О новом учебном пособии по литературному чтению для начальных классов с раздельно-параллельным обучением «Чтение и развитие речи»
Сегодня в России появился ряд школ, которые вводят в тех или иных формах параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек. Такой подход в обучении требует не только особых методов преподавания, но и иных, новых пособий.
Рано или поздно учителя раздельных классов сталкиваются на уроках чтения с проблемой подбора произведений, в которых были бы учтены различия в психологических, эмоциональных и интеллектуальных особенностях мальчиков и девочек.
Мальчикам в первую очередь необходимо учиться пониманию и правильному адекватному выражению своих эмоций. Мозг мальчика активно работает в первые минуты эмоционального воздействия, следовательно, тексты для мальчиков должны иметь яркое, захватывающее действие. При этом мальчики мало уделяют внимания эмоциям, и, если поступающая информация не представляет интереса для мальчика, происходит «блокировка» воспринимающей работы мозга и мальчик перестаёт слышать поступающую информацию, игнорирует её.
Для девочек же важно развитие самоуважения, женского начала, чувства сострадания и заботы, стрессоустойчивости. Она воспринимает информацию эмоциональным путём.
На положительное восприятие информации у мальчиков и у девочек влияют ассоциативные поля речи, которые соотнесены с разными картинами окружающего мира. Если для мальчиков этот спорт, охота, военная сфера, рыцарские поединки, то для девочек — природа, животные, картины бытовой жизни, наряды и украшения. При обучении младших школьников чтению учитель должен учитывать все вышеперечисленные особенности мальчиков и девочек. По наблюдениям учителей-коллег, мальчики неохотно читают произведения, в которых повествование ведётся от лица противоположного пола.
Целью пособия «Чтение и развитие речи» является не только научить мальчиков и девочек читать, но и подготовить их к изучению литературы в средней школе. Прежде всего, мы должны сформировать сознательного читателя, владеющего навыками чтения, культуры чтения, слушания, говорения, наличие навыков работы с различными видами текстов, развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости, некоторой доли самостоятельности и способности воспринимать художественное произведение.
Все вышеперечисленные факты и побудили нас к созданию пособия «Чтение и развитие речи». При обучении чтению необходимо также уделять большое внимание:
• формированию осознанного навыка чтения текстов разных жанров на основе интереса к чтению;
• знакомству учащихся с богатством и разнообразием фольклора;
• созданию базы для восприятия и понимания литературы и окружающего мира.
Пособие состоит из 4 комплектов на год: сборник текстов и рабочая тетрадь отдельно для мальчиков и для девочек.
Учебное пособие ориентировано на детское мировосприятие и представляет собой интегрированное пособие по чтению и развитию речи. В рабочую тетрадь были включены задания, служащие пропедевтике дисграфических ошибок у учащихся начальных классов. Все вопросы и задания вытекают из содержания текстов, в основе подачи содержания учебника лежат принципы коммуникативности и ситуа- тивности. Включен ряд заданий, которые приглашают ученика стать непосредственным участником событий, описываемых в произведении. Уже во втором классе дети знакомятся с произведениями различных литературных жанров. Мальчики на примере литературных героев учатся быть мужественными, смелыми, честными и справедливыми, сдержанными, отзывчивыми. Девочки, в свою очередь, учатся женственности, аккуратности, заботливости, нежности, мудрости.
Постепенно, через систему вопросов, в книгу вводятся элементы литературного анализа текстов.
Большое количество вопросов и заданий требуют небольших монологических высказываний по прочитанному.
Особо следует сказать о вопросах, относящихся сразу к нескольким произведениям, требующих сопоставления, нахождения сходств и различий между произведениями и их героями.
Тексты, включённые в пособие, отвечают ряду требований:
• соответствуют мировосприятию детей младшего школьного возраста;
• увлекательны;
• доступны;
• отличаются высоким художественным уровнем (глубоким содержанием, яркими образами, написаны ярким и выразительным языком, эстетичны);
• представлены тексты разных жанров с достаточно высоким воспитательным потенциалом;
• юмор и жизнерадостный тон — также необходимые условия для увлекательного чтения.
Каждый из четырех разделов учебника включает произведения определенной тематики. Среди них:
• стихотворения о природе, они легче для восприятия, развивают эмоциональную сторону детской души;
• рассказы о животных, служат промежуточным звеном между стихотворениями и сказками о животных, помогают детям познавать окружающий мир, развивают кругозор ребёнка;
• сказки о животных, в них два плана: реальный и аллегорический, который надо увидеть. В сказках о животных дети учатся видеть поступки людей;
• басни продолжают знакомить детей с литературными жанрами, учат анализировать;
• рассказы о детях вводят учащихся в мир их сверстников, знакомят с проблемами детей, учат видеть эти проблемы со стороны;
• рассказы об исторических событиях с учетом календарных дат, они вводят учащихся в мир истории своей страны, учат любить свою Родину, служат идее гражданственнопатриотического воспитания, расширяют кругозор детей;
• стихотворения о детях и для детей;
• волшебные и бытовые сказки, литературные произведения с достаточно сложными нравственными проблемами;
• рассказы о богатырях вводят детей в мир далёкого прошлого, знакомят их со славными богатырями, чьи поступки достойны подражания;
• произведения малых жанров устного народного творчества расширяют знания о произведениях устного народного творчества (загадки, считалки, скороговорки, песни-разговоры, колыбельные, хороводные песни и т. д.);
• тексты для дополнительного чтения, они вводятся для более любознательных детей с целью облегчить поиск наиболее редко встречающихся произведений, познакомить с вариантами произведений, вошедших в программу.
В пособие включены произведения устного народного творчества: песни-разговоры, прибаутки (девочки), считалки, пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни (девочки), сказки трёх типов: о животных, волшебные, бытовые, скороговорки. Произведения русских писателей и поэтов: Ф. Тютчева, М. Пришвина, И. Крылова, К. Ушинского, А. Пушкина, А. Никитина, И. Соколова-Микитова, И. Сурикова, В. Даля, А. Фета, В. Жуковского, Л. Чарской. В пособие включено много текстов современных авторов — Л. Ладонщикова, Н. Толоконникова, В. Осеевой, Е. Пермяка, Н. Сладкова, В. Бианки, М. Зощенко, В. Голявкина, О. Тихомирова, Л. Кассиля, А. Толстого, С. Маршака, А. Усачёва, Н. Носова, В. Маяковского, С. Михалкова, С. Баруздина, Э. Мошковской, О. Высотской, Э. Успенского, В. Орлова, Л. Квитко, Ю. Яковлева, З. Александровой, Г. Снегирёва, Я. Акима, З. Трофимовой, В. Бороздина, Н. Артюховой, В. Берестова, Е. Трутневой, Ю. Ермолаевой, А. Гайдара, А. Усачёва, О. Буцень, Е. Благининой, Л. Пантелеева, С. Георгиевской, Г. Юнгера, В. Черникова.
В пособие вошли сказки народов мира, произведения зарубежных авторов: А. Линдгрен, О. Уайльда, Д. Родари. Также присутствуют определения жанра, который проходится на уроке, статьи адаптированы возрасту ребёнка.
Данное пособие помогает учителю более полноценно использовать уроки внеклассного чтения, так как тексты для этих уроков вошли в состав пособия. Отрывки из произведений для работы на уроке находятся на страницах книги. Учитель же может рекомендовать учащимся самостоятельно найти и прочитать ту или иную книгу, с отрывком из которой дети познакомились на уроке. Таким образом, границы пособия могут быть расширены, не разрушая всей системы уроков чтения.
В состав пособия «Чтение и развитие речи» вошло много произведений для заучивания наизусть, причём ученик может учить некоторые стихотворения по выбору (то, которое больше понравилось).
Также в учебник вошли такие произведения, как Гимн Российской Федерации, Гимн Москвы, Гимн Маленькой страны, статьи о гербе и флаге Москвы, статья о Конституции, которые призваны воспитывать в ребёнке гражданина.
Задания в рабочей тетради постепенно усложняются. С третьего класса от ученика требуется более подробный, развернутый ответ на заданный вопрос. К концу третьего класса вводится пробное заучивание прозы.
Больше внимания уделяется различным видам пересказа, творческим заданиям, заданиям, где ученик должен доказать свой ответ не только примером из текста, но и собственным высказыванием. Некоторые задания тесно переплетаются с уроками русского языка, например, такие как работа над литературным произведением с опорой на картину-иллюстрацию. Когда отработанный материал используется при написании сочинения-описания по репродукции.
Мы надеемся, что данное методическое пособие найдет широкое и активное применение на уроках литературного чтения и послужит хорошей базой для дальнейшего обучения школьников в средней и старшей школе, а также сыграет большую роль в формировании мужского и женского начала детей.
Татьяна Александровна Данич, учитель начальных классов, Татьяна Александровна Никитина, логопед
ГОУ средняя общеобразовательная школа-лаборатория №760 им. А. П. Маресьева.
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