Организация системы психолого-педагогического сопровождения в Лицее раздельного обучения
Начало организации раздельного обучения в Лицее № 103 «Гармония» (на том этапе школы № 103) совпало с двумя важными событиями в педагогике страны:
• становление психологической службы в рамках школы;
• возвращение системы раздельного обучения (по нашим данным школа, № 103 была первой, набравшей классы раздельного обучения).
Литература по гендерно-ориентированному обучению и гендерной психологии практически отсутствовала, впрочем, ее и сейчас очень мало. Неоценимую помощь нам оказывали ученые, видевшие рациональные и духовные зерна в возрождении раздельного обучения, — В. Ф. Базарный, В. Д. Еремеева, И. С. Кон, Н. Ф. Казачкова, Э. Я. Оладо, Т. П. Хризман и т. д.
Сложившаяся за эти годы система психолого-педагогического сопровождения учащихся не раз была представлена нами на самом высоком уровне, коллеги из аналогичных школ обращаются за советом и опытом, студенты вузов проходят практику и пишут дипломные работы, издаются статьи и сборники.
Особенности нашей сложившейся системы психологопедагогического сопровождения учащихся состоят в том, что гендерно-ориентированные знания пронизывают всю работу школьного психолога:
• гендерно-ориетированное предшкольное обучение (занятия с учащимися и цикл лекций для родителей);
• специально организованные семинары для педагогов c целью получения знаний в области гендерной педагогики и психологии, индивидуальные и групповые консультации этой же направленности;
• лекторий для родителей всех ступеней обучения — гендерноориентированная просветительская психолого-педагогическая деятельность;
• развивающая, коррекционная и предпрофильная и профильная гендерно-ориентированная работа с учащимися на всех ступенях обучения;
• здоровьеразвивающая деятельность (работа кабинета «БОС — здоровье»).
В Лицее 10 лет работает «Тропинка в школу». Около сотни будущих учащихся и их родителей ежегодно проходят обучение в этой структуре.
Главным итогом этой кропотливой работы является осознанный выбор родителями и учащимися типа обучения (смешанный или раздельный), снижение количества плохо адаптирующихся к учебной деятельности учащихся.
Тематика лекций для родителей будущих первоклассников
Тематика лекций для родителей будущих первоклассников |
Срок проведения |
Количество обращений родителей за консультацией по теме лекции |
||
2006 2007 |
2007 2008 |
2008 2009 |
||
1. «От «спонтанного» к «реактивному» обучению» у мальчиков и девочек |
октябрь |
5 |
7 |
10 |
2. Влияние СМИ на готовность ребенка к школьному обучению |
декабрь |
4 |
7 |
11 |
3. Значение игры в жизни мальчиков и девочек дошкольного возраста |
февраль |
4 |
4 |
5 |
4. Особенности адаптации к школьному обучению мальчиков и девочек |
март |
6 |
7 |
7 |
5. Влияние родительских установок на успешность учащегося |
апрель |
3 |
4 |
10 |
6. Организация режимных моментов период адаптации к школьному обучении мальчиков и девочек |
май |
5 |
7 |
9 |
Мониторинг уровня дезадаптации к школьному обучению учеников первых классов показывает, что количество плохо адаптирующихся к школьному обучению учащихся уменьшается с 11% в 2006-2007 до 9% в 2008— 2009, а количество учащихся с низким уровнем дезадаптации выросло за этот же период на 16%. Такие результаты возможны тогда, когда психологическая помощь родителям и детям оказывается еще в период их посещения «Тропинки в школу». Ежегодно несколько ребятишек и их семей проходят цикл индивидуальных занятий, особенно это актуально для детей, не посещающих детские сады.
Учебный год |
Класс |
Уровень дезадаптации к школьному обучению |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
2006-2007 |
1д, 1м |
11% |
25% |
63% |
2007-2008 |
1д, 1м |
10% |
15% |
74% |
2008-2009 |
1д, 1м |
9% |
11% |
79% |
Исследования и работа над эмоционально-волевой сферой учащихся проводятся на всех уровнях обучения. Материалы опросника С. В. Левченко «Чувства, которые я испытываю в школе» показывают, что большая доля учащихся (более 80%), находясь в школе, испытывают положительные чувства.
Положительная динамика в отношении учащихся к обучению напрямую связана с работой, которая ведется психологом в классных коллективах совместно с педагогами. Третий год в первых классах раздельного и смешанного обучения введен час психологических игр. В основном это тренинги по сказкотерапии, в основе которых лежат методологические принципы Зинкевич-Евстегнеевой Т. Д., Соколовой Д. Ю., авторские разработки. В этом году наша разработка по гендерно-ориентированной сказкотерапии издана в журнале «Директор школы» (№3 за 2009, «Педагогика сказки»). Но так как на занятиях только мальчики и только девочки, то тренинги имеют гендерноориентированную окраску. В основе тренингов для мальчиков — упражнения на внимание, ловкость, точность, построение сказочного пространства как пространства приключенческого, соревновательного. Для девочек — танцевально-двигательная терапия, создание красивого и лиричного, релаксация и работа с образами. Цель данной работы — снижение усталости и напряженности во время учебной недели, развитие классных коллективов. Со смешанным классом мы работаем по схеме — группа девочек и группа мальчиков. Ниже приведены примеры таких занятий.
Образцы занятий
Занятие для девочек. Работа с архетипом матери. «Сундучок Доброты». Автор педагог-психолог Лицея №103 «Гармония» Ковель М. Ю.
Необходимые материалы:
• коробка из-под обуви (на каждого участника),
• лист праздничной оберточной бумаги (на каждого участника),
• несколько клеящих карандашей,
• несколько ножниц,
• элемент русского костюма для ведущего (платок, фартук),
• сундук (или чемодан, или коробка, обклеенная какими-нибудь веселенькими обоями),
• чаша и плавающие свечи.
Цель занятия: знакомство девочек с понятиями: приданое, девичья честь, истинное и мнимое богатство, наполнение архетипа женщины.
Ход занятия:
1. Вход в сказочное пространство.
Ведущий надевает платок, фартук, начинает рассказ, по ходу которого зажигает маленькие плавающие свечи и опускает их в чашу.
Содержание рассказа: «Родилась девочка, крепенькая, беленькая, росла, лепетала, играла ладушки, качалась в колыбельке. Выросла, ей исполнился годик (зажигаем и пускаем свечу).
У девочки были крепкие ножки, она научилась быстро бегать, играть с другими детьми, рисовать, даже узнала, что буквы складываются в слова, и пошла в школу. Там ее научили писать и читать. Когда она училась в 3 классе, ей исполнилось 10 лет (зажигаем другую свечу).
Она упорно и старательно училась, занималась иностранными языками, танцевала и пела, ездила в летние загородные лагеря. И снова училась. С хорошими оценками окончила школу и поступила в институт. И нашей теперь уже девушке исполнилось 20 лет (зажигаем следующую свечу).
Жизнь у девушки была долгой и счастливой (зажигаем остальные 7 свечей). В свое время она стала мамой, а потом — бабушкой и даже прабабушкой. Все ее любили, она была доброй, отзывчивой и мудрой.
Когда девочка была еще совсем маленькой, бабушка рассказала ей такую историю: «Когда я была маленькой девочкой, то моя бабушка, а твоя прапрабабушка, начала собирать для меня приданое».
Вы знаете, что такое приданое? Это то, что берет с собой девушка, когда выходит замуж. В старые времена ни одна девушка не выходила замуж без приданого. Правда, у всех приданое было разным: у одних побольше, у других поменьше.
«Так вот, бабушка начала собирать для меня приданое. Она приготовила два сундука — один большой, а другой маленький. Я у нее спросила, зачем два сундука, а она ответила, что для добра. Я-то маленькая была и совсем еще не знала, что слово добро имеет много значений. В один сундук бабушка с мамой потихоньку складывали вышитые сорочки, красивое постельное белье и полотенца, столовое серебро. А другой все оставался пустым, хотя он и маленький был. Спрашивала я бабушку: «А когда маленький сундучок наполнять будем?». А бабушка в ответ: «Да он наполняется помаленьку». Но я, сколько в него не заглядывала, так ничего и не увидела.
