Параллельно-раздельное обучение дошкольников и младших школьников как единый неразрывный процесс
Оптимизации методов обучения остается одной из актуальных проблем российского образования. В связи с возрастающей сложностью и интенсивностью обучения на первый план выходит вопрос о соответствии организации образовательного процесса возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся. Ведь от того, насколько требования, предъявляемые школой, будут адекватны возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом.
Актуальность внедрения гендерного подхода в воспитание и обучение детей определяется следующими обстоятельствами:
1. Принадлежность человека к определенному полу определяет становление личности, её интересы, формирование представлений о себе. Эти представления включают специфические для мужчин и женщин потребности, мотивы, ценностные ориентации и соответствующие формы поведения, т. е. определяет гендерную идентичность. Поэтому любое воспитательное воздействие должно соответствовать определенному сензитивному периоду в формировании установок на мужское или женское поведение.
2. Гендерный подход является и новой здоровьесберегающей технологией, которая позволяет учитывать психофизиологические особенности мальчиков и девочек при организации учебно-воспитательного процесса.
В последние десятилетия появились научные работы, которые отражают причины нарушения половой идентификации, полоролевых представлений о мужественности и женственности, особенности половой социализации мальчиков и девочек. Появились новые направления в педагогике — нейропедагогика и гендерная педагогика.
В настоящее время все больше становится образовательных учреждений, которые внедряют гендерный подход в воспитание и обучение детей. В числе таковых и наше учреждение — прогимназия «Эврика».
Гендерный подход в нашей прогимназии рассматривается как необходимое условие успешной социализации ребенка, развития у него системы представлений о самом себе. Социализация — это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные окружающей его культуре, считающиеся в ней необходимыми или желательными. Важной составной частью социализации является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки и принятие на себя определенной полом социальной роли.
Дети получают у нас знания о гендерных стереотипах (об атрибутах одежды, играх, занятиях и т. д.) и о ролях (личных, семейных, профессиональных и др.) своего пола. Ребенок осознает свой будущий жизненный путь как представителя определенного пола. В его самосознании появляется понимание своей половой принадлежности как необходимого компонента образа «Я».
Мы учим детей осознавать свои физические, интеллектуальные, моральные качества, что, в конечном счете, формирует их самооценку.
От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у мальчиков смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. предпосылки мужественности. В девочках важно развивать иные качества: мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, — предпосылки женственности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
Гендерный подход в обучении детей предусматривает учет определенных принципов работы с девочками и мальчиками, соответствующих их природным психофизиологическим особенностям. По данным нейрофизиологов (В. А. Геодакян, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман), мозг мальчиков и девочек устроен и работает по-разному. Последнее положение лежит в основе различия путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания.
Работая с группой или классом мальчиков, мы используем такие принципы работы, как высокий темп подачи материала, минимизированное количество повторений пройденного материала, работа на уроке в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений, дозированная эмоциональность подачи материала, выход на чувства через логику. Принципы работы с девочками совсем другие. Это неспешный, размеренный темп подачи нового материала, достаточное количество повторений для лучшего усвоения, эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению. В результате такой работы у детей лучше развиваются значимые для школы психические функции: память, мышление и внимание.
В нашем учреждении гендерный подход введен в 2003 году. Реализация образовательного процесса происходит на основе дифференцированного по полу воспитания и обучения, путем создания параллельно-раздельных групп мальчиков и девочек с двухлетнего возраста и до окончания начальной школы. За это время нами были исследованы некоторые аспекты гендерной социализации, такие как формирование гендерной идентичности, формирование эмоциональных, когнитивных аспектов гендерных установок у детей. Мы с уверенностью можем говорить о том, что процесс идентификации ребенка как представителя своего пола в раздельных группах заканчивается в 6 лет у девочек и у мальчиков. А в смешанных группах в этом возрасте идентификация завершалась только у девочек. Можно сделать вывод о том, что дети в 6 лет усвоили необратимость своего пола и у них получает развитие полоролевое поведение.
В 2007 — 2008 гг. у нас были выпуски детей подготовительных групп, которые воспитывались и обучались в параллельно-раздельных группах ещё с младшего дошкольного возраста, где активно применялись названные выше принципы работы с девочками и мальчиками. Диагностика психологической готовности этих детей к школе позволяет говорить о том, что школьно-значимые психические функции у детей в раздельных группах развиваются лучше.
