Мы гармонией наполним всё вокруг…
В заголовок вынесена строка из гимна Лицея № 103 раздельного обучения «Гармония» города Железногорска Красноярского края.
Лицей — многократный победитель многих международных и российских конкурсов в области спорта, культуры и интеллекта. Главная цель Лицея: воспитание всесторонне гармоничной личности. Для далекого сибирского города, расположенного вблизи ядерного объекта, особенно актуальна проблема сохранения здоровья юного поколения, причем, здоровья интеллектуального, физического и нравственного.
Последние 10 лет в школе системно используются здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии. Педагогическое сопровождение ребенка находится в логике его развития, опирается на личностные достижения, на приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития. Термин «школьные болезни» был введен немецким врачом Р. Вирховым (1870 г.). Уже тогда для устранения главнейших причин «школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, музыку и все виды изобразительного искусства. Таким образом, на место пассивной словесной школе приходит «школа действия».
Вот уже 20 лет в учебное пространство нашего Лицея вплетены предметы эстетического цикла: 2 раза в неделю — хор (их в Лицее — 12), живопись, хореография, история мировой культуры, музыка. Безусловно, всё это вносит свою лепту в снижение уровня «школьных болезней», делая мир ребенка более эмоциональным и чувственным.
В Лицее есть опыт обучения детей- инвалидов (с глубокой патологией слуха, детским церебральным параличом, нарушением опорнодвигательной системы), что говорит о доверии родителей данных детей школе. У педагогов Лицея глубокая убежденность, что дети с ограниченными физическими возможностями, но сохранным интеллектом должны учиться в стенах обычной массовой школы. Это необходимо им: они учатся адаптироваться к среде, в которой им предстоит жить далее, это полезно и здоровым детям: они учатся быть внимательными, заботливыми, терпимыми. Они учатся сострадать, сопереживать. Но, самое главное, мы поняли, что напрасно ограничивать, чрезмерно опекать, создавать тепличные условия инвалидам. Наоборот, они должны реабилитироваться, «карабкаться», развивать свои способности и таланты, учиться обеспечивать себя. Практика показывает, что это возможно. Наши выпускники продолжают обучаться в ВУЗах, становятся художниками (Полина Никитина получила медаль Пикассо), имеют спортивные достижения.
В последние годы Лицей помимо своей основной функции — учить и воспитывать детей — учится сам: беречь детей!
Лицей в 2008 году стал абсолютным победителем Российского конкурса «Школа-территория здоровья». В конкурсе принимало участие 3600 школ страны. Что помогло завоевать признание очень серьезной конкурсной комиссии? Наверное, то, что лицейская программа «За здоровьем — в школу», созданная 10 лет назад, приоритетна и востребована.
Существуют два принципиально разных способа обеспечения здоровья: прямой, когда объектом воздействия является ребенок еще не больной, не требующей лечения, и обратный — путем излечения детской болезни. Очевидна предпочтительность первого, но современная медицина, декларируя примат первичной профилактики, фактически занимается только лечением. Детская поликлиника как ремонтная база — тупиковый путь. Скрининговые исследования должны выявлять факторы риска по заболеваниям задолго до их проявления.
Сегодня многие выпускники Лицея занимаются спортом (Дмитрий Полянский — чемпион Мира и Европы, участник Олимпийских игр в Пекине); большинство выпускников успешны в учёбе (каждый 45 выпускник — медалист, поступаемость в ВУЗы — 100%); каждый выпускник — участник творческих конкурсов и олимпиад, имеет государственный диплом об окончании музыкальной школы, имеет водительские права, навыки программиста. А самое главное, что дети, выпускаясь из Лицея, сохранили свое здоровье. Почти все юноши, пройдя медицинскую комиссию, признаются годными к военной службе.
Двадцатый год продолжается эксперимент по раздельно-параллельному обучению классов мальчиков и девочек, на сегодняшний день он вошел в развернутую практику образования. Мы не в начале пути, мы можем уже говорить о результатах. Особая форма организации учебно-воспитательного процесса благоприятно сказывается на успеваемости юношей и девушек, что обеспечивает им в будущем профессиональный успех. Методика профессора Базарного В. Ф. результативна. Двигательная депривация, конторки, тренажеры, раздельно-параллельное обучение — всё это проверенные временем технологии здоровьесбережения. Разъединяя на уроках, т. е. предметно, мы ищем тысячи способов объединять девочек и мальчиков во внеклассной работе, спорте, досуге и т. д. Без этого общения жизнь тоже теряет какие-то краски, эмоции, навыки, но к знаниям мальчики и девочки идут разными путями. Если ребенку комфортно в школе и дома, он «не торопится» взрослеть физиологически. Этим ученые объясняют отсутствие в раздельных классах у девочек ранних беременностей, а ведь это сегодня проблема, которую предпочитают замалчивать и скрывать, а не исследовать и решать.
Сегодня наш Лицей своей главной целью считает формирование личности ребенка. Достойного гражданина достойной страны. Дети должны быть физически здоровыми, нравственно и духовно развитыми, открытыми для общения. Они должны быть людьми доброжелательными, уважающими себя и других. А главное, терпеливыми — ведь их окружают представители разных взглядов, религий, национальных традиций.
