Раздельный подход в детском саду: два разных мира
Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол.
Большинство исследователей, изучавших вопросы дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, справедливо отмечают, что если педагогический процесс в этом направлении начинается с опозданием, то это уже перевоспитание, которое не может в полной мере компенсировать проблемы, допущенные на предыдущих этапах.
Наиболее благоприятным периодом для формирования полоролевого поведения ребенка является дошкольный возраст.
Дошкольное детство — это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ. Очень жаль, что в программно-методическом обеспечении дошкольных учреждений не учитываются гендерные особенности детей.
Вот почему гендерное воспитание ребенка сегодня является актуальной проблемой. Мы её рассматриваем как психофизиологическую, включающую в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Работу в этом направлении мы начали с формирования гендерной компетентности педагогов. С этой целью была осуществлена подборка специальной литературы, а также выработаны рекомендации для воспитателей и специалистов по вопросам воспитания девочек и мальчиков.
Этой теме посвящен был целый ряд методических мероприятий: педсовет «Два разных мира», семинар-практикум «Обучение девочек и мальчиков», дискуссионный час «Они такие разные», конкурс «Жили- были…».
Чтобы обеспечить полноценное воспитание ребенка с учетом его гендерных особенностей. мы включили широкий круг вопросов социального. психолого-педагогического и даже исторического плана в план работы с семьей. В первую очередь мы помним. что у родителей воспитанников тоже было детство и положительный опыт. которым они могут с успехом поделиться. Вместе с тем является очевидным. что очень часто в иерархии семьи современного типа главенствующую позицию занимает мать. Это характерно и для неполных семей. где чаще всего воспитывает ребенка мать-одиночка или бабушка. Вот почему повышению компетентности в вопросах гендерного воспитания этой группы родителей мы уделяем особое внимание. Для них мы проводим специальные встречи в клубах по интересам. выпускаем справочные журналы. шпаргалки. буклеты. организуем конкурсы пап и мам. В результате значительная часть родителей (82%) положительно относится к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей.
Решение задач. связанных с гендерным воспитанием детей требует. мы считаем. вдумчивого отношения и к организации предметной среды. Помещения. в которых проводят время дети. — это целый мир и даже множество миров девочек и мальчиков. Поэтому с большой осторожностью мы подходим к выбору цвета стен. к разграничению пространства на зоны. к подборке материалов и атрибутов. Вводим различные маркеры. условные знаки. метки на шкафах и кроватках с акцентом на гендерную идентичность и дополняем среду специфичными материалами для девочек и мальчиков (воздушные аквариумы. звенящие занавеси и т. п.). Все это позволило нам избавиться от устоявшегося дисбаланса предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» уголков. которые были ближе женщине-воспитателю.
Изменения произошли у нас и в построении образовательного процесса. В практику вошли раздельные занятия (физкультурные. занятия по изодеятельности). специфические занятия с привлечением родителей (пап для занятий с мальчиками. мам для занятий с девочками). общественных работников. специалистов. При проведении совместных занятий используем разноплановые задания. полоориентированные обращения и оценки-стимулы. Кружковая работа также стала выстраиваться чаще по половому признаку (спортивная борьба — для мальчиков. художественная гимнастика — для девочек).
Для многих воспитателей организация обучения девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей не представляет особой сложности. Главное — их желание. В значительной степени повышают качество работы педагогов в этом направлении открытые просмотры и коллективные обсуждения.
Становится очевидным, что решение проблемы, связанное с формированием у детей гендерной идентичности, вполне реально, если подойти к ней с учетом современных достижений психологии и педагогики.
Каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров, но если нам не дано пожить в другом мире, то понять его мы обязаны, если хотим помочь, а не помешать ребенку раскрыть те удивительные возможности, которые даны ему своим полом.
З. И. Береснева, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе
МДОУ № 25 «Чебурашка» г. Будённовска
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