Вспомогательные материалы Общественным палатам субъектов Российской Федерации
Вспомогательные материалы Общественным палатам субъектов Российской Федерации для организации и проведения мероприятий, посвящённых обсуждению темы
«Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу – ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях»
14 мая 2021 года в Общественной Палате Российской Федерации (далее ОП РФ) был проведён круглый стол (далее КС) на тему «Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу – ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях».
Сегодня наша страна находится в непростых внешних и внутренних условиях. Огромное по масштабам санкционное давление, открытая агрессивная антироссийская политика стран Запада, угроза развязывания с их стороны войны против России накладывают свой отпечаток на внешнюю и внутреннюю политику нашего государства. Особенно остро стоит сегодня вопрос о необходимости повышения качества призывного контингента Вооруженных сил страны.
Состояние физического, психического и духовно-нравственного здоровья допризывной молодежи, а также уровень их социальной зрелости имеют серьезные нарекания со стороны призывных комиссий Министерства обороны РФ. Об этом открыто заявляют руководители государства, политические и общественные деятели, специалисты и эксперты Министерства Обороны РФ, сферы образования и здравоохранения.
Однако все эти недостатки закладываются у нашего подрастающего поколения еще в период обучения и воспитания в садиках и школах. По этой причине особенно актуально сегодня стоит вопрос о переводе системы образования на здоровьеохранительные (здоровьеразвивающие) принципы организации учебно-воспитательного процесса, и прежде всего – в садиках и школах.
Именно решению этой задачи с целью развития народного хозяйства и повышения обороноспособности страны было посвящено проведение еще 14 мая 2021 года в Общественной Палате Российской Федерации (далее ОП РФ) круглого стола (далее КС) на тему «Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу – ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях», рекомендации которого сегодня стали еще более актуальны и значимы.
Предложение о проведении «круглого стола» Общественной палаты по данной теме было сделано ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей» и поддержано Комиссией ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.
Организаторы: Комиссия по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности (председатель Комиссии Н.В. Кравченко), ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей».
Модераторы: Кравченко Наталья Васильевна, председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, Берчун Валерий Валентинович, заместитель председателя ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей».
Целью данного мероприятия являлась разработка рекомендаций по созданию и реализации механизма распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения РФ в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, а также Указами Президента РФ.
Для обсуждении были приглашены представители Комиссий ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, по демографии, защите семьи, детства и традиционных ценностей, Координационного совета ОП РФ по национальным проектам и народосбережению, депутаты Государственной Думы, представители Министерства просвещения РФ, Министерства здравоохранения РФ, Роспотребнадзора и Генеральной прокуратуры РФ, Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, главные внештатные специалисты Минздрава РФ, ученые, педагоги, представители общественных организаций.
Видео-запись КС
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=YFZCnK1bHv4
По итогам обсуждений были выработаны Рекомендации (ссылка https://files.oprf.ru/storage/documents/rekomen-zdorovie-shkola22092022.pdf), в которых Общественным палатам субъектов Российской Федерации рекомендуется «рассмотреть возможность проведения мероприятий, посвященных обсуждению темы «Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу – ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях» в целях выработки предложений, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий в соответствующие образовательные организации, а также их популяризации в средствах массовой информации».
Данные материалы составлены в помощь организаторам таких мероприятий с учётом опыта прошедшего КС в ОП РФ.
Краткий обзор проблемы влияния образования на качество развития и здоровья народа, раскрытие потенциалов человека
Общеизвестно, что именно образование играет стратегическую роль в воспроизводстве творческого потенциала народа, в формировании физического, психического, нравственного здоровья подрастающих поколений и тем самым воспроизводит трудовой потенциал общества, поддерживает духовную историю народа и обеспечивает национальную безопасность государства.
Уже в XIX веке, когда страны Европы перешли ко всеобщему обязательному начальному образованию, животрепещущей социальной проблемой народов стала угасающая жизнеспособность (здоровье) школьников.
- Выдающийся швейцарский педагог-просветитель начала Х1Х века Г. Песталоцци (1805): школа душит развитие детей, убивает их здоровье
- Ещё в средине позапрошлого века динамику развития здоровья детей в школе под влиянием навязанной «общечеловеческой» модели так называемого образования изучал доктор Гильом (Австрия). Вот его данные:
Всех учеников — 731
Искривлений позвоночного столба — 218
Школьных зобов —414
Хроническая головная боль — 296
Периодические кровотечения — 155
Итого болезненных случаев — 1083
Автор особо указывал, что все перечисленные болезни порождены исключительно школьными занятиями.
- А вот к какому заключению ещё в позапрошлом веке пришёл авторитетный в те годы доктор Ламанн (Франция): «…Насколько неправильная система обучения расшатывает у детей нервную систему, можно видеть на постоянно увеличивающемся числе самоубийц в школьном возрасте… При полном упадке нервной энергии несчастные жертвы уродливого обучения кончают самоубийством, или по меньшей мере являют нам зрелище физически и психически совершенно разбитых людей».
- В России то же самое говорил более века назад основоположник общественной гигиены Федор Федорович Эрисман: «В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей…». В работе «Мозговое переутомление учащихся» (1898) он писал: «Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон».
И таких заключений огромное количество. Мнения руководства России и отечественных медиков изложено в приложении № 1.
Образно, словами притчи, об этом в начале 20 века сказал швейцарский педагог Адольф Ферьер. «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде.
...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться,
И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились».
Это означало, что предложенная модель образования затронула корни древа человеческой жизни, а в итоге – жизнестойкость всей видовой человеческой популяции. Именно в связи с массовым внедрением традиционного вербально-обездвиженного метода обучения детей специалисты сразу же подметили факт преждевременного старения молодых людей на фоне формирования у них «болезней старчества», названных школьными формами патологии (патология зрения, позвоночника, сердечно-сосудистой, репродуктивной системы системы, психической сферы и др.). Для расследования причин выше отмеченного в ряде европейских стран были созданы правительственные комиссии по школьной гигиене.
Эти вопросы активно дискуссировались на съезде немецких гигиенистов в Нюрнберге (1877), гигиенистов в Гааге (1884), Лондоне (1890) и Будапеште (1894), на съезде немецких филологов и учителей в Трире (1879). Состоявшийся в 1880 г. в Брюсселе Третий Международный конгресс по образованию сделал школьную гигиену одной из тем пленарного заседания. Проблемы школьного здравоохранения широко изучались в медицинских обществах Англии, Германии, Франции.