Выросла я, вышла замуж и уехала жить далеко от мамы и бабушки. Жили мы с мужем дружно, счастливо, а сундуки мои так и не открыли, хватало всякого добра.
А по соседству жила большая семья. И случилось с ними большое горе: сгорел дом со всем их имуществом. Собрались все соседи и выстроили новый дом. Дом — это хорошо. Но ведь в дом и занавески надо, и посуду, и белье, на котором спать. И тут я вспомнила про свой сундук с добром и поделилась с соседями. Очень они рады были моим подаркам.
А в это время навестила меня бабушка, и рассказала я ей, как с приданым поступила. А бабушка в ответ: «Ну, вот один сундук пуст, зато другой наполнился». «Как же наполнился, чем, бабушка?» — спрашивала я, разглядывая пустой сундучок. А бабушка в ответ: «Добром твоим и наполнился. Ты поняла, внученька, что добро из занавесок, подушек и прочей утвари в один миг сгореть, утонуть либо износиться может, а добро, сделанное людям, сердце доброе и доброта не горят и не тонут. Это твое главное богатство, это настоящее приданое, что мы для тебя собрать сумели!». На всю жизнь запомнила я эти слова и тебе передаю. Главное богатство — это доброта к близким, мужу, детям, коллегам по работе, соседям, просто незнакомым людям».
Девочка запомнила эти слова на всю свою долгую жизнь, и ее сундучок с добром был всегда полон».
2. Практическая часть занятия:
Ответы на вопросы:
А кому из вас бабушка либо родители собирают приданое? Если бы у вас было два сундучка, что бы вы в них положили? Что такое девичья честь? В какой сундучок можно положить ее?
Из коробки из-под обуви и оберточной бумаги изготавливаем свой сундучок для добра. В этот сундучок мы после занятий будем складывать важные вещи, которые пригодятся нам и во взрослой жизни. Сегодня в нашем сундучке появится открытка с пословицами про доброту. Раздаем открытки каждой девочке, садимся на свои места, гасим свечи, беремся за руки и делаем упражнение «Сердце». Все мы — это большое доброе сердце. Давайте попробуем изобразить, как это сердце стучит. Шаг назад, шаг вперед и т. д. На этом все прощаемся.
Заметки на полях:
Жизнь русского человека была очень продуманной. Только в определенные периоды жизни человеку готовилось приданое: младенцу при рождении, невесте тогда, когда она выходила замуж, бабушки загодя собирали «смертный» узелок. Традиция была хорошая, она помогала легче пережить переход от одной жизненной ступени к другой (девочка-девушка-невеста-жена-мать). Быть может, утрата традиции собирания девочке приданого привела к тому, что молодые люди живут в гражданском браке, нет четкой границы перехода от одной социальной роли к другой, нет инициации перед обществом в новой роли, а значит, нет и ответственности. Девочку не готовят к ее главной роли — роли матери и жены. В смысловом поле детства отсутствует это приготовление к переходу в новое социальное положение. А раз семья не формирует, сформирует нечто другое: телевиденье, улица. Данное занятие проводится с предварительной работой с родителями. Иначе все почти напрасно.
Занятие для группы мальчиков. Работа с архетипом «Мужество».
Необходимые материалы:
• стакан кедровых орехов (можно использовать другие орехи, растущие в вашей местности),
• камень (небольшой, с кулак),
• записи русских народных песен («Дубинушка»),
• фотоаппарат.
Цель занятия: наполнение архетипа мужчины, знакомство с понятиями: мужество, упорство, смелость.
Ход занятия:
Раздаем каждому участнику тренинга по кедровому орешку, зажимаем его в руке, закрываем глаза. Ведущий: «Ребята, это не простые орешки, а волшебные. Сожмите их в руке, закройте глаза и представьте, что мы уже не в нашем привычном классе, а в каком-то особом пространстве: не на небе, не на земле, не под землей, а в сказке.
У вас у каждого в руке есть орешек, в каждом орешке спрятана огромная силища взрослого кедра. Кедр растет иногда несколько столетий, на земле есть даже пятисотлетние кедры. А сейчас я хочу рассказать вам историю (ведущий берет камень и орех). Скажите, кто сильнее? Камень или орех?»
