Народосбережение: здравоохранение через образование
В своём Послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин заявил, что в основе всей государственной политики «лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв» [10].
Далее Президент перечисляет много полезных и нужных задач (уже выполненных и предстоящих) для достижения этого «решительного прорыва», в т.ч. удвоение средств, которые будут в ближайшие шесть лет направлены в медицину.
Но отечественный, да и мировой опыт говорит о том, что это мало поможет «решительному прорыву» [1-4, 7]. Ведь в Послании было сказано только о профилактике, как системе ежегодных профилактических осмотров для раннего выявления заболевания: «Важнейшая задача – это профилактика заболеваний. В 90-е годы такая работа практически не велась. Мы начали её восстанавливать. Нужно обеспечить всем гражданам реальную возможность не менее одного раза в год пройти качественный профилактический осмотр».
Первичная профилактика, как образ жизни, направленный на ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ болезни, была затронута в разделах Послания, посвящённых экологии (воздух, вода, сохранение уникальных природных систем, создание благоприятной городской среды и т.п.).
А вот в разделе, посвящённом ОБРАЗОВАНИЮ, об этом ни слова, хотя именно эта сфера, главным образом, порождает практически все хронические болезни («болезни цивилизации»). И вот почему.
В помощь СЕМЬЕ две государственные системы непосредственно отвечают за народосбережение (воспроизводство и здоровье населения России): образование и здравоохранение. При этом именно образование играет основную стратегическую роль в воспроизводстве творческого потенциала народа, в формировании физического, психического, нравственного здоровья подрастающих поколений и тем самым воспроизводит трудовой потенциал общества, поддерживает духовную историю народа и обеспечивает национальную безопасность государства. Эту мысль особо подчёркивал полтора века назад основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников. Здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».
И как эта «завеса» раскрывается?
Начиная с конца 70-х годов XX века, в СССР, ныне в России руководство и специалисты отмечают стойкую тенденцию ухудшения здоровья детского населения страны. В.В. Путин 27 мая 2014 года на Координационном совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей констатировал, что «большинство наших детей, готовящихся вступить во взрослую жизнь, имеет проблемы со здоровьем». А ведущий педиатр России Баранов А.А. отметил, что «несмотря на принимаемые государством усилия по охране здоровья детей подросткового возраста, уровень их заболеваемости увеличивается» [12]. И приводит тревожные данные исследований: «В 2013 г. при первоначальной постановке на воинский учёт заболевания выявлены у 59% освидетельствованных. Около 30% юношей признаны негодными к военной службе» [6]. И это при том, что перечень болезней, с которыми стали брать на военную службу, постоянно расширяется.
И спорт здесь уже давно не помогает. Главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью Минздрава РФ, директор НИИ урологии Аполихин О.И. констатирует: «До 80% призывников не могут выполнить обычные физические нормативы» [11]. А академик Баранов А.А. заключает: «В целом по уровню физического развития современные подростки уступают своим сверстникам прошлых лет» [6]. Почему? Ещё 100 лет назад было установлено, что основной причиной деградации здоровья детей является существующая система образования. На 1-ом, 2-ом и 3-ем Всемирных конгрессах по школьной гигиене, состоявшихся соответственно в Нюрнберге (1904), Лондоне (1908) и Париже (1910) был сделан вывод: школа подрывает здоровье учащихся [7].
Ставка на здравоохранение (в медицинском аспекте) крайне затратна и малоэффективна. Здравоохранение в нынешнем виде основной упор делает на лечение и медицинскую реабилитацию, особенно на высокотехнологичное (дорогостоящие лечебные центры, оборудование, высокооплачиваемые специалисты и т.п.). В условиях современной рыночной экономики акценты государства обращены на малоэффективное и чрезвычайно затратное медицинское сопровождение хронических или тяжелобольных пациентов, когда эффективность работы центров определяется количеством проведенных высокотехнологичных операций. Парадокс, но при такой государственной политике медикам выгодно иметь больное население!
Такой подход — не вина врачей, а результат неадекватных приоритетов в организации государственного здравоохранения. Чтобы это изменить, нужно менять государственную политику в области здравоохранения. Как это отражается в нашей жизни? Сначала школа калечит детей, награждает их хроническими практически не излечимыми патологиями, а затем медицина их пытается лечить. Все при деле, как в фильме Чаплина: сначала сын стекольщика бьёт стёкла в окнах, затем папа их вставляет. При существующей системе образования молодежь логично «дозревает» до супердорогих технологий в медицине и перинатальных центров (у кого есть деньги или кому повезёт с квотой).