Наиболее активно и всесторонне эта проблема обсуждалась на 1-ом, 2-ом и 3-ем Всемирных конгрессах по школьной гигиене с участием в каждом более 1,5 тыс. медиков, учителей, руководителей органами управления образованием, состоявшихся соответственно в Нюрнберге (1904 г.), Лондоне (1908 г.) и Париже (1910 г.). Был сделан вывод: дети в школе пребывают в состоянии не осознаваемого до конца хронического переутомления и истощения жизненных сил, отрицательно сказывающегося на физическом и психическом развитии и здоровье учащихся, а по сути, новых поколений народов. На семинаре, организованном европейским региональным бюро ВОЗ (1956) на тему “Здоровье детей и школа”, отчетливо прозвучала тревога по поводу “школьного стресса”. Позже в документах ВОЗ прочно заняли свое место такие понятия как “школьные стресс”, “дидактогения”, “школофобия” и т.п. Однако, кроме констатации факта и благих пожеланий ничего конструктивного в плане пресечения школьной патологии на Западе предложено не было.
Создание здоровьеразвивающего направления педагогики
В Советском Союзе ещё в 80-х года прошлого века после многолетних научных исследований по изучению клинико-физиологических аспектов развития зрительного анализатора и раскрытие механизма возникновения близорукости и нарушения осанки (руководитель – д.м.н., профессор В.Ф. Базарный) решение проблемы здорового развития ребёнка в процессе учебной деятельности предложил Красноярский НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР. Была создана научная школа теории сенсорной и психомоторной свободы в раскрепощении и реализации видовых потенциалов жизнеспособной, здоровой мужской и женской личности. Данное научное направление стало фундаментом для реорганизации эргономической основы отечественной системы образования.
Впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный учебный процесс, основанный на пресловутой педагогической «усидчивости», ведет к угнетению активности детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье новых поколений народа. Был раскрыт механизм деградации детородного тела в условиях доминирования вербально-обездвиженной, «книжно-седалищной» модели образования детей. Ссылка на документ: https://zst-center.ru/2021/05/12/sindrom-nizko-sklonjonnoj-golovy/
17 апреля 1986 года Научным Советом № 37 АМН СССР данное научное направление (результаты научных исследований по изучению клинико-физиологических аспектов развития зрительного анализатора и раскрытию механизма возникновения близорукости и нарушения осанки) было признано научным открытием. А практические предложения, обеспечивающие в процессе обучения повышение функционального потенциала детей и подростков в 2,5-3 раза, рекомендованы министерствам просвещения и здравоохранения СССР для широкого внедрения в практику отечественной системы образования. Ссылка на документ: https://zst-center.ru/2022/10/28/postanovlenie-nauchnogo-soveta-amn-sssr-o-priznanii-nauchnogo-otkrytija-bazarnogo/
Эти наработки вошли в совместный приказ министерств здравоохранения и просвещения СССР №871/117 от 1 июля 1985 года; в приказ министерства здравоохранения СССР №1346 от 10 октября 1986 года «Об утверждении «Общесоюзного плана внедрения важнейших достижений науки в практику здравоохранения на ХII пятилетку». Ссылка на документ: https://zst-center.ru/2022/04/18/prikaz-minzdrava-sssr-1346/
После обстоятельной экспертизы тремя ведущими НИИ минздрава РСФСР в области детства (Ивановский НИИ материнства и детства, Горьковский НИИ педиатрии и НИИ им. Гельмгольца) в 1989 году министерство здравоохранения РСФСР издает методические рекомендации «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах», подготовленные под руководством В.Ф. Базарного на базе НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР. Ссылка на документ: https://zst-center.ru/2021/06/02/metodicheskie-rekomendacii-po-primeneniju-zdorovesberegajushhih-tehnologiy/
Разработанные здоровьеразвивающие (здоровьесберегающие) образовательные технологии в конце 90-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были по настоящему реализованы на практике.
Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77. 99.02.953.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Ссылка на документ: https://zst-center.ru/2021/10/11/sanitarnoe-zakluchenie-tehnologii-bazarnogo/
Подробнее: Краткое описание комплекса здоровьеразвивающих технологий
Выводы современной науки: система образования во всём мире, как социальный институт воспроизводства творческого, физического и психического потенциалов народа, является главным фактором деградации всех этих потенциалов, в т.ч. подрыва жизнеспособности на уровне всей человеческой популяции. Это особенно опасно в век начавшихся вирусных пандемий. Об этом говорят вот уже 40 лет авторитетные отечественные учёные, а последние 15 лет – официальные представители и руководители органов власти страны. Об этом же заявлено и в парижской декларации ВОЗ (2016 г.), содержащей рекомендации всем странам сделать образовательные учреждения, способствующими здоровью учащихся.
Попытка осознания этой угрозы на высшем государственном уровне была предпринята в ноябре 2008 года в президентском Послании Федеральному Собранию: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая…
… если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом». Т.е. в подготовке Послания принимали участие люди, которые обозначили важнейшее условие формирования здоровья народа и возможности через образование сделать эффективным и здравоохранение.
Попытка практически начать работу по переводу отечественной системы образования на сообразную природе ребёнка здоровьеразвивающую основу была предпринята Президентом Путиным В.В. в рамках введённой его Указам от 1 июня 2012 годка № 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», где была поставлена задача о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4). Ссылка на документ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418
Однако в «Плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», утверждённом распоряжением Правительства РФ № 1916-р от 15 октября 2012 года, решение этой задача было упущено. Ссылка на документ: https://base.garant.ru/70242628/
В «Плане мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», утверждённом распоряжением Правительства РФ № 167-р от 5 февраля 2015 года, в разделе III, пункт 45 записано: «Реализация мероприятий на … внедрение здоровьесберегающих технологий». Однако, при этом выпали определения какие здоровьесберегающие технологии (в самой Национальной стратегии они определены как «здоровьесберегающие технологии обучения,) и где их распространять (в стратегии определено «на все образовательные учреждения»). Ссылка на документ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70763474/
В результате положение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы «Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий “школа здоровья” на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» (пункт 4 раздела IV.) исполнительной властью не было выполнено ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях (т.1, стр. 181-183 «Доклада по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»).
Программа КС
В рамках темы на КС ОП РФ были обсуждены следующие вопросы:
1. Оценка итогов деятельности системы образования с позиций её влияния на здоровье обучающихся в динамике за последние двадцать лет.
2. Система образования, как социальный институт воспроизводства творческого, физического и психического потенциала народа. Почему жизненно необходим перевод деструктивной для здоровья учащихся системы современного образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу.
3. Российское законодательство и решение проблемы перевода системы образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу.
4. Обсуждение причин невыполнения исполнительной властью положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, требующей «Распространения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…»
5. Меры по созданию и реализации механизма распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения РФ в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, а также Указами Президента РФ.
Первый вопрос – это фактически итог дошкольно-школьного образования: качественное состояние здоровья выпускников, их способность к полноценной трудовой деятельности и продолжению рода (способность зачать и родить здоровых детей).