Все дети обычно разделяются на две группы: одни говорят, что камень, другие — орех. «Так вот, не только мы задавались этим вопросом. Есть такая история. Поспорили как-то камень и орех, кто из них сильнее. «Конечно, я, — сказал камень, — я тебя, орех, в один миг разобью». Орех в ответ промолчал. В эту ночь пошел дождь, и внутри ореха стало что-то происходить, там что-то росло, росло и, наконец, вырвалось наружу, разорвав скорлупку. Это был корешок, он стал ввинчиваться в землю и расти. Через несколько дней орех стал похож на маленькую пальмочку. «Все равно я тебя сильнее и мощнее,— говорил, глядя на него камень, — я большой, гладкий и тяжелый». А орешек все рос и рос, и вот уже трудно было узнать в этом маленьком растении орешек. После дождя камень весь сиял от гордости и все не переставал повторять, о том, что он гораздо сильнее орешка. Прошел месяц, возле камня уже росло хоть и маленькое, но деревце с длинными мягкими иголками вместо листьев. Но все равно камень не успокаивался, он оброс мхом, и ему даже стало казаться, что и он немножко подрос. А орешек, который называли кедром, рос уже гораздо быстрее, прибавляя сантиметры каждую неделю.
Через несколько месяцев камень замолчал, а еще через год пожалел о своих словах. Через несколько лет люди, проходившие мимо стройного, молодого кедра, уже и не замечали у его ствола маленького камешка. Кедр рос, становился могучим и крепким. И уже новые орешки начинали свою жизнь возле других камней, но камни больше не спорили с орешками о том, кто сильнее. Кедры спорили с горами… Но это уже другая история». Так, в каждом маленьком орешке заложена огромная сила — сила кедра, живущего до 500 лет.
Практическая часть занятия. Ответы на вопросы.
Что позволило орешку стать сильнее камня?
Чем отличается живое от неживого?
Упражнение «Зернышко»: все садимся на корточки, обнимаем руками согнутые ноги — мы все «зернышки». Начинает идти дождик, «зернышки» начинают расти, постепенно распрямляясь, тянутся к солнышку.
Второй вид упражнения. «Зернышку» надо пробиться через асфальт: как надо ему напрячься, сколько надо сил, чтобы вырасти? Слушаем песню «Дубинушка». О чем эта песня? Почему она считается мужской?
Группа делится на подгруппы, каждой раздается задание на карточках: объяснить значение слов «мужество», «упорство», «смелость». Полученные результаты обсуждаются.
Окончание занятия — фото на память «Мы — кедры» (все стоим, вытянув руки вверх).
Заметки на полях. В современной детской литературе практически отсутствует мальчиковая тема, а парни нуждаются в образцах для подражания. Хорошо, если есть достойный папа, или дядя, или дедушка, а если нет? Чему могут его научить тети-учительницы? Многому, но не всему.
Сильные и слабые стороны
Интересны результаты упражнений, проведенных во вторых классах девочек и мальчиков. В своем пособии «Учись учиться» М. Битянова предлагает такое упражнение — надо обвести руки и на одной руке в каждом пальчике написать, что тебя усиливает в жизни, а на другой, что делает слабее. Вот результаты этого упражнения.
Сильные и слабые стороны личности мальчиков 2б класса (класс мальчиков).
Сильные стороны личности |
Слабые стороны личности |
Личные качества. Я взрослый. Я смелый. Я хороший. Я умный. Я люблю себя. Я сильный. Я добрый. Отношение к окружающим людям. Я люблю Анну Михайловну. Я люблю свою маму. Я дружу с одноклассниками. Я люблю свой класс. Я — бригадир. |
Личные качества. Я очень скромный. Я переживаю за себя. Я люблю ужасы. У меня мокнут руки. Я не люблю двойки. Я не люблю делать уроки. Я не люблю играть в футбол. Я очень нервный. У меня плохое поведение. Отношение к окружающим людям. Я не люблю, когда папа приходит с родительского собрания. Я боюсь, когда мама или папа болеет. Я переживаю за здоровье бабушки и дедушки. |
Сильные стороны личности Я люблю родителей. Я люблю себя.
Я люблю оставаться один дома.
Любимые занятия.