В результате в жизнь вступают молодые люди с подорванным здоровьем, создают семью, рожают детей. А «от худого семени не жди доброго племени», что остро сказывается на демографии современной России. Академик Баранов А.А. отмечает: «В стране более 3 млн. бесплодных браков, и причины их бесплодия в 60% случаев «родом из детства». За последние 10 лет частота андрологических болезней детей увеличилась в 1,5 раза. Свыше 50% юношей и девушек имеют врождённые и приобретённые заболевания, которые могут ограничить реализацию репродуктивной функции» [6]. По данным ВОЗ в 70-х годах число бесплодных пар в мире составляло около 5%, то на данный момент эта цифра приближается к 15%. Бесплодие в России на середину 2016 года достигло уровня национальной безопасности. Репродуктологи и гинекологи страны бьют тревогу. Уровень бесплодия в 2015 году составил 15%, в 2016 —17%. По данным Росстата в 2017 году в России смертность превысила рождаемость на 134 тысячи человек.
При подведении итогов Национальной стратегии действий в интересах детей 28 ноября 2017 года Путин В.В. поставил задачу о «перезагрузке политики демографического развития» [13]. И это правильно. Однако решение этой задачи официальные демографы и власть понимают как количественный рост новорожденных. При этом замалчивается качество новорожденных, которых рожают вчерашние выпускники школы, Но они за годы учёбы подорвали репродуктивный потенциал [3]. Именно в школе главная причина основных бед репродукции, а значит, и демографии. У молодых людей, «отсидевших» в школе и дома практически весь период развития на «седалищах», навсегда подорван репродуктивный потенциал. Согласно официальным данным, из каждой 1000 новорожденных у 800 – 900 врождённая патология и черепно-мозговые родовые травмы [5]. О последствиях уже реальной трагедии даже думать страшно. Получается замкнутый круг: воспроизводство молодых людей, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство. И это характерно для всех стран. Каков выход? Медицина?
Как уже отмечалось, нынешняя политика здравоохранения направлена на развитие высокотехнологичного (и высокозатратного) лечебного направления. Этого не может потянуть ни одно, даже самое богатое государство. По данным проф. Аполихина О.И. «В России же за последние годы вложения по программе модернизации, например, в кардиологию по сравнению с бюджетом пять-семь лет назад превышены в 100 раз. В онкологии – в 76 раз. При этом выявляемость запущенных случаев увеличилась всего на 4-7%. … Средств, для того чтобы лечить всех одинаково качественно и современными средствами, не хватит ни одной экономике: cовременная медицина очень дорогая… Физический объем медицинских услуг уже в ближайшие годы должен возрасти многократно, и государство вряд ли сможет обеспечить пропорциональный ему рост объемов финансирования. Значит, необходимо внедрение нового формата здравоохранения в реалиях современной России. В чем суть? В смещении вектора его развития с наращивания технологий на профилактику, раннее выявление заболеваний и формирование здорового образа жизни» [8].
Эффективность здравоохранения продолжает снижаться. Во всём мире нацелено работают на переориентацию здравоохранения с высокозатратной модели, основанной на гонке за высокими технологиями, на модель организации охраны здоровья граждан, которая позволит совместить базовые гарантии с реальными возможностями государства. Основа такого подхода – не медицинская профилактика. Вечная истина, которую игнорируют системы здравоохранения и образования: «Легче предотвратить болезни, чем их лечить». Советская медицина, до 70-х годов делала ставку на профилактику и достигала отличных результатов. Новое — это хорошо забытое старое.
В качестве примера проф. Аполихин О.И. приводит Кубу: «Куба — мировой лидер по качественным показателям общественного здравоохранения в мире и получил высокую оценку ВОЗ. При этом финансовый вклад в охрану здоровья граждан у них несравнимо меньше. Если на охрану здоровья одного американца в год тратится свыше 9 тыс. долларов (при этом 46 млн. граждан не застрахованы), то на кубинца — около 600 долларов в год… Кубинцы в здравоохранении используют профилактическую модель — модель «медицины превентива». Когда главное — не лечить болезни, а создать такие условия, чтобы люди не болели. На Кубе сохранили и развили советскую систему здравоохранения. Результат: значительно снизилась младенческая и материнская смертность, улучшилось здоровье новорожденных и людей старшего возраста. За короткое время выросла средняя продолжительность жизни (свыше 79 лет как и в США) — это хороший показатель в сравнении с самыми развитыми странами мира и при минимальных затратах» [8].