Выступающие по отдельным темам первого вопроса – в основном главные внештатные специалисты Минздрава, представитель Центральной военно-врачебной комиссии МО РФ и представитель МВД.
Второй вопрос освещают представители регионов, комиссий ОП РФ, разработчики программ, учёные.
Третий вопрос освещают представители Роспотребнадзора и Главной прокуратуры.
Четвёртый вопрос освещают представители разработчиков Национальной доктрины (например Драгункина З.Ф.), Правительства РФ (кураторы общего образования), возможно администрации Президента, Минпросвещения и Минздрава РФ.
Пятый вопрос: свои предложения (если они есть) в заранее подготовленный проект Итогового документа (Рекомендаций и т.п.) вносят все участники КС.
В приглашении каждому участнику мероприятия региональной ОП предлагаем прописать конкретную тему, которую его просят осветить. Вариант вопросов выступающим дан в приложении №2.
Участники КС в ОП РФ констатировали, что сегодня в стране имеется:
1. Проблема – стойкая тенденция деградации здоровья детей во время обучения. В интервью «Учительской Газете» 2 января 2018 года академик Баранов А.А характеризовал это так: «Многие дети сегодня поступают в школу, уже имея серьезные заболевания. Что касается роста болезней за период обучения в школе, то он, конечно, тоже бурный. И если мы сравним… состояние первоклассника и выпускника, то мы увидим, что по всем группам заболеваний этот рост многократный».
Проблема – стойкая тенденция деградации здоровья и уровня социальной зрелости призывников.
Главный психиатр Министерства обороны, проф. В. Смирнов: «Призыв 1989 года показал: в армию пришло 45 процентов людей с подорванной психикой (двадцать лет назад их было в 12 раз меньше)…У нас теперь почти при каждом госпитале есть маленький сумасшедший дом со всеми его атрибутами – решётками на окнах, смирительными рубашками». («КП» от 17 апреля 1991 года)
Из заявления начальника Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ генерал-майора м.с. В. Куликова: «На первом месте заболевания опорно-двигательного аппарата. Это сколиозы и плоскостопие. По этой причине отсрочки получают более 110 тыс. юношей. Затем идёт психиатрия – около 100 тысяч освобождают ежегодно. Причём более 30% из них – с признаками разной степени умственной отсталости…» («КП» от 21 мая 2008 года).
Однако уже 10 лет данные Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ не публикуются, но публикуются данные о здоровье допризывной молодежи т.е. старших школьников.
Так по данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков среди старшеклассников не осталось абсолютно здоровых детей (РТР «Вести – 24» от 20 июня 2017 г.).
2. Источник проблемы – система образования с традиционным вербально-обездвиженным режимом обучения детей, как социальный механизм воспроизводства молодых людей, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство.
3. Законодательная база, которая при исполнении может, как того требует Конституция РФ, «обеспечить условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному и физическому развитию детей».
4. Задача, поставленная Президентом Путиным в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4).
5. Научная база и комплекс здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения.
6. Отсутствие механизма распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения РФ в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, а также Указами Президента РФ.
По итогам обсуждений были выработаны выше упомянутые Рекомендации ОП РФ.
В случае проведения ОП регионов мероприятий, рекомендованных ОП РФ, в их рекомендациях предлагается прописать:
1. Создание при заместителях по социальным вопросам (или органах управления образованием и здравоохранением) межведомственных рабочих групп с включением представителей Общественной палаты региона и рекомендованными ею экспертами, а также представителями родительских и общественных организаций для подготовки практических мер по выполнению поставленной в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы задачи о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4).
2. Если в регионе имеются ОП или общественные советы муниципальных образований, то рекомендовать им «рассмотреть возможность проведения мероприятий, посвященных обсуждению темы «Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу – ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях» в целях выработки предложений, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий в соответствующие образовательные организации, а также их популяризации в средствах массовой информации».
3. Довести до всех органов управления образованием и здравоохранением региона и муниципальных образований, а также всех образовательных организаций рекомендации ОП РФ и ОП региона.
Просветительские материалы к выводу: Современная система образования, как социальный институт, является главным фактором подрыва жизнеспособности человеческой популяции.
Статья «Народосбережение: здравоохранение через образование» https://kultobraz.ru/2020/06/27/narodosberezhenie-zdravoohranenie-cherez-obrazovanie (что делать), ряд материалов практического характера для внедрения здоровьеразвивающего обучения (как делать)
Ссылки для «погружения» в проблему деструктивного влияния действующей системы образования на здоровое развитие учащихся и взрослых:
1. Фильм «Обездвиженность – болезнь цивилизации»
Ссылка на видео: https://youtu.be/f_J12SzQbek
Угроза космонавту и школьнику! Как её избежать? Невероятное об очевидном в фильме «Обездвиженность – болезнь цивилизации».
Почему движение – универсальный закон мироздания? Как это связано с человеком? Что является первопричиной стойкого роста «болезней цивилизации»? Почему «молодеют» болезни? Что общего между космическим полётом и системой образования? Почему «Встань и ходи!» является обязательным условием раскрепощения видовых генетических программ физической и духовной жизни подрастающих поколений? Что Россия может предложить мировому сообществу?
Ответы на эти вопросы – в научно-популярном фильме Валерия Берчуна «Обездвиженность – болезнь цивилизации».
В фильме на большом историческом, научном и практическом опыте рассказывается о ведущей роли движения в жизни человека, особенно ребенка. Раскрывается негативное влияние «обездвиженности» современного человека, в первую очередь детей в семье, детском саду и школе на их гармоничное развитие.
В фильме принимают участие ведущие специалисты России по самым распространенным патологиям. Мнение врачей и учёных однозначно: движение – это жизнь, и нарушение этого универсального закона мироздания, является первопричиной стойкой общемировой тенденции резкого «омоложения» и роста патологий, особенно нервно-психической сферы, сердечнососудистой, дыхательной костно-мышечной и репродуктивных систем. Причём патологии эти закладываются именно в детском возрасте и обусловлены влиянием среды в образовательных учреждениях.
В фильме показаны результативные отечественные методики профилактики детской заболеваемости и гармоничного развития учащихся в системе образования, которые Россия может предложить мировому сообществу.
2. Фильм «Спасём детей – спасём Россию»
Ссылка на видео: https://youtu.be/6vFV4eo-Zt0
Ухудшение здоровья детей в образовательных учреждениях является общемировой устойчивой тенденцией. В фильме Владимира Горячева на примере научных разработок известного российского учёного В.Ф. Базарного и опыта отечественных школ и детских садов рассказывается о путях решения данной проблемы.
Фильм награждён дипломами VII Международного кинофорума славянских и православных стран «Золотой витязь» (1999 год) и IV Международного фестиваля «Дети и экология: 21-й век» в Конкурсе «Самый добрый урок» (2001 год).