Я люблю играть на компьютере. Я хорошо играю в футбол.
Я люблю учиться.
Я люблю стрелять.
Я люблю читать.
Я люблю машины.
Я люблю рисовать.
Я люблю животных.
Я люблю дразниться.
Я люблю пугать.
Я люблю спорт.
Я умею играть на гитаре.
Я могу сам себя занять.
Слабые стороны личности
Я боюсь родителей.
Я переживаю за здоровье мамы.
Я боюсь, что мои родители разведутся.
Я не люблю поздно возвращаться домой.
Я боюсь ремня.
Я ненавижу некоторых своих одноклассников.
Я не люблю, когда на меня орут .
Я «вляпываюсь» во всякие истории.
Страхи.
Я боюсь, когда что- нибудь разобью.
Я боюсь получать плохие оценки.
Я боюсь, когда звонит телефон.
Я ненавижу боль.
Я боюсь умереть.
Я не люблю врачей .
Я не люблю, когда меня стригут.
Я не люблю темноту.
Я не люблю муравьев.
Я не люблю борщ.
Сильные стороны личности |
Слабые с тороны личности |
Личные качества. Я красивая. Я люблю быть доброй. У меня длинные волосы. Я умею быстро читать. Отношение к окружающим людям. Я люблю сестренку. Я люблю свою маму. Я люблю папу. Я люблю тех, кто обо мне заботится. |
Личные качества. Я не люблю плохое поведение. Я не люблю мыть посуду. Я не люблю мыть полы. Я не люблю телевизор. Я не люблю плакать. Я не могу научиться читать. Я не люблю рано вставать. Я не люблю спать. Я люблю спать. Я самолюбивая. |
Сильные стороны личности |
Слабые стороны личности |
Мне хочется стать русской. Мне нравится Гарри Потер. Я хочу попасть на конкурс. Я люблю свою семью. Мне помогает школа. Я люблю дружить с лучшими девочками. Я не ссорюсь с мамой. Я уважаю больших и маленьких. Я люблю природу. Я люблю родителей. Я уважаю людей и детей. Любимые занятия. Я люблю кататься на велосипеде. Я люблю играть с куклами. Я люблю шить одежды. Я люблю заниматься спортом. Мне нравится играть на фортепиано. Я люблю кошек. Я люблю урок математики. Я люблю читать. Я люблю танцевать. Я люблю рисовать. Я люблю учиться. Я люблю писать. Я люблю делать уроки. Я люблю труд. Я люблю прыгать на скакалке. Я люблю заниматься оригами. Я люблю трудиться. Я люблю ходить в кружки. Я люблю животных. Я люблю все полезное. |
Я не люблю просыпать и просыпаться. Мне не снятся сны. Я не поэт. Я не самостоятельная. У меня короткие волосы, и я низкая. Я не очень красиво рисую. Я не люблю драться с братом. Мне не нравится убираться. Мне не нравится получать плохие оценки. Мне не нравится болеть. Я не люблю некрасивую одежду. Я не люблю вырезать. Я часто наступаю в грязь. Я не люблю чистить зубы. Я не люблю русский язык. Я не люблю много сладкого. Я не люблю, когда меня ругают. Я ленивая. Отношение к окружающим людям. Я не люблю, когда меня толкают. Я не люблю тех, кто не уважает меня. Я не люблю злых людей. Мне не нравятся плохие люди. Я переживаю, что умер дед. Мне не нравится ссориться с подружками. Я не люблю плакать. Я не люблю обзываться. Я не могу заснуть вечером. Я иногда не понимаю домашнего задания. Я не люблю плохих новостей. Я не люблю дырки в кармане и рваные вешалки. |
Сильные стороны личности |
Слабые с тороны личности |
Я — рукодельница. |
Когда мама начинает на меня кричать, то я тоже кричу. Я не люблю, когда родители ругаются. Я боюсь, что мои родители разведутся. Страхи. Я не люблю болезнь. Я не хочу, чтобы наш город был загрязнен. Я не люблю плохую погоду. Я боюсь червей. Я не люблю страшные сны. Я боюсь змей и жаб. Я ненавижу жуков. Я ненавижу аллигатора. Я боюсь шмелей. Я боюсь клещей. Я боюсь тараканов. Я не люблю печень и мясные котлеты. Я боюсь собак. У меня аллергия на кошек. Я не люблю диких животных. |
Такие упражнения позволяют нам, взрослым, понять, как формируются гендерные различия, что общего в мироощущении современных девочек и мальчиков, на что нам, взрослым, надо обращать внимание в общении с детьми, и сделать много-много других недетских выводов.