Но такой подход следует развить на качественно новом уровне путём перевода системы образования на здоровьеразвивающую основу. В России есть программа такого перевода, разработанная ещё 40 лет назад в СО АМН СССР научной академической школой проф. Базарного В.Ф.) [1-4]. Это и должно стать основой первичной профилактики хронических болезней!
Данная программа – единственная в России, которая утверждена Роспотребнадзором РФ в качестве здоровьеразвивающей. В соответствии с официальными заключениями использование данной программы системой образования в разы повышает жизненные силы детей, уменьшается заболеваемость и поражённость их школьными формами патологии. И это без медиков и без затрат на дорогостоящие лечебно-реабилитационные центры.
С другой стороны такая первичная профилактика позволит радикально снизить затраты общества на здравоохранение (по расчётам российских и американских специалистов на 75%) [8, 14], перенаправить средства на немедицинскую профилактику, а также на развитие и доступность высокотехнологичной медицины.
При таком подходе общество имеет здоровые поколения и значительно сокращает затраты на медицину.
На энтузиазме учителей около 4-х тысяч образовательных учреждений России и за рубежом (Азербайджан, США, Израиль, и др.) работают по основным положениям данной программы и получили убедительно положительные результаты.
Два раза за последние двадцать лет в государственных документах отмечалось какое- то осознание обсуждаемой проблемы. Так, в ноябре 2008 года Медведев Д.А. в Послании ФС РФ заявил: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения… Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» [9]. Т.е. в подготовке Послания принимал участие специалист, который хоть немного понимал в истинных истоках здоровья народа и возможности через образование сделать эффективным и здравоохранение.
В Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ № 761 от 1.06.2012 года) было включёно требование о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4), которое так и осталось на бумаге. При подведении итогов выполнения данной программы о исполнении этого требования не прозвучало ни слова.
А в это время весь мир начинает склоняться к этой парадигме: достижение высоких результатов здравоохранения при небольших бюджетных затратах.
Учёными США и ряда других стран только за последние годы проведено более 10 тысяч исследований физиологии сидячего режима (одно из направлений исследований группы проф. Базарного В.Ф.). Подтверждены выводы советских исследователей 40-летней давности: сидячий режим – главная причина возникновения хронических заболеваний (в первую очередь так называемых «болезней цивилизации»).
Начав на 20-25 лет позже нас, американцы нас догоняют, а в практической области – уже и превосходят. Так за последние 10 лет на корпоративном уровне (здоровье сотрудников) в «Силиконовой Долине» (США) сотрудники Google, Facebook, Apple (600 тыс. чел.) и других известных компаний (и таких уже более 60) в массовом порядке переходят на конторки, предложенные для школьников группой д.м.н. Базарного В.Ф ещё в 70-е годы ХХ века[1-4]. В 2014 году появились сообщения о переходе образовательных учреждений в 19 штатах на режимы обучения, предложенные у нас более трети века назад [1-3]. В 2013 году администрация президента США создала и стала патронировать общеамериканское движение «Let’s move!» («Давайте двигаться!»), был основан «Национальный Форум по Физически Активному Образованию» [14].
Вывод. Существующая модель образования сориентирована против природы ребёнка. Она повредила корни древа человеческой жизни, а в итоге – жизнестойкость всей видовой человеческой популяции. Именно в связи с массовым внедрением традиционного вербально-обездвиженного метода обучения детей специалисты сразу же подметили факт преждевременного старения молодых людей на фоне формирования у них «болезней старчества», названных школьными формами патологии (патология зрения, позвоночника, сердечно-сосудистой и репродуктивной систем, психической сферы и др.). То есть повсеместно действует глобальный социальный механизм воспроизводства молодых людей, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство. И это характерно для всех стран, особенно для развитых государств, где действующая модель образования господствует около 200 лет. Несмотря на принимаемые программы «оздоровления», среди выпускников школ здоровых всего 3-5 %. Данная проблема становится ахиллесовой пятой национальной безопасности России.
Чтобы в корне переломить эту губительную тенденцию и «раскрыть завесу будущего нашей Родины» следует создать другой (обсуждаемый в данной статье) глобальный социальный механизм воспроизводства молодых людей, которые после себя оставляют все более и более жизнеспособное потомство.
Впервые в мировой практике: здравоохранение через образование. Россия может и должна стать пионером внедрения принципиально нового социального управления воспроизводством народа и примером истинного народосбережения для других стран. Только при межведомственном взаимодействии образования и здравоохранения с опорой на первичную профилактику возможна «перезагрузка политики демографического развития». Таким образом, создаётся основное направление государственной политики первичной дешёвой, но наиболее эффективной формы профилактики здоровья населения на этапах детства.
Берчун Валерий Валентинович
ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей»
Россия, г. Москва