Психологические качества |
Уровни развития в процентах |
|||||||||||||
Слабый |
Средний |
Хороший |
Высокий |
|||||||||||
2005 2006 уч. г. смеш |
2006 2007 уч. г разд. |
2008 2009 уч. г разд. |
2005 2006 уч. г смеш |
2006 2007 уч. г разд. |
2008 2009 уч. г разд. |
2005 2006 уч. г смеш |
2006 2007 уч. г разд. |
2008 2009 уч. г разд. |
2005 2006 уч. г смеш |
2006 2007 уч. г разд. |
2008 2009 уч. г разд. |
|||
Речевое развитие |
13 |
7 |
16 |
53 |
80 |
68 |
32 |
13 |
16 |
|
|
|
||
Визуальное мышление |
Линейное |
7 |
– |
– |
40 |
47 |
63 |
53 |
46 |
37 |
|
7 |
|
|
Структурное |
27 |
– |
– |
47 |
87 |
63 |
20 |
13 |
37 |
|
|
|
||
Понятийноинтуитивное мышление |
20 |
7 |
– |
60 |
67 |
79 |
20 |
27 |
21 |
|
|
|
||
Понятийнологическое мышление |
7 |
7 |
– |
73 |
73 |
68 |
20 |
20 |
32 |
|
|
|
||
Речевое мышление |
7 |
7 |
5 |
73 |
80 |
79 |
20 |
13 |
16 |
|
|
|
||
Образное мышление |
7 |
7 |
– |
47 |
27 |
37 |
46 |
66 |
63 |
|
|
|
||
Абстрактное мышление |
33 |
20 |
16 |
27 |
33 |
63 |
74 |
47 |
10 |
|
|
|
||
Зрительномоторная координация |
33 |
33 |
37 |
67 |
60 |
75 |
63 |
7 |
– |
|
|
|
||
Кратковременная речевая память |
20 |
7 |
5 |
40 |
47 |
90 |
40 |
33 |
5 |
– |
7 |
|
||
Кратковременная зрительная память |
7 |
– |
– |
46 |
67 |
47 |
27 |
20 |
48 |
– |
13 |
5 |
По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что, используя определенные принципы работы с мальчиками, можно добиться улучшения развития визуального (линейного и структурного), логического и образного мышления, абстрактного и интуитивного мышления. Нет заметного улучшения в речевом развитии и в развитии речевого мышления, не улучшились показатели зрительно-моторной координации (эти функции лучше развиты у девочек). Вывод: раздельное обучение положительно сказывается на развитии познавательных психических процессов у мальчиков.
Оценка уровня школьной мотивации по окончании периода адаптации во впервые организованных у нас раздельных первых классах проводилась с использованием анкеты, отражающей отношение детей к школе, учебному процессу и с учетом анализа детских рисунков на тему «Я в школе». Ниже приводится оценка периода адаптации детей к школе в смешанных классах в 2006 г. и раздельных классах в 2007 и в 2009 гг.
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Хороший уровень |
1 «А», 2006 г. смеш. кл. |
5% |
19% |
76% |
1 «Б», 2006 г. смеш. кл. |
8% |
42% |
50% |
1 «А», 2007 г. разд. кл. девочки |
– |
53% |
47% |
1 «Б», 2007 г. разд. кл. мальчики |
19% |
57% |
23% |
1 «А», 2008 г. разд. кл. девочки |
13% |
6% |
81% |
1 «Б», 2008 г. разд. кл. мальчики |
9% |
22% |
69% |
|
сентябрь |
октябрь |
1 «А», 2006 г. смеш. кл. |
0 |
0,2 |
1 «Б», 2006 г. смеш. кл. |
1,3 |
0,5 |
1 «А», 2007 г. разд. кл. девочки |
0 |
0 |
1 «Б», 2007 г. разд. кл. мальчики |
0,2 |
0,4 |
1 «А», 2008 г. разд. кл. девочки |
1,8 |
1,4 |
1 «Б», 2008 г. разд. кл. мальчики |
0,9 |
0,3 |
Заболеваемость в раздельных классах в период адаптации была ниже, чем в смешанных классах. В 2006 г. заболеваемость была 2,0 (то есть 2 дня пропущено одним ребенком по болезни), а в 2007 г. — 0,6 (полдня дня пропущено одним ребенком по болезни), причем, только в классе мальчиков. Девочки в период адаптации в 2007 г. не болели совсем. Заболеваемость в период адаптации выше в 2008 г. в обоих первых классах, за счет вспышки заболеваний ларинготрахеитами в сентябре в нашем поселке.
