Доверять ребёнку
Нам, взрослым, порой и невдомек, что дети наши не готовятся к какой-то будущей жизни, ничего не хотят откладывать на завтра — они живут сегодня, раскрыты для полного восприятия мира каждую минуту, Вот тут-то, наверное, главная причина частого нашего непонимания и конфликтов. Об этом, как известно, говорили великие педагоги всех времен и народов. Человек в любом возрасте — униким и требует к себе должного внимания.
Именно этим руководствовались работники дошкольных учреждений «Сибхимстроя», когда несколько лет назад стали в буквальном смысле «ломать» устоявшиеся принципы воспитания. Было очень трудно перестроиться, поскольку от воспитателей такая работа потребовала гораздо большего напряжения, готовности в любую минуту занять ребенка, «быть на высоте». В чем же заключается новый подход? Во-первых, в отказе от строго регламентированной жизни в детском коллективе, когда отменяются почти все занятия в традиционной форме. Ведь детям дошкольного возраста противопоказано сидеть неподвижно сколь-нибудь продолжительное время в одной позе.
Программа, конечно же, выполняется полностью, но режим дня стал более гибким, и воспитатель сам планирует, когда в течение дня заняться с детьми математикой, рисованием физкультурой. Теперь воспитателю доверяют, ведь никто лучше не знает, чем хотят занять-именно этой группы.
Вслед за известными педагогами Е. Е. Шулежко, В. Ф. Базарным, семьей Никитиных здесь считают, что главное не обучение, а воспитание. подготовка ребенка к жизни через общение. В чем суть традиционной схемы: взрослый диктует, внушает ребенку какие-то истины и правила, которые должны беспрекословно выполняться. Так проще взрослому, но мало что дает для развития ребенка. Ведь становление его Идет в общении с ровесниками. Вы скажете, уж общения-то в детском саду предостаточно. Но ведь количество не всегда тождественно качеству. Общение это по большей мере стихийно, из него не извлекается тот положительный потенциал, та его огромная ценность, когда дети осознают себя членами коллектива.
Именно осознают, понимают, что каждый его сверстник — это целый мир. Тогда рождается уважение к ближнему, ребенок учится жить среди других. А при традиционных подходах дети не учатся правильно общаться, не умеют слушать и слышать друг друга, пойти на компромисс, сострадать. Не потому ли удивляешься, как много вокруг людей даже Образованных, но невоспитанных «с толстой кожей», не чувствующих рядом ближнего. Ведь нельзя сказать, что традиционное воспитание инертно. Отнюдь. Наоборот, оно наступательно и агрессивно, построено по принципам «нельзя», «взрослый лучше знает, что нужно детям», «не высовывайся, будь как все». Столько усилий затрачивается, чтобы добиться дисциплины и послушания, внушить правила, которые зачастую абстрагированы от жизни. Ведь не случайно каждое поколение, используя общечеловеческий опыт, в то же время «набивает шишки» на собственном лбу, идя непроторенным путем, реализуя извечное человеческое стремление попробовать все самому. Так почему мы не даем ребенку, сделать это пораньше, когда эти самые «шишки» заживают быстрее. Надо дать ребенку прожить различные ситуации, чтобы он сам сделал для себя открытие.
Это понимают в д-к № 9-66 СХС. Здесь воспитание, обучение и оздоровление идут от истинных потребностей ребенка, учитывается специфика детской психологии. Сейчас воспитатели, заведующая комбинатом, методисты вспоминают, как трудно давалось это раскрепощение и гуманизация всей детсадовской жизни. Их труд не остался незамеченным. Год назад в г. Обнинске прошло всесоюзное совещание дошкольных работников. Представители этого детского комбината, поделились там своим опытом. А поделиться было чем. О всей работе рассказать невозможно. Возьмем хотя бы 2 группы — подготовительную И. Ф. Долгих и Н. В. Карнауховой и речевую группу Г. Д. Бугаевой и Е. А. Баженовой. Даже на первый взгляд эти группы хочется назвать в хорошем смысле коллективами. Здесь дети целенаправленно учатся сочувствию, внимательности друг к другу. Акцент делается на общение. Обучаются дети только в процессе игры, атмосфера очень свободная, раскованная, нет заорганизованности. Воспитатели считают своей главной задачей при подготовке ребенка к школе не привитие ему суммы знаний и навыков, а психологическую, социальную зрелость. Учат уверенности в себе, умению доверять взрослым, но доверять не слепо, а осознанно. Здесь интересуются мнением ребенка, говорят с ним на равных, В конце года дети этих групп показали повышенный уровень развития.
Ф. А. Саликова занималась по такой программе с детьми 2—3-летнего возраста. Даже такие крохи в доброй, раскованной атмосфере развиваются лучше и опережают сверстников.
Заведующая детским комбинатом Т. М. Спирина мечтает открыть группу для детей с задержкой психического развития. Они пока занимаются в речевой группе. Методист ДДУ СХС Г. М. Якименко считает, что такие группы просто необходимы во всех дошкольных учреждениях. Ведь в этом возрасте легче исправить ошибки, допущенные природой. Ребенок не получает той душевной травмы, которая ждет его в школе. Я считаю, что это очень разумно. Вся загвоздка в нехватке помещений. На территории м-на Первомайский 3 детских сада и все они переполнены. Но проблема остается. И решать ее надо.
А общее впечатление от общения с жизнью в комбинате такое: нет показухи, рождающей лицемерие, игрушками и наглядными пособиями здесь пользуются, а не выставляют напоказ для комиссии. Здесь дети просто живут, это их дом.
О. ШМАКОВА.