, чем в оставшееся время лихорадочно искать, чем их занять.
Для усвоения учебного материала в классе девочек характерно достаточное количество повторений. У мальчиков на уроке широкий спектр разнообразно поданной информации позволяет заинтересовать и активизировать их: то мы выполняем задания князя Владимира Красно Солнышко, то помогаем Илье Муромцу, то сражаемся на поле Куликовом под стягом Дмитрия Донского и т. д.
Побывав в школьном музее «Крылья России», мальчики решали задачи на вычисление скоростей самолетов, сравнивали количество боевых вылетов лётчиков во время Великой Отечественной войны.
Перед изучением нового учебного материала в классе мальчиков обязательно дается время для адаптации к работе. С этой целью предлагаются обычные задания и задания повышенной сложности для подготовки к усвоению нового материала. Для этого хотя бы один из учеников должен найти ключевой момент, который позволит связать пройденный материал с новой темой урока. Предлагаются варианты с доказательствами. Если у мальчишек что-то не получается (а это их здорово задевает!), то они уже внимательно слушают объяснения. При закреплении нового материала они активно предлагают свои варианты решений, выводы, а то и просто лезут в учебник и ищут правильный ответ. Мальчишки не любят стандартных готовых решений, а большое количество нестандартных логических заданий, поисковый метод проведения урока позволяет сконцентрировать внимание и активизировать их работу.
Для класса девочек характерно большое количество типовых заданий, облегчающих усвоение и применение новых знаний.
Рассмотрим фрагмент урока русского языка в третьем классе по теме «Правописание родовых окончаний имен прилагательных» в классе девочек.
В начале урока звучит «Щелкунчик. Вальс Цветов» Петра Ильича Чайковского. Учитель на фоне музыки читает стихотворение Ивана Сурикова:
Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад Пахуч и свеж в часы рассвета, Красивых, радужных цветов На нем разбросаны букеты.
Затем учитель спрашивает: «Какими впечатлениями поделился с нами автор?»; «Какие слова помогают представить красоту луга, почувствовать льющийся запах утренней прохлады и луговых цветов?».
Затем сообщается задача урока: «У нас в гостях имя прилагательное, и сегодня мы совершим путешествие в царство луговых цветов, используя для этого такую красивую часть речи, как прилагательное».
Движение от эмоций к логическому осмыслению позволяет девочке принять учебный материал в достаточном объеме, а грамотно подобранное большое количество иллюстраций позволит активизировать зрительное восприятие.
Теперь рассмотрим фрагмент урока русского языка в третьем классе по теме «Правописание родовых окончаний имен прилагательных» в классе мальчиков.
Завязка урока начинается с восприятия картины Васнецова «Богатыри». Мальчикам предлагается рассмотреть героев картины и описать их внешний вид, затем подводится итог и ставится вопрос: «Какую часть речи вы использовали для описания внешнего вида героев?».
Далее на уроке повторяется то, что мальчики уже знают об имени прилагательном. Учитель сообщает, что неслучайно богатыри пришли сегодня на урок, они привезли вам письмо, в котором обращаются за помощью. На доске открывается текст письма с ошибками в правописании родовых окончаний имен прилагательных: «Дорогая друг», «обращаемся к тебе с нижайшая просьбой…». Проводится анализ письма. Ставится задача каждой группе прочитать письмо правильно, вставив нужное окончание и обосновав свою точку зрения.
Далее работа у мальчиков строится по группам в режиме поисковой активности с акцентом принимаемых решений.
На этом же уроке у девочек на определенном этапе тоже проводится групповая форма работы. Но в отличие от мальчиков она строится по-другому. У них нет соперничества, соревнования. Итогом их работы над правописанием родовых окончаний имен прилагательных является создание единого букета из синквэй (пятистиший), которые сочинила каждая группа девочек.
Этот урок, как и другие, является воспитывающим, но цели для мальчиков и девочек ставятся разные с учетом гендерных особенностей.
В классе девочек в конце урока возникает образ весны. С его помощью идет работа над формированием качеств, присущих женщине. Создается образ Весны — красивой, жизнерадостной, нежной, женственной, приветливой.
У мальчиков к концу урока с помощью имен прилагательных формируется описательный образ защитника Отечества — богатыря, с качествами, присущими настоящим мужчинам: сильный, надежный, храбрый.
Для проведения уроков с учетом психофизиологических особенностей у мальчиков и девочек очень помогает методология здоровьесохраняющего и развивающего обучения доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Эмоционально окрасить урок в классе девочек помогает экологическое панно, которое также способствует организации поисковой, спасательной, соревновательной деятельности в классе мальчиков. А сенсорно-координационные тренажеры устраняют нервное напряжение на уроке как у мальчиков, так и у девочек.
Одной из основных проблем при параллельно-раздельном обучении является отсутствие учебных пособий, учитывающих гендерные особенности. Педагогический коллектив нашей школы работает над данной проблемой. Шесть лет идет обучение импульсиво-нажимному отрывному письму пером по авторским прописям, созданными нашими учителями. Кроме того, создано учебное пособие по чтению (учебник и тетрадь для 2-4 классов).
Наш педколлектив работает над созданием методического пособия, которое включает все конспекты уроков здоровьесохраняющего и развивающего обучения, учитывающего гендерные особенности мальчиков и девочек.
Марина Дмитриевна Пищикова,
учитель начальных классов
ГОУ средняя общеобразовательная школа-лаборатория №760 им. А. П. Маресьева.
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Фильм о школе им. Маресьева и многолетнем опыте применения технологий Базарного