Фильм рекомендован Министерством образования РФ органам управления образованием всех уровней для использования в образовательных учреждениях в качестве видеопособия по применению здоровьеразвивающих педагогических технологий (письмо Минобразования России №4048 от 20.11.2002).
3. Что происходит с детьми в школах? Официальные данные: https://zst-center.ru/2021/06/26/chto-proishodit-s-detmi-v-shkolah/
4. Монография В.Ф. Базарного «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса» https://zst-center.ru/2021/05/18/bazarnyy-ditja-chelovecheskoe/
5. Доклад А.А. Коробейникова на ПАСЕ «Образование в целях гармоничного развития учащихся» http://www.obrzdrav.ru/documents/KAA_PACE_report.pdf
6. Книга доктора Джеймса Левина «Вставай! Почему стул убивает вас, и что вы можете с этим поделать» https://planet-standup.ru/files/PS-Levine-Vstavay.pdf (взгляд учёных из США на данную проблематику).
7. Научные публикации по данному вопросу: https://zst-center.ru/category/nauchnye-publikacii/
8. Публикации СМИ о данной проблеме и успешном опыте применения здоровьеразвивающих технологий В.Ф. Базарного: https://zst-center.ru/pressa-o-nas/
Информация по данной проблематике на сайтах:
- Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного www.zdorovoe-obrazovanie.ru
- Культура Образования www.kultobraz.ru
- ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей» www.obrzdrav.ru
- Официальный веб-сайт профессора В.Ф. Базарного www.bazarny.ru
- Общественный фонд Юрия Куклачёва: www.wellfond.ru
- Учимся стоя. Работаем стоя. Живём в движении: www.planet-standup.ru
Приложение 1
Влияние системы образования на развитие и здоровье детей. Заявления руководителей Российской Федерации.
Президент РФ В.В. Путин такое наблюдение озвучил 5 октября 2006 года в День учителя на встрече с лучшими педагогами страны:
«Вообще нет никаких санитарных норм для учащихся! – воскликнул президент. Видимо, эта проблема его сильно взволновала. – То есть детей в отличие от взрослых можно загружать столько, сколько душе угодно каким-то администраторам.
– Нормы существуют, они прописаны в стандартах, – оправдывался министр.
– Где-где-где?! В каких стандартах?!
– Образовательных, – смутился Фурсенко.
– Ну и что? Вот Кодекс о труде – это закон. Ему обязаны все подчиниться и следовать. А если в законе не прописана та или иная форма, то это все не выполняется.
Программы пишутся таким образом, – продолжал он, – чтобы дети сидели с утра до ночи и синие уходили домой, там опять сидели, что-то делали и зеленые приходили утром в школу».
(«Комсомольская правда» 6.10.2006 г.)
Кандидат в Президенты РФ Д.А.Медведев: «Мы должны ответить для себя, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Нам не должно быть безразлично, будет ли по окончании школы наш ребенок спортивным, здоровым или хроником с целым букетом заболеваний, полученных в школе».
(Российская газета», «Точки над «и», 16.02.2008 г.)
Из послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения… Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».
(«Российская газета» 06.11.2008 г.)
Президент РФ В.В. Путин в своём вступительном обращении на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. состоявшемся в мае 2014 года, заявил: «…У более 70% подростков те или иные болезни, в том числе хронические заболевания. Т.е. большинство наших детей готовящихся вступить во взрослую жизнь имеют проблемы со здоровьем….».
Влияние системы образования на развитие и здоровье детей. Заявления медиков, руководителей органов управления образованием.
Существующая реальность такова, что трагедия угасания здоровья детей учебном процессе затрагивает если не каждую, то почти каждую семью в России. Для нынешней общеобразовательной системы стало как бы естественным состоянием то, что почти 100% детей в процессе учёбы теряют здоровье. Об этом свидетельствуют публичные заявления авторитетных специалистов, а так же руководителей различных министерств и ведомств, деятельность которых так или иначе связана со здоровьем детей и подростков.
Министр здравоохранения СССР с 1987-1990 гг., академик АМН СССР Е.И. Чазов: «За голову хочется схватиться, до чего мы довели детей в школе! Из 41 млн. школьников страны 53% имеют ослабленное здоровье, поэтому больше половины выпускников средних школ не могут заняться любимым делом.
Треть нездоровых детей страдают хроническими заболеваниями, среди которых почти равно представлены заболевания центральной нервной системы, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные болезни и нарушения осанки. До сих пор я утешал себя мыслью, что эти хвори приходят в пожилом возрасте…
К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные в 4 раза, а мочеполовые в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем?…».
(«Семья» № 6, 1989).
В.Г. Кинелев (1996-1998 года занимал пост министра общего и профессионального образования): «Ежегодно с 1994 по 1996 г. до 85% выпускников 10-11-х классов имели те или иные нарушения здоровья, в т.ч. хронические заболевания. Высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)».
(www.obrzdrav.ru/documents/Putin_open_letter_2012/pdf)
На этот счёт уже в течение трёх десятилетий директор Научного центра здоровья детей РАМН, ведущий педиатр России Академик РАН А.А. Баранов утверждает: «За время учёбы количество детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата возрастает в 1.5-2 раза, с нервными болезнями – в 2 раза, с аллергиями в – 3 раза, а с близорукостью – в 5 раз. …У детей из самых богатых семей России и обучающихся в элитных гимназиях …изменения артериального давления встречаются у 90%, невротизация наблюдается у 55-83%, снижение функциональных резервов – у каждого второго или третьего ученика… больше половины – 55,3 процента – хроники».
(«Известия» от 24 мая 1997).
Он же: «Идет физическая деградация детей».
(«АиФ», №48,2010).
Первый заместитель Министра образования РФ А.Ф. Киселёв в официальном письме Министерства образования РФ №220/11-12 от 22.02.1999 г. «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» констатирует: «В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.
По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11 – 12% детей, в основной – 8%, в средней – 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. … за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением».
(выдержки из письма Министерства образования РФ №220/11-12 от 22.02.1999 г.)
По сути, наличие имеющихся проблем в дошкольно-школьном образовании подтвердил бывший министр образования РФ В.М. Филиппов, занимавший эту должность с 1999-2004 г.: «За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет!».
(АиФ, «Семейный совет» №21.09.2004г.)
