Вопросы профилактики школьных форм патологии зрения
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ «ШКОЛЬНЫХ» ФОРМ ПАТОЛОГИИ ЗРЕНИЯ
Проблема «школьных» форм патологии зрения в значительной степени обострена в северных регионах нашей страны. Причина сложившейся ситуации в широком плане связана с несбалансированным воздействием комплекса факторов и особенно программ дошкольно-школьного воспитания и обучения. Оказалось, что сложившиеся режимы «технологии» дошкольно-школьного воспитания и обучения не учитывали в достаточной мере требования возрастной физиологии зрения. Опережающее переключение зрительного анализатора из дистанционно-поисковой сигнальной системы в орган детского научно не сбалансированного напряженного зрительного труда способствует возникновению у большинства детей зрительно-вегетативного и зрительно-психогенного напряжения на уровне целостного организма и, как следствие, их хронического утомления.
Данное состояние усугубляется еще и следующим обстоятельством. Отсутствие в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения специфической программы направленного формирования пространственно-метрических функций зрительного восприятия, в том числе чувства зрительной локализации и зрительно-ручной координации, способствует тому, что процесс чтения письма сопровождается чрезмерным напряжением организма и низким склонением детей над книгой или тетрадью. Такой энергетически не экономный режим работы не только дополнительно усугубляет зрительно-вегетативное и зрительно-психогенное напряжение организма детей, но и способствует формированию близорукости и нарушению осанки.
Актуальность проблемы «школьных» форм патологии зрения резко возрастает на современном этапе — этапе ускорения обучения, компьютеризации учебного процесса, перехода на начало обучения с 6-летнего возраста. Широкое распространение «школьных» форм патологии зрения не является фатально неизбежным. Частоту их возникновения можно существенно понизить, если общепринятым «технологиям» обучения придать такие режимы, которые бы не только не угнетали, а наоборот, активизировали функциональное состояние детей, а также способствовали направленному формированию сенсорных систем и, в первую очередь, ведущей «рабочей» системы «зрительный анализатор-рука».
Сюда входят приемы сбалансирования режимов ближнего и дальнего зрения в учебном процессе, приближение занятий к явлениям и объектам естественной экологической среды, методы постепенного перехода с предметного зрительно-образного восприятия на словесное, специфические медико-педагогические приемы овладения техникой чтения и письма, методы направленного формирования чувства зрительной локализации в пространстве и зрительно-ручной координации, способы зрительно-психогенных и зрительно-вегетативных «разгрузок» в учебном процессе и т. д.
Основой всех методов является целенаправленная подготовка детей к школе и постепенный ввод их в основной трудовой процесс школьника «чтение-письмо».
В. Ф Базарный (Красноярск)
Министерство здравоохранения СССР Академия медицинских наук СССР Сибирское отделение
Институт медицинских проблем Севера СО АМН СССР
Актуальные вопросы развития здоровья и профилактика заболеваний в детском возрасте в условиях Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока (часть 1)