По окончании периода адаптации детей в первых классах проводилась психологическая диагностика эмоциональных состояний, отношений и работоспособности учащихся с помощью теста Люшера- Ясюковой.
|
Мальчики 2006 г. (смеш.) |
Мальчики 2007 г. (разд.) |
Мальчики 2008 г. (разд.) |
Девочки 2006 г. (смеш.) |
Девочки 2007 г. (разд.) |
Девочки 2008 г. (разд.) |
Настроение отрицательное |
18% |
19% |
26% |
6% |
– |
6% |
Настроение положительное (ребенок счастлив, оптимистичен) |
12% |
43% |
35% |
18% |
47% |
13% |
Настроение нормальное |
70% |
38% |
39% |
82% |
53% |
81% |
Работоспособность низкая (утомление) |
– |
– |
4% |
– |
– |
– |
Работоспособность нормальная (ребенок самовос- станавливается) |
29% |
20% |
9% |
35% |
|
– |
Оптимальная работоспособность (отсутствие усталости) |
47% |
71% |
65% |
47% |
53% |
31% |
Перевозбуждение (работает на пределе своих возможностей) |
24% |
9% |
22% |
18% |
47% |
69% |
По результатам, приведенным в таблице, видно, что в раздельных классах у детей преобладает хорошее настроение, как у девочек, так и у мальчиков. Оптимальная работоспособность, т. е. отсутствие усталости, соответствие нагрузок возрасту ребенка выше тоже в раздельных классах. Мальчиков, работающих на пределе своих возможностей, в раздельных классах мало, а вот в классах девочек 47% школьниц в 2007 г. и 69% в 2008 г. работало на пределе своих возможностей. Это связано с высокой ответственностью девочек. А еще это связано с тем, что учитель во время занятий чаще обращается к девочкам, что им и нужно (особенность девочек ждать одобрение учителя), и они очень стараются работать на уроках, чтобы соответствовать ожиданиям учителя. Адаптивные возможности девочек не снизились, они мало болели в период адаптации, и уровень школьной мотивации по окончании периода адаптации у них также значительно выше, чем у мальчиков.
На третий год работы по раздельному обучению в нашем образовательном учреждении на начальной ступени были организованы кадетские классы для мальчиков и гимназические для девочек. Такие формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют, на наш взгляд, закреплению и обогащению полоролевого поведения, повышению учебной мотивации, раскрытию творческих способностей школьников и формированию навыков здорового образа жизни.
В результате и состояние здоровья детей ежегодно улучшается. Сравнительный анализ состояния костно-мышечной системы показал, что количество дошкольников и младших школьников, у которых была угроза нарушения осанки, снизилось в среднем на 3%. Мы рассматриваем такой результат как следствие реализации в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного.
Большое внимание у нас отводится формированию культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками. Это совместное проведение уроков хореографии, совместные театральные постановки, прогулки и праздники. Мальчики с уважением относятся к девочкам и с удовольствием ходят к ним в гости, и наоборот. Критериями сформированной гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, стремление к взаимопониманию.
Наряду с успехами существует и ряд проблем:
• Все еще сложно убедить родителей в целесообразности гендерного подхода.
• Отсутствуют перспективы продолжения обучения с учетом гендерного подхода в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.
• В институте повышения квалификации кадров не проводится изучения гендерных вопросов, хотя существует распоряжение Министра образования РФ от 22.04.2003 № 480-15 о введении в образовательные программы переподготовки преподавателей и учителей курсов по изучению основ гендерных знаний.
И, тем не менее, даже наш небольшой опыт внедрения гендерного подхода в дошкольное и начальное школьное образование показывает, что он эффективен. Педагогический коллектив прогимназии «Эврика» единственный в Республике Хакасия работает по данному направлению и убежден в необходимости и значимости параллельно-раздельного обучения и воспитания дошкольников и школьников.
Используемая литература:
1. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. — Л.: Медицина, 1988.
2. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981.
3. Практикум по гендерной психологии. Под ред. Клециной. Питер, 2003.
4. Пушкарева Н. А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике. М., 2002. Ч. 1. С. 18-21.
5. Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира. М.: Линка-Пресс, 1998.
6. Штылёва Л. В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. — Женщина в российском обществе. — 2000. — №3. — электронный вариант.
7. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. — СПб.: Иматон, 1997.
Анна Григорьевна Вахтель, директор прогимназии,
Вера Михайловна Швецова, Надежда Кузьминична Волошина, Елена Львовна Демченко, Марина Геннадьевна Грушина
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Эврика».
Я 655619, Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Черемушки
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