Интересно отметить то, что все изложенные выше проблемы, имеющиеся на тот момент, были достаточно хорошо известны руководству Минздрава РФ. Об этом свидетельствует содержание выступлений О.В. Шараповой, которая с 2000-2004 гг. занимала должность заместителя министра здравоохранения РФ:
«В России 25,3 млн. детей школьного возраста. Их зрелость перед поступлением в школу в 1990 г. по сравнению с 1980-м снизилась в два раза(!), уровни учебной нагрузки в школах завышены (в гимназиях и лицеях до восьми раз). Уровни физической активности учащихся в 2,3 раза ниже минимально необходимых, что обуславливает снижение мышечной силы на 18% и жизненной ёмкости лёгких на 15%. В результате, за последние 10 лет число детей, страдающих сколиозом, выросло в 10 раз, а более 30% девушек и 50% юношей имеют заболевания, которые ведут к ограничению репродуктивных функций». При этом Ольга Шарапова особо отметила то, что в последние годы наблюдается «высокий рост психических расстройств и нервно-психических заболеваний среди школьников».
(Базарный В.В., «Здоровье и развитие ребёнка:
экспресс-контроль в школе и дома. Практическое пособие»,
М.: АРКТИ, 2005. – 176 с.:ил.)
Главный государственный санитарный врач РФ, Академик РАМН, доктор медицинских наук, Г.Г. Онищенко: «За период школьного обучения количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастет в 1,6 раза. А в учебных учреждениях с повышенным уровнем образования – в 2 раза. Более 68% детей состоят на диспансерном учете, из них 73,7% нуждаются в лечении. 75% учащихся страдают гиподинамией…, а ведь у детей врожденная потребность к движению. Выраженное утомление к концу года отмечается у 40-55% школьников. У 60% регистрируются изменения артериального давления. У 80% – невроподобные реакции. Все это в школьные годы формирует патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистую дистонию. Все больше среди учащихся очкариков. Ухудшается общее физическое развитие. Крепыши редки. От этого заметно страдает демографическая ситуация в стране».
(«Российская газета» – Неделя №4979 от 19.05.2006.)
О том, какие новые поколения народа получает Россия за 10-12 лет «образования», доложил обществу и власти Президент РАМН, Академик РАМН М.М. Давыдов ещё в 2006 году: «У нас больше не осталось здоровых выпускников школ».
(Из выступления на объединенном собрании шести Академий наук).
Директор НИИ гигиены и охраны детей и подростков Научного центра охраны здоровья детей РАМН, профессор В.Р. Кучма: «Самый большой прирост заболеваемости приходится на 3-й, 4-й, 5-й классы. Хронические заболевания стремительно растут от 8-го к 10-му классу. Патология со стороны нервной системы увеличивается в два раза, а со стороны органов зрения – в 10 раз… И школа не способствует оздоровлению детей…».
(«Учительская газета», №13 от 31 марта 2015 г. «Эксперименты над детьми: Медики и ученые против методов бучения в современной школе»)
Из решения Комитета по образованию и науки ГД ФС РФ от 22.11.2018 года № 60-1 «Опыт и проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодёжи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний»:
«Сохраняются неблагоприятные тенденции ухудшения здоровья детей. Результаты исследования Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России, опубликованные в 2017 году показали, что период обучения в школе часть детей теряют здоровье. Также увеличивается доля учащихся с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями.
Согласно данным экспертов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России за 2017 год среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, а среди одиннадцатиклассников таких совсем нет. За время обучения в школе среди детей повышается распространенность язвенной болезни, сколиоза и близорукости. Происходит уменьшение отнесённых ко II группе здоровья (практически здоровы) с 44,4% до 34,0%. Одновременно увеличивается число детей, страдающих хроническими заболеваниями (III IV группы здоровья).
В структуре функциональных отклонений, наиболее распространённых среди учащихся, пять первых мест принадлежат функциональным нарушениям сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, нарушениям органов дыхания, нервной системы, расстройствам зрения».
Влияние современного учебного процесса на психику детей и подростков
Ещё в 90-е годы экс министр образования РФ Е.В. Ткаченко в СМИ заявил: «За время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить… Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит там не та педагогика…».
(«Медицинская газета» от 01.11.1995г.)
Позже, первый заместитель Министра образования РФ А.Ф. Киселёв в официальном письме Министерства образования РФ №220/11-12 от 22.02.1999 г. «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» подтвердил эти данные: «… По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60 – 70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения…».
(выдержка из письма Министерства образования РФ №220/11-12 от 22.02.1999 г.)
Опубликованные Институтом возрастной физиологии РАО данные, безусловно, находят своё подтверждение на общей ситуации в обществе, которую описал в «МГ» в статье под заголовком «С каким человеческим потенциалом Россия встретила XXI век?» министр здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко: «…Общее число психически больных за эти годы (с начала 90-х по 2000 г.) возросло с 3,14 млн. до 3,88 млн., или на 19,1%, а интенсивный показатель – с 2117,2 до 2667,5 на 100 тыс. населения, или на 26%…».
(«Медицинская газета» от 28.03.2001 г.)
Согласно авторитетному заявлению директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН профессора В.Р. Кучмы: «Стресс в школе испытывают до 80% учащихся…».
(«Медицинская газета» от 20.04.2005).
Спустя два года, он вновь озвучил эти трагические данные: «различные формы психических нарушений («дезадаптаций») отмечаются у 83% девочек старшего возраста и 62% юношей».
(«Медицинская газета» от 26.12. 2007).
Главный психиатр Минздрава России, руководитель Центра психиатрии и наркологии им. Сербского З.И. Кекелидзе, выступая в октябре 2015 на пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню психического здоровья, заявил: «Психические аномалии развития присутствуют у большинства российских школьников и воспитанников детских садов. Среди дошкольников психическими аномалиями страдают 60% детей, среди школьников этот показатель составляет около 70-80%. При этом у 30% школьников наблюдается дезадаптация в социуме».
Научный руководитель ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей», основоположник здоровьеразвивающего направления педагогики, д.м.н. В.Ф. Базарный: «Таким образом, согласно данным коллектива головного института по школьной гигиене Научного центра здоровья детей и подростков РАМН, школа из заведомо психически здоровых малышей за 10-12 лет «образования» умудряется «перековать» в не «адаптивных», т.е. в не способных к нормальной жизни в социальной среде 62-83% молодых людей!?
Здесь речь идёт о самом страшном – о том, что уже давно запущен процесс неумолимого вытеснения нормальных людей психически и физически неполноценными. Безусловно, это ведёт к нарастанию в обществе психиатрического хаоса, который рано или поздно достигнет критической отметки и спровоцирует социальный взрыв».
(Из материалов научно-практического республиканского семинара «Педагогика здорового развития детей в современном учебном процессе», организованного Министерством образования республики Беларусь Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» в феврале 2016 года)
Влияние системы образования на репродуктивное здоровье детей и подростков
Однако, как оказывается, выше упомянутые заболевания не идут ни в какое сравнение с тем, что формы и методы, применяемые в существующей ныне системе образования России, вызывают серьёзнейшую деградацию репродуктивного здоровья мальчиков и девочек. В результате чего для многих из них под угрозой оказывается способность продолжить свой род.
Баранов А.А., директор Научного центра здоровья детей РАМН, академик РАН: «… Я как детский врач хочу сказать о том, что детей у нас чуть больше 20% в структуре населения, но это 100% нашего будущего. Это мы все должны помнить и никогда об этом не забывать. Те тенденции, которые сегодня есть в репродуктивном здоровье родом из детства. Более 60% проблем связанных с репродуктивным здоровьем населения это проблемы детского возраста. Сегодня примерно 50% юношей и девушек подростков имеют такие отклонения в состоянии здоровья, которые могут нарушить их репродуктивные планы».
(Выдержка из выступления А.А. Баранова в рамках круглого стола: «Репродуктивное здоровье российской молодёжи» от 09.04.2015 г.).
Профессор Уварова о массовой недоразвитости таза у девочек и причинах родовых травм
Около 12 лет до заявления А.А. Баранова схожие данные озвучивала О.В. Шарапова занимавшая в то время (с 2000-2004 г.) должность заместителя министра здравоохранения РФ: «… В результате, за последние 10 лет… более 30% девушек и 50% юношей имеют заболевания, которые ведут к ограничению репродуктивных функций… ».
(Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 176 с.:ил.)
За несколько лет до заявления О.В. Шараповой в статье «МГ» под заголовком: «С каким человеческим потенциалом Россия встретила XXI век?» на эту же проблему (динамика которой сохранялась с начала 90-х по 2000 гг.) указывает министр здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко: «…Особенно быстрыми темпами растёт заболеваемость врождёнными аномалиями, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения…».
(«Медицинская газета» от 28.03.2001 г.)
Важно отметить, что примерно за 12 лет до выступления Ю.Л. Шевченко, о разрушительном воздействии книжно-седалищной модели образования на репродуктивную систему указывал академик АМН СССР Е.И. Чазов, занимавший с 1987-1990 гг. пост министра здравоохранения СССР: «За голову хочется схватиться, до чего мы довели детей в школе!… К восьмому классу выявление мочеполовых болезней происходит в 2 раза чаще…».
(«Семья» № 6, 1989).
Учитывая приведённую хронологию высказываний на предмет проблем касающихся подрыва репродуктивной функции народонаселения в масштабах всего нашего государства, стоит обратить внимание на данные, озвученные директором Научного центра здоровья детей РАМН, главным педиатром России академиком А.А. Барановым: «В условиях резкого сокращения численности подростков и серьёзных проблем в демографической ситуации в стране охрана репродуктивного здоровья подростков становится важнейшей задачей государства. В стране 3 миллиона бесплодных браков, и причина их в 60% случаев родом из детства… За последние 10 лет частота андрологических болезней у мальчиков увеличилась в 1,5 раза, более 50% юношей и девушек, подростков, имеют врождённые и приобретённые болезни, которые могут ограничить реализацию репродуктивной функции…».
(данные из материалов заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей от 27.05.2014 г. http://www.kremlin.ru/transcripts/21101)
Получается, что проблема демографического кризиса и репродуктивного здоровья населения существует более 25 лет и обозначена на государственном уровне как одно из важнейших направлений. Более того, в министерстве здравоохранения РФ признают, её возникновение связано с образовательной средой, в которой дети пребывают около 70% времени своего бодрствования.
Результаты
Главный психиатр министерства обороны, проф. В. Смирнов: «Призыв 1989 года показал: в армию пришло 45 процентов людей с подорванной психикой (двадцать лет назад их было в 12 раз меньше)… У нас теперь почти при каждом госпитале есть маленький сумасшедший дом со всеми его атрибутами – решётками на окнах, смирительными рубашками».
(«КП» от 17 апреля 1991 года)
Начальник Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ генерал-майор м.с. В.В. Куликов: «После окончания школы лишь несколько процентов выпускников школ оказываются годными для службы в армии по группе 1А. …На первом месте заболевания опорно-двигательного аппарата. Это сколиозы и плоскостопие. По этой причине отсрочки получают более 110 тыс. юношей. Затем идёт психиатрия – около 100 тысяч освобождают ежегодно. Причём более 30% из них – с признаками разной степени умственной отсталости…».
(«КП» от 21 мая 2008 года).
Академик Баранов А.А.: «В 2013 г. при первоначальной постановке на воинский учёт заболевания выявлены у 59% освидетельствованных. Около 30% юношей признаны негодными к военной службе». («Медицинская газета» от 18.07.2014 г.). И это при том, что перечень болезней, с которыми стали брать на военную службу, постоянно расширяется!
Из заявлений практических психиатров:
Из интервью психиатра Светланы Логвановой, вышедшего в «МК» от 29.03.2006г. под символической рубрикой «Русский Дом»:
«В последнее время в России особенно много развилось сатанистов. Их вообще на приемах большинство… Родители приводят своих детей – подростков, не осознавая, до какой степени поражения дошло дело. Им не говорят всю правду, чтобы они не сошли с ума от ужаса, узнав, что происходит с их детьми…»
А как себя чувствуют, кто был близок, но не мог принять «сатанизм по-русски»?
«В десять раз. Именно так прогрессирует число суицидов в России за прошедшее десятилетие (Природа и человек».№11. 2001).
«За 2016 год число суицидов среди детей и подростков увеличилось на 60%» (Радио России. 21.03.2017).
По заказу Общественной палаты РФ был сделан доклад «Социальный портрет молодёжи РФ». Вот выдержки из этих материалов: «… Картина вышла неутешительная. Наша нация деградирует и вырождается.… Каждое новое поколение в России менее здорово, менее развито умственно, духовно и культурно, чем предыдущее… Если негативным процессам и тенденциям в молодёжной среде не поставить предел, если ход событий не переломить, они примут необратимый характер, и тогда Россию ждёт глобальная социальная катастрофа».
(Из интервью ректора МосГУ Игоря Ильинского
«МК» от 27 июня 2011 г).
Председатель Российского Союза за здоровое развитие детей, Почётный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы А.А. Коробейников: «…Всё происходящее – явление глубоко закономерное. Речь идёт о продолжающихся полвека школьных реформах, которые выполнялись административно сверху без научного обоснования. В итоге у нас сложилась технология обучения, направленная против жизни и здоровья детей».
(выдержки из открытого письма президенту В.В. Путину от 12.05.2012 г.).
Академик А.А. Баранов об официальной статистике:
«…В ходе специального исследования заболеваемости установлено, что истинная заболеваемость подростков в два раза выше данных официальной статистики…».
(данные из материалов заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
от 27.05.2014 г. http://www.kremlin.ru/transcripts/21101)
Получается, что ситуация на самом деле может быть гораздо хуже, если не сказать, катастрофичнее, чем заявляется в официальных и так далеко не радужных статистических отчётах.
К чему пришли
Чоговадзе А.Г. генеральный директор Репробанка: «Мы в Репробанке тоже замечаем, что за последние 3–4 года число мужчин с «плохими» показателями спермы заметно выросло. Об этом говорит наша статистика по кандидатам в доноры спермы. В среднем каждый день к нам обращаются 10 мужчин 18–35 лет. За месяц первичную спермограмму сдают 200–300 кандидатов. Только у 9% качество спермы соответствует критериям Репробанка к донорской сперме. А у около 3/4 кандидатов качество не соответствует принятым нормам ВОЗ 2010.
Стоит заметить, что действующие нормы ВОЗ были существенно смягчены, по сравнению с предыдущими (ВОЗ 1999). Если оценивать качество спермы нынешних мужчин по предыдущим нормам окажется, что им соответствует менее 1% кандидатов» (https://reprobank.ru/)
Аполихин О. И. – главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н. А. Лопаткина – филиала Национального медицинского исследовательского радиологического центра Минздрава России, профессор, член-корр. РАН в интервью «МК» 25 мая 2018 года:
«Мы пытаемся соединить больной сперматозоид с больной яйцеклеткой, а потом спасаем больного ребенка в перинатальных центрах».
Количество детей с инвалидностью выросло в РФ за последние семь лет дополнительно на 135 тыс., сообщил заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Вовченко.
“В отношении детей-инвалидов в последние годы фиксируется увеличение численности. На начало 2015 года у нас было 590 тыс. детей-инвалидов, сейчас на ноябрь этого года 725 тыс. То есть, это существенный рост”, – сказал он на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации по теме: “Актуальные вопросы развития отечественной индустрии реабилитационных товаров для инвалидов”. (https://tass.ru/obschestvo/16639501)
Приложение 2
Возможные варианты проведения мероприятия и вопросов выступающим на примере КС в ОП РФ 14.05.2021 г.
Первый вопрос. Оценка итогов деятельности системы образования с позиций её влияния на здоровье обучающихся в динамике за последние двадцать лет.
Это фактически итог дошкольно-школьного образования: качественное состояние здоровья выпускников, их способность к полноценной трудовой деятельности и продолжению рода (способность зачать и родить здоровых детей).
Выступающие по отдельным темам первого вопроса – в основном главные внештатные специалисты Минздрава, представитель Центральной военно-врачебной комиссии МО РФ и представитель МВД. Обсуждаются:
- общий обзор состояния здоровья детей и подростков;
- состояние здоровья призывников (статистика признанных негодными к воинской службе с выделением по основным патологиям);
- состояние здоровья новорождённых (статистика родовых травм и их основных причин, кесаревых сечений, осложнённых родов, преждевременных родов);
- состояние психического здоровья несовершеннолетних с выделением основных патологий, а также суицидов и попыток к суициду;
- состояние репродуктивного здоровья мальчиков и юношей;
- состояние репродуктивного здоровья девочек и девушек;
- статистика правонарушений среди несовершеннолетних по видам;
- статистика употребления наркотиков среди несовершеннолетних.
1. Аполихин Олег Иванович – главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н. А. Лопаткина – филиала Национального медицинского исследовательского радиологического центра Минздрава России, профессор, член-корр. РАН.
Тема: Состояние и динамика за последние 20 лет репродуктивного здоровья населения России: количество бесплодных браков, статистика заболеваний репродуктивной системы. Результаты статистики для коррекции государственной политики в области народосбережения с учётом обсуждаемой темы.
2. Баранов Александр Александрович, главный внештатный специалист педиатр Минздрава России, советник руководителя научно-исследовательского института педиатрии и охраны здоровья детей федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Центральная клиническая больница Российской академии наук, академик РАН.
Тема: Предложения по коррекции государственной политики в области профилактической педиатрии с учётом обсуждаемой темы. Состояние и динамика здоровья детей и подростков за последние двадцать лет.
3. Брюн Евгений Алексеевич, главный внештатный специалист психиатр-нарколог Минздрава России, президент Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы».
Тема: Статистика употребления наркотиков и алкоголя среди несовершеннолетних. Результаты по изучение причин роста потребления наркотиков среди учащихся и предложения для коррекции государственной политики с учётом обсуждаемой темы.
4. Драпкина Оксана Михайловна, член Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения РФ, президент Общероссийской общественной организации «Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний», член-корреспондент РАН.
Тема: Жизнедеятельность ребёнка в учебном процессе и её роль в профилактике неинфекционных болезней с учётом обсуждаемой темы.
5. Макушкин Евгений Вадимович, главный внештатный детский специалист психиатр Минздрава России, заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательскй центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.
Тема: Освещение истоков и механизмов деградации состояния психического здоровья несовершеннолетних с выделением основных патологий, а также суицидов и попыток к суициду. Предложения для коррекции государственной политики с учётом обсуждаемой темы.
6. Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации
Тема: Статистика и динамика за последние 20 лет правонарушений среди несовершеннолетних по видам, а также статистика и динамика за последние 20 лет употребления наркотиков среди несовершеннолетних
7. Уварова Елена Витальевна, главный внештатный специалист гинеколог детского и юношеского возраста Минздрава России, заведующая вторым гинекологическим отделением федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН.
Тема: Освещение состояния и динамики за последние 20 лет репродуктивного здоровья девочек и девушек: статистика заболеваний репродуктивной системы и как это влияет в перспективе на статистику бесплодия, осложнённых родов (кесарево сечение, преждевременные роды, необходимость ЭКО) и качество новорождённых (врождённые заболевания, энцефалопатия).
8. Тарусин Дмитрий Игоревич, детский уролог-андролог, руководитель Городского Центра охраны репродуктивного здоровья детей и подростков в Морозовской детской городской клинической больнице г. Москвы, доктор медицинских наук, профессор.
Тема: Освещение состояния и динамики за последние 20 лет репродуктивного здоровья мальчиков и юношей.
9. Тришкин Дмитрий Вячеславович, начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации – начальник медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тема: Освещение в динамике за последние 20 лет состояния здоровья призывников (статистика признанных негодными к воинской службе с выделением по основным патологиям).
Вывод: Участники «круглого стола» констатируют, что общество имеет социальный механизм (систему образования) воспроизводства молодых людей, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное и дееспособное потомство.
Второй вопрос. Система образования, как социальный институт воспроизводства творческого, физического и психического потенциала народа. Почему жизненно необходим перевод деструктивной для здоровья учащихся системы современного образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу.
Освещают представители регионов, комиссий ОП РФ, разработчики программ, учёные.
10. Цыганкова Ольга Дмитриевна, к.э.н., директор АНОДО «Международная Академия спорта Ирины Винер».