Учащиеся 4 классов обследуются на готовность к переходу в среднее звено (диагностический комплекс-разработка КГПУ), результаты анализируются, и по итогам проводится ряд консультаций с педагогами и родителями учащихся начальной школы.
Учебный год |
класс |
Уровень готовности к переходу в среднее звено |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
2004-2005 |
4д,м |
55% |
40% |
6% |
2005-2006 |
4д,м |
55% |
43% |
3% |
2007-2008 |
4д,м |
60% |
40% |
3% |
В 4 классах создаются тренинговые группы для детей с потребностью в особой подготовке к обучению в 5 классе. В первой половине года для родителей учащихся 4 классов проводится цикл лекций «Как подготовить ребенка к обучению в среднем звене», где материал выстраивается относительно гендерных особенностей учащихся. Последние годы при введении независимого тестирования проводим активную подготовку учащихся к этой процедуре. Результативность наших выпускников достаточно высокая: более 80% качества по всем предметам. Снижение тревожности во время проведения независимой экспертизы позволяет учащимся успешно проходить первое серьезное испытание в их жизни. С 2009 года для профилактики тревожности используется кабинет «БОС — здоровье». Особенностью этого метода является вынесение скрытых, внутренних процессов на монитор и, как следствие, возможность воздействия на них — изменять и тренировать, что приводит к улучшению показателей здоровья учащихся. Результатами БОС-урока являются увеличение объема внимания, улучшение мозгового кровообращения. Так в этом году по БОС-технологиям занимаются классы с повышенной учебной нагрузкой (1, 9, 11).
Психологическое сопровождение 5 классов организовывается через серию консультаций педагогов по результатам тестирования, проведенного в 4 классе, групповые консультации родителей «Психологические особенности учащихся 5 классов», тестирование учащихся (тревожность, адаптивность, темперамент, ведущий канал восприятия, межполушарная асимметрия). В течение 1 и 2 четверти проводятся тренинги на сплачивание коллектива, тренинговые группы из классов девочек и мальчиков приглашают друг друга в гости. В 5 классе для родителей мы предлагаем лекцию «Как избежать трудностей адаптации в 5 классе», и, конечно же, в классе мальчиков и в классе девочек эта лекция звучит совсем по-иному. Проводимые в 7 и 8 классах лекции для родителей «Психологические особенности подросткового возраста» тоже имеют гендерную окраску. Выступая, мы не говорим просто об учащихся, а говорим о мальчиках и о девочках.
Повышение родительской компетентности в области психологии полов — наша особая забота. Важно обратить внимание родителей на правильное формирование характера ребенка, на те образцы, которые задаются семьей, на качество взаимодействия родителей и ребенка одного пола, нацелить родителей на важность внутрисемейного общения, дать рекомендации по сохранению репродуктивного здоровья учащихся. Для решения этих задач был создан проект «Колыбель будущего», направленный на повышение родительской компетентности и возрождение народных традиций как у родителей, так и учащихся (будущих родителей). Он работает с 2000 года, участвовал в V международном музейно-выставочном биеннале в Красноярске (2003). По материалам этого проекта написаны и изданы несколько работ, опыт представлен на научно-практических конференциях:
V и VI Всемирный конгресс по пренатальной психологии «Ребенок в 21 веке», статьи в методических сборниках, автор — педагог- психолог М. Ю Ковель: «Проработка травмы рождения в народных обрядностях»; «Сказкотерапия в работе с беременными и их семьями». 2005, 2007, Москва.
Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», доклад М. Ю. Ковель «Колыбели мира — проблема переживания травмы рождения в народных обрядностях», Москва, 2008.
Активно участвуя в реализации проекта «Предпрофильного и профильного обучения», мы составили и адаптировали гендерноориентированные курсы для 9-11 классов: «Психология и выбор профессии» в 9 классах; «Основы гендерной психологии» (составитель М. Ю. Ковель), «Девушка и деловая карьера» и «Юноша и деловая карьера» (составители Я. В. Черникова, Т. В. Голубева).
Учебный год |
Название курсов |
Количество учащихся |
2006-2007, 9 классы |
«Психология и выбор профессии» |
57 (2 класса) |
2007-2008, 9 классы |
«Психология и выбор профессии» |
59 (2 класса) |
2008-2009, 9 классы |
«Психология и выбор профессии» |
125 (5 классов) |
2006-2007, 10-11 классы |
«Основы науки психологии» «Девушка и деловая карьера» «Юноша и деловая карьера» «Основы гендерной психологии» |
25 учащихся |
2007-2008, 10-11 классы |
«Основы науки психологии» «Девушка и деловая карьера», «Юноша и деловая карьера» |
21 учащийся |
2008-2009, 10-11 классы |
«Основы науки психологии» |
31 учащийся |
Повышение спроса на элективные курсы по психологии говорит об их востребованности и эффективности. При анкетировании учащихся, посещающих курсы психологической направленности, получены следующие данные: 50% обучающихся повысили свою самооценку, 70% воспринимают занятия как определенный личностный ресурс
и релаксацию, 80% будут применять полученные данные в практической жизни, 75% утвердились в выборе профессии.
Наши выпускники хорошо сдают ЕГЭ. Психологическая служба проводит большую подготовительную работу в этом направлении. Для снятия тревожности перед экзаменами разработана программа консультаций, тренингов виде репетиционных экзаменов с каверзными вопросами. Ежегодно 100% девятиклассников и около 40% выпускников одиннадцатых классов проходят через психологическую подготовку к экзаменам.
Сопровождение классных руководителей
В год психологами Лицея посещается более 35-40 родительских собраний, составлен лекторий для родителей всех возрастных групп с учетом гендерных различий учащихся. На текущий момент в Лицее обучается 36 классов, в каждом классе есть психологические портреты на коллектив, включающие в себя исследование функциональной асимметрии, адаптивности, уровня тревожности, темперамента, ведущего репрезентативного канала, силы нервной системы. На основе полученных данных мы с классными руководителями строим работу в классе:
• планируем как природосообразно рассадить учащихся,
• структурируем степень сложности и плотности урока в соответствии с силой нервной системы учащихся, гендерными особенностями,
• совместно работаем над сплоченностью коллектива как детского, так и родительского,
• проводим совместные родительские собрания, составлена тематика лектория для родителей,
• обобщаем опыт работы (только в этом учебном году издано 2 методических сборника «Развитие системы параллельного раздельного обучения в Лицее №103 «Гармония» и «Раздельное обучение: от эксперимента к развернутой практике образования в Лицее №103 «Гармония»).
В Лицее обучаются дети, которые требуют повышенного внимания всех участников образовательного процесса, это дети с особенными потребностями. Психологическая служба сопровождает детей- инвалидов, их семьи. Таких учащихся у нас в школе шестеро. Для учащихся с ослабленным здоровьем свойственна быстрая утомляе- 120
мость, пропуски уроков по болезни, а за счет этого некоторая изолированность от классного коллектива, пробелы в знаниях и т. д. Семьи таких учащихся нуждаются в помощи и внимании, ведь на них лежит львиная доля ответственности и заботы о реабилитации. Наша работа выстраивается по следующим направлениям:
• работа с учащимися (выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, ликвидация пробелов, организация подготовки к поступлению в ВУЗ, психологическое сопровождение, профориентация);
• работа с родителями детей-инвалидов (психологическое сопровождение семьи, консультативная, просветительская, диспетчерская деятельность);
• работа с педагогами (психологическое консультирование и тестирование, методическая и диспетчерская деятельность).
По возможности стараемся, чтобы все дети-инвалиды получали дополнительное образование в рамках Лицея (у нас 37 бесплатных направления дополнительного образования).
