Наука: раздельное обучение младших школьников разного пола: физиологические основы, организация, гендерные подходы
В настоящее время все более массовое распространение в стране получает раздельное школьное обучение детей разного пола. Данная технология довольно вариативна, т. к. представлена различными формами организации: полными школами и гимназиями преимущественно для девочек, военизированными образовательными учреждениями для мальчиков и юношей, параллельными классами для детей разного пола внутри одной школы, разделением классов по полу для обучения по разным предметам и факультативам и др. Возникшее снизу по инициативе школьных учителей раздельное обучение осуществляется в наши дни преимущественно на основе интуиции, профессионального опыта, а главное — энтузиазма неравнодушных к детям квалифицированных педагогов, улавливающих различия не только в познавательных интересах детей разного пола, но и в способах усвоения ими учебной информации.
Но наиболее массовым и перспективным для социального воспитания обучающихся считаем раздельно-параллельное обучение в одной школе девочек в девичьих классах, а мальчиков в классах для мальчиков при объединении их в единый смешанный коллектив для участия в досуговых и всех общешкольных мероприятиях.
Нарастающая популярность обучения школьников в однородных по полу классных коллективах, осуществляемого без направляющих методических документов, делает актуальным поиск физиологических механизмов, лежащих в основе когнитивных процессов у детей разного пола. Анализ большого количества междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных специалистов науки о мозге позволяет сформулировать следующие важные для поставленной цели положения.
Самое эволюционно молодое приобретение человека — кора большого мозга представлена правым и левым полушариями, каждое из которых благодаря наличию анатомического перекреста их нервных стволов управляет органами противоположной стороны тела (правое — левой, левое — правой).
Выделяют стационарный и динамический режим функционирования полушарий. Стационарный детерминирован у мужчин (М) наличием гена асимметрии в «У»-хромосоме, а также тормозящим влиянием тестостерона на развитие левого полушария на протяжении от эмбрионального развития до периода половой зрелости. То и другое обеспечивает доминирование у большинства М. правого полушария. У большинства женщин (Ж) доминирует левое полушарие, что в эволюции первоначально связано с женской репродукцией и ее оптимальными результатами при образовании гестационной доминанты (образования, управляющего всем процессом репродукции от зачатия до кормления ребенка) в левом полушарии. Динамический режим функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) аналогичен образованию центрально-периферической динамической и избирательной функциональной системы (по П. К. Анохину), которая формируется для решения временных, преимущественно трудных для индивидов когнитивных задач.
Характер ФМА отличает индивидуумов по восприятию, переработке и усвоению предлагаемой информации. Правое полушарие «схватывает» информацию как единое целое, одномоментно и без включения анализа. Левое полушарие производит последовательный анализ информации: разделяет ее на составные элементы и на основе анализа причинно-следственных связей между компонентами осуществляет целенаправленную деятельность. Уникальное свойство правого полушария — функционировать в качестве психологической защиты от стресса, межличностных конфликтов, диссоциаций «Я-образа» с окружающим миром и т. п.
Способности к видам деятельности также зависят от доминирования одного из полушарий: доминирование у М. преимущественно правого полушария определяет большие у них способности к ориентации в пространстве и времени, к точным наукам, особенно математике. В поведении М. выделяют 12 программ, управляемых тестостероном. Среди них — физическая агрессия. Левополушарные женщины опережают М. по сформированности речи и способностям к речевому общению.
Для детского организма важными являются возрастные аспекты ФМА.
На протяжении дошкольного возраста у детей доминирует правое полушарие. К моменту поступления в школу и на протяжении ее начальной ступени мальчики остаются правополушарными и данная ФМА усиливается у них за счет меньшей сформированности левого полушария и формирования в их правом полушарии внутренних связей. У девочек, напротив, уже в 8-9 лет ЭЭГ характеризуются наличием большого количества межполушарных связей при доминировании левого полушария.
В подростковом возрасте начинает вновь доминировать у школьников разного пола правое полушарие. Сдвиг вправо в ФМА остается не ясным. Но доказано, что сформированность важных для когнитивного развития передних отделов полушарий у Ж. достигает дефинитивного уровня в подростковом возрасте, а у М. процесс развития таких отделов удлиняется до завершения полового созревания. Более долгий период развития правого лобного отдела сопряжен у М. с опасностями необратимых его повреждений.