Тема: «Гимнастика для всех. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие общеобразовательные программы гимнастики дошкольного и начального образования».
11. Алиев Шамиль Габибулаевич, председатель общественной палаты г. Каспийск, Республика Дагестан
Тема: Опыт работы образовательных учреждений г. Каспийска по программе сбережения и развития здоровья в образовательном процессе.
12. Базарный Владимир Филиппович, разработчик здоровьеразвивающего направления педагогики, научный руководитель ООД «Российский союз за здоровое развитие детей», член Центрального совета ОД «Образование – для всех», почётный работник общего образования Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор.
Тема: Почему во имя реального народосбережения жизненно необходим перевод деструктивной для здоровья учащихся системы современного образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу. Опыт реализации такой государственной политики на примере некоторых субъектов РФ.
13. Винер-Усманова Ирина Александровна, председатель Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, Президент Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация художественной гимнастики».
Тема: Жизнедеятельность ребёнка в учебном процессе и её роль в формирование здорового образа жизни как совокупности устойчиво сформированных привычек человека.
14. Дубровская Елена Николаевна, директор МБОУ Лицей № 103 «Гармония» г. Железногорск Красноярского края, Заслуженный учитель России, Заслуженный учитель Красноярского края, победитель конкурса «Лучший директор России 2007».
Тема: 30-летний опыт работы МБОУ Лицея №103 «Гармония» по программе пололичностной ориентации учебного процесса, а также сбережения и развития здоровья в образовательном процессе.
15. Берчун Валерий Валентинович, заместитель председателя ООД «Российский союз за здоровое развитие детей».
Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей на старте своей жизни – дошкольного возраста и школьников как база для обеспечения устойчивого здорового развития новых поколений, а в итоге здоровья всего населения Российской Федерации.
15. Кравченко Галина Викторовна, директор Земской гимназии в г. Балашихе Московской области.
Тема: Опыт работы по программе пололичностной ориентации учебного процесса, а также сбережения и развития здоровья в образовательном процессе.
16. Майко Елена Викторовна, председатель СРОО «Берегиня, член общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка.
Тема: Результаты обследования позвоночника у школьников города Севастополя с помощью современного безвредного метода компьютерной оптической топографии. Роль общественного движения родителей Севастополя в коррекции государственной политики по охране здоровья детей в учебном процессе.
Участники «круглого стола» отметили, что применение применения в образовательном процессе здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения в разы повышает жизненные силы детей, уменьшается заболеваемость и поражённость их школьными формами патологии. И это без медиков и без затрат на дорогостоящие лечебно-реабилитационные центры. Внедрение таких технологий являются базой для обеспечения устойчивого здорового развития новых поколений, а в итоге здоровья всего населения Российской Федерации.
Без решения этой фундаментальной задачи, все разговоры и действия по «модернизации образования», обречены на неудачу. Об этом же говорят специалисты, государственные структуры, общественность, руководство страны. Так, Президент РФ В.В. Путин 27 мая 2014 года на Координационном совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей констатировал, что «большинство наших детей, готовящихся вступить во взрослую жизнь, имеет проблемы со здоровьем». А ведущий педиатр России академик А.А. Баранов отметил, что «несмотря на принимаемые государством усилия по охране здоровья детей подросткового возраста, уровень их заболеваемости увеличивается».
Вывод: Здоровьеразвивающая педагогика – основа для принципиально нового механизма социального управления воспроизводством народа через первичную (немедицинскую) профилактику в целях истинного народосбережения.
Третий вопрос. Российское законодательство и решение проблемы перевода системы образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу.
Освещают представители Минздрава России, Роспотребнадзора и Генеральной прокуратуры.
17. Представитель Роспотребнадзора
Тема: Меры Роспотребнадзора для приведения учебного процесса в соответствие с требованиями пункта 2 ст. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
18. Представитель Генеральной прокуратуры РФ
Тема: Меры Генеральной прокуратуры РФ для приведения учебного процесса в соответствие с требованиями пункта 2 ст. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В марте 1999 года был принят Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где пункт 2 статьи 28 требует: «программы, методики и режимы воспитания и обучения… допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам». Этой нормой законодатель закрыл дорогу неадекватным природе ребёнка программы, методики и режимы воспитания и обучения, учитывая то, что именно они в наибольшей степени влияют на деградацию здоровья детей и подростков, рост заболеваемости и возникновение «школьных» патологий.
Однако на практике это требование не выполняется. Более 23 лет дошкольный и школьный сегменты отечественной системы образования работают вне правого поля, т.к. продолжают использовать в образовательных учреждениях программы, методики и режимы воспитания и обучения, не отвечающие требованиям российского законодательства. Органы исполнительной власти всех уровней, администрации и учредители образовательных учреждений, это требование законодательства не выполняют, а Роспотребнадзор и Генеральная прокуратура РФ не обеспечивают должного контроля и прокурорского надзора за соблюдением данной нормы в правоприменительной практике.
Вывод. Роспотребназору усилить контроль над исполнением органам исполнительной власти всех уровней, администрациям и учредителям образовательных учреждений требований ст. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», особенно в части требований получения санитарно-эпидемиологического заключения на допускаемые к использованию «программы, методики и режимы воспитания и обучения детей», а органам прокуратуры обеспечить соответствующий надзор.
Четвёртый вопрос. Обсуждение причин невыполнения исполнительной властью положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, требующей «Распространения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…»
Освещают представители разработчиков Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, Минпросвещения и Минздрава РФ.
19. Драгункина Зинаида Фёдоровна, советник мэра Москвы, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре (2011—2019), разработчик Национальной стратегии действий в интересах детей, секретарь Координационного Совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012—2017 годах.
Тема: Причина невыполнения положения «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4). Предложения для коррекции государственной политики с учётом обсуждаемой темы.
20. Представитель Министерства просвещения РФ
Тема: Причина невыполнения Министерством образования (сейчас Министерство просвещения РФ) положения «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4). Действия государственной политики в области образования для создания механизма распространения здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения страны.
Представитель Министерства здравоохранения РФ.
Тема: Причина невыполнения Министерством здравоохранения положения «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4). Действия государственной политики в области образования для создания механизма распространения здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения страны.
Пятый вопрос. Меры по созданию и реализации механизма распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения РФ в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, а также Указами Президента РФ.
Выступление представителей образовательных учреждений, использующих здоровьеразвивающие (здоровьесберегающие) технологии обучения, общественных родительских организаций и иных участников, имеющих предложения по видению государственной политики (правовые нормы, организационно-управленческие меры) в области образования для создания механизма распространения здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения страны.
Все участники мероприятия вносят свои предложения (если они есть) в итоговый документ (Рекомендации и т.п.).