В Лицее специально для этой категории учащихся создана структура, обеспечивающая оптимальную подготовку к поступлению в вузы, — это Центр Открытых Систем Образования, который в течение 4 лет возглавляет педагог-психолог Лицея Ковель М. Ю. Основной задачей этого центра является реабилитация и помощь в поступлении детям-инвалидам. В последние 5 лет 100% учащихся-инвалидов поступают в вузы. После окончания школы мы сохраняем связи со всеми своими выпускниками, а с этими — в особенности. По возможности оказываем посильную помощь в устройстве на работу, сборе денег на дорогостоящее лечение. Так, например, Женя Половинкин помогает поддерживать школьный сайт, за что не раз получал финансовую поддержку на лечение в других городах. Полина Никитина (диагноз — ДЦП) в течение 10 лет после окончания школы бесплатно обучается изобразительному искусству. Наши выпускники-инвалиды приводят на консультации своих товарищей, ребят со сложным здоровьем.
Использование современных образовательных технологий
Психологи нашего Лицея — активные пользователи профессиональных интернет-ресурсов, члены сообществ «Сетевое методическое объединение педагогов-психологов образования», «Дети с особенными потребностями» на портале Сеть творческих учителей (http://www. it- n.ru), http://www. rospsi.ru, на социальных сервисах. В Лицее есть возможность участия в интернет-конференциях, к этой работе мы привлекаем методическое сообщество педагогов-психологов города. Так, в прошлом году мы участвовали в 3 ВКС (Всероссийская Космическая Связь) — конференциях.
Особенно продуктивно использование информационных технологий в работе с детьми-инвалидами: это и способ обретения друзей, и особый вид выставочной работы. У Полины Никитиной есть личный сайт http://www. artist-polina. narod.ru.
Авторские программы по предпрофильной и профильной подготовке учащихся («Основы науки психологии», «Основы гендерной психологии», «Юноша и деловая карьера») предполагают новые формы работы с учащимися. Для усиления заинтересованности в данных курсах нами продумана особенная система зачетных работ, выполненных по теме модуля в виде брошюры-методички, сайта либо странички сайта по изученным темам. В создании данного продукта учащиеся используют собственные конспекты занятий, дополнительную литературу, интернет-ресурсы.
Психологические и психотерапевтические технологии
Методы, используемые в работе психологической службы Лицея, разнообразны.
Метод сказкотерапии используется в работе со всеми субъектами учебной деятельности — учащимися, родителями, учителями, разработаны гендерно-ориентированные курсы.
Песочная терапия нами преобразована и представлена как метод создания песочных историй с возможностью проектирования их на большой экран.
Метод арт-терапии помимо традиционных приемов взаимодействия с изобразительными материалами включает такую область педагогики, как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и ее область РТВ (развитие творческого воображения).
Недирективная игровая терапия. При современном воспитании детей с вытеснением игры из поля детства в каждой школе должна быть комната, где ребенку «все можно». Наш опыт по использованию психологических игр в семейном консультировании и психотерапии был представлен и одобрен на нескольких конференциях российского уровня, мы считаем его экологичным и действенным в работе с учащимися и их родителями.
Метод проектов нами гендерноориентирован и имеет мощный компонент воспитательной работы. Так родился проект «Солнечный зайчик». В результате этого проекта было собрано около 500 игрушек и 300 книг. Это богатство передано в детскую соматическую больницу города, в отделение, где живут дети-сироты. Мы считаем, что та прививка доброты, которую получили девочки нашего Лицея, поможет вырасти им добросердечными и внимательными к чужой боли.
В начале статьи мы говорили о том, что в Лицее сложилась своя система гендерно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения учащихся. Признанием ее мы считаем не только изданные статьи, выступления на различных форумах, но и авторитет наших психологов в рамках города и края. Так, за последние 2-3 года проведено 3 открытых эфира на городском телевидении на темы: «Проблемы семьи в современном обществе», «День матери», «Актуальные вопросы подготовки учащихся к школьному обучению». Педагог- психолог Лицея М. Ю. Ковель возглавляет городское методическое объединение школьных психологов. Активно участвуем в проекте «Молодые психологи Красноярского края», итогом которого была организация 1 съезда молодых психологов Красноярского края на ТИМ БИРЮСЕ (Территория Инициативной Молодежи) летом 2008. «Дорогу осилит идущий» — эти слова как нельзя лучше подходят к нашей психологической службе.