Мы всё чаще говорим об экономике, бизнесе, политике, кризисе… Нам сегодня внушают, что школа должна быть вне политики, вне идеологии. А кому нужна такая школа? Школа всегда была учреждением духовной культуры. Но духовность выдавливается натиском рыночного мировоззрения. Как этому противостоять? А противостоять надо! Надо перестать стесняться и начать активно культивировать в школе ценностные ориентации на Человека, Жизнь, Природу, Добро, Красоту. И делать это не через специально организованные мероприятия, а реализовать ценностные идеи через повседневные дела, через обычные школьные уроки, через чистые помыслы.
Сегодня молодежь часто ругают. Так было во все времена. Но молодежь не такая, какой принято её показывать в СМИ. Молодые люди открыты и естественны, они хотят жить лучше, чище, гармоничнее, чем предлагает существующая реальность. Да, они иногда выглядят грубыми, невоспитанными, равнодушными, но это лишь форма взаимодействия с миром или защитная реакция. Каков мир, такие и способы.
Влияние ТВ на сознание подростка огромно. Сегодня формируется на экране образ крутых парней, презирающих подлинную культуру, крушащих традиции. Курящая легкодоступная женщина… Этот образ далек от образа нежной, верной спутницы жизни. СМИ безответственно пропагандируют эту культуру.
Добро воспитывается добром, любовь воспитывается любовью. Всё общество должно быть социально ответственным за образование. Все общество должно подчиняться законам прекрасного, законам позитивного предпочтения.
Любимыми дети должны быть с колыбели. Родительская любовь, добрая, умная школа, гармоничная среда — это те могучие силы, которые делают ребенка счастливым. Только в лучах этой любви могут воспитываться высокие устремления, чистые и благородные чувства, ГАРМОНИЯ души.
Мы все должны понимать: только культура способна будоражить совесть, чувство единения с окружающим, доброе отношение друг к другу. Очень обнадеживает, что Европа сегодня объединяется в вопросах образования и культуры. Страны стремятся к единению. Конечно, конкретная школа, какая бы она ни была замечательная, не сможет сделать человечество счастливым, творческим и гармоничным. Человечество не сможет, а конкретного ребенка — да! А нам, взрослым, государственным людям, врачам, учителям нужно направить все усилия, чтобы наши грандиозные, глобальные, вселенские планы по взращиванию достойного молодого поколения дошли до конкретных Саши, Маши, Андрюши и их семей.
И приобщение детей к всемирной духовной, интеллектуальной, физической культуре стало нравственным долгом каждого взрослого человека, которому доверено государством гармоничное развитие подрастающих поколений.
От идеи раздельного обучения к развернутой практике
Впервые в педагогической практике г. Железногорска Красноярского края школа № 103 создала обновленный тип общеобразовательного учреждения — Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония».
Идея раздельного обучения была генерирована педагогами и поддержана родителями в 1989 году и на протяжении 19 лет творчески реализуется.
Эти годы стали для всего коллектива итогом поиска, радостной напряженной работы, взаимопонимания и самопознания, интересного сотрудничества и открытий.
Тогда, в 1989 году и на протяжении всех лет, поверить в собственные силы, разработать методологические основы раздельного обучения нам помогла поддержка педагогов и ученых: ведущих специалистов института образования Взрослых РАО — доктора биологических наук, зав. лабораторией нейропсихологии — Т. П. Хризман, кандидата биологических наук В. Д. Еремеевой (г. Санкт-Петербург), талантливого педагога, директора ККЦИПКПК Ю. Е. Васильева, доктора психологических наук А. М. Зимичева, профессора В. А. Геодакяна, а также имеющийся отечественный и зарубежный опыт.
Вдохновил школу и благословил нас на организацию раздельного обучения — Владимир Филиппович Базарный — доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (г. Москва), неизменный участник научно-практических конференций, проводимых в Лицее «Гармония», друг нашей школы. В правильности выбранного пути утвердила нас встреча с д. м. н. Н. Н. Куинджи.
Целевое обследование (с 1992-1994 г.) учеников школы, организованное на базе НИИ медицинских проблем Севера в лаборатории сенсорных систем (г. Красноярск), а также на кафедре физиологии ККИПК РО и КГПУ (с 1998 по 2005 г.) кандидатом медицинских наук Казачковой Н. Ф., кандидатами биологических наук Оладо Э. Я. и Гуровым В. А. помогло нам научно обосновать преимущества раздельного обучения и избежать множества проблем в перестройке существующей системы образования через обновление содержания и выбор технологии — раздельно-параллельное обучение.
В рамках научно- практических конференций по раздельному обучению, проводимых Лицеем «Гармония» с 1993 года, активного участия учителей школы в региональных и российских семинарах и научных форумах, курсовой переподготовки, мы открыто делимся своими наработками, опытом. Мы заинтересованы в сотрудничестве с коллегами по данной инновации, в появлении сторонников.
Педагоги Лицея провели мастер-классы перед коллегами г. Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Кемерова, Лесо-сибирска, для учителей республики Бурятия и др.
Всё это вывело нас на новый уровень общения и взаимодействия в педагогическом коллективе и научном сообществе.
Ценность нашего опыта признана на уровне края, России и рекомендована для дальнейшего изучения, обобщения и распространения.
Елена Николаевна Дубровская, директор, заслуженный учитель РФ
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