Девочки — будущее нации
Работая над проблемой «Воспитание гармоничной, социально активной личности», коллектив нашего Лицея пришёл к выводу, что традиционная образовательная система не способствует формированию образа женщины и мужчины с достаточным пониманием специфических, социальных функций.
В 2009 году мы набрали 20 по счету 1-й класс девочек. Каждый раз, набирая новый класс девочек, мы ищем новые формы, новые программы, которые помогли бы в полном объеме раскрыть способности детей.
Так мы вышли на программу профессора Виноградовой (Начальная школа 21 века). Данный дидактический комплекс востребован в классах девочек, т. к. авторы комплекса уделили особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, т.е. построили процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Мы увидели, что данная программа усилила внимание к творческой деятельности учащегося. Развитие творчества тесно связано с совершенствованием такого психического процесса как воображение. Поэтому использование ролевой игры в обучении дало возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит, воображение и творчество ученицы. УМК «Начальная школа XXI века» реализует право ребёнка на индивидуальность. Все средства обучения помогают учесть индивидуальный темп. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, это позволяет создать высокий эрудиционный и культурологический фон обучения. С методами обучения данной программы очень созвучны физиологические особенности классов девочек:
• склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать и критиковать;
• повышенная эмоциональность, недостаточная объективность, высокая восприимчивость психики (обидчивы и самолюбивы), острая реакция как на поощрения, так и на порицания;
• очень хорошо развито непроизвольное внимание, больше привлекает конкретная наглядность;
• быстро приспосабливаются к новой обстановке, легче поддаются внушению;
• особый микроклимат (девочки более чувствительны к шуму);
• выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания;
• девочка больше ориентирована на отношения между людьми, поэтому, отвечая, ищет в глазах педагога подтверждения правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает еще более уверенно;
• хорошее развитие моторных навыков, ровный темп работы, больший объем письменных заданий, аккуратность, превосходство в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом, но педагог должен контролировать, чтобы они не «забалтывали» задание;
• развиваются как физически, так и психически более быстрыми темпами.
Еще один из методических приёмов — это использование гендерно-ориентированных текстов (решение задач, а также знакомство с окружающим миром проходит более успешно, если предметы, о которых идёт речь, ближе и понятней девочкам). В программу «Знакомство с окружающим миром» вводим цикл бесед «Этическая грамотность» с целью воспитания у девочек любви и заботы, чуткости общения, учим лучше и глубже понимать чувства и настроение окружающих. Девочки знакомятся с правилами гигиены, учатся аккуратно, опрятно одеваться. В стадии разработки находится программа по интегрированному курсу «Окружающий мир и психология в начальной школе». Цель этих уроков — научить девочек приёмам саморегуляции, выстраиванию позитивных жизненных сценариев, осознанию собственноличностной ценности в современном мире.
Формы обучения подчинены практике действия (мечтаем, играем, фантазируем, анализируем). Ребенок учится играя. Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учениц. Игры требуют особого искусства педагога, ведь в них, с одной стороны, должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию развлекательный, эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Педагогические игры ценны тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности девочек, давать им игровые задания в соответствии с их уровнем знания, незаметно для класса помогать в игре слабой ученице.
Для улучшения дружеских, добрых отношений в классе девочек проводим уроки общения: «Что такое гармония», «О моде», «О женской красоте», «Как любить взрослых»…
Частью учебного процесса являются уроки эстетического цикла — музыка, хореография, живопись, МХК, бальные танцы, хоровое искусство.
40% учебного времени уходит на эти уроки. Ежедневно, кроме обязательных предметов, у девочек есть урок искусства. Знакомство девочек с миром искусства дает возможность повысить уровень их общей культуры. Содержание программ эстетического цикла построено таким образом, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.
Особую роль в воспитании девочек играет внеклассная работа, которая строится по двум направлениям: работа с родителями и работа с детьми. Работа с родителями осуществляется через родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации психолога, социального педагога, логопеда; работа с детьми — через посещение выставок, музеев, театров, конечная цель которых — приобщение детей к миру искусства взрослых.
Учитель может порекомендовать родителям, воспитывающим девочек, создать домашнюю библиотеку специальной литературы. Здесь найдут своё достойное место книги Суховой Н. «Книга для девочек», «Энциклопедия для маленьких принцесс», Рукавчук «Энциклопедия этикета», Волчек «Современная энциклопедия для девочек», Пивовар «Энциклопедия хороших манер».
Семья играет огромную роль в нравственном воспитании девочки. Именно в семье постигается азбука нравственности, усваивается, что такое хорошо, что такое плохо. Регулярное доброжелательное общение, ласка матери и отца служат интересам гармоничного развития девочки.
В классах девочек принята единая школьная форма, она важна для того, чтобы девочки чувствовали себя социально равноправными, т. к. не все семьи могут иметь хороший материальный достаток.
Недаром древние говорили: мальчики — это настоящее нации, девочки — ее будущее.
Классы раздельного обучения нацелены на интеллектуальное, культурное, физическое развитие, на формирование в девочках женского начала и представлений о своём женском предназначении в жизни.
Светлана Владимировна Торопова, учитель начальной школы высшей категории
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»; Я 622990, г. Железногорск Красноярского края
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