Изучение распространенности типов ФМА в разных возрастных популяциях населения выявило соотношение право- и левополушарных среди детей 6-9 лет как 70,5% к 14,5%, среди 10-15-летних — 53,0% к 29,5%, среди 15-20-летних — 47,0% к 34,0%. Смешанный тип ФМА оставался устойчивым во всех возрастных группах (16,0-18,5%).
Если оценивать смешанные типы ФМА с психологических позиций, то их отличает сочетание у индивидов разного пола мужских и женских свойств личности, давшее им название андрогинны. Физиологическая природа таких проявлений не известна, хотя можно предположить, что амбивалентность их психологических свойств зависит от особенностей гормонального статуса данных индивидов. В пользу высказанного предположения свидетельствует наследственная обусловленность принадлежности к данному типу.
Изменения свойственной полу латеральности полушарий или включение субдоминантного полушария в когнитивные процессы происходит при трудностях адаптации, в стрессорных ситуациях, при решении сложных когнитивных задач. Данные наблюдения послужили для специалистов основанием считать ФМА индикатором функционального состояния организма.
Таким образом, раздельное обучение детей разного пола обосновано физиологическими различиями стационарного состояния ФМА у М. и Ж. Широкое распространение в отечественных школах технологий обучения, ориентированных на левополушарный тип усвоения информации, противоречит доминированию правого полушария у более половины 6-15-летних школьников. При таких технологиях обучения почти всегда страдают мальчики, у большинства которых на протяжении школьного образования отмечают правополушарное доминирование. Данное обстоятельство объясняет факт большей подверженности М. школьной дезадаптации, согласно пропорции 4-6 (М):1(Д). Изученные публикации служат основанием ставить вопрос о целесообразности школьного обучения по разным методикам для детей разного пола с учетом особенностей онтогенеза формирования у них ФМА. В пользу данной рекомендации свидетельствуют следующие преимущества раздельно-параллельного обучения детей разного пола с использованием гендерного подхода к их обучению и воспитанию:
— в гендерных классах девочки и мальчики демонстрируют лучшие показатели успеваемости (это отмечается во многих публикациях) и меньшую частоту случаев «учебного» утомления в течение дня, учебной недели и года в целом, чем в классах с традиционным обучением;
— использование гендерного подхода в обучении младших школьников обеспечивает здоровьесберегающий эффект начального школьного образования детям каждого пола.
Вместе с тем, от обучения в однополом классе младшие мальчики выигрывают больше, чем девочки в силу меньшей у них зрелости мозговых структур и правополушарного реагирования на учебную информацию. Эти особенности при ориентации отечественной системы образования на левополушарный тип усвоения материала создают для мальчиков комплекс проблем познавательного характера, к которым у некоторых добавляются осложнения перинатального развития.
Раздельно-параллельное начальное обучение создает реальные условия для упрочения половой идентификации ребенка (к началу школьного обучения она не сформирована у 39% детей), а также для подготовки детей разного пола к гендерным ролям, отвечающим стереотипам мужского и женского поведения в современном социуме.
Необходимость гендерного направления в системе социального воспитания населения специалисты объясняют наличием в стране «кризиса маскулинности» у мужчин и проблем с «феминностью» у женщин, разрешение которых требует сдерживания инвертированности этих процессов посредством гендерного воспитания подрастающего поколения.
Считаем, что хорошая организация гендерного обучения и воспитания детей и подростков в школе будет способствовать повышению использования когнитивного потенциала школьников разного пола, снижению заболеваемости обучающихся, преодолению демографического кризиса в обществе, возрождению роли семейных ценностей и др. Под выражением «хорошая организация» мы имеем ввиду разработку для педагогов методических документов (руководств, пособий, информационных писем соответствующего содержания), проведения семинаров, мастер-классов, других форм апробации на практике гендерного подхода к обучению и воспитанию школьников.
Наталия Николаевна Куинджи, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН
Куинджи Н.Н. — Